КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Принципы и основные формы организации труда осужденных к лишению свободы
Кризисные явления начала 1990-х гг. поставили перед российской пенитенциарной наукой и практикой вопрос об обязательности труда для осужденных. В связи с разработкой нового уголовно-исполнительного законодательства проблема перешла в практическую плоскость. В ее разрешении приняло участие значительное число ученых, практических работников УИС, представителей различных государственных и общественных структур. В ходе дискуссии о новой роли труда в местах лишения свободы обозначилось три основных позиции. Представители первой, наиболее радикальной точки зрения, отвергали возможность сохранения обязательного общественно полезного труда как средства исправления осужденных. При этом они, ссылаясь на советский опыт, отождествляли труд осужденных с принудительным трудом, запрещенным международными правовыми актами. Однако в соответствии с существующими международными стандартами, в частности Конвенцией Международной организации труда № 29 о принудительном и обязательном труде (Женева, 28 июня 1930 г.)*, и Конвенцией Международной организации труда № 105 об упразднении принудительного труда (Женева, 25 июня 1957 г.)**, обязательный труд осужденных не рассматривается как разновидность принудительного труда. Некоторые специалисты считали возможным организацию труда по желанию осужденного. Они высказывались за сохранение в рыночных условиях общественно полезного труда только для тех осужденных, которые не могли оплатить свое пребывание в местах лишения свободы. Такой подход изначально неверен, так как его реализация привела бы к нарушению многих принципов уголовно-исполнительного права и законодательства, и в первую очередь — принципа равенства осужденных перед законом.
Подавляющее большинство ученых и практических работников предложило законодательно закрепить обязательность труда осужденных. Аргументами в пользу подобной позиции являлось то, что труд осужденных имеет оздоровительное, воспитательное и экономическое значение. Для физически здорового человека различные формы труда необходимы для поддержания его нормального функционирования (трудотерапия). Трудовая деятельность осужденных выступает в качестве, средства исправления осужденного. Привитие осужденному в процессе труда социально полезных качеств, навыков и убеждений, стремлений к полезному -труду, приобретению трудовых навыков, специальностей, формирование понимания, что только честный труд служит источником нормальной жизни человека, необходимо для нейтрализации негативных жизненных установок и адаптации осужденного после отбытия наказания. Экономическое значение хорошо организованного труда состоит в том, что он позволяет в современных условиях нормально функционировать исправительному учреждению, создавая приемлемые условия содержания осужденных, обеспечивать потребности самих осужденных и оказание помощи их семьям, накопить некоторые денежные средства для устройства после отбытия наказания. * Конвенция вступила в силу 1 мая 1932 г., ратифицирована Президиумом Верховного Совета СССР 23 июня 1956 г. ** Конвенция вступила в силу 17 января 1959 г., ратифицирована Российской Федерацией Федеральным законом от 23.03.1998 № 35-ФЗ. составляют осужденные мужчины старше 60 лет и осужденные женщины старше 55 лет, а также осужденные, являющиеся инвалидами I или II группы, которые привлекаются к труду по их желанию в соответствии с законодательством о труде и законодательством о социальной защите инвалидов. Несовершеннолетние осужденные, осужденные беременные женщины и женщины, имеющие детей, также привлекаются к труду в соответствии с трудовым законодательством (ч. 2 ст. 103 УИК РФ).
Принцип обязательности труда реализуется и в ч. 6 ст. 103 УИК РФ, которая запрещает осужденным прекращать работу для разрешения трудовых конфликтов. Отказ от работы или прекращение работы являются злостным нарушением установленного порядка отбывания наказания и могут повлечь применение мер взыскания и материальную ответственность. В ч. 1ст. 103 УИК РФ подчеркивается обязанность администрации исправительного учреждения привлекать осужденных к общественно полезному труду с учетом их пола, возраста, трудоспособности, состояния здоровья и, по возможности, специальности. Общественно полезный труд означает выполнение осужденным различной социально значимой, полезной для других людей работы, процесс и результаты которой приносят удовлетворение и самому осужденному, и востребованы обществом. К сожалению, в последнее десятилетие в условиях экономической нестабильности в стране проблема обеспечения осужденных таким трудом становится все более острой. Принцип сочетания труда и профессионального обучения нашел закрепление в ч. 1 ст. 108 УИК РФ, где подчеркивается, что в исправительных учреждениях организуются обязательное начальное профессиональное образование или профессиональная подготовка осужденных к лишению свободы, не имеющих профессии (специальности), по которой осужденный может работать в исправительном учреждении и после освобождения из него. Согласно ч. 2 ст. 9 УИК РФ общественно полезный труд является одним из основных средств исправления осужденных. Эта установка получила развитие в ч. 5 ст. 103 УИК РФ, в которой определяется, что производственная деятельность осужденных не должна препятствовать выполнению основной задачи исправительных учреждений — исправлению осужденных, а также в ст. 1 Закона об учреждениях, исполняющих уголовные наказания, констатирующей, что интересы исправления осужденных не должны подчиняться цели получения прибыли от их труда. Таким образом, требования нормативных актов, регулирующих исполнение лишения свободы, направлены на формирование и развитие производственной деятельности уголовно-исполнительных учреждений, подчинены достижению целей воспитательного, педагогического воздействия на осужденных, предполагающих привлечение осужденных к постоянному, систематическому и разнообразному участию в производительном труде, создание в исправительных учреждениях современной производственной базы и соответствующей профессиональной подготовки.
Известные кризисные явления в экономике России в конце XX в. негативным образом отразились на состоянии производства исправительных учреждений, занятости осужденных трудом, но не отменяют самих принципов организации труда, о чем свидетельствуют и соответствующие решения федеральной исполнительной власти*. В 1992—1993 гг. произошли кардинальные изменения в формах организации труда осужденных к лишению свободы. Если до этого времени осужденные работали только на государственных предприятиях, находившихся на балансе исправительных учреждений или иных организаций, то в настоящее время, в соответствии с ч. 1 ст. 103 УИК, они привлекаются к труду на предприятиях исправительных учреждений, на государственных предприятиях или предприятиях иных форм собственности при условии обеспечения надлежащей охраны и изоляции осужденных, а также вправе заниматься индивидуальной трудовой деятельностью. * См., например: постановление Правительства РФ от 26.08.1996 № 1003 «О мерах государственной поддержки учреждений, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы, с особыми условиями хозяйственной деятельности»; постановление Правительства РФ от 13.08.1996 № 970 «О Федеральной целевой-программе содействия трудовой занятости осужденных к наказанию в виде лишения свободы на период до 2000 года»; постановление Правительства РФ от 03.05.1994 № 447 «О размещении на предприятиях учреждений, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы, и на собственном производстве этих учреждений заказов на поставки продукции, выполнение работ и услуг для удовлетворения государственных нужд»; распоряжение Правительства РФ от 26.02.1996 № 235-р «О Федеральной целевой программе содействия трудовой занятости осужденных к наказанию в виде лишения свободы (1995-1996 гг.)».
Труд осужденных, отбывающих лишение свободы в тюрьмах, организуется только на территории тюрьмы (ч. 7 ст. 74 и ч. 3 ст. 103 У ИК РФ). Кроме того, осужденные в порядке очередности привлекаются к труду без его оплаты в форме выполнения работ по благоустройству исправительных учреждений и прилегающих к ним территорий (ст. 106 УИК РФ). Перечень работ, на которых запрещается использование труда осужденных, согласно ч. 4 ст. 104 УИК РФ устанавливается Правилами внутреннего распорядка исправительных учреждений. В приложении № 8 к Правилам указаны следующие виды таких работ: все работы и должности в управлениях, отделах (службах) территориальных органов уголовно-исполнительной системы; в административных зданиях, в которых размещается личный состав, осуществляющий охрану учреждений, находится (хранится) оружие, служебная документация, специальные технические средства. Кроме этого, не допускается труд осужденных: по обслуживанию и ремонту технических средств охраны, а также размещенных во внутренней запретной зоне инженерных средств охраны; множительной, радиотелеграфной, телефонной, факсимильной техники; связанный с учетом, хранением и выдачей медикаментов, взрывчатых, отравляющих и ядовитых веществ; с подчинением им вольнонаёмных работников; в качестве водителей оперативных машин; в качестве продавцов, бухгалтеров-операционистов, кассиров, заведующих продовольственными, вещевыми складами, а также складами со сложным и дорогостоящим оборудованием, кладовщиков. Положения УИК РФ о формах организации труда осужденных конкретизированы в ст. 17 Закона об учреждениях, исполняющих уголовные наказания. Согласно этой норме исправительные учреждения привлекают осужденных к оплачиваемому труду: 1) на собственных производствах учреждений, исполняющих наказания; 2) на предприятиях учреждений, исполняющих наказания; 3) на объектах предприятий любых организационно-правовых форм, расположенных на территориях учреждений, исполняющих наказания, и вне их; 4) по хозяйственному обслуживанию учреждений, исполняющих наказания, и следственных изоляторов. Собственные производства учреждений, исполняющих наказания, представляют инициативную самостоятельную производственную деятельность, осуществляемую на свой риск и под установленную законодательством ответственность, например выпуск отдельных товаров народного потребления, продуктов питания, стройматериалов и др. Для ведения собственной производственной деятельности учреждения, исполняющие наказания, имеют право: 1) осуществлять без дополнительной регистрации собственную производственную деятельность; 2) привлекать на договорных началах и использовать финансовые средства, объекты интеллектуальной собственности, имущество и имущественные права физических и юридических лиц; 3) самостоятельно выбирать поставщиков материально-технических ресурсов и потребителей выпускаемой продукции, устанавливать на нее цены в пределах, определенных законодательством РФ и заключаемыми договорами, за исключением продукции, изготовленной по заказу для государственных нужд; 4) осуществлять внешнеэкономическую деятельность в порядке, предусмотренном законодательством РФ для предприятий; 5) утверждать штаты рабочих и служащих, занятых в собственной производственной деятельности этих учреждений, а также принимать их на работу и увольнять с работы в соответствии с законодательством РФ о труде и ведомственными нормативными актами; 6) распоряжаться выпускаемой продукцией, за исключением продукции, изготовленной по заказу для государственных нужд, и всей полученной прибылью, оставшейся после уплаты налогов и обязательных платежей в соответствующие бюджеты; Учреждения, исполняющие наказания, самостоятельно планируют собственную производственную деятельность и определяют перспективы ее развития с учетом необходимости создания достаточного количества рабочих мест для осужденных, а также спроса потребителей на производимые продукцию, работы и предоставляемые услуги Предприятия учреждений, исполняющих наказания, предназначены для привлечения осужденных к труду и обучения их общественно значимым профессиям и создаются при одном учреждении, исполняющем наказания, или объединении учреждений с особыми условиями хозяйственной деятельности (например, лесозаготовка, обработка и переработка древесины) как структурные подразделения этих учреждений или объединения учреждений. Предприятия исправительных учреждений по своей организационно-правовой форме являются государственными унитарными предприятиями. Учредителем предприятий учреждений, исполняющих наказания, является федеральный орган уголовно-исполнительной системы, который утверждает их уставы, разработанные учреждениями, исполняющими наказания, или объединениями учреждений с особыми условиями хозяйственной деятельности, и закрепляет за предприятиями учреждений, исполняющих наказания, федеральное имущество. Предприятия учреждений, исполняющих наказания, осуществляют свою деятельность в соответствии с законодательством РФ с учетом следующих особенностей: 1) создание, реорганизация и ликвидация предприятий учреждений, исполняющих наказания, распоряжение их имуществом осуществляются федеральным органом уголовно-исполнительной системы и его территориальными органами; 2) руководство предприятиями учреждений, исполняющих наказания, осуществляется начальниками этих учреждений; 3) перечни должностей в штатах предприятий учреждений, исполняющих наказания, замещаемых лицами, имеющими специальные звания сотрудников уголовно-исполнительной системы, утверждаются Минюстом России; 5) предприятия учреждений, исполняющих наказания, самостоятельно планируют свою деятельность и определяют перспективы развития с учетом необходимости создания достаточного количества рабочих мест для осужденных; 6) на предприятия учреждений, исполняющих наказания, не распространяется действие антимонопольного законодательства РФ. Привлечение осужденных к труду на объектах предприятий любых организационно-правовых форм, не входящих в уголовно-исполнительную систему, расположенных на тер-. риториях учреждений, исполняющих наказания, и вне их, • осуществляется на основании договоров (контрактов), заключаемых руководством учреждений, исполняющих наказания, и предприятий. Договор (контракт) разрабатывается с учетом рекомендаций федерального органа управления уголовно-исполнительной системы. Договор (контракт) обязательно предусматривает: количество осужденных, выводимых на эти объекты; заработная плата, а также средства для выплаты осужденным необходимых пособий; специальная изоляция рабочих мест, на которых будут работать осужденные, от остальных объектов предприятий; имущественные отношения между учреждениями, исполняющими наказания, и предприятиями; обеспечение безопасных условий труда работающим осужденным, соблюдение правил и норм техники безопасности и производственной санитарии в соответствии с законодательством РФ о труде. Выполнение работ по хозяйственному обслуживанию учреждений, исполняющих наказания, и следственных изоляторов возлагается на осужденных, обладающих соответствующими специальностями (маляры, штукатуры, слесари-сантехники, столяры, парикмахеры и т.п.). Штаты работников, выполняющих работы по хозяйственному обслуживанию учреждений, исполняющих наказания, утверждают начальники учреждений, исполняющих наказания, в пределах выделяемых из федерального бюджета средств и на основании нормативов, утвержденных Минюстом России. В предназначенных для содержания осужденных несовершеннолетних учреждениях, исполняющих наказания, на выполнение работ по хозяйственному обслуживанию могут привлекаться только лица, достигшие восемнадцатилетнего возраста. Осужденные в соответствии с ч. 1 ст. 103 УИК РФ вправе заниматься индивидуальной трудовой деятельностью при соблюдении следующих условий: 1) желание осужденных заниматься такой деятельностью; 2) соответствие этой деятельности требованиям режима содержания; 3) возможность администрации учреждения, исполняющего наказания, организовать такую деятельность; 4) покрытие осужденными затрат, связанных с осуществлением этой деятельности; 5) возможность получать прибыль от такой деятельности не ниже установленного законом минимального размера оплаты труда. Данное требование не распространяется на осужденных, которым разрешено трудиться по их желанию. В соответствии с гл. 14 УИК РФ труд осужденных в исправительных учреждениях организуется на основе уголовно-исполнительного и трудового законодательства, с учетом •требований техники безопасности, охраны труда, здоровья работников и т.п. Продолжительность рабочего времени осужденных к лишению свободы, правила охраны труда, техники безопасноста и производственной санитарии устанавливаются в соответствии с законодательством РФ о труде. Так, в соответствии со ст. 212 ТК РФ в обязанности работодателя по обеспечению безопасных условий и охраны труда входит: безопасность работников при эксплуатации зданий, сооружений, оборудования, осуществлении технологических процессов, а также применяемых в производстве инструментов, сырья и материалов; применение средств индивидуальной и коллективной защиты работников; соответствующие требованиям охраны труда условия труда на каждом рабочем месте; режим труда и отдыха работников в соответствии с законодательством; приобретение и выдача за счет собственных средств специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты; принятие мер по предотвращению аварийных ситуаций, сохранению жизни и здоровья работников при возникновении таких ситуаций, в том числе по оказанию пострадавшим первой помощи; обязательное социальное страхование работников от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний и др. ' Помимо ТК РФ на осужденных распространяются нормы Федеральных законов от 24.07.1998 № 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний», от 17.07.1999 № 181-ФЗ «Об основах охраны труда в Российской Федерации» и других нормативных актов*. Нормальная продолжительность рабочего времени осужденных не может превышать 40 часов в неделю (ст. 91 ТК РФ). Для отдельных категорий осужденных к лишению свободы устанавливается согласно ст. 92 ТК РФ сокращенная продолжительность рабочего времени: для работающих осужденных, являющихся инвалидами I и II группы, — 35 часов в неделю; для осужденных, занятых на работах с вредными и (или) опас.
* См., например: федеральные законы от 16.07.1999 № 165-ФЗ «Об основах обязательного социального страхования», от 30.03.1999 N° 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»; постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 26.05.2003 № 100 «О введении в действие санитарно-эпидемиологических правил СП 2.2.2.1327-03» (вместе с «Санитарно-эпидемиологическими правилами "Гигиенические требования к организации технологических процессов, производственному оборудованию и рабочему инструменту. СП 2.2.2.1327—03"», утв. Главным государственным санитарным врачом РФ 23.05.2003) и др.
Дата добавления: 2014-01-11; Просмотров: 1097; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |