Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Особенности земли как объекта правового регулирования

Практичне заняття 10.2

Практичне заняття 10.1

Спеціалісти: час – 3 години

Індивідуально-консультаційна робота

Спеціалісти: час – 22 години

магістри: час – 1 година)

Опрацювати зміст:

- ст. ст. 299-302 Кримінального процесуального кодексу України.

магістри: час – 1 година)

 

1. Загальні положення досудового розслідування кримінальних проступків, вчинених у сфері оподаткування та бюджетній сфері.

2. Особливості закінчення досудового розслідування кримінальних проступків, вчинених у сфері оподаткування та бюджетній сфері.

 

Слідчі (розшукові) дії під час досудового розслідування кримінальних проступків, вчинених у сфері оподаткування та бюджетній сфері: їх види та особливості проведення.

Земля – это природный ресурс. В Конституции земля – это основа жизни и деятельности проживающих на соответствующей территории народов. У земли есть определенные полезные свойства, но будучи основой жизнедеятельности народов, земля по своему составу неоднозначна. Бывает сельскохозяйственная земля, бывают земли с иными потребительскими свойствами. И там, и там земля – основа жизнедеятельности народов. Рассматривая землю как компонент природной среды, выделяют землю как пространственно-территориальную основу, используемую для строительства различных объектов. И тут на первый план выходит гражданско-правовое регулирование. Во-вторых, есть экологическое регулирование, т.к. земля – это все-таки природный ресурс. Кроме того, земля – это политическое пространство, т.к. земля – это территории различных государств, а государства имеют административно-территориальное деление, и тогда на первый план выходит публично-правовое регулирование. Земля как политическое пространство, земля как природный ресурс и земля как компонент окружающей среды – в значительной мере присутствует публично-правовой аспект! Из курса гражданского права есть понятие «земельный участок», и тогда земля выступает в качестве объекта недвижимости. Но при этом земля проявляется как часть поверхности земли, границы которой установлены в соответствии с требованиями законодательства, т.е. в качестве земельного участка. Легальное определение земельного участка есть в ст.11.1 ЗК РФ. В данном случае земельный участок не перестает быть частью территории, являющейся основой жизнедеятельности проживающих на ней народов. Даже если вы поставите самый неприступный забор. Земельный участок, границы которого установлены на местности, обозначены собственником как сооружения, визуально опознаваемые всеми третьими лицами, также, тем не менее, продолжают являться частью земли государства. В итоге – нельзя рассмотреть отдельно, т.е. разделить землю на отдельные ипостаси. Земельный участок не перестает быть частью города, частью территории субъекта РФ, тем участком, на который распространяется юрисдикция РФ. Иванова считает, что выделение различных ипостасей объекта для дальнейшего изучения невозможно – мир взаимосвязан. И невозможно рассматривать объект недвижимости отдельно. Короче, следует учитывать тройственное проявление земли!

Определяется круг полномочий органов государственной власти для распоряжения землей. Необходимо индивидуализировать земельный участок - закрепить его на местности и обозначить. Для реализации прав собственности необходимо, чтобы данные действия были закреплены документально – на межевом плане и кадастровом плане.

Исторически земля именно как объект недвижимости оказывала влияние на особенности формирования, изменения и развития отраслей, регулирующих отношения, связанные с землей. В истории можно столкнуться с вотчинным правом (отношения по владению землей), крестьянским земельным правом (отношения по использованию земель сельскохозяйственного назначения), поземельным правом (отношения по использованию земли для застройки в городах). После 1917 года земля была признана достоянием трудящегося народом и была исключена из объекта гражданско-правового регулирования. И вплоть до 1991 года было административно-правовое регулирование земельных отношений (изучалось как колхозное право). В основном нормы касались отношений по использованию и предоставлению, наделению земельными участками. Предоставление – это действие органа публичной власти по передаче полномочий на использование земельного участка безвозмездно. В 1990 году началась земельная реформа. 24 апреля 1991 года был принят первый Земельный кодекс, в котором было закреплено правило о том, что земельный участок является объектом гражданского оборота, и может находиться на праве частной собственности и т.д. – было закреплено многообразие форм собственности на землю. С принятием этого первого кодекса, появилось нормативное регулирование земли в ее последней ипостаси - как земельный участок. В 1994 году была сделана попытка более подробно урегулировать отношения по приватизации земельных участков. Т.е. в период с 1991-1995 было развитие норм законодательства о приватизации земли – передаче земли из государственной в частную собственность. С 1995 до 2001 года (когда был принят настоящий земельный кодекс) был период завершения этапа становления тройственного союза земли (политическое пространство, природный ресурс, земельный участок). Соответственно особенности и проблемы регулирования этих отношения осуществляются нормами ЗК, принятого 25.10.2001 года. С 2001 по 2010 годы было 41 изменение ЗК (это достаточно много).

Тройственность земли и создает необходимость регулирования этих отношений отдельной отраслью. Для выделения самостоятельной отрасли необходимо несколько условий: самостоятельность предмета, специфика метода и наличие кодифицированного акта. Иванова считает Земельное право самостоятельной отраслью. Земельные отношения – особенны, и это позволяет выделить земельные отношения в самостоятельный предмет. Если говорить о методе, т.е. способе воздействия на землю, то он является смешанным. В основном, приоритет остается за разрешительным типом правового регулирования земельных отношений (см. монографию Волкова Г.А. «Принципы земельного права»). В целом, соотношение различных типов регулирования для различных видов земельных правоотношений меняется.

Земля является объектом правового регулирования только посредством выделения особого правового режима земель.

Правовой режим земель – это совокупность установленных правил по рациональному использованию и охране земель. Это еще одно проявление специфики метода. Для регулирования отношений законодатель делит земли в зависимости от их качественных характеристик (сельскохозяйственные земли; земли, используемые для застройки промышленных объектов и т.д.). Т.е. земля становится объектом правового регулирования посредством правового режима земель.

Элементы правового режима земель (с т.з. Ивановой): 1) меры государственного регулирования в сфере использования и охраны земель (управление в сфере использования и охраны земель, установления целевого назначения, видов разрешенного использования, ограничений прав на землю); 2) права и обязанности участников земельных правоотношений. В ст.11.2 п.3 дается легальное определение целевого назначения и разрешенного использования. В ст.7 ЗК есть выделение перечня категорий земель (т.е. по целевому назначению). Категории земель устанавливаются публично-правовым способом – т.е. от собственника это не зависит. Он не может сказать «я хочу так», он может максимум – просить. Виды разрешенного использования – это разрешенные правообладателю виды деятельности на земельном участке. Примеры видов разрешенного использования есть в Градостроительном регламенте Правил землепользования и застройки СПб (в экзаменационную задачу будет включен перечень град.регламентов! взять с сайтов). А это нормативно-правовой акт, принимаемый органами МСУ. На такое полномочие органов МСУ указано в ст.11 ЗК. Пример – ст.85 ЗК – земли населенных пунктов, п.5 ст.85 говорится об использовании жилых зон – индивидуальная застройка, малоэтажная застройка и т.д. Ст.56 ЗК – ограничение права на землю – установленные НПА условия, обременяющие права на землю субъекта (например, режим хозяйственной деятельности) – это требования охраны окружающей среды, обязанность начать осваивать земельный участок и завершить строительство разрешенного объекта на земельном участке. Меры по охране земель – это установленные в законодательстве обязанности проводить различные защитные мероприятия - мелиорация, консервация, рекультивация.

Второй элемент правового режима – установленные в законодательстве в зависимости от видов прав земельные права и обязанности по использованию земельного участка. В ст.40 ЗК есть права, в ст.42 – обязанности участников земельных правоотношений. Также ст.30-32, 36-38 – полномочия органов публичной власти по предоставлению земельных участков – т.е. их права и обязанности по управлению в данной сфере.

Все это в совокупности создает «земельный правопорядок» - основанная на праве и сложившаяся в результате осуществления идей и принципов законности такая упорядоченность отношений, которая выражается в правомерном поведении участников земельных правоотношений (монография Духно Н.А., Чубуков Г.В. «Земельный правопорядок и ответственность») – это определение знать, на экзамене либо обдумать его, либо дать собственное определение земельному правопорядку, т.е. придумать свою теорию на определение, его элементы, и уметь защитить это; можно почитать О.И.Крассова учебник.

Элементы земельного правопорядка:

-правовой режим земель

-государственное управление земельными ресурсами

-предоставление земель

-землеустройство

-государственный учет земель

-земельный контроль

-правовая охрана земель.

 

2.09.2011

Принципы Земельного права.

Принципы – это основные положения, которых необходимо придерживаться и законодателю, и правоприменителю.

Традиционно, они делятся на отраслевые и межотраслевые. Перечень принципов, которые даст Иванова, не является исчерпывающим. Межотраслевые принципы можно было встретить и в экологическом праве: учет значения земли как основы жизни и деятельности человека; приоритет охраны земли как важнейшего компонента природной среды и средства производства в сельском и лесном хозяйстве перед использованием земли в качестве недвижимого имущества; приоритет охраны жизни и здоровья человека. Эти принципы закреплены в ст.1 Земельного кодекса. Все межотраслевые принципы основаны на первой ипостаси земли – земли как политико-правовой категории.

Отраслевые принципы:

ü многообразие форм собственности на землю (это связано с общим формированием земельной реформы, показывает ее стратегию; также это связано с блоком законодательства о приватизации),

ü множественность прав не землю (некое правило, закрепляющее преемственность прав и незыблемость ранее существовавших прав; см.п.4, 9, 9.1 ст.3 Закона о введении в действие ЗК – норма закрепляющая реализацию именно этого принципа, что основано на реформе земельного законодательства и необходимости обеспечить преемственность ранее предоставленных прав);

ü принцип целевого использования земли (существовал в земельном праве практически всегда; предполагает, что земельный участок передается для использования в определенных целях, т.е. за этим стоят те нужды, которые земля способна удовлетворить; требование законодателя обязательно проводить действия по извлечению полезных свойств земли);

ü принцип единства судьбы земельного участка и всех расположенных на нем объектов (принцип существует с 2001 года; в ст.1 ЗК он сформулирован, а в ст.35 и 37 ЗК есть его развитие через конкретное правило: запрет отчуждения земельного участка и здания отдельно при условии, если и земельный участок, и здание принадлежат на праве собственности одному лицу; до 2001 года действовало правило, по которому земельный участок следовал судьбе здания, а не наоборот);

ü устойчивость землепользования (существовал до 1991 года! запрещалось лишать права пользования, минуя судебное решение; кроме того он касался незыблемости установленных на местности в результате отвода границ (межевания) земельного участка; он обеспечивал защиту множественности прав на землю, закрепленных, документально подтвержденных; п.9 ст.3 Закона о введение в действие ЗК – реализация данного принципа);

ü платность землепользования (был закреплен с 1.01.1992 года Законом «О плате за землю» - любое использование земельного участка осуществляется за плату, первоначально было 3 вида земельных платежей: земельный налог, арендная плата (первые 2 вида существуют до сих пор),+ с 1992 года до 2001 года существовала нормативная цена земли – сегодня это очень близко по сути к кадастровой оценке – их объединяет орган публичной власти, который устанавливает размер кадастровой оценки; принцип платности реализуется как в нормах земельного, так и в нормах налогового законодательства);

ü принцип участия граждан и общественных организаций в решении вопросов, касающихся их прав на землю, т.е. принцип публичности земельного права (ст.21 ЗК, Градостроительный кодекс – привлечение собственников земельных участков к обсуждению градостроительной документации, проекта правил землепользования и застройки, генерального плана города; соотношение частного и публичного в праве собственности на землю проявляется особенно остро; ст.23 ЗК – проведение публичных слушаний при установлении публичных сервитутов; но по сути этот принцип декларативный в 3 моментах: круг лиц, которые привлекаются к обсуждению; объем информации, которая должна быть предоставлена заинтересованным лицам; способ участия – обычно применяются сходы граждан, но действующее законодательство позволяет провести сбор де-юре, но не де-факто);

ü принцип равенства участников земельных правоотношений в защите своих прав на землю (споры по границам земельных участков – межевые споры, т.е. в реализации данного принципа есть множество проблем, в т.ч. проблема с публичным собственником – де-факто, его преимущество среди всех иных собственников).

 

03.09.2011

Земельные правоотношения.

Являются предметом Земельного права.

Ст.3 ЗК содержит перечень правоотношений, которые регулируются земельным законодательством. Определение ЗК довольно узкое – отношения по использованию и охране земель. Т.е. земельные отношения – это отношения по извлечению полезных свойств земли. +Это совокупность действий по защите земельного участка (охрана).

Земельные имущественные отношения – их регулирование также осуществляется нормами Земельного права. Но земля, будучи политическим пространством, в современный период приобретается всегда путем получения прав на нее административным способом или смешанным гражданско-правовым и административными способом (например, получение земли на торгах). Иванова считает, что отношения по поводу предоставлению земли являются земельными правоотношениями, т.к. ст.30 ЗК регулирует данные отношения => определение ст.3 ЗК нечеткое, в нем названы не все земельные правоотношения. Правоотношения по возникновению прав на земельный участок не являются отношениями ни по использованию, ни по охране земель. Приватизация – совокупность действий, проводимых органами публичной власти по передаче земельных участков из публичной собственности в частную. Данная ситуация отличается от предоставления участка, т.к. при приватизации участок уже существует. Но это также правоотношения по возникновению права, точнее, по переоформлению права в соответствии с земельным законодательством. Распоряжение 2732-р Санкт-Петербург – регулирует пошаговые действия по оформлению прав на земельный участок в СПб. Ст.35-36 ЗК – право собственников зданий и сооружений оформить права по использованию земельного участка. Это может быть либо право собственности, либо в аренду. Закон о введении в действие ЗК в ст.3 закрепляет право граждан оформить право собственности на земельные участки, занятые принадлежащими таким гражданам зданиями, строениями. +ст.2 регулируют порядок оформления прав фактическими используемых гражданами земельных участков – и это отношения по (пере)оформлению документов о правах, которые также не являются отношениями по использованию или охране земельных участков.

Земельные правоотношения - отношения по предоставлению, приватизации, оформлению и переоформлению документов о правах на землю, а также отношения по использованию и охране земель как основе жизни и деятельности народов, проживающих на этих землях. В учебниках вместо первой части определения иногда указано «управление».

Особенности земельных правоотношений:

1) наличие сложного юридического состава для возникновения (всегда присутствует, кроме межевания, акт органа публичной власти, помимо волеизъявления лица; обязательно необходимо формирование земельного участка, составление межевого плана и кадастрового паспорта, а при формировании в этой процедуре также всегда принимает участие орган публичной власти, в т.ч. и в межевании; межевой план утверждается Росреестром, кадастровый паспорт также выдается Росреестром);

2) участником земельных правоотношений всегда является орган публичной власти (всегда это лицо либо которое организует торги, либо которое проводит проверки в рамках земельного контроля и т.д.);

3) целевой характер земельных прав и обязанностей (ст.40-42 ЗК – обязанность использовать в соответствии с целевым назначением земельный участок; целевой характер прав и обязанностей публичных субъектов закреплен в нормах законов - незаконным признается бездействие);

4) специальная правоспособность участников земельных правоотношений (речь идет о специальных требованиях к субъектам, например, право постоянного бессрочного пользования может возникнуть у строго ограниченного круга субъектов – юридических лиц, указанных в ст.20 ЗК; особенности использования земельных участков религиозными объединениями);

5) земельные права и обязанности подчинены не только частным, но и публичным интересам (пп.11 ст.1 – сочетание интересов общества и законных интересов граждан, но при условии обеспечения гарантий каждому гражданину на владение, пользование, распоряжение);

6) реализация земельных прав и обязанностей может осуществляться в составе сообщества (например, садоводство, огороднические, дачные объединения; участники земельных правоотношений являются субъектами правоотношений по использованию участка, переданного конкретному гражданину, являющемуся членом некоммерческого объединения; использование участков общей собственности);

7) земельные права и обязанности могут быть дополнительными по отношению к основным правам и обязанностям (сегодня это не четко выраженная особенность, поэтому она в конце; пример – использование земельного служебного надела – ст.24 ЗК: лесники, железнодорожники должны проживать рядом с местом своей работы, поэтому им предоставляются служебные наделы, но условием получения прав на такой надел являлось наличие трудового правоотношения – т.е. это основные права и обязанности).

Объекты земельных правоотношений:

Во-первых, перечень объектов из ст.6 ЗК – неполный! Кроме поименованных там объектами земельных правоотношений являются земельные доли, территориальные и иные зоны. В ст.6 – земля как природный ресурс и природный объект – земля, имеющая определенный правовой режим (в ст.7 перечень категорий земель, имеющих различный правовой режим).

Земельный участок как объект земельных правоотношений обладает следующими признаками (в УМК более полно объяснено):

Определение земельного участка в ст.11.1 – часть поверхности земли, границы которого определены в соответствии с требованиями законодательства.

1) его индивидуальная определенность, т.е. наличие таких характеристик как кадастровый номер, границы, размер (площадь), адрес (местоположение). Кадастровый номер стоит на первом месте, учитывая то, что в июле ВАС принял постановление №54, разъясняющее положения, касающиеся индивидуализации земельного участка, где признано, что наличие кадастрового номера является достаточной для индивидуализации объекта недвижимости. Ст.7 закона о кадастре содержит 2 уникальные характеристики – границы и кадастровый номер, поэтому оставлять только кадастровый номер, вероятно, не совсем законно. Обременения земельного участка влияет на желание приобрести его – это самое главное, что есть на участке, по мнению Ивановой;

2) целевое использование, целевое назначение и виды разрешенного использования;

3) признак делимости.

Важно запомнить именно эти признаки!

Часть земельного участка как объект земельных правоотношений:

часть земельного участка является объектом земельных имущественных отношений. С точки зрения земельных отношений по предоставлению, часть участка может быть объектом посредством внесения в государственный кадастр недвижимости сведений о зонах особого использования, иначе часть участка не индивидуализировать. Например, на время стройки нужно выделить участок, который будет дорогой для подвозки строительных материалов, тогда такой участок можно выделить и сдать в аренду. В кадастр нужно внести сведения о кадастровом номере, о границах, об обременениях земельного участка, а часть земельного участка вносится именно как зона – т.е. это самостоятельный объект недвижимости.

Сельскохозяйственные угодья:

Ст.79 ЗК – вот почему перечень объектов ст.6 неполный.

Есть т.з., что это все же земельный участок, но Иванова считает, что сельскохозяйственные угодья – самостоятельный объект земельных правоотношений. С.У. могут быть признаны и особо охраняемым объектом.

Территориальные и иные зоны:

Являются в первую очередь объектами правоотношений по планированию в сфере использования и охраны земель – ст.85 ЗК. Могут быть охранные зоны в ст.87 ЗК – это территории, имеющие особый режим использования, связаны с хозяйственной деятельностью или с необходимостью охраны объекта. Но всегда это ограничение прав => установление охранных зон осуществляется в административном порядке в результате зонирования.

 

Субъекты земельных правоотношений.

Ими могут быть публичные образования, юридические, физические лица.

Публичные образования выступают в двух лицах:

1) реализуют свои властные функции при предоставлении земельных участков, при осуществлении различных установленных законом функций, таких как планирование, резервирование, зонирование, государственный учет земель, землеустройство и государственный земельный контроль – посредством специально уполномоченных органов, реализующих названные функции.

При резервировании выделяются территории, предназначенные, например, для строительства линейных сооружений, каких-либо объектов в будущем.

При зонировании участок делится на территориальные зоны, для каждой из которых устанавливаются градостроительные регламенты.

2) публичные образования наряду с юридическими и физическими лицами могут быть участниками земельных правоотношений согласно ст.5 как правообладатели прав на землю: собственники, землевладельцы, землепользователи, арендаторы, обладатели сервитутов. В этой ипостаси ст.40 и 42 обязательны как для физических, юридических лиц, так и для публичных образований.

Юридические лица: наличие специальной правоспособности, иных особенностей нет.

Физические лица: граждане РФ, иностранные граждане и лица без гражданства.

Права иностранных граждан – есть ограничения по субъектному составу, в частности, земли сельскохозяйственного назначения и земельные участки в приграничных территориях не могут находиться в собственности иностранных лиц. Какая территория в СПб пригранична, по Указу Президента? Кронштадт!

 

 

08.09.2011

Земельное право – самостоятельная отрасль права. Практически везде выделяются основные институты земельного права. В общую часть включается:

право землепользования, право собственности на землю, управление в сфере использования и охраны земли (с подинститутами землеустройство, государственный учет земель, земельный контроль, ответственность).

В особенную часть включается:

правовой режим земель различных категорий, правовой режим земель в зависимости от видов прав, правовой режим земель граждан, правовой режим земель юридических лиц.

 

Специфика метода земельного права: «Для регулирования земельных правоотношений характерен разрешительный тип правового регулирования с ограничивающим условием в виде установления обязываний, которые (обязывания) закрепляются в управомочивающих нормах» - из монографии Волкова.

 

Источники Земельного права.

1) Запреты, дозволения, позитивные обязывания.

Позитивные обязывания – это основная форма установления общеобязательных правил, именно они регулируют правоотношения с участием публичного образования – т.е. одна сторона обременена юридической обязанностью, а другая сторона – правом совершать активные действия, и в случае нарушения защищать такое свое право. Пример позитивных обязываний – ст.30 ЗК, регулирующая вопросы предоставления земельного участка, и др. Пп.6 ст.36 ЗК возлагает на орган исполнительной власти определенные обязанности, и в случае их неисполнений правообладатель земельного участка наделяется правом притязания – защищать свои права – обязать заключить договор. Ст.34 ЗК – пример отношений по предоставлению земельных участков для целей, не связанных со строительством – участвует властный, публичный субъект. Позитивные обязывания – нормы, возлагающие обязанность произвести конкретные действия – т.е. это не чистые обязывания. Отличие от обычных обязаний тем, что обязанное лицо терпит какие-то неудобства, лишения, а тут орган исполнительной власти лишений не терпит, он просто исполняет свои обязанности, реализует публичную функцию.

 

2) Наличие процессуальных правонаделительных норм, регулирующих деятельность специально уполномоченных органов (по сути, это разновидность позитивных обязываний). Например, Устав Земельной кадастровой палаты регулирует ее функции по проведению государственного кадастрового учета земельного участка и участию в межевании земель. По количеству такие нормы занимают не последнее место, если не второе. Эти нормы должны быть основаны на нормах законодательства! А не актах министерств и т.п.

 

3) Правоохранительные нормы, регулирующие порядок разрешения земельных споров занимают значительное место среди земельных правовых норм.

 

4) Большое количество норм-гарантий. Но, к сожалению, не все они обеспечены механизмом реализации. Пример – гарантии прав лиц, заинтересованных в проведении землеустройства, и нормы, гарантирующие правообладателям полномочия по участию в обсуждении документов резервирования, зонирования.

 

Конституционные основы регулирования земельных правоотношений.

В Конституции определяются основы регулирования земельных правоотношений, и нормы Конституции можно поделить на 3 группы (классификация Голиченкова А.К. и Волкова Г.А.):

1) положения, определяющие основы правового режима земли как природного объекта и природного ресурса (земля используется и охраняется как основа жизнедеятельности народов; многообразие форм собственности на землю; охраняются и защищаются равным образом все формы собственности; порядок использования земельных участков регулируется федеральным законом)

2) положения, определяющие права граждан на землю (ст.35 – никто не может быть лишен имущества иначе как по решению суда, принудительное отчуждение земли только с условием предварительного равноценного возмещения, 36 – каждый вправе иметь землю в частной собственности, свобода усмотрения собственника с ограничивающим условием, 62 – иностранные граждане и лица без гражданства пользуются правами и несут обязанности наравне с гражданами РФ);

3) положения, устанавливающие предметы ведения РФ, субъектов РФ в сфере регулирования земельных правоотношений (ст.72 пп. «в», «к», «г»; ст.71 «д», ст. 114 «г», ст.76 п.2 и 5). Земельные отношения – предмет совместного ведения. Конституция устанавливает те вопросы, которые относятся к исключительному ведению РФ. Процедура разграничения – это предмет ведения РФ, а сам порядок разграничения, реализация – это предмет совместного ведения. Норма закона о введении в действие ЗК ст.3.1 и касается вопросов разграничения принципов разграничения государственной собственности на землю.

 

ФКЗ, ФЗ, законы субъектов РФ.

В их числе обязательно знать следующие:

Земельный кодекс, Градостроительный кодекс, ГК, Лесной кодекс, Закон о введении в действие ЗК, Закон об обороте земель сельскохозяйственного назначения; О переводе земель из одной категории в другую; О землеустройстве; О государственном кадастре недвижимости; О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан; О содействии развитию жилищного строительства; Об организации и проведении 22 Олимпийских игр и 11 Параолимпийских игр в 2014 года в городе Сочи.

Вопросы, по которым субъекты РФ издает земельные правовые акты:

-порядок предоставления и изъятия

-резервирование

-нормирование земельных участков, передаваемых гражданам в собственность граждан (ст.33 ЗК)

-круг лиц, которым участки передаются в собственность бесплатно из состава государственных земель субъекта РФ (ст.28 ЗК)

-порядок проведения согласительных процедур при выделе земельных долей

-утверждение перечня особо ценных сельскохозяйственных угодий

 

Указы Президента.

п.3 ст.15 ЗК реализован, и перечень приграничных территорий, на которых иностранные граждане не могут приобретать землю в право собственности, утвержден!

 

Постановления Правительства РФ.

Ими регулируются вопросы резервирования земель для федеральных нужд (№561 от 22.07.2008 г.); вопросы государственного земельного контроля (№689 от 15.11.2006 г.).

 

Ведомственные акты.

Минрегионразвития, Минэкономразвития, Министерство сельского хозяйства.

 

НПА органов местного самоуправления.

1) Правила землепользования и застройки (НПА, принимаемый органами МСУ, имеющий всеобщий характер, данные правила распространяются по территориальному признаку не зависимо от форм собственности на все участки в границах МО, легальное определение есть в ст.1 Градостроительного кодекса. В составе данных правил принимаются градостроительные регламенты – часть правил землепользования и застройки, которые содержат перечень разрешенных видов использования земельных участков, расположенных в границах определенной территориальной зоны. (В СПб также действуют такие правила – их нужно прочитать.)

2) Порядок предоставления и изъятия земельных участков, находящихся в собственности МО

3) Нормирование земельных участков, передаваемых гражданам в собственность (ст.33 ЗК определяет те цели, для осуществления которых нормирование земельных участков производится ОМСУ; устанавливаются максимальные и минимальные нормы передачи участков в собственность)

4) Установление публичных сервитутов (с учетов результатов публичных слушаний) – ст.23 ЗК

5) Установление размера земельного налога (реализация принципа платности землепользования осуществляется актом органа МСУ).

На первом и последнем местах стоят самые существенные вопросы, решаемые ОМСУ!

Перечень неисчерпывающий.

 

Международные договоры и соглашения.

Международное соглашение о рациональном использовании природных ресурсов в части охраны почв и лесных земель. 4 декабря 2004 г. принят модельный ЗК для государств-участников СНГ. Декларация по окружающей среде и развитии Рио-де-Жанейро в части закрепления принципа устойчивого развития населенных пунктов.

 

Правовой обычай.

Применительно к регулированию земельных отношений правовой обычай применяется не посредством использования в суде каких-то доказательств, а посредством использования в законодательстве такого оборота как «сложившееся землепользование», «фактическое землепользование».

Учитывается при предоставлении участков на территории проживания и хозяйствования коренных малочисленных народов Севера, Сибири, ДВ. Если участок предоставляется для проведения линий электропередач.

Учитывается при оформлении документов на фактически используемые земельные участки. Ст.36 ЗК: границы земельного участка по объектам недвижимости устанавливаются в том числе и с учетом естественных границ. Ст.38-39 Закона о государственном кадастре недвижимости: если производится уточнение границы земельного участка, то принимается во внимание фактическое землепользование, существующее в течение 15 лет и более, установленные на местности ориентиры, обозначающие границы участка.

 

В итоге сложности в регулировании и толковании связаны с отсутствие четких концепций развития земельного законодательства в РФ => существует если не хаос, то различный плюрализм подходов относительно регулирования земельных правоотношений.

 

09.09.2011

Права на землю.

Право землепользования.

В теории ЗП это право изучалось с точки зрения регулирования порядка извлечения полезных свойств земли. Используя подход цивилистов к понятию пользования, можно говорить о возможности извлечения из земли ее полезных свойств и получения дохода. Второе понимание права землепользования – из ЭП – это вид природопользования. В этом случае земля рассматривается как природный ресурс и как пространственно-территориальная база. Регулирование в таком случае осуществляется нормами природоресурсного права. Здесь приоритет имеют нормы публично-правового регулирования.

Если говорить о земельном праве, то в нем право землепользования как правовой институт – это система норм, устанавливающих порядок возникновения, изменения и прекращения прав на землю, порядок использования земельных участков, права и обязанности правообладателей в целях рационального использования земли. Извлекать полезные свойства предписано путем совершения активных действий. В теории выделяют право землепользования первичное (предполагается право, возникшее на основании акта публичного органа власти о наделении правом использования земли; т.е. может возникнуть и на искусственно созданный земельный участок) и вторичное (право, возникшее в результате сделки на вторичном рынке). Также выделяют общее (право на извлечение полезных свойств земли, свободной для открытого доступа – ст.262 ГК) и специальное (делится по видам прав землепользования, по объему полномочий: право собственности, пожизненного наследуемого владения, постоянного бессрочного пользования, безвозмездного срочного пользования, аренда) право землепользования.

Объекты права землепользования:

земельный участок, имеющий определенный правовой режим. Элементы правового режима земельного участка:

1) целевое назначение (категория земли)

2) виды разрешенного использования (по градостроительному кодексу – основное, вспомогательное и условно-разрешенное)

3) предельные параметры земельного участка (размер – максимальные и минимальные нормы)

4) предельные параметры разрешенного строительства

5) правовой режим зданий, строений, сооружений, которые оказывают влияние на права по использованию и распоряжению земельным участком.

Признаки земельного участка: индивидуальная определенность, целевое использование, делимость.

Если говорить о признаках земельного участка как объекта права землепользования, то к указанным признакам можно добавить и четвертый – оборотоспособность.

 

Содержание права землепользования – совокупность полномочий правообладателей по владению, пользованию и распоряжение земельным участком как объектом права землепользования. В РФ принцип платности землепользования. Соответственно, формы платежей – земельный налог или арендная плата. Условием внесения земельного налога признано наличие документа о праве, потому и появился термин «титульность землепользования». Титул землепользования – документ, подтверждающий право владеть, пользоваться, а иногда и распоряжаться земельным участком. Общее правило – землепользование должно быть титульным. Соответственно, владение как полномочие права землепользования реализуется через обладание документом о праве на земельный участок. Пользование – это активные действия по извлечению полезных свойств земельного участка. Причем конкретные действия обладателя права землепользования регламентируются, и общее правило – закрепляется разрешительный порядок получения разрешения на использование. Это реализуется посредством получения разрешения на застройку. Кроме того, полномочия по использованию регламентированы ст.40 (собственник) ЗК и ст.41 (обладатель иных прав) ЗК. Извлечение полезных свойств осуществляется в строгом соответствии с видом целевого назначения и видами разрешенного использования (т.е. их собственник изменять не может!)

Распоряжение – право обладателя земли производить отчуждение, «уничтожать» вещь, те. определять судьбу земельного участка. Гл.1.1 позволяет объединить земельные участки в один, тогда 2 ранее существовавших земельных участка прекращают свое существование, и «рождается» новый земельный участок, новый объект. Распоряжаться может собственник, а также обладатели пожизненного наследуемого владения (передача по наследству, право объединять участки)), а также обладатели права постоянного бессрочного пользования (право объединения земельных участков, принадлежащих одному лицу на праве постоянного бессрочного пользования). Ст.11.6 п.5 содержит данный вывод. Полномочия арендатора определены в ст.22 ЗК. Аренда – это вид землепользования, и в данном случае законодатель существенным образом расширяет полномочия арендатора по отношению к нормам ГК, закрепляя уведомительный порядок распоряжения правом аренды, а не разрешительный порядок, если иное не предусмотрено договором. Но для всех видов права землепользования в законе запрещено изменять вид целевого назначения и вид разрешенного использования, установленного градостроительным регламентом.

Беститульное землепользование. Ст.35 и 36 ЗК как раз регулируют беститульное землепользование. Собственник недвижимости (ст.35) имеет права на использование соответствующей части земельного участка, занятой зданием, строением, сооружением. Ст.271 ГК также закрепляет права собственника недвижимости на земельном участке, принадлежащей другому лицу – право пользования предоставленным таким лицом под эту недвижимость земельным участком. Фактическое землепользование – вид землепользования, которое относится к беститульному. Признаки:

1) наличие права собственности на недвижимость, возникшее до 30.10.2001 года на законных основаниях, это условие обеспечивает собственника статусом фактического землепользователя, и наделяет его правом преимущественной покупки участка, который уже находится в иной, кроме частной, форме собственности; права на недвижимость должны быть оформлены в соответствии с нормами законодательства, действующими на момент возникновения права собственности на недвижимое имущество.

Ранее регистрация проводилась государственным комитетом по земельной политике и земельной реформе и землеустройству – специально уполномоченный федеральный орган – регистрировал ДОКУМЕНТЫ о правах на землю. До 1991 года регистрация документов о правах на землю проводилась исполнительными органами власти по месту нахождения земельного участка. Преемственность документов.

Подача заявления о предоставлении, издание акта органа власти по предоставлению, отвод земельного участка – сложный юридический состав для получения земли.

Ст.29 ЗК – предоставление лицам земельных участков осуществляется на основании решения органов исполнительной власти – это правило не изменялось с первого ЗК 1922 года.

Фактическое землепользование – вид беститульного вида землепользования, обладатель которого наделен правом на выкуп земельного участка под недвижимостью, под условием если это земли публичные, и если у такого лица имеется документ о правах на недвижимое имущество (порядок – ст.35, 36 ЗК).

Фактический землепользователь имеет право определить границы земельного участка, необходимого для обслуживания здания или необходимые для использования (ст.35 ЗК).

Особенности такого права:

1) правоотношения по установлению границ земельного участка – это вид земельных правоотношений, регулирование которых осуществляется преимущественно земельными правовыми нормами, носящими административный характер

2) участники правоотношений по установлению границ земельного участка: фактический землепользователь (правообладатель земельного участка), специализированная организация (ИП, имеющий статус кадастрового инженера), специально уполномоченный федеральный орган исполнительной власти – Росреестр, государственное учреждение – земельная кадастровая палата.

Какможно определить размер предоставляемого участка?

1. Есть договор о приобретении здания (по ГК, если приобретается здание, в договоре указывается информация о земельном участке, на котором находится здание) относительно размера земельного участка и вида права, передаваемого на такой земельный участок.

2. Переданная от правообладателя копия решения о предоставлении земельного участка под здание.

3. На территории СПБ информацию о границах земельного участка можно получить информацию на Земельном портале СПБ в РГИС (региональная гео-информационная система)

4. Из технической документации на объект

5. П.7 ст.36 – информация о размере земельного участка может быть получена из Градостроительного регламента соответствующей территориальной зоны (сайт администрации СПб, сайт комитета по градостроительству и архитектуры в разделе «правила землепользования и застройки»)

 

Размер земельного участка: по красным линиям застройки (информация по красным линиям застройки содержится в КГА); +границами смежных (соседних) участков; +учет естественных границ (чаще в сельской местности).

Судебная практика идет по пути толкования ст.554 – требования об указании в договоре купли-продажи недвижимости сведений о земельном участке – достаточно указание кадастрового номера земельного участка! => информацию можно получить в государственном кадастре недвижимости.

Особенности земельных отношений по установлению границ:

1) фактический землепользователь так реализует свое право преимущественной покупки участка под зданием

2) заключает гражданско-правовую сделку с кадастровым инженером на межевание (составляет межевой план)

3) материалы работ утверждаются специализированным органом – Земельной кадастровой палатой (у нее контрольные функции, она проверяет, насколько кадастровый инженер провел работы с соблюдением требований законодательства; в результате – внесений сведений в кадастр недвижимости и выдача кадастрового паспорта земельного участка)

4) после чего производится государственная регистрация ПРАВА на земельный участок (либо если право собственности дорого, то фактический землепользователь имеет право выбора – в аренду).

Т.е. у него есть право выбора из 2 – преимущественное право покупки земельного участка под зданием, либо право вступить в арендные отношения. А у органа исполнительной власти нет права выбора, он следует выбору фактического правообладателя.

 

10.09.2011

Право собственности на землю.

Кроме гл.17 ГК нужно обратить внимание на ряд постановлений судов, в которых есть разъяснения положений, касающихся защиты права собственности и применения ГК: Постановление Пленумов ВС и ВАС от 29.04.2010 г. №10/22; Постановление Пленума ВАС от 11(?).07.2011 г. №54 – разъяснения о самовольной застройке.

 

Собственность на землю – это возможность для правообладателя производить действия по владению, пользованию и распоряжению земельным участком как своим собственным, своею волей, но в соответствии с целевым назначением и установленными Градостроительным регламентом видами разрешенного использования земельного участка.

Отсюда получается, что право собственника полноценное, но оно не является абсолютным, полным! Подтверждение этому есть даже в п.11 ст.1 ЗК.

В гл.17 ГК также есть подтверждение общедозволительному характеру полномочий собственника.

Целевое назначение участка устанавливается в административном порядке и указывается в акте о возникновении права собственности первичным способом.

Итог: правовой статус собственника имеет общедозволительный характер с ограничивающими условиями.

Собственник может производить любые действия по извлечению полезных свойств земли, пресекать любыми законными способами проникновение посторонних лиц на свой земельный участок (в законе есть гарантии: установление ограждения по линии границы земельного участка или любым способом обозначить волю собственника, суть которой выражается в запрете доступа для всех третьих лиц). Тут появляется такой элемент как граница – принцип незыблемости от всех третьих лиц, в т.ч. от государства.

Ст.7 закона о кадастре – граница – это уникальная характеристика земельного участка (т.е. она для земельного участка должна быть всегда). А кадастровый номер лишь подтверждает факт завершенности индивидуализации земельного участка, отношения по межеванию завершаются кадастровым учетом. Присваивая кадастровый номер, участку дается характеристика границы. Граница – это линия, по существу, на которой вы сталкиваетесь с вашим смежным правообладателем. Т.е. граница – это сфера, в которой возникают соседские правоотношения. В суде пограничные споры вообще не урегулированы.

Со 2.08.2011 г. – вступил в силу закон от 19.07.2011 г. «Об искусственных земельных участках».

Граница вносится в Государственный кадастр недвижимости – федеральный информационный ресурс, присваивается кадастровый номер. Учитывая это все, ст.554 ГК толкуется судами так: при продаже недвижимости нужно указывать сведения о земельном участке, на котором она находится, - достаточно указание на кадастровый номер земельного участка (если он имеется).

 

Иногда его может не быть:

1) если участок находится в фактическом пользовании (см.предыдущую лекцию). По существу, фактический пользователь может продать только здание, а не землю, принцип единой судьбы тут не действует, тогда на покупателя переносятся все проблемы оформления прав на земельный участок.

2)если участка нет: например, искусственный земельный участок; а также продажа будущей вещи. Суд сказал, что если участок не образован, но будет в будущем, должно быть описание местоположения границ земельного участка!

Образование земельного участка.

У участка должен быть признак индивидуальной определенности, значит, он должен быть сформирован, образован! Гл.1.1 ЗК содержит перечень способов образования земельного участка. Анализ норм этой главы позволяет сделать вывод, что образование с точки зрения законодателя – это первоначальное создание вещи как объекта права. Образование земельного участка – это совокупность действий правообладателя и специально уполномоченных органов по сбору и описанию характеристик земельного участка как индивидуально определенной вещи. Основная характеристика в этом действии – это граница! Т.к. все проводящиеся действия направлены на межевание, на то, что разделяющая линия смещается в ту или иную сторону либо вообще прекращает свое существование. Поэтому Иванова считает границу существенным свойством земельного участка, которая определяет пределы полномочий правообладателя, а также расширяет круг субъектов – появляются соседи. Соседские правоотношения – то, что не урегулировано вообще!

 

Владение, пользование и распоряжение носит публичный характер, который выражается в записи в ЕГРП. Также публичный характер связан со свойством земли как природного ресурса – как части окружающей среды. Сегодня проявление этой особенности есть в ст.37 ЗК – особенности совершения сделок с земельным участком. Нужно рассказать покупателю о соседских участках, а также о том, что планирует публичный орган сделать с продаваемым участком. И документально подтвердить. А если ему этого не сказать, то покупатель может требовать уменьшения покупной цены и требовать расторжения договора купли-продажи. Т.е. нужно получать выписки из кадастра на соседние участки; запросить сведения из региональной геоинформационной системы о градостроительной документации – о планируемом использовании земельного участка. Публичный характер права собственности – расширяет круг субъектов, перед которыми собственник обязан. +Земельный участок – часть окружающей среды. Есть вы хотите мини-пекарню, а у соседа аллергия, то еще не факт, кому из вас нужно будет переезжать. Но этот аспект находится в тени: ни законы, ни судебная практика это не регулируют.

 

Связь права собственности с земельным правопорядком.

Элемент земельного правопорядка – правовой режим земель, который и включает в себя права и обязанности собственника. От того, насколько в законе будут четко прописаны земельные права и обязанности собственника, насколько они будут обеспечены защитой и насколько механизм реализации прав будет разработан, будет видно, есть ли упорядоченность отношений или существует бардак.

Закрепление обязанностей и мер по защите права собственности – через это проявляется связи права собственности с земельным правопорядком. В теории ЗП эта особенность разрабатывалась особенно тогда, когда была только публичная собственность на землю. Сегодня это встроено в земельный правопорядок с точки зрения государственной собственности, частная собственность задействована слабо.

Предельные параметры земельного участка (максимальные и минимальные нормы) – это в том числе и ограничения вещных прав на землю.

 

15.09.2011

Земельные права и обязанности.

Определяются нормами ст.40 ЗК (права, неисчерпывающий перечень), ст.41 (право постоянного бессрочного пользования и др.), ст.42 (перечень обязанностей). Гл.17 ГК.

Ст.263 ГК – право на застройку.

Основное направление использования земли (после сельскохозяйственного производства).

Ст.40 ЗК закрепляет в пп.2 п.1 право возводить различные здания, строения в соответствии с целевым назначением участка и его разрешенным использованием, а также соблюдением земельных норм и правил. Разрешительный порядок данного права, т.к. есть требование соблюдать целевое назначение и градостроительные нормы и правила. В Градостроительном кодексе закреплен механизм реализации этого права – ст.51 – порядок получения разрешения на строительство. Ст.263 – право собственника на застройку. Если эту статью сопоставить со ст.40, то будут существенные различия. В ЗК четкий порядок реализации этого права и общедозволительный статус собственника. По ГК собственник может возводить сам, а также разрешать застройку другим лицам. А по ЗК собственник также может это делать, но лишь с соблюдением ограничений о целевом характере.

Можно ли говорить о том, что выдавая разрешение, собственник может производить те же действия, что и публичные органы? Права собственника ограничиваются видами разрешенного использования, параметрами разрешенного строительства и целевым назначением.

Разрешение проводить застройку на своем земельном участке:

Разрешение на строительство выдается тому лицу, у которого есть право на участок – наличие документа о праве на участок – это условие выдачи разрешения (ст.51 Градостроительного кодекса). Кроме того, для выдачи разрешения требуется проект на застройку. Также необходима информация о характеристиках земельного участка, влияющих на возможность будущей деятельности: документы, полученные в результате исследования грунта (инженерные изыскания – ст.47 Градостроительного кодекса). Эта информация получается либо в специально уполномоченных публичных органах, либо в результате проводимых исследований со специализированной организации на основании договора. Также расчеты оснований конструкций фундамента здания, факторы техногенного воздействия на окружающую среду от будущего объекта и др. Эта информация касается качественных характеристик земельного участка, она носит технический характер, но имеет правовое значение.

На этапе получения разрешения решаются 2 вопроса:

-насколько будет создаваемый объект безопасен для жизни и здоровья людей

-насколько будущий объект соответствует градостроительным нормам и правилам (публичная функция – регулирования рациональности использования земли).

Судебная практика:

применительно к полномочиям собственника разъяснений нет, но есть разъяснения по поводу самовольной постройки. Если постройка противоречит требованиям безопасности для жизни и здоровья – то это безусловное основание для решения о сносе застройки.

Если участок не принадлежит собственнику, то объект признается самовольно возведенным, и тогда уже собственник должен сам проявить инициативу. Форма, в которой собственник разрешил этому лицу возводить объект – то, что нужно узнавать.

Имеющиеся противоречия:

в ст.263 ГК используется термин – собственник может «разрешать» строительство. В градостроительном кодексе – «разрешение на строительство». Причем разрешение на строительство в п.1 ст.51 Град.к. – в ней содержится определение правового статуса данного документа:

1) разрешение на строительство выдается в случае, если будущий объект и будущая деятельность соответствует предельным параметрам разрешенного строительства на земельном участке.

Если сопоставить данную норму со ст.44 Град.к., то можно понять, что речь идет о соблюдении предельных параметров разрешенного строительства – о соблюдении градостроительного регламента.

2) ввод объекта в эксплуатацию ст.55 Град.к. – это также проявление разрешительного порядка реализации права на застройку, т.к. контроль за полномочиями собственника осуществляется, по сути, от начала и до конца. Безопасность построенного объекта и его соответствие градостроительным нормам и правилам. Это завершающий юридический факт на этапе создания объекта, т.к. по ст.55 Град.к. разрешение на ввод объекта в эксплуатацию является обязательным документом, предоставляемым для проведения государственного кадастрового учета здания.

Ст.261 ГК: пределы полномочий собственника распространяются не только на поверхность земли, но собственник вправе использовать по своему усмотрению все, что располагается над и под поверхностью участка. Сегодня трактовка того, что над и под, может быть совершенно различной. На какую глубину? Смотрим законодательство о недрах – все, что на глубине до 5 метров – это собственность. А какова может быть высота? Можно ли запретить прокладку электрических проводов над своим участком? Запретить пролет самолетов над своим участком, и на какой высоте? Нет нормы, аналогичной норме закона о недрах – нет нормы с какими-то конкретными размерами, т.к. воздух – это не объект права. П.3 ст.261 ГК закрепляет полномочия использовать все, что над поверхностью – что тогда имелось ввиду в этой статье? Отсюда следует только то, что есть некие полномочия по изменению земли как пространственно-территориальной базы. Т.е. право на застройку. Любое сооружение оказывает влияние на содержание моих прав. Есть право давать разрешение и отказывать в проведении каких-либо коммуникаций над своим участком.

 

17.09.2011

Виды земельных участков:

-искусственный

-садовый

-дачный

-огородный

-приусадебный

-полевой

На каждый вид участка есть свой закон.

 

Земельные права правообладателя земельного участка:

1) использовать земельный участок

2)на застройку

3) приватизировать

4)переоформить права ПНВ, П(Б)Н, возникшие до 30.10.2001 г.

 

Земельные обязанности:

1) использовать земельный участок

2) сохранять межевые знаки, обозначающие границы земельного участка

3) приступать к использованию в установленные сроки

4) завершить строительство на участке в установленные сроки

5) осуществлять мероприятия по охране земельного участка (мелиорация, рекультивация, консервация).

 

Ограничения прав на землю.

Наиболее полное определение понятию ограничения – «стеснение» (запрет – это скорее форма проявления ограничения).

Ограничения могут быть выделены по срокам:

а) на определенный срок

б) бессрочно

По содержанию:

а) ограничения общие (право участия общего – члены общества заинтересованы в стеснении произвола собственника)

б) ограничения частные (право участия частного – стеснение произвола собственника в интересах определенных лиц).

Виды ограничений также по содержанию:

а) в пользовании (использовать, не изменяя целевого назначения участка)

б) во владении (нормирование земельных участков – максимальные и минимальные нормы; у одного гражданина в собственности не может быть участков, превышающих размер, установленный законом субъекта РФ; земли сельскохозяйственного назначения не могут находиться в собственности иностранных лиц)

в) в распоряжении (ограничения в обороте земельных участков: уведомительный порядок в договоре аренды, если иное не установлено в договоре)

Ограничения в пользовании и владении можно разделить на общие (если принят общенормативный правовой акт – т.е. распространяется на все объекты в пределах конкретной зоны не зависимо от их правового статуса) и специальные (ограничения, связанные с конкретным объектом; самый яркий пример – частный сервитут).

 

Ограниченные права на земельный участок:

1) право пользования ПНВ, ПБП, БСП

2) права преимущественного приобретения (фактическое пользование, покупка земельного участка в будущем (созданного, образованного в будущем)

3) права реализации земельного участка (обеспечительные права).

 

22.09.2011

Возникновение прав на землю.

Земельное законодательство выделяет несколько видов прав на землю: ПС, ПНВ, ПБС, БСР, Аренды и право сервитута. Основания возникновения данных прав – основания из ст.8 ГК. Учитывая специфику земельных отношений, использование земельных участков являются отношениями по землепользованию. Для возникновения земельных отношений требуется сложный юридический состав, т.е. совокупность юридических фактов. Если выделять виды юридических фактов, то можно выделить:

-акт исполнительного органа власти или органа МСУ

-договор

-решение суда.

Это 3 основных, но их недостаточно. Для возникновения отношений землепользования, необходимо, чтобы соискатель обратился с заявлением к лицу, обладающему полномочиями принимать властные решения. Значит, заявление и встречное решение. Кроме того, земельный участок – это особый объект, что требует особой процедуры его индивидуализации, значит, появляется еще один юридический акт – формирование земельного участка. Необходимо, чтобы информация о выявленных характеристиках была во всех документах. На основании полученных документов производится государственная регистрация прав. Для начальной процедуры применительно к земельному участку возникновение права происходит с участием органа публичной власти, здесь используется такой термин как «предоставление земельного участка».

Предоставление земельного участка – совокупность последовательных действий в соответствии с законодательством, проводимых специально уполномоченными исполнительными органами государственной власти и МСУ, специализированными организациями, юридическими лицами и гражданами, направленных на изменение правового статуса земельного участка. Это административная процедура, сегодня она отнесена к виду государственных услуг, оказание которых производится на основании административного регламента. В законодательстве СПб есть административный регламент по предоставлению земельных участков на праве постоянного бессрочного пользования. Предоставление – совокупность последовательных действий, каждое из которых приводит к изменению.

Приватизация – также административная процедура – совокупность последовательных действий, проводимых в соответствии с законом специально уполномоченными органами исполнительной власти, направленные на передачу земли из публичной собственности в частную. Происходит передача по договору безвозмездная либо за плату. Но есть нюанс: если относить это к сделке, то у сторон сделки есть свобода усмотрения? Может собственник земельного участка – частное лицо – в принципе договориться о продаже, а потом изменились обстоятельства, и он передумал продавать, могут ли быть убытки? У органа публичной власти такого быть не может, он лишен права выбора. Поэтому свобода усмотрения на стороне продавца отсутствует! Первоначальные способы возникновения права на землю – всегда предоставление или приватизация! В данном случае совокупность юридических актов не меняется. Волеизъявление лица, решение органа власти, действия по определению индивидуально определенных характеристик земельного участка – присутствуют всегда при первоначальном возникновении права на землю! Еще есть такой способ возникновения права как переоформление.

Предоставление как первоначальный способ возникновения права делится на виды в зависимости от этапов: с предварительным согласованием места размещения объекта, без предварительного согласования места размещения объекта.

Кроме того, предоставление в зависимости от способа принятия решения, делится на предоставление на торгах (ст.38 ЗК) либо целевое предоставление (участок предоставляется юридическим лицам организационно-правовых форм, указанных в ст.20 ЗК).

Этапы предоставления:

-подготовительный этап

-формирование объекта

-принятие решения об изменении правового статуса земельного участка

-оформление документов.

Подготовительный этап – совокупность действий, при которых орган власти определяет и правовой режим земельных участков, проводит зонирование участков, проводит резервирование, публикует сведения о свободных земельных участков по результатам инвентаризации, по результатам проводимого зонирования. Общее правило – предоставление земельных участков осуществляется за плату. Исключения устанавливаются только для определенных категорий граждан. Если торги – то мы подаем заявление о том, что готовы участвовать в торгах на основании публикуемых сведений о свободных земельных участках. Если хотите сами выбрать участок, то есть процедура «выбор земельного участка» - совокупность действий, проводимых на подготовительном этапе. Это правоотношения, которые возникают между соискателем и органами публичной власти. У органов публичной власти есть закрепленная в законе обязанность информировать население о процедуре выбора участка для строительства конкретного объекта. Органы публичной власти обязаны информировать соседей участка о вашем желании построить что-либо на участке, и органы публичной власти обязаны организовать публичные слушания. Орган исполнительной власти, составив акт выбора земельного участка, выносит решение, которое представляет собой предварительное выражение воли органа публичной власти по поводу будущего изменения правового статуса земельного участка. Срок действия решения – 3 года. Принимая решение, орган исполнительной власти гарантирует вам предоставление одного из выбранных земельных участков, поэтому это решение очень близко по правовому значению с предварительным договором.

Есть проблемы. Во-первых, очень в общих чертах определен круг субъектов, права которых могут быть затронуты будущим предоставлением.

Формирование земельного участка: перечень действий определен в ст.30 ЗК

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Завдання для самостійної роботи. Тема 10. Кримінально-правова, кримінально-процесуальна та криміналістична характеристика кримінальних проступків | Агрофизические свойства почвы
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-11; Просмотров: 1655; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.015 сек.