Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Вопрос 5. Социальное и светское государство, как основы конституционного строя




Вопрос 4. Правовое государство, его понятие и признаки.

Вопрос 3. Федеративность и суверенитет, как основы конституционного строя.

Россия, как федеративное государство состоит из республик, краев, областей, ГФЗ, автономной области, автономных округов – равноправных субъектов. Федеративность выражается в равном конституционно-правовом статусе субъекты РФ.

С точки зрения юриспруденции, можно упомянуть Постановление Конституционного суда РФ от 07.06.2000, в котором КС РФ указал, что государственным суверенитетом обладает только РФ, а субъекты РФ им не обладают, хотя и сохраняют самостоятельность в разрешении вопросов, отнесенных к их ведению.

Суверенитет государства выражается в верховенстве госвласти, единстве госвласти, а также ее самостоятельности и независимости как от других форм власти, так и от внешних факторов.

Национальный суверенитет выражается в праве нации определять характер своего бытия, решать вопросы своей жизни, как внешние, так и внутренние.

Народный суверенитет выражается в объединении всех граждан, проживающих на соответствующей территории, независимо от национальной принадлежности.

 

Основные признаки правового государства:

1. Общественная жизнь основывается на господстве права и закона;

2. Исчерпывающее правовое регулирование всех общественных отношений, которые в нем нуждаются;

3. Право создается с соблюдением принципов справедливости и гуманности для граждан;

4. Правопорядок базируется на надлежащем исполнении законов;

5. Предусмотрена и исполняется ответственность за неисполнение, или нарушение закона;

6. Система защиты субъектов права и самих норм права;

7. Действует принцип законности;

8. Существует правовой склад общественного сознания

 

Категория социального государства появилась в ст. 7 Конституции РФ под влиянием конституций зарубежных стран, прежде всего, Германии. Социальным считается гос-во, которое:

Создает условия, чтобы каждый человек своим трудом мог обеспечить себе достойный уровень жизни;

Заботится о здоровье людей, физическом и моральном;

Создает предпосылки для свободного развития личности: культурного, творческого и др;

Оказывает помощь в отношении социально незащищенных категорий граждан.

В соответствии со ст. 14 Конституции РФ – РФ является светским государством. Светское государство:

ü Не вмешивается в определение гражданином своего отношения к религии и религиозной принадлежности, в т.ч. при воспитании детей;

ü Не возлагает на религиозные объединения выполнение функций органов госвласти;

ü Не вмешивается в деятельность религиозных объединений, если она не наносит вред гражданам (ФЗ «о свободе совести и религиозных объединениях»);

ü Обеспечивает светский характер образования в гос. и мун. образовательных учреждениях.

 

Вопрос 6. Принцип разделения властей, его сущность и содержание.

Данный принцип также имеет длительную философскую историю. Идеи о разделении властей, высказывались еще Аристотелем. В 4й книге своего трактата «Политика» он формулирует идею разделения властей в государстве на три части: законодательную, должностную, судебную, каждую из частей представляет отдельный орган.

Далее принцип развил Джон Локк, а у него развил Шарль Луи Монтескье. Последний осуществил наиболее основательную разработку этого принципа. Начиная с этого времени (с начала XIX вв.), принцип разделения властей получает признание во многих государствах.

Впервые принцип разделения властей был реализован на практике в Конституции США 1787 г. При этом "отцы-основатели" (А. Гамильтон, Дж. Мэдисон) развили классическую модель, дополнив ее "вертикальным" разделением властей, то есть разграничением полномочий между федеральной властью и властью штатов.

В содержание классической модели также была включена знаменитая система "сдержек и противовесов" (checks and balances). В соответствии с этой системой три ветви власти не только разделены организационно, но формально и полностью независимы друг от друга, каждая из властей обладает полномочиями, позволяющими ей контролировать и ограничивать другие власти. Ни одна из властей не имеет ни формального, ни фактического верховенства, что обеспечивает уже более 200 лет устойчивость конституционной системы США. В СССР принцип разделения властей отвергался как буржуазный и неприемлемый. Единая власть понималось как власть Советов, то есть власть представительных органов.

Содержание принципа разделения властей:

ü Каждая ветвь власти занимается своими, юридически порученными ей делами;

ü Ветви власти самостоятельны и не могут вмешиваться в деятельность друг друга;

ü Разделение власти по ветвям дополняется вертикальным разделениям власти в федеративном государстве;

ü Каждая ветвь власти обладает определенными средствами воздействия на другие ветви, с целью принятия согласованных решений и обеспечения баланса властей.

Реализация данного принципа в РФ имеет ряд минусов.

Во-первых, власть согласно Конституции, принадлежит народу. Тогда возникает вопрос, а какая же ветвь из трех ему принадлежит?

Во-вторых, есть много органов, которые не вписываются в этот принцип. Президент РФ? Президентская власть? Прокуратура упоминается в главе «судебная власть». Но ее нельзя отнести к судебной, ведь судебная власть независима от прокуратуры. Следовательно, прокурорская власть? ЦентроБанк – банковская власть? Избирком – избирательная власть?

И, в-третьих, Конституция РФ говорит о принципе разделения государственной власти. Но органы местного самоуправлении тоже делятся на представительные и исполнительные.

Из этого можно сделать вывод, что принцип разделения властей реализован в России не в полной мере.

 

Вопрос 7. Институты непосредственной и представительной демократии в конституционном строе РФ.

Народовластие может носить два выражения:

Ø Императивный характер – выражение воли народа носит обязательный характер, принятые решения не требуют утверждения кем-либо. Сюда относятся:

ü Императивный референдум – решение его окончательно;

ü Выборы депутатов и выборных должностных лиц;

ü Отзыв народом избранных им представителей;

Ø Консультативный характер – официальное и окончательное решение принимает компетентный орган гос-ва, или орган МС. Сюда относятся:

ü Консультативный референдум, или опрос народа;

ü Всенародное обсуждение проектов правовых актов;

ü Публичные слушания, как форма диалога органов власти с населением;

ü Коллективные обращения граждан по вопросам общественного значения;

ü Народные правотворческие инициативы.

Также есть смешанные институты – например, собрания (сходы) граждан по месту их жительства, носящие и императивный и консультативный характер.

Теперь стоит поговорить о референдуме. Начнем с источников регулирования референдумов:

ü Конституция РФ – ст. 3, 32, 84, 130;

ü ФЗ «об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ» №67-ФЗ от 12.06.2002 в ред. от 16.10.2012 г.;

ü ФКЗ «о референдуме РФ» №5-ФКЗ от 28.06.2004 в ред. от 24.04.2008

Процедура референдума состоит из назначения, подготовки, голосования, подсчета результатов и их опубликования.

Назначение референдума:

Ø Инициатива о проведении референдума – сбор 2 млн. подписей граждан;

Ø Проверка сбора подписей Центральной избирательной комиссией РФ и их направление Президенту РФ;

Ø Запрос Президента РФ в Конституционный Суд РФ о признании соответствия инициативы референдума Конституции РФ;

Ø Принятие Президентом РФ решения о назначении референдума.

Референдум не проводится:

Ø В условиях военного, или чрезвычайного положения на территории РФ;

Ø В последние 12 месяцев полномочий Президента РФи Государственной Думы ФС РФ;

Ø Повторное проведение референдума по одному и тому же вопросу, не допускается в течение двух лет после опубликования результатов предыдущего референдума.

Подготовка референдума:

Ø Создание инициативной группы, состоящей из региональных подгрупп, созданных в более чем ½ субъектов РФ, в каждой – не менее 100 человек;

Ø Регистрация региональных подгрупп в избирательных комиссиях субъектов РФ;

Ø Регистрация ЦИК РФ инициативной группы и вопроса референдума РФ;

Если явка референдума менее 50%, он признается несостоявшимся.

Еще один институт – это отзыв депутатов и выборных должностных лиц.

Но сначала необходимо поговорить о природе мандатов депутатов. Их может быть два:

Императивный мандат – избиратели имеют право отозвать избранное ими лицо. Избранное лицо получает наказы от своих избирателей, обязано периодически отчитываться перед ними, а если избиратели не удовлетворены его действиями, они могут отозвать его.

Свободный мандат – депутаты в своей работе учитывают пожелания избирателей, однако юридически ими не связаны. При этом они не обязаны отчитываться перед ними, и не могут быть отозваны.

В СССР предпочитали императивные мандаты. В наше время отзыв Президента РФ и депутатов Государственной Думы ФС РФ не предусмотрен законодательством. Однако, ФЗ «об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» предусматривает возможность отзыва депутатов представительных органов и выборных должностных лиц МС.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-11; Просмотров: 1214; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.