КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Тема 7. Государственные внебюджетные фонды
Государственные внебюджетные фонды — это государственные фонды денежных средств, образуемые вне федерального бюджета, управляемые органами государственной власти РФ и предназначенные для расходов: • на социальное обеспечение по возрасту; • социальное обеспечение по болезни, инвалидности, в случае потери кормильца, рождения и воспитания детей и в других случаях, предусмотренных законодательством РФ о социальном обеспечении; • охрану здоровья и получение бесплатной медицинской помощи. Спецификой внебюджетных фондов является четкое закрепление доходных источников и, как правило, строго целевое использование средств. В состав государственных социальных внебюджетных фондов РФ в настоящее время входят: • Пенсионный фонд РФ; • Фонд социального страхования РФ; • Федеральный и территориальные фонды обязательного медицинского страхования. Перечисленные социальные внебюджетные фонды являются самостоятельными финансово-кредитными учреждениями. Они организуют процессы мобилизации и использования средств фондов в размерах и на цели, регламентированные государством. Государство определяет уровень страховых платежей, принимает решения об изменении структуры и уровня денежных социальных выплат. Правовой статус, порядок создания, деятельности и ликвидации государственных внебюджетных фондов определяются соответствующими федеральными законами в соответствии с БК РФ. Средства государственных внебюджетных фондов находятся в федеральной собственности, не входят в состав бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ и изъятию не подлежат. В состав бюджетов государственных внебюджетных фондов входят бюджеты государственных и территориальных внебюджетных фондов РФ.
Бюджеты государственных внебюджетных фондов по представлению Правительства РФ принимаются в форме федеральных законов не позднее принятия федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период. Рассмотрению и утверждению подлежат: • прогнозируемые в очередном финансовом году и плановом периоде доходы с указанием поступлений из других бюджетов бюджетной системы РФ; • расходы в очередном финансовом году и плановом периоде; • предельный объем дефицита бюджета государственного внебюджетного фонда и источники его финансирования в очередном финансовом году и плановом периоде. Основным доходным источником внебюджетных фондов являются страховые взносы работодателей и работников: • в ПФР — на обязательное пенсионное страхование; • ФСС — на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством; • ФФОМС и ТФОМС — на обязательное медицинское страхование. Наряду с введенными страховыми взносами сохранились взносы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев и профзаболеваний. Объект обложения — выплаты и иные вознаграждения по трудовым и гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг, выплачиваемые плательщиками страховых взносов в пользу физических лиц, а также по договорам авторского заказа, договорам об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательским лицензионным договорам, лицензионным договорам о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства. Для организаций и индивидуальных предпринимателей, производящих выплаты физическим лицам, база для начисления страховых взносов в отношении каждого физического лица ограничена лимитом в сумме 415 тыс. руб. и подлежит ежегодной индексации начиная с 2011 г. С сумм, превышающих данный лимит нарастающим итогом с начала расчетного периода, страховые взносы не взимаются. Размер предельного годового заработка будет ежегодно индексироваться в соответствии с ростом средней заработной платы.
Пенсионный фонд РФ (ПФР) ПФР начал действовать с 1 января 1992 г. Это самый крупный из государственных внебюджетных социальных фондов, бюджет ПФР — второй по величине после федерального. Основными задачами ПФР как самостоятельного финансово-кредитного учреждения являются аккумуляция страховых взносов и расходование средств Фонда в соответствии с действующим законодательством Доходы бюджета ПФР складываются из поступлений страховых взносов (до 1 января 2010 г. — сумм ЕСН); средств федерального бюджета, передаваемых в ПФР в соответствии с законодательством РФ; доходов от размещения временно свободных средств; доходов от временного размещения сумм страховых взносов на накопительную часть трудовой пенсии; сумм недоимки, пеней и финансовых санкций; добровольных взносов юридических и физических лиц. Средства ПФР направляются на выплату государственных пенсий (по возрасту, за выслугу лет, при потери кормильца); пенсий по инвалидности, военнослужащим, компенсации пенсионерам; материальной помощи престарелым и инвалидам; пособий на детей в возрасте от полутора до шести лет; одиноким матерям; на детей, инфицированных вирусом иммунодефицита; пострадавшим от аварии на Чернобыльской АЭС. За счет средств ПФР финансируются различные программы по социальной поддержке инвалидов, пенсионеров, детей; осуществляются единовременные денежные выплаты. В соответствии с Программой пенсионной реформы РФ с 1 января 2002 г. начала действовать смешанная система пенсионного обеспечения: установлены пенсии по государственному пенсионному обеспечению, трудовые пенсии и негосударственные пенсии. На территории РФ введено обязательное пенсионное страхование — система создаваемых государством правовых, экономических и организационных мер, направленных на компенсацию гражданам заработка (выплат, вознаграждений в пользу застрахованного лица), получаемого ими до установления обязательного страхового обеспечения. Страховщиком по обязательному пенсионному страхованию является ПФР. Государство несет субсидиарную ответственность по обязательствам ПФР перед застрахованными лицами.
Трудовая пенсия по старости в России состоит из трех частей: базовой (гарантируется государством, ее размер устанавливается законодательно в виде фиксированной суммы), страховой (дифференцированная часть, зависит от результатов труда конкретного человека) и накопительной (формируется только у граждан 1967 года рождения и моложе). Граждане сами могут выбрать, кому доверить накопительную часть — частным управляющим компаниям или государственной компании. Однако система некоммерческих негосударственных пенсионных фондов и управляющих компаний у населения большой популярностью пока не пользуется. По данным ПФР 85% пенсионных накоплений по умолчанию вложено в государственную управляющую компанию. На конец 2008 г. общая сумма средств пенсионных накоплений, переданных из ПФР, превысила 354 млрд руб. и лишь 2,8% было доверено в управление частными компаниями. Однако пока пенсионные накопления дохода не приносят, убытки в результате инвестирования этих средств в 2008 г. составили 4 млрд 647 млн руб.1 Каждая из трех составных частей пенсии исчисляется и индексируется по-разному, что затрудняет понимание пенсионных изменений для граждан, поэтому с 2010 г. в рамках реформирования пенсионной системы проводится объединение базовой и страховой части пенсии и введение фиксированного страхового взноса в ПФР в размере 26%. Граждане могут увеличить будущую пенсию вступив в Программу государственного софинансирования. Если гражданин в накопительную часть своей будущей пенсии перечислит от 2 тыс. до 12 тыс. руб. в год, то государство внесет на его счет в ПФР такую же сумму. Вступить в Программу можно до 1 октября 2013 г. Она рассчитана на 10 лет с момента перечисления гражданином первого взноса.
Еще одной формой социальной поддержки государством населения является выплата материнского капитала. Материнский (семейный) капитал — это мера государственной поддержки российских семей, в которых после 1 января 2007 г. появился второй ребенок. Сертификат на получение материнского капитала выдает территориальный орган ПФР. Материнский капитал ежегодно индексируется государством. Средства материнского капитала можно использовать на покупку или строительство жилья, на образование детей, на увеличение будущей пенсии мамы. Распорядиться средствами материнского (семейного) капитала можно не ранее, чем по истечении трех лет со дня рождения (усыновления) второго ребенка. С 1 января 2009 г. средства или часть средств материнского капитала могут быть досрочно направлены на погашение кредита, взятого на улучшение жилищных условий. Это можно сделать независимо от возраста второго ребенка. С 2002 по 2009 г. вместо отчислений в ПФР соответствующие перечисления производились в федеральный бюджет. Переход с 1 января 2010 г. на новую систему формирования доходов ПФР и использование в 2011—2014 гг. пониженных тарифов страховых взносов приведут к снижению поступлений в бюджет ПФР. В 2010 г. выпадающие доходы бюджета ПФР компенсируются за счет межбюджетных трансфертов из федерального бюджета Совершенствование пенсионного обеспечения российских граждан в 2010 г. предусматривает проведение валоризации. Валоризация — это переоценка денежной стоимости пенсионных прав, которые были приобретены гражданами до пенсионной реформы 2002 г. Она коснется всех нынешних пенсионеров, а также россиян, работавших в любой период времени до 2002 г., по мере выхода их на пенсию. Трудовой стаж этих граждан по определенным формулам преобразуется в пенсионный капитал, с учетом которого исчисляется размер пенсии. Валоризация предусматривает единовременное повышение на 10% страховой части пенсии тем, кто имел трудовой стаж в 1991—2001 гг. Дополнительно по 1% будет добавляться за каждый год советского трудового стажа (до 1991 г.). Предполагается, что у разных возрастных групп пенсионеров пенсии увеличатся на суммы от 700 до 1700 руб. На ПФР, начиная с 2010 г., возложена обязанность по контролю за правильностью исчисления и уплаты страховых взносов на пенсионное и бесплатное медицинское обеспечение.
Фонд социального страхования РФ (ФСС) Обязательное социальное страхование — часть государственной системы социальной защиты населения, спецификой которой является материальное обеспечение граждан, не участвующих в трудовом процессе по независящим от них обстоятельствам. Обязательное социальное страхование представляет собой систему создаваемых государством правовых, экономических и организационных мер, направленных на компенсацию или минимизацию последствий изменения материального и (или) социального положения работающих граждан, а в случаях, предусмотренных законодательством РФ, — иных категорий граждан вследствие признания их безработными, трудового увечья или профессионального заболевания, инвалидности, необходимости получения медицинской помощи, санаторно-курортного лечения и наступления иных установленных законодательством РФ социальных страховых рисков, подлежащих обязательному социальному страхованию. Действие обязательного социального страхование распространяется также на лиц, самостоятельно обеспечивающих себя работой, и другие категории граждан, но только в случае, если законодательством РФ предусматривается уплата ими или за них страховых взносов или налогов, средства от уплаты которых по ступают на финансирование конкретных видов обязательного социального страхования. Обязательное социальное страхование осуществляют страховщики, создаваемые Правительством РФ, которое управляет системой обязательного социального страхования. Средства обязательного социального страхования являются федеральной государственной собственностью, не входят в состав бюджетов соответствующих уровней, других фондов и изъятию не подлежат. Бюджет ФСС и отчет о его исполнении утверждаются федеральными законами в Государственной Думе РФ после внесения их на рассмотрение Правительством РФ. Организация социального страхования предусматривает использование следующих понятий и терминов.
Страховой взнос — обязательный платеж на обязательное социальное страхование. Тариф страхового взноса — ставка страхового взноса, установленная на конкретный вид обязательного социального страхования с начисленной оплаты труда по всем основаниям (доходам) застрахованных лиц. Социальный страховой риск — предполагаемое событие, влекущее изменение материального и (или) социального положения работающих граждан и иных категорий граждан, в случае наступления которого осуществляется обязательное социальное страхование. Страховой случай — событие, представляющие собой реализацию социального страхового риска, с наступлением которого возникает обязанность страховщика, а в отдельных случаях, установленных федеральными законами, — также и страхователей осуществлять обеспечение по обязательному социальному страхованию. Обеспечение по обязательному социальному страхованию — исполнение страховщиком, а в отдельных случаях, установленных федеральными законами, — также и посредством страховых выплат или иных видов обеспечения, установленных федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования. Страховой стаж — суммарная продолжительность времени уплаты страховых взносов. Средства обязательного социального страхования — денежные средства и имущество, которые находятся в оперативном управлении страховщика конкретных видов обязательного социального страхования. Основной задачей ФСС является выплата страхового обеспечения по следующим видам социальных страховых рисков: • необходимость получения медицинской помощи; • временная нетрудоспособность; • трудовое увечье и профессиональное заболевание; • материнство; • инвалидность; • наступление старости; • потеря кормильца; • признание безработным; • смерть застрахованного лица или нетрудоспособных членов его семьи, находящихся на его иждивении. Субъектами обязательного социального страхования являются страхователи (работодатели), страховщики, застрахованные лица. Страхователи — организации любой организационно-правовой формы, а также граждане, обязанные в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования уплачивать страховые взносы, а в отдельных случаях — выплачивать страховое возмещение, органы исполнительной власти и местного самоуправления. Страховщики — некоммерческие организации, создаваемые в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования для обеспечения прав застрахованных лиц по обязательному социальному страхованию при наступлении страховых случаев. Застрахованные лица — граждане Российской Федерации, а также иностранные граждане и лица без гражданства, работающие по трудовым договорам, лица, самостоятельно обеспечивающие себя работой, или иные категории граждан, у которых отношения по обязательному социальному страхованию возникают в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования. Источниками поступлений денежных средств в бюджеты обязательного социального страхования являются: • страховые взносы; • дотации, другие средства федерального бюджета, а также средства иных бюджетов в случаях, предусмотренных законодательством РФ; • штрафные санкции и пеня; • денежные средства, возмещаемые страховщикам в результате регрессных требований к ответственным за причинение вреда застрахованным лицам; • доходы от размещения временно свободных денежных средств обязательного социального страхования; • иные поступления, не противоречащие законодательству РФ. ФСС и его территориальные органы осуществляют контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) страховых взносов и правильностью выплат обязательного страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством. Механизм формирования и использования преобладающей части средств ФСС позволяет свыше 70% средств оставлять в распоряжении плательщиков. Основную долю в расходах ФСС составляет выплата различных видов пособий. С 2010 г. изменились порядок расчета и величина пособий по обязательному социальному страхованию. Максимальный размер дневного пособия по временной нетрудоспособности определяется ежегодно расчетным путем: делением предельной базы для начисления страховых взносов на 365. Исходя из максимального размера дневного пособия и положенного работнику процента пособия в зависимости от стажа (стаж до 5 лет — 50%; стаж 5—8 лет — 80%; стаж более 8 лет — 100%) определяется пособие по временной нетрудоспособности. Пособие по беременности и родам составляет 100% максимального размера. Размер месячного пособия по уходу за ребенком до полутора лет определяется путем умножения среднего дневного заработка на 30,4. Максимальный размер не может превышать суммы, исчисленной делением предельной базы для начисления страховых взносов на 12 месяцев и умноженной на 40% (в 2010 г. это 415 тыс. руб.: 12 мес. х х 40% = 13 833,33 руб.). Таковы основные положения и методики формирования и расходования средств ФСС.
Дата добавления: 2014-01-11; Просмотров: 344; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |