Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Народный характер правотворчества

Государство, стремящееся стать правовым, в своей законода­тельной деятельности должно быть тесно связано со своим наро­дом, с самыми широкими слоями населения. «К основным зако­нам демократии принадлежит и тот, в силу которого власть изда­вать законы должна принадлежать народу», — заметил еще в се­редине XVIII в. французский просветитель, правовед, философ и писатель Ш.Л. Монтескье (Монтескье Ш.Л. О духе законов. СПб., 1900. С. 17.).

Народный характер правотворчества проявляется в том, что, во-первых, законодательные органы состоят из народных депута­тов, представляющих население; во-вторых, все субъекты право-творческой деятельности в своих нормативных правовых актах выражают интересы граждан.

Является ли народным по своему характеру правотворчест­во в современном российском государстве? Вряд ли. Этому пока препятствует

- отсутствие четкой перспективной концепции раз­вития российского законодательства; громадный по численнос­ти и не всегда грамотный депутатский корпус Государственной Дум (Как не вспомнить в этой связи один из законов Паркинсона: «... Количе­ство служащих и объем работы совершенно не связаны между собой» (Паркинсон С.Н. Законы Паркинсона. М., 1989. С. 12);

- наличие многочисленных фракций в Государственной Думе, что нередко процедуру обсуждения законопроекта превра­щает в политические баталии между фракциями;

- лоббирова­ние законопроектов в интересах отдельных финансовых, пред­принимательских и иных групп, а не государства и народа в целом;

- слабость государственной власти, призванной в силу своей природы выражать общенациональные и общенародные интере­сы, и т.д.

Нельзя упускать из виду и особенности переходного к новому состоянию общества периода, когда для достижения долгосрочных целей издаются нормативные правовые акты, не улучшающие, а ухудшающие нынешнее социальное положе­ние людей.

2. Демократизм правотворчества.

Он проявляется в демократической процедуре разработки и принятия акта самим представительным органом, а также в ши­роком привлечении граждан к правотворческой деятельности. Парламент Российской Федерации, в отличие от высшего пред­ставительного органа бывшего Союза, стал постоянно действую­щим законодательным органом. Иной стала также процедура раз­работки и принятия законопроектов: она стала более обстоятель­ной и гласной.

Получает распространение практика всенародного обсуждения законопроектов. Они обсуждаются в трудовых коллективах, на конференциях, семинарах, к этому широко привлекаются пе­чать, телевидение, радио. Многие граждане, в том числе юрис­ты—ученые и практики, высказывают свои личные суждения по законопроектам и адресуют их правотворческим органам. Публи­куются законопроекты в центральных и местных периодических изданиях. Поступившие при обсуждении проекта замечания и предложения анализируются правотворческим органом, и в под­готавливаемый акт вносятся необходимые изменения. Исправленный и дополненный законопроект выносится на рассмотрение правотворческого органа.

Наиболее важные федеральные законопроекты могут выно­ситься на всенародное голосование (референдум), что является наиболее ярким проявлением демократизма правотворчества.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Понятие правотворчества, его принципы и виды | Научный характер правотворчества и его связь с правоприменителъной практикой
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-11; Просмотров: 730; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.