КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
В.) третий - районные и городские правоохранительные органы
Вопрос. Организационные основы технико-криминалистического обеспечения расследования. Обеспечение технико-криминалистическими средствами расследования - это весьма многогранная, трудоемкая и ответственная работа. Она зиждется на правовых и научных основах, и занимаются ею правоохранительные органы всех уровней - от центральных до местных. Содержание этой работы целесообразно рассмотреть применительно к соответствующим, уровням. Условно можно выделить три таких уровня: а.) первый - центральные правоохранительные органы; б.) второй - республиканские краевые и областные правоохранительные органы; А). Содержание организационной работы по технико- риминалистическому обеспечению на уровне центральных правоохранительных органов. К центральным правоохранительным органам, занимающимся организацией технико-криминалистического обеспечения расследования, относятся: Министерство внутренних дел, Генеральная прокуратура, Министерство юстиции, ФСБ, Таможенный комитет Российской федерации. В центральных аппаратах всех этих ведомств функционируют подразделения, осуществляющие организационные функции по технико-криминалистическому обеспечению расследования. Например, в Министерстве внутренних дел, технико-криминалистическим обеспечением, расследования занимаются следующие подразделения: В Генеральной прокуратуре организационные функций по технико-криминалистическому обеспечению расследования выполняет криминалистический отдел, входящий структурно в Следственное управление.
В Министерстве юстиции этими вопросами занимается Управление судебных экспертиз. Из названных ведомств наиболее широко организационная работа по технико-криминалистическому обеспечению поставлена по линии Министерства внутренних дел. Поэтому в дальнейшем мы будем ее рассматривать применительно к этому ведомству на всех уровнях. И так, содержание организационной работы по технико-криминалистическому обеспечению на первом уровне сводится к следующему: 1. Разработка и утверждение подзаконных нормативных актов по технико-криминалистическому обеспечению расследования. К ним относятся различные приказы (например, о взятии на вооружение новых технических средств, о порядке списания устаревшей техники), инструкции (например, по ведению криминалистических 2. Централизованное приобретение технико-криминалистических средств и поставка их на места. Многие виды криминалистической техники приобретаются только в централизованном порядке (передвижные криминалистические лаборатории, сравнительные криминалистические микроскопы, поисковые приборы и др.). 3. Закупка криминалистической техники за рубежом. В ряде зарубежных стран (Польша, ФРГ, США, Япония и др.) имеются фирмы, специализирующиеся на производстве криминалистической техники и комплектного лабораторного оборудования. Нередко они не имеют отечественных аналогов и представляют интерес для наших научно-исследовательских и практических, обычно экспертных, учреждений. Валютные средства на приобретение зарубежной техники правительство выделяет именно центральным правоохранительным органам.
4. Анализ состояния использования технико-криминалистических средств. Государство выделяет огромные средства на оснащение правоохранительных органов технико-криминалистических средств, организацию и функционирование экспертно-криминалистических подразделений. Естественно, что все это должно активно использоваться и существенно влиять на состояние борьбы с преступностью. Поэтому центральные аппараты правоохранительных, органов должны проявлять интерес к данной проблеме, постоянно анализировать состояние использования технических средств и криминалистических методов в этих целях разрабатываются формы отчетности 5. Организация разработки новых технико-криминалистических средств. Практика борьбы с преступностью постоянно требует совершенствования технико-криминалистических средств. Поэтому центральные аппараты правоохранительных органов систематически изучают потребности в новых технических средствах научных методиках и организуют их разработку. С этой целью заключаются договора, с профильными научно- исследовательскими институтами и конструкторскими бюро различных ведомств. Многие технические средства и научные методы по поручению центральных аппаратов разрабатываются подведомственными НИИ.
В обязанность центральных аппаратов входит также организация опытной эксплуатации вновь разработанных технических средств и принятие решений о взятии их на вооружение и серийное производство. 6. Организация технико-криминалистической подготовки кадров. Уровень использования технико-криминалистических средств, как уже отмечалось, зависит от подготовленности кадров. С учетом этого центральные аппараты правоохранительных органов этим вопросам постоянно уделяют серьезное внимание. Работа осуществляется по различным направлениям. Прежде всего, проявляется забота о том, чтобы в юридических высших и средних учебных заведениях, осуществляющих подготовку кадров для правоохранительных органов, на должном уровне было поставлено изучение науки криминалистики. Важное место уделяется повышению квалификации следователей, работников дознания, экспертов - криминалистов. При разработке планов служебной подготовки, что является функцией центральных аппаратов, в них включаются темы по изучению новой криминалистической техники, а также возможностей, вновь организуемых в криминалистических подразделениях лабораторно-криминалистических учетов.
7. Изучение передового опыта применения технико-криминалистических средств и его распространение. Уровень использования технико-криминалистических средств в органах и службах бывает, не одинаков. Всегда есть такие из них, которые достигают высоких показателей в их применении. Но еще больше имеется таких, где использование технико-криминалистических средств находятся на низком уровне. Поэтому одна из функций центральных правоохранительных, органов - изучение и распространение накопленного в этой области передового опыта. Передовой опыт выявляется при посещении периферийных подразделений, изучении докладных записок, отчетов, приказов о поощрении за достигнутые успехи и др. путем. Распространение передового опыта осуществляется путем подготовки обзоров, помещения информации в специализированных изданиях, подготовки соответствующих приказов, внесения изменений в инструкции, организации практических конференций, проведении сборов практических работников непосредственно в том органе или службе, где накоплен передовой опыт. 8. Взаимодействие с зарубежными правоохранительными органами с целью изучения имеющихся у них на вооружении технико-криминалистических средств и практики их использования. Взаимодействие с зарубежными правоохранительными органами - компетенция центральных аппаратов правоохранительных органов. Они принимают представителей зарубежных правоохранительных органов и организуют поездки наших делегаций за рубеж. В состав таких делегаций нередко включаются и представители служб центральных аппаратов, занимающихся организационными вопросами по технико-криминалистическому обеспечению расследования. Результатами таких поездок, является включение в планы мероприятий по приобретению за рубежом приборов и оборудования, внедрение в отечественную практику новых научных методов, применямых зарубежными криминалистами и другими работниками полиции, милиции. Например, в результате такого взаимодействия у нас начали организовываться одорологические лаборатории, создан в Экспертно-криминалистическом центре отдел по реконструкции лица по черепу, была развернута, широкая работа по разработке и внедрению технических средств для обнаружения, изъятия и использования в раскрытии преступлений микрочастиц. Подобных примеров можно было бы привести много. Б). Содержание организационной работы по технико-криминалистическому обеспечению на уровне республик, краев и областей. Функции республиканских, краевых, областных аппаратов правоохранительных органов несколько уже по сравнению с функциями центральных аппаратов этих органов. Они не разрабатывают новую технику, не организуют серийное ее производство, не поддерживают необходимые связи с зарубежными правоохранительными органами. Не совпадают их функции и по ряду других направлений. Вместе с этим некоторые их функции имеют сходство, хотя и ограничены рамками республики, края, области. К компетенции республиканских, краевых и областных правоохранительных органов относятся следующие функции: 1. Разработка и издание руководящих документов по технико- криминалистическому обеспечению, рассчитанных на применение в данной республике, крае, области. При выходе в свет нормативных документов по технико-криминалистическому обеспечению расследования в целях их реализации республиканские, краевые и областные правоохранительные органы разрабатывают и издают собственные нормативные документы, в которых с учетом местной специфики содержатся предписания которых с учетом местной специфики содержатся предписания по реализации полученных из центра, указаний. Например, в приказе министра внутренних дел России предписывается создание условий для более широкого привлечения специалистов - криминалистов к производству следственных действий. В приказе же министра внутренних дел республики, начальника УВД края, области может уже указываться об организации с указанной целью определенного количества криминалистических лабораторий в конкретных органах или об увеличении их штатной численности. Подобные приказы разрабатываются с учетом конкретной оперативной обстановки и играют важную роль в системе технико-криминалистического обеспечения расследования. 2. Распределение выделяемых в централизованном порядке технических средств и штатной численности. Как уже отмечалось, производство новых технических средств организуется в централизованном порядке. По мере их изготовления МВД РФ распределяет их по республикам, краям и областям, а последние опять же с учетом конкретной оперативной обстановки делят их между городскими и районными отделами внутренних дел или между службами (следствия, уголовного розыска, подразделениями по борьбе с экономическими преступлениями, криминалистическими лабораториями). В таком же порядке распределяется техника, закупаемая за рубежом, а также штатная численность, выделяемая для укрепления экспертно-криминалистических подразделений. 3. Анализ состояний использования технико-криминалистических средств в масштабе республики, края, области. Такой анализ проводится систематически и по всем подчиненным, органам и службам. Его результаты используются при решении многих организационных вопросов: при распределении поступающей на вооружении техники, определении необходимости создания новых криминалистических лабораторий или укрепления штатной численностью имеющихся, при издании приказов о поощрении работников, достигающих хороших результатов в раскрытии преступления с использованием технико-криминалистических средств, при разработке мер по устранению имеющихся недостатков в использовании техники. 4. Инспектирование районных и городских районных отделов внутренних дел по вопросам использования технико-криминалистических средств. Такое инспектирование, зачастую, носит комплексный характер. Это значит, что инспектируются одновременно все службы отделов внутренних дел: уголовный розыск, следственное подразделение, подразделение по борьбе с экономическими преступлениями, экспертно-криминалистическая лаборатория. В результате удается получить достаточно полное представление об уровне использования технико-криминалистических средств в данном органе. Обычно после такого комплексного инспектирования намечаются и осуществляются характерные меры по устранению выявленных недостатков. 5. Разработка табеля положенности на технико-криминалистические средства и представление на его основе в снабженческие организации сведений об их потребности. Центральные аппараты, как отмечалось выше, разрабатывают нормы, в пределах которых органы и службы могут иметь соответствующую технику. На основании этих норм с учетом оперативной обстановки и других особенностей (отдаленности органа от республиканского, краевого, областного центра, наличия надлежащих помещений для хранения техники, штатной численности и пр.) разрабатывается табель положенности криминалистической техники. В нем указывается, какой орган, или служба и в каком количестве могут иметь технические средства. В разработке табеля принимают участие все заинтересованные службы. После его утверждения составляется заявка в снабженческие организации на поставку требуемого количества приборов и оборудования. Табель является также основанием для приобретения, технических средств, которые могут быть закуплены на месте: фотоаппараты, фотоматериалы, видеомагнитофоны и кассеты, источники питания и ряд других. 6.Организация технического обслуживания криминалистической техники. При производстве следственных действий и экспертных исследованиях применяется немало достаточно сложной техники: фотоаппараты, электронные поисковые приборы, оптические приборы и др. Эта техника требует постоянного ухода, а при выходе из строя - ее ремонта. В этих целях заключаются с местными бытовыми организациями договора на ремонт фототехники, магнитофонов, видеомагнитофонов и др. приборов. При отсутствии на месте необходимых специалистов техника направляется для ремонта на заводы - изготовители. 7.Организация повышения технико-криминалистической подготовки следователей, работников дознания, экспертов-криминалистов. Выпускники юридических вузов не всегда бывают достаточно подготовлены для самостоятельного квалифицированного применения технико-криминалистических средств. К тому же на вооружение постоянно поступают какие-то новые технические средства и научные методы. Все это требует постоянного осуществления мер по повышению квалификации практических работников в их применении. Работа в этом плане ведется в следующих формах: а). Организация краткосрочных сборов. Они проводятся на базе учебных заведений, которые имеются при большинстве МВД, УВД, или на базе экспертно-криминалистических подразделений, имеющих кабинеты криминалистики или криминалистические полигоны. На сборах отрабатываются теоретические вопросы применения техники в расследовании и прививаются навыки практического ее использования. Продолжительность сборов определяется в зависимости от объема отрабатываемых вопросов. б). Техническая подготовка обязательно предусматривается и в планах служебной подготовки. Планы учитывают специфику работы определенной категории работников. Например, в планах по служебной подготовке следователей больше уделяется внимания "изучению техники, применяемой при производстве следственных действий, и возможностей экспертно-криминалистических подразделений. Применительно к работникам дознания в планах предусматривается тщательное изучение криминалистических учетов и научных методов получения розыскной информации. Применительно к экспертам - планируется практическое освоение экспертной техники и методик исследования вещественных доказательств. в). Весьма эффективной формой технической подготовки является одно-двухнедельная стажировка вновь назначенных на должности следователей и работников до знания в экспертно-криминалистических подразделениях. Во время ее прохождения молодые сотрудники подробно знакомятся с деятельностью таких подразделений, их возможностями, получают практические навыки в применении научных методов и технических средств, выезжают вместе со специалистами-криминалистами на места происшествия и наблюдают за их действиями по обнаружению и изъятию следов. Стимулируют техническую подготовку квалификационные требования следователей, работников дознания и экспертов, где содержатся конкретные указания, что они должны знать по технике и какие технические средства и методы должны самостоятельно использовать. Хорошее знание техники и умелое ее использование учитывается при служебной аттестации.
В). Содержание организационной работы по технико-криминалистическому обеспечению расследования на уровне районного звена. Районное звено - это низшее звено правоохранительных органов. Однако именно здесь ведется основная работа по борьбе с преступностью. Следственные и оперативные аппараты районного звена расследуют основную массу регистрируемых преступлений. Естественно, что это, требует хорошей их технической оснащенности и подготовки в применении техники. Организационная работа по технико-криминалистическому обеспечению расследования в районном звене строится в соответствии с приказами, инструкциями, положениями и другими нормативными документами центральных, республиканских, краевых, областных аппаратов правоохранительных органов и она уводится к следующему: 1. Своевременное представление в республиканские, краевые, областные аппараты заявок на поставку техники в соответствии с табелем положенности и возможностью эффективного ее использования. Правоохранительные органы районного звена, как правило, существенно отличаются друг от друга. Это проявляется в размере обслуживаемой территории, количестве Проживающего на ней населения, оперативной обстановке, штатной численности работников и по другим показателям. Поэтому потребность в технико-криминалистических средствах в разных районах различна на степень технической оснащенности влияет и обеспеченность органа служебными помещениями. Некоторые органы из-за отсутствия помещения не могут организовать фотолабораторию, криминалистическую лабораторию, не имеют возможности обеспечить отапливаемую стоянку для передвижной криминалистической лаборатории. Все эти обстоятельства учитываются при оформлении заявок на поставку технико-криминалистических средств. При этом всегда исходят из того, чтобы, во-первых, в органе имелось достаточное количество техники, во-вторых, чтобы не было излишней техники и в- третьих, чтобы имеющаяся техника содержалась в надлежащих условиях Неэффективно использовалась. 2. Организация своевременного получения заявленных технико-криминалистических средств. Поставленная по заявкам техника поступает на склады. Получение ее со склада - это забота руководителя соответствующего органа. Он выделяет для этих целей специального работника и транспортные средства. К сожалению, как показывает практика, поставляемая по заявкам техника нередко многие месяцы не вывозится со склада и в борьбе с преступностью не используется. 3. Организация надлежащего хранения технико-криминалистических средств и обеспечения готовности их для немедленного применения. Многое технические средства, применяемые в расследовании, требуют специальных условий для хранения, например, фото видеоаппаратура требует для своего хранения отапливаемого и чистого помещения, фотоматериалы определенной влажности и низкой температуры. При возникновении вопросов хранения технико-криминалистических средств должны решаться три группы вопросов: во-первых, чтобы условия их хранения полностью соответствовали положениям инструкции: температурный режим, влажность и др. во-вторых: условия хранения должны обеспечивать надежную - сохранность технических средств (отдельный шкаф, запирающийся холодильник, отдельное помещение); в-третьих: доступность технических средств для использования в любое время суток. С учетом этого техника зачастую храниться в дежурных частях, сейфах следователей или отдельных помещениях, ключи от которых в опечатанном виде передаются дежурному по органу. Любая техника требует постоянного присмотра. Криминалистическая техника в этом отношении не является исключением. Поэтому в каждом органе для технического обслуживания технико-криминалистических средств приказом назначается один из работников, ответственным за технику. В его обязанность включается надлежащее хранение техники, регулярная проверка ее исправности, передача неисправной техники в ремонт, своевременная замена источников питания, пополнение чемоданов для осмотра места происшествия дактилоскопическими пленками, порошками для выявления следов, материалами для изготовления слепков, дактилокартами и другими расходными материалами. Контроль за сохранностью техники и готовностью к немедленному ее применению осуществляет непосредственно руководитель органа, который должен регулярно проводить необходимую проверку. 4. Организация учета и анализа состояния использования технико-криминалистических средств. В органах и службах, оснащенных технико-криминалистическими средствами, ведется учет их использования. Учитывается применение только наиболее дорогостоящей техники: чемоданов для осмотра мест происшествий, поисковых приборов, магнитофонов и некоторых других. Учет журнальный. Ведет его руководитель подразделения, например, следственного отделения, отделения уголовного розыска и др. Данные учета используются для анализа состояния использования техники. Анализ проводится как по видам техники, так по конкретным работникам, а нередко и по видам преступлений. Очевидно, что ведение такого учета и анализа вынужденная мера, и она продиктована еще слабой эффективностью использования техники. Такой учет станет ненужным, как только использование технико-криминалистических средств станет для следователя и работника дознания таким же привычным, как, например, пользование телефоном. 5. Организация изучения следователями и работниками дознания имеющейся в их распоряжении техники. Такая работа - проводится на всех уровнях технико-криминалистического обеспечения расследования. Но особенно она важна для районного уровня, так как в этом звене работает самое большое количество следователей и работников дознания и, следовательно, их техническая подготовка наиболее существенно сказывается на состоянии раскрываемости преступлений. Следует также учитывать, что следователи и оперативные работники других уровней имеют большие возможности в привлечении на помощь для применения технико-криминалистических средств специалистов экспертно-криминалистических подразделений. В районном же звене привлечение на помощь таких специалистов более ограничено. Организация обучения строится с учетом приказов и планов служебной подготовки, поступающих из вышестоящих правоохранительных органов, а также результатов анализа использования техники в данном подразделении. При этом основное внимание обращается на привитие практических навыков в применении техники, и изучении нормативных документов, регламентирующих ее использование. Выше названы лишь наиболее важные вопросы организации технико-криминалистического обеспечения. Помимо них на различных уровнях решается много других вопросов, играющих важную роль во внедрении технических средств и научных методов в следственную и оперативно-розыскную работу.
Заключение. Подводя итог вышесказанному, можно сказать, что технико-криминалистическое обеспечение раскрытия и расследования преступлений - это система правовых, научных и организационных мер по разработке, внедрению и практическому использованию технико-криминалистических средств и научных методов в целях успешного раскрытия, расследования и предупреждения преступлений. Государство, возложив на правоохранительные органы задачу борьбы с преступностью, предоставило им определенные средства для ее осуществления. Наши правоохранительные органы располагают достаточно большим арсеналом средств. Если при этом учесть масштабы нашей страны, количество следственных органов, оперативных аппаратов и экспертно-криминалистических подразделений, то нетрудно представить, что на их техническое оснащение государство затрачивает многие миллионы рублей. Разумеется эти затраты должны себя оправдывать. Криминалистическая техника должна эффективно влиять на состояние борьбы с преступностью. Вместе с этим, как показывает практика, в вопросах обеспечения правоохранительных органов технико-криминалистическими средствами, внедрения их в практическую деятельность, анализ их использования значительно отстают от предъявляемых требований. Поэтому с нашей точки зрения работа по технико-криминалистическому обеспечению правоохранительных органов должна быть существенно улучшена.
Дата добавления: 2014-01-11; Просмотров: 865; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |