Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Лекция №6

Раздел: Содержание деятельности работников ФАП

Тема: «Организация амбулаторного приема и обслуживания населения на дому».

Мотивация:

Амбулаторная помощь сельскому населению является наиболее доступным и массовым видом медицинского обслуживания. От того, как организован труд медицинского персонала ФАП, во многом зависит качество оказания медицинской помощи.

Цели:

Образовательная:

  • научить основным разделам деятельности медицинского персонала на ФАП

Воспитательная:

  • воспитывать любовь к профессии, тягу к знаниям и постоянное пополнение знаний, уважение к пациенту, ответственности

Развивающая:

  • развивать клиническое мышление, способность сопоставлять полученную информацию и быстро принимать решение

Методическая:

  • закрепить методику проведения теоретического занятия традиционным методом.

 

Методы обучения: объяснительно-иллюстративный с конспектированием и постлекционным контролем.

 

Форма организации учебного процесса: лекция.

 

Внутрипредметные связи: раздел: «Роль ФАП в системе первичной медико-санитарной помощи» с последующими темами

Межпредметные связи: психология, история медицины, основы сестринского дела.

 

Оснащение: таблицы, схемы, методическая разработка для преподавателя.

 

Продолжительность занятий: 90 минут.

 

Место проведения: лекционный зал.

Рекомендуемая литература для студентов:

  • Конспект лекций
  • В. С. Гаджиев ФАП.- М., 1986.-562 с.

Рекомендуемая литература для преподавателей:

 

  • Н. И. Белова Справочник медсестры по уходу за больными.- М., 1993.- 854 с.
  • Нагнибеда А. Н. Фельдшер скорой помощи.- М., 2000.
  • Величенко В. М,, Юмашев Г. С. Первая доврачебная помощь: учебное пособие.- М.: Медицина, 1989.

 

Ход занятия

Этапы Содержание этапа. Цели Время
1. Организационный момент Проверяется готовность аудитории к занятию. Внешний вид студентов, наличие лекционной тетради, с целью определения готовности студентов к занятию. 2 мин.
2. Мотивация лекции Преподаватель сообщает студентам тему занятия, план его проведения, отмечает актуальность темы, цели лекции, с целью настроить студентов на целенаправленную деятельность. 5 мин.
3. Сообщение новых знаний Преподаватель приступает к изложению нового материала, используя элементы эврестической беседы, с целью активации внимания и развития сравнительно-мыслительных обобщений. 75 мин.
4. Закрепление материала. Подведение итогов. Обобщение лекции, подведение итогов, с целью определения уровня ориентации группы в новом материале. 5 мин.
5. Задание на дом Тема следующей лекции, вопросы для самоподготовки, источники информации записываются на доске. Студенты отмечают эти задания в своих лекционных тетрадях, с целью активации самоподготовки, воспитание ответственности, добросовестного отношения выполнению самостоятельной работы. 5 мин.

 

 

План лекции:

  1. Основные задачи фельдшеров и акушеров по амбулаторному приему.
  2. Обслуживание больных на дому, порядок лечения больных на ФАП.
  3. Обслуживание больных с туберкулезом.
  4. Оказание наркологической помощи сельскому населению.
  5. Реанимационные мероприятия на ФАП.
  6. Тактика фельдшера во время вызова.
  7. Психологические аспекты в работе фельдшера.
  8. Тактика фельдшера на месте происшествия.
  9. Оказание помощи по дороге на вызов, в нерабочее время.

Амбулаторная помощь населению является наиболее доступным и массовым видом медицинского обслуживания. От того, как организован труд медицинского персонала ФАП, во многом зависит качество оказания медицинской помощи.

Основные задачи фельдшеров и акушеров ФАП по амбулаторному приему:

- ведение амбулаторного приема населения террито­рии обслуживания;

- оказание медицинской помощи на дому;

- оказание медицинской помощи при острых заболе­ваниях и несчастных случаях;

- раннее выявление заболеваний и своевременное на­правление нуждающихся на консультацию и госпитализа­цию;

- экспертиза временной нетрудоспособности и выдача больничных листов застрахованным;

- организация и проведение профилактических осмот­ров;

- отбор лиц, нуждающихся в диспансерном наблюде­С;

- проведение под руководством врачей лечебных и оздоровительных мероприятий диспансерным больным;

- активный патронаж женщин и детей;

- проведение комплекса санитарно-противоэпидемических мероприятий;

- санитарно-просветителъная работа.

 

На ФАП в первую очередь обслуживают­ся дети, тяжелобольные и больные с высокой температу­рой. Фельдшер и акушерка должны знать, что больные с инфекционными, психическими, венерическими заболевания­ми, а также дети до 1 года должны лечиться только в ста­ционаре. Они организуют и отвечают за правильность транспортировки больных из своего участка, а тяжелоболь­ных и детей до 1 года сопровождают лично.

 

На больных, направленных для консультации или госпитализации в лечебно-профилактическое учреждение, дол­жны присылать на ФАП Сьноючение врача после консуль­тации или выписку из истории болезни. Это помогает фель­дшеру и акушерке хорошо знать состояние здоровья боль­ных своего участка и повышать свою профессиональную квалификацию.

 

Амбулаторная помощь здоровым детям, как правило, оказывается на фельдшерско-акушерском пункте, а боль­ным – на дому. При приеме детей особое внимание об­ращают на то, чтобы не допускать контакта их с инфекционными больными. Фельдшер (акушерка) обязательно осматривает кожу, слизистые оболочки, полость рта, зев ребенка, измеряет температуру тела. При подоз­рении на заболевание ребенок обязательно консультиру­ется врачом.

 

Важным разделом деятельности фельдшеров и акуше­рок является обслуживание больных на дому. Это требу­ет от них определенного навыка и хорошей профессиональ­ной подготовки, так как за короткий срок приходится пра­Сьно оценить состояние больного, не пропустить острой патологии, инфекционных заболеваний, поставить правиль­но диагноз, назначить соответствующее лечение или при­нять решение о его консультации, а в отдельных случаях и госпитализации.

 

Порядок лечения больных на ФАП, особенно на дому, определяют врачи участковой больницы или ЦРБ и лишь в отдельных случаях сам фельдшер. Лечению на дому под­лежат:

 

1 - больные с хроническими заболеваниями (после со­ответствующего лечения в стационаре),

2 – требующими пе­риодически поддерживающей терапии

3 – на дому наблюдаются больные, которым временно противопоказана транспортировка (гипертониче­ский криз, острое нарушение мозгового кровообращения на фоне кровоизлияния и т. Д.)

4 – больные с острыми заболеваниями, которые в силу сложившихся обстоя­тельств не могут быть госпитализированы

 

В организации медицинской помощи больному на дому учитывается фактор непрерывности в наблюдении за ним до выздоровления. Особенно это относится к детям.

 

При обслуживании больных из отдаленных от ФАП на­селенных пунктов целесообразно их госпитализировать для улучшения врачебного наблюдения. При оставлении же больного на дому фельдшер осуществляет наблюдение за ним и извещает об этом врача сельского врачебного участка.

 

Значительный объем работы на ФАП выполняет аку­шерка, оказывая лечебно-профилактическую и экстренную помощь женщинам и детям. Она активным патронажем выявляет на своем участке беременных в возможно ран­ние сроки, заботится о том, чтобы они рожали в условиях стационара. Кроме того, проводит психопрофилактическую подготовку женщин к родам, выявляет гинекологических больных, направляет их к акушеру-гинекологу и выполня­ет 'его назначения. Кабинет акушерки должен быть осна­щен весами, гинекологическим креслом, зеркалами, сте­рилизаторами, сантиметровой лентой, акушерским стето­скопом, тазомером и всем необходимым для взятия маз­ков на цитологическое исследование. Этот же кабинет сле­дует хорошо оформить наглядной агитацией (стендами, брошюрами, альбомами и др.).

 

Детей на ФАП принимают в специальном кабинете, по­этому здесь должны быть детские весы, ростомер, санти­метровая лента, бикс со стерильным материалом, стери­лизатор и набор для прививок. Кроме того, следует иметь таблички физического и психического развития ребенка, фотовитрины, которые являются иллюстративным материа­лом на занятиях с матерями. Красочные игрушки в доста­точном количестве всегда создадут хорошее настроение у маленьких пациентов.

 

При амбулаторном обслуживании больных туберкуле­зом фельдшера, являясь непосредственными исполнителя­ми врачебных назначений при лечении данных больных на ФАП, осуществляют иммуно-химиопрофилактику туберку­леза, диспансеризацию больных, противоэпидемические ме­роприятия в очагах туберкулезной инфекции, санитарно-просветительную работу и др.

 

Общеизвестно, что от правильной организации амбула­торного лечения и контроля за ним во многом зависит ис­ход туберкулезного процесса. Речь, в частности, идет об обеспечении преемственности лечения после выписки боль­ного из стационара или санатория.

 

Фельдшеру ФАП следует твердо знать, что впервые выявленные больные туберкулезом должны начинать свое лечение только в стационаре, где их можно всесторонне обследовать, выработать индивидуальный план лечения, изучить переносимость препаратов, достичь первых поло­жительных результатов терапии. Больные с открытыми формами туберкулеза лечатся в стационаре до закрытия полостей распада и абациллирования. Зная особую эпи­демическую опасность таких больных, фельдшер с помощ­ником санитарного врача участковой больницы, а при не­обходимости с главным врачом районной СЭС и с помощью общественности должен добиться их госпитализации.

 

Существующая практика выдачи медикаментов на дом для проведения противорецидивного лечения больным ту­беркулезом себя не оправдала. Нет гарантий, что больной принимает выданные ему лекарства. Единственно правиль­ным является прием антибактериальных препаратов на ФАП, а в тех исключительных случаях, когда больной не может посещать пункт, можно.допустить лечение на дому с условием приема медикаментов в присутствии медицин­ского работника или санитарного активиста (в виде ис­ключения).

 

Велика роль фельдшеров по оказанию наркологической помощи населению. В соответствии с «Положением о фельдшерском наркологическом кабинете (наркопункте)», ут­вержденным Министерством здравоохранения СССР от 22 июня 1976 г., фельдшера должны проводить по борьбе с пьянством и хроническим алкоголизмом следующую ра­боту:

 

- активно выявлять среди населения обслуживаемого участка лиц, склонных к злоупотреблению алкоголем и наркотиками, используя помощь администрации совхозов, колхозов, общественных организаций, комиссий по борьбе с пьянством и алкоголизмом, а также учитывая сведения, поступающие из медицинских вытрезвителей, доброволь­ных народных дружин, органов милиции, товарищеских судов и т. Д. Информировать участкового психиатра-нарколога о всех вновь выявленных лицах, склонных к зло­употреблению алкоголем и наркотиками;

 

- регулярно в установленные дни представлять на освидетельствование районному (участковому) психиатру-наркологу лиц, злоупотребляющих алкоголем и употребля­ющих наркотики;

 

- осуществлять динамическое наблюдение за больны­ми алкоголизмом в течение 5 лет при условии стойкой ре­миссии, из которых первые 3 года больной находится на активном учете, а в последующие 2 года на пассивном уче­те и наблюдении; под особым наблюдением находятся больные, прошедшие лечение в лечебно-трудовых профи­лакториях;

 

- обеспечивать и организовывать прием психиатром-наркологом как наркологических больных, состоящих на учете, так и вновь выявленных лиц, склонных к злоупотреблению алкоголем;

 

- по назначению психиатра-нарколога проводить активное и поддерживающее амбулаторное лечение больных алкоголизмом (дезинтоксикационная, общеукрепляющая, сенсибилизирующая терапия и т. Д.);

 

- немедленно информировать участкового психиатра-нарколога о всех изменениях в состоянии больных, о на­рушениях ими предписанных назначений и режима;

 

- осуществлять патронажное наблюдение за наркологическими больными как непосредственно на произ­водстве, так и на дому, привлекая к нему санитарный актив;

 

- принимать участие в работе комиссии по борьбе с пьянством и алкоголизмом;

 

- регулярно выступать с оперативной информацией о случаях пьянства и алкоголизма на производственных собраниях

 

- организовывать и осуществлять плановую профилактическую и санитарно-профилактическую работу о вреде алкоголизма.

 

Среднему медицинскому персоналу ФАП необходимо знать простейшие приемы реанимации на догоспитальном этапе, особенно при внезапной остановке сердца и дыхания, причинами которых являются тяжелые травмы, кровопотери, острый инфаркт миокарда, отравления, утопления, электротравмы. Потеря во времени и неумелые действия фельдшера могут привести к бесперспективности дальнейшего лечения.

 

При срочном вызове фельдшер должен иметь на рабочем месте и для выезда укомплектованный чемоданчик с медицинским имуществом и медикаментами согласно перечню укладки.

 

Реанимационные мероприятия необходимо проводить в следующем порядке:

 

1 - восстановить проходимость дыхательных путей;

2 - начать искусственную вентиляцию легких методом рот в рот или рот в нос;

3 - восстановить кровообращение наружным массажем сердца и введением лекарственных средств (адреналина, атропина, кальция хлорида, раствор натрия бикарбоната, мезатона и т.д.)

 

На ФАП расположенных в отдаленности от участковых больниц и амбулаторий, должны быть обезболивающие средства, системы для внутривенного капельного вливания одноразового использования, кровезаменяющее и противошоковые жидкости (гемадез, полиглюкин, кислородный ингалятор).

 

На ФАП нужно иметь заранее заготовленные посиндромные наборы медикаментов для оказания неотложной помощи при острых состояниях и отравлениях.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Медико-санитарное обслуживание населения в период полевых работ | На место происшествия
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-11; Просмотров: 2016; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.039 сек.