Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Мотивация

Рис. 1. Блок-схема подготовки информации для принятия решения с использованием экспертных оценок

 

Проведенный анализ видов решений в сфере уголовного су-допроизводства показывает, что уголовно-правовая оценка со-вершенного общественно опасного деяния дается в рамках ре-шений, имеющих уголовно-правовое значение. Принятие в про-цессе квалификации решений, как указывает В.Н. Кудрявцев, «всегда связано с переработкой значительного объема разнооб-разной информации, сопоставлением, проверкой, оценкой соб-ранных по делу доказательств в их совокупности, построением логически последовательной «цепочки» суждений, на основа-нии которых могут быть сделаны достоверные и обоснованные выводы»1.

Новые тенденции в развитии методологических подходов к проектированию ситуационных центров позволяют перейти к непосредственному их использованию для принятия обоснован-ных решений в деятельности средств массовой информации.

В настоящее время мир переживает весьма сложную ситуа-цию, связанную с так называемыми цивилизационными вызо-вами нового тысячелетия. Перечислим некоторые, наиболее важные из них: конфликт техники и общества; конфликт чело-века с самим собой — центральная проблема цивилизации; ис-тощение природных ресурсов, обострение борьбы за них; необ-ходимость поиска альтернативных ресурсов и новых моделей социального и научно-технического развития; финансово-эко-номическая, промышленно-техническая, информационно-ком-муникационная глобализация и опасность потери контроля за развитием сверхбольших систем; близкая опасность масштаб-ных техногенных, экологических и культурных катастроф; сверхопасный разрыв между тенденциями глобализации и про-цессами сохранения и развития культуры; в явном виде дегра-дация духовной среды обитания человека; лавинообразный рост информации и информационных систем; потеря контроля над процессами фундаментализации знания и, как следствие, дегра-дация культуры познания; массовая трагедия отчуждения и не-уверенности человека в современном мире; нивелирование лич-ности, потеря индивидуальности; рост насилия и агрессивности и многие другие.

Информационные, коммуникационные и аудиовизуальные технологии становятся фундаментом, основой для построения структуры новой образовательной среды, организации учебно-исследовательского пространства нового типа. В результате этого возможно осуществление перехода от репродуктивного типа обу-чения к креативному. Одним из действенных способов решения этой задачи является перестройка учебного пространства, органи-зация комплекса учебных аудиторий по аналогии построения ситуационных центров. Ситуационный центр в образовании мо-жет рассматриваться как учебная аудитория принципиально но-вого типа, предназначенная для моделирования процессов и си-туаций в широком спектре изучаемых дисциплин. Думается, что с точки зрения дидактики это может претендовать на высший уровень освоения предметного и операционального полей. Кроме того, на повестке дня современного образования находится во-прос комплексного изучения влияния новых информационных, коммуникационных и аудиовизуальных технологий на обучае-мых, а для исследования учебного процесса в условиях реального времени, для работы экспертов (психологов, специалистов-пред-метников, медиков, методистов и др.) требуются специальным образом оборудованные помещения. По сути своей системной интеграции такая лаборатория представляет собой ничто иное, как исследовательский ситуационный центр.

Подготовка специалистов в учебных центрах и вузах, как пра-вило, проводится в аудиториях, оборудованных компьютерной, проекционной, аудио- и видеотехникой и, уже нередко, — уст-ройствами интерактивной визуализации. Работа преподавателя в таких условиях пока еще не очень эффективна, что связано со сложностью самого оборудования и с трудностью оперативного управления. Сегодня эта задача решается привлечением асси-стентов, технических специалистов. Однако есть и другое реше-ние — создание оперативного ситуационного центра, отдела мо-ниторинга состояния многофункциональных аудиторий, из кото-рого возможно осуществление поддержки преподавателей и удаленного управления оборудованием.

Внедрение технологий визуализации данных для их последую-щего анализа, приводит к созданию специализированных ситуа-ционных центров и, как следствие, необходимости подготовки

специалистов, умеющих эффективно работать в новых условиях. В некоторых российских вузах уже ведется подготовка таких спе-циалистов, однако качество их подготовки пока недостаточно. Од-ной из причин является отсутствие реальных условий в вузах для столь специфической подготовки. В учебном заведении должны быть построены ситуационные центры учебного назначения для реализации на практике основных навыков работы экспертов, лю-дей, вырабатывающих и принимающих решения.

Сейчас время от коммерческой идеи до получения прибыли сократилось с нескольких лет до нескольких месяцев. В результа-те возникла проблема: руководитель становится самым слабым звеном в цепочке бизнес-отношений (человек не выдерживает нагрузки). Причины перегрузки современного руководителя: рост объема обозреваемой информации и сокращение времени бизнес-цикла. Многие полагают, что бизнесмены управляют капиталом. Однако в действительности бизнесмены управляют идеями!

Интеллектуальные инструменты в виде систем гибридного ин-теллекта позволяют наладить серийное производство новых идей. Виртуальная ситуационная комната — это персональный инстру-мент руководителя, который реализует интеллектуальный конвей-ер для генерации новых идей в любое время и в любом месте.

Разработанные технологии позволяют руководителю макси-мально использовать свои возможности и потенциал, быстро реа-гировать на любую нестандартную ситуацию, повышают мощ-ность и быстродействие «коллективного интеллекта», гаранти-руют генерирование новых идей, предоставляют новые рабочие места и престижную профессию.

Проект «Виртуальная ситуационная комната». Цель проекта на современном этапе: привлечение новых инвесторов и поиск новых партнеров. Суть проекта — создание сети консалтинговых центров (КЦ) для оказания услуг различным компаниям и организациям по реинжинирингу их деятельности в области корпоративной практи-ки управления знаниями. Конкретное направление — деятельность по генерации новых идей для принятия решений в сложных, неоп-ределенных, нестандартных рыночных и иных ситуациях.

Практическая деятельность КЦ основана на концепции вирту-альной ситуационной комнаты (ВСК) для мобильных интеллек-туальных групп (МИГ). По этой концепции все МИГ вооружены

гибридными интеллектуальными системами (поиск и анализ ин-формации, генерация новых идей) и оснащены мобильными теле-коммуникационными средствами для коллективной работы.

Причем акцент делается на работу с плохо формализованной и слабо структурированной информацией. Такая ситуация харак-терна, в частности, для задач принятия решений в сфере средств массовой информации.

Аналитическая система поддержки решений (АСПР) создает интеллектуальную телекоммуникационную среду групповой под-держки решений при анализе политического климата и выведении прогнозных рейтингов лидеров партий и движений. Эта система, в отличие от предыдущей, не инвариантна и ориентирована на кон-кретную предметную область.

АСПР позволяет визуализировать разнородные данные и од-новременно дает возможность аналитику или аналитической группе произвести качественный анализ рейтингов лидеров партий и движений. Многооконный интерфейс системы использует мо-ноэкранный режим пользователя. Два интерактивно-информаци-онных окна системы осуществляют возможность визуализации данных по качественной характеристике партий и общественных движений в полях «экономика — социальная защита населения», «национальные отношения — государственность», «политическая система — государственный режим/строй», «собственность — распределение», а необходимые данные о количественных харак-теристиках региональной активности электората по выборным кампаниям или их прогноз визуализируются в специальном окне. Дальнейший прогноз рейтингов лидеров партий и движений осу-ществляется по модернизированному алгоритму метода анализа иерархий.

Контрольные вопросы

1. Охарактеризуйте содержание понятия «информационные системы».

2. Что такое автоматизированная информационная система?

3. Приведите основные классификации автоматизированных информационных систем.

4. Определите понятие «автоматизированная справочная сис-тема».

5. Какова роль информационно-поисковых систем в правовой сфере?

6. Что такое экспертная система?

7. Каковы границы использования экспертных систем в пра-вовой деятельности?

8. Раскройте содержание понятия «ситуационный центр».

9. Каково значение ситуационных центров в организации про-цесса управления?

10. Охарактеризуйте роль ситуационных центров в процессе образования.

Рекомендуемая литература:

1. Батурин Ю.М. Информация общества, право и человек // Влияние научно-технического прогресса на юридическую жизнь. М.: Юридическая литература, 1988.

2. Венгеров А.Б. Право и информация в условиях автоматиза-ции управления. М.: Юридическая литература, 1978.

3. Гаврилов О.А. Интеллектуальные системы и технологии в правовой сфере // НТИ. Сер. 1. 1993, № 11.

4. Гаврилов О.А. Курс правовой информатики: Учебник для вузов. М.: НОРМА, 2000.

5. Информатика для юристов и экономистов / Под ред. С.В. Си-моновича. СПб.: Питер, 2002.

6. Материалы научно-практической конференции «Ситуаци-онные центры, модели, технологии, опыт практической реализа-ции». М.: РАГС, 2006.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Ситуационные центры и их применение | Типы представлений — до 5 мин
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-11; Просмотров: 346; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.015 сек.