Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Структура муниципального долга, виды и срочность муниципальных долговых обязательств




Структура муниципального долга представляет собой группировку муниципальных долговых обязательств по установленным настоящей статьей видам долговых обязательств.

Долговые обязательства муниципального образования могут существовать в виде обязательств по:

1) ценным бумагам муниципального образования (муниципальным ценным бумагам);

2) бюджетным кредитам, привлеченным в местный бюджет от других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации;

3) кредитам, полученным муниципальным образованием от кредитных организаций;

4) гарантиям муниципального образования (муниципальным гарантиям).

Долговые обязательства муниципального образования не могут существовать в иных видах, за исключением предусмотренных настоящим пунктом.

В объем муниципального долга включаются:

1) номинальная сумма долга по муниципальным ценным бумагам;

2) объем основного долга по бюджетным кредитам, привлеченным в местный бюджет;

3) объем основного долга по кредитам, полученным муниципальным образованием;

4) объем обязательств по муниципальным гарантиям;

5) объем иных (за исключением указанных) непогашенных долговых обязательств муниципального образования.

Долговые обязательства муниципального образования могут быть краткосрочными (менее одного года), среднесрочными (от одного года до пяти лет) и долгосрочными (от пяти до 10 лет включительно).

Прекращение муниципальных долговых обязательств, выраженных в валюте Российской Федерации, и их списание с муниципального долга

В случае, если муниципальное долговое обязательство, выраженное в валюте Российской Федерации, не предъявлено к погашению (не совершены кредитором определенные условиями обязательства и муниципальными правовыми актами муниципального образования действия) в течение трех лет с даты, следующей за датой погашения, предусмотренной условиями муниципального долгового обязательства, или истек срок муниципальной гарантии и в иных случаях, предусмотренных статьей 115 настоящего Кодекса, указанное обязательство считается полностью прекращенным и списывается с муниципального долга, если иное не предусмотрено муниципальными правовыми актами представительных органов муниципального образования.

Местная администрация по истечении сроков и в иных случаях, указанных в пункте 1 настоящей статьи, издает муниципальный правовой акт о списании с муниципального долга муниципальных долговых обязательств, выраженных в валюте Российской Федерации.

Списание с муниципального долга осуществляется посредством уменьшения объема муниципального долга по видам списываемых муниципальных долговых обязательств, выраженных в валюте Российской Федерации, на сумму их списания без отражения сумм списания в источниках финансирования дефицита местного бюджета.

Действие пунктов 1 - 3 настоящей статьи не распространяется на обязательства по кредитным соглашениям, на муниципальные долговые обязательства перед Российской Федерацией, субъектами Российской Федерации и другими муниципальными образованиями.

Списание с муниципального долга реструктурированных, а также погашенных (выкупленных) муниципальных долговых обязательств осуществляется с учетом положений статей 105 и 113 настоящего Кодекса.

Выпуски муниципальных ценных бумаг, выкупленные в полном объеме эмитировавшим их органом в соответствии с условиями выпуска муниципальных ценных бумаг до наступления даты погашения, могут быть признаны по решению указанного органа досрочно погашенными.

Долговые обязательства Российской Федерации, субъектов Российской Федерации могут быть краткосрочными (менее одного года), среднесрочными (от одного года до пяти лет) и долгосрочными (от пяти до 30 лет включительно).

Долговые обязательства муниципального образования могут быть краткосрочными (менее одного года), среднесрочными (от одного года до пяти лет) и долгосрочными (от пяти до 10 лет включительно).

 

Управление государственным долгом – совокупность мероприятий, направленных на обслуживание и погашения государственного долга.

Управляет государственным долгом Правительство РФ или уполномоченное им Министерство финансов РФ. Обслуживает государственный долг – ЦБ РФ. Эмитентом государственных долговых обязательств выступает Минфин РФ.

Формы управления государственным долгом:

- рефинансирование – осуществление новых займов в целях погашения старых;

- новация – оглашение сторон о замене первоначального обязательства, существовавшего между сторонами, другим обязательством между теми же лицами, предусматривающим иной предмет или способ исполнения;

- реструктуризация – основанное на соглашении прекращение долговых обязательств, составляющих государственный или муниципальный долг, с заменой указанных долговых обязательств иными долговыми обязательствами, предусматривающими другие условия обслуживания и погашения обязательств. Реструктуризация может быть осуществлена с частичным списанием суммы основного долга;

- списание суммы государственного долга в связи с истечением сроков исковой давности государственных долговых обязательств – ст. 981,991,1001 БК РФ.

 

29. ГОСУДАРСТВЕННЫЕ И МУНИЦИПАЛЬНЫЕ ЗАЙМЫ: ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ВЫПУСКА И ОБРАЩЕНИЯ

Правовые основы:

- Бюджетный кодекс РФ – ст. 114, 98-100;

- Федеральный закон от 29.07.1998 «Об особенностях эмиссии и обращения государственных и муниципальных ценных бумаг».

Государственные займы – совокупность экономических и правовых отношений между государством, выступающим в роли заемщика, с одной стороны, и юридическими, физическими лицами, иными субъектами с другой стороны, осуществляемые путем выпуска и размещения среди последних государственных ценных бумаг.

Государственные ценные бумаги выпускаются в форме облигаций. Эмитентом государственных ценных бумаг выступает Минфин РФ.

Обслуживает выпуски ЦБ РФ. Под обслуживанием государственного (муниципального) долга понимаются операции по выплате доходов по государственным и муниципальным долговым обязательствам в виде процентов по ним и (или) дисконта, осуществляемые за счет средств соответствующего бюджета.

 

Привлекаемые в результате осуществления государственных займов средства имеют специфический целевой характер. Все цели государственных займов могут быть структурированы следующим образом:

1. финансирование дефицита государственного или местного бюджета на неинфляционной основе, т.е. без дополнительного выпуска денег в обращение в широком смысле;

2. финансирование целевых государственных программ, например, в области жилищного строительства, социального обеспечения и т.п.;

3. регулирование экономической активности: денежной массы в обращении, воздействие на цены и инфляцию, на расходы и направления инвестирования, экономический рост, платежный баланс и т.д.

Кроме перечисленных целей, эмиссия государственных и муниципальных займов может осуществляться в целях:

· погашения ранее размещенных займов;

· обеспечения коммерческих банков ликвидными резервными активами;

· воздействия на конъюнктуру финансового рынка;

· поддержки социально-значимых учреждений и организаций.

 

Решение о выпуске и об эмитенте государственных ценных бумаг принимает Правительство РФ. Предельные объемы выпуска государственных ценных бумаг Российской Федерации по номинальной стоимости устанавливаются Правительством Российской Федерации в соответствии с верхним пределом государственного долга Российской Федерации, установленным федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период.

Эмиссия государственных и муниципальных ценных бумаг может осуществляться отдельными выпусками.

В рамках выпуска государственных или муниципальных ценных бумаг могут устанавливаться серии, разряды, номера ценных бумаг.

Решением о выпуске государственных или муниципальных ценных бумаг может быть установлено деление выпуска на транши.

Транш - часть ценных бумаг данного выпуска, размещаемая в рамках объема данного выпуска в любую дату в течение периода обращения ценных бумаг данного выпуска, не совпадающую с датой первого размещения. Размещение траншей одного выпуска осуществляется на основании документов, регламентирующих размещение данного выпуска.

 

Ответственность по государственным долговым обязательствам наступает за счет средств государственной казны.

 

30. ИСТОЧНИКИ ОБРАЗОВАНИЯ ФИНАНСОВЫХ РЕСУРСОВ ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ

Источниками образования финансовых ресурсов государственных и муниципальных унитарных предприятий являются:

1. Выручка – Выручка от реализации определяется исходя из всех поступлений, связанных с расчетами за реализованные товары (работы, услуги) или имущественные права, выраженные в денежной и (или) натуральной формах;

2. П рибыль - полученные доходы, уменьшенные на величину произведенных расходов.

Прибыль государственных и муниципальных предприятий распределяется также в зависимости от вида вещных прав, на которых им передано имущество во владение и пользование.

Порядок распределения прибыли на государственных и муниципальных унитарных предприятиях, основанных на праве:

Хозяйственного ведения Оперативного управления
1. Прибыль распределяется самостоятельно 1. Прибыль распределяется по согласованию с собственником имущества
2. Государство как собственник имущества вправе установить обязанность для государственных предприятий отчислять часть прибыли в бюджет (так, в соответствии с Законом РБ о бюджете на 2008 г., унитарные предприятия отчисляют 15% от прибыли в республиканский бюджет. 2. Прибыль распределяется в соответствии с установленными нормативами

 

3. Амортизационные отчисления

4. Кредитные ресурсы:

- банковский кредит;

- коммерческий кредит;

- товарный кредит;

- бюджетный кредит;

- денежные, облигационные и вексельные займы

 

и другие источники.

 

31. СТРАХОВАНИЕ КАК ИНСТИТУТ ФИНАНСОВОЙ СИСТЕМЫ

Страхование - отношения по защите интересов физических и юридических лиц, Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований при наступлении определенных страховых случаев за счет денежных фондов, формируемых страховщиками из уплаченных страховых премий (страховых взносов), а также за счет иных средств страховщиков.

Отрасли страхования:

- личное страхование;

- имущественное страхование.

Формы страхования:

- обязательное. Условия и порядок осуществления обязательного страхования определяются федеральными законами о конкретных видах обязательного страхования;

- добровольное.

 

См. Закон РФ «Об организации страхового дела»: понятия «страховой портфель», «сострахование», «перестрахование», «суброгация».

Страховой портфель - совокупная ответственность страховщика или перестраховщика по всем действующим полисам

Сострахование - страхование одного и того же объекта страхования несколькими страховщиками по одному договору страхования.

Перестрахование - деятельность по защите одним страховщиком (перестраховщиком) имущественных интересов другого страховщика (перестрахователя), связанных с принятым последним по договору страхования (основному договору) обязательств по страховой выплате.

 

32. ЛИЧНОЕ СТРАХОВАНИЕ: ПОНЯТИЕ, ОБЪЕКТЫ, ВИДЫ

См. Закон РФ «Об организации страхового дела», гл. 48 ГК РФ

Договор личного страхования является публичным договором. В случаях, когда законом на указанных в нем лиц возлагается обязанность страховать в качестве страхователей жизнь, здоровье или имущество других лиц либо свою гражданскую ответственность перед другими лицами за свой счет или за счет заинтересованных лиц (обязательное страхование), страхование осуществляется путем заключения договоров в соответствии с правилами настоящей главы. Для страховщиков заключение договоров страхования на предложенных страхователем условиях не является обязательным. Законом могут быть предусмотрены случаи обязательного страхования жизни, здоровья и имущества граждан за счет средств, предоставленных из соответствующего бюджета (обязательное государственное страхование).

По договору личного страхования одна сторона (страховщик) обязуется за обусловленную договором плату (страховую премию), уплачиваемую другой стороной (страхователем), выплатить единовременно или выплачивать периодически обусловленную договором сумму (страховую сумму) в случае причинения вреда жизни или здоровью самого страхователя или другого названного в договоре гражданина (застрахованного лица), достижения им определенного возраста или наступления в его жизни иного предусмотренного договором события (страхового случая). Право на получение страховой суммы принадлежит лицу, в пользу которого заключен договор. Договор личного страхования считается заключенным в пользу застрахованного лица, если в договоре не названо в качестве выгодоприобретателя другое лицо. В случае смерти лица, застрахованного по договору, в котором не назван иной выгодоприобретатель, выгодоприобретателями признаются наследники застрахованного лица. Договор личного страхования в пользу лица, не являющегося застрахованным лицом, в том числе в пользу не являющегося застрахованным лицом страхователя, может быть заключен лишь с письменного согласия застрахованного лица. При отсутствии такого согласия договор может быть признан недействительным по иску застрахованного лица, а в случае смерти этого лица по иску его наследников.

33. ИМУЩЕСТВЕННОЕ СТРАХОВАНИЕ: ПОНЯТИЕ, ВИДЫ, СТРАХОВЫЕ РИСКИ

См. Закон РФ «Об организации страхового дела», гл. 48 ГК РФ

Имущество может быть застраховано по договору страхования в пользу лица (страхователя или выгодоприобретателя), имеющего основанный на законе, ином правовом акте или договоре интерес в сохранении этого имущества. Договор страхования имущества, заключенный при отсутствии у страхователя или выгодоприобретателя интереса в сохранении застрахованного имущества, недействителен. Договор страхования имущества в пользу выгодоприобретателя может быть заключен без указания имени или наименования выгодоприобретателя (страхование "за счет кого следует"). При заключении такого договора страхователю выдается страховой полис на предъявителя. При осуществлении страхователем или выгодоприобретателем прав по такому договору необходимо представление этого полиса страховщику.

34. СТРАХОВЫЕ ПРАВООТНОШЕНИЯ: СУБЪЕКТЫ, ОБЪЕКТЫ, СОДЕРЖАНИЕ

Страховые правоотношения – общественные отношения, урегулированные нормами страхового законодательства.

Структура страхового правоотношения:

1. Субъекты:

а) страхователь - юридические лица и дееспособные физические лица, заключившие со страховщиками договоры страхования либо являющиеся страхователями в силу закона.

б) страховщики – юридические лица, созданные в соответствии с законодательством Российской Федерации для осуществления страхования, перестрахования, взаимного страхования и получившие лицензии в установленном Законом порядке.

в) страховой брокер – постоянно проживающие на территории Российской Федерации и зарегистрированные в установленном законодательством Российской Федерации порядке в качестве индивидуальных предпринимателей физические лица или российские юридические лица (коммерческие организации), которые действуют в интересах страхователя (перестрахователя) или страховщика (перестраховщика) и осуществляют деятельность по оказанию услуг, связанных с заключением договоров страхования (перестрахования) между страховщиком (перестраховщиком) и страхователем (перестрахователем), а также с исполнением указанных договоров.

г) страховой актуарий - физические лица, постоянно проживающие на территории Российской Федерации, имеющие квалификационный аттестат и осуществляющие на основании трудового договора или гражданско-правового договора со страховщиком деятельность по расчетам страховых тарифов, страховых резервов страховщика, оценке его инвестиционных проектов с использованием актуарных расчетов.

2. Объекты:

Объектами личного страхования могут быть имущественные интересы, связанные:

1) с дожитием граждан до определенного возраста или срока, со смертью, с наступлением иных событий в жизни граждан (страхование жизни);

2) с причинением вреда жизни, здоровью граждан, оказанием им медицинских услуг (страхование от несчастных случаев и болезней, медицинское страхование).

Объектами имущественного страхования могут быть имущественные интересы, связанные, в частности, с:

1) владением, пользованием и распоряжением имуществом (страхование имущества);

2) обязанностью возместить причиненный другим лицам вред (страхование гражданской ответственности);

3) осуществлением предпринимательской деятельности (страхование предпринимательских рисков).

3. Содержание – субъективные права и юридические обязанности участников.

35. БАНКОВСКАЯ СИСТЕМА РФ

Федеральный закон «О банках и банковской деятельности»

Банковская система Российской Федерации включает в себя Банк России, кредитные организации, а также филиалы и представительства иностранных банков. Правовое регулирование банковской деятельности осуществляется Конституцией Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, Федеральным законом "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)", другими федеральными законами, нормативными актами Банка России.

36. ПРАВОВОЙ СТАТУС ЦЕНТРАЛЬНОГО БАНКА РФ

Правовой статус Центрального банка определяется Федеральным законом от 10.07.2002 г. № 86-ФЗ «О Центральном банке РФ (Банке России)» и рассматривается с 2 позиций:

1. как органа государственного управления (административный статус);

2. как кредитной организации (экономический статус).

 

Административный статус предусматривает определение целей и полномочий Банка России как органа государственного управления.

Цели деятельности Центрального банка:

- защита и обеспечение устойчивости рубля;

- развитие и укрепление банковской системы Российской Федерации;

- обеспечение эффективного и бесперебойного функционирования платежной системы.

Функции Центрального банка РФ:

1) во взаимодействии с Правительством Российской Федерации разрабатывает и проводит единую государственную денежно-кредитную политику;

2) монопольно осуществляет эмиссию наличных денег и организует наличное денежное обращение;

2.1) утверждает графическое обозначение рубля в виде знака;

3) является кредитором последней инстанции для кредитных организаций, организует систему их рефинансирования;

4) устанавливает правила осуществления расчетов в Российской Федерации;

5) устанавливает правила проведения банковских операций;

6) осуществляет обслуживание счетов бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации, если иное не установлено федеральными законами, посредством проведения расчетов по поручению уполномоченных органов исполнительной власти и государственных внебюджетных фондов, на которые возлагаются организация исполнения и исполнение бюджетов;

7) осуществляет эффективное управление золотовалютными резервами Банка России;

8) принимает решение о государственной регистрации кредитных организаций, выдает кредитным организациям лицензии на осуществление банковских операций, приостанавливает их действие и отзывает их;

9) осуществляет надзор за деятельностью кредитных организаций и банковских групп (далее - банковский надзор);

10) регистрирует эмиссию ценных бумаг кредитными организациями в соответствии с федеральными законами;

11) осуществляет самостоятельно или по поручению Правительства Российской Федерации все виды банковских операций и иных сделок, необходимых для выполнения функций Банка России;

12) организует и осуществляет валютное регулирование и валютный контроль в соответствии с законодательством Российской Федерации;

13) определяет порядок осуществления расчетов с международными организациями, иностранными государствами, а также с юридическими и физическими лицами;

14) устанавливает правила бухгалтерского учета и отчетности для банковской системы Российской Федерации;

15) устанавливает и публикует официальные курсы иностранных валют по отношению к рублю;

16) принимает участие в разработке прогноза платежного баланса Российской Федерации и организует составление платежного баланса Российской Федерации;

16.1) принимает участие в разработке методологии составления финансового счета Российской Федерации в системе национальных счетов и организует составление финансового счета Российской Федерации;

17) устанавливает порядок и условия осуществления валютными биржами деятельности по организации проведения операций по покупке и продаже иностранной валюты, осуществляет выдачу, приостановление и отзыв разрешений валютным биржам на организацию проведения операций по покупке и продаже иностранной валюты;

18) проводит анализ и прогнозирование состояния экономики Российской Федерации в целом и по регионам, прежде всего денежно-кредитных, валютно-финансовых и ценовых отношений, публикует соответствующие материалы и статистические данные;

18.1) осуществляет выплаты Банка России по вкладам физических лиц в признанных банкротами банках, не участвующих в системе обязательного страхования вкладов физических лиц в банках Российской Федерации, в случаях и порядке, которые предусмотрены федеральным законом;

18.2) является депозитарием средств Международного валютного фонда в валюте Российской Федерации, осуществляет операции и сделки, предусмотренные статьями Соглашения Международного валютного фонда и договорами с Международным валютным фондом;

19) осуществляет иные функции в соответствии с федеральными законами.

 

Экономический статус определяется содержанием банковской правоспособности: способности осуществлять банковские операции и иные сделки.

Банк России не имеет права:

 

37. ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ БАНКОВСКОГО КРЕДИТОВАНИЯ. ВИДЫ БАНКОВСКОГО КРЕДИТА

Банковское кредитование представляет собой совокупность правовых и экономических отношений между кредитной организаций, выступающей в качестве кредитора, и размещающей временно свободные денежные средства среди юридических и физических лиц – заемщиков по кредитным договорам.

Правовые основы банковского кредитования определяются Конституцией РФ, Гражданским кодексом РФ, Федеральным законом «О банках и банковской деятельности», а также многочисленными инструкциями ЦБ РФ о порядке кредитования физических и юридических лиц кредитными организациями.

Виды банковского кредита: можно использовать любой учебник

38. ПОНЯТИЕ И ВИДЫ БАНКОВСКИХ ОПЕРАЦИЙ. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ БАНКОВ И ИХ КЛИЕНТОВ

Банковские операции – предусмотренные лицензией Центрального банка РФ действия кредитной организации по оказанию банковских услуг, направленные на получение прибыли.

Ст. 5 Федерального закона «О банках и банковской деятельности»

 

Нарушения банковского законодательства влекут применение мер гражданско-правовой, административной и уголовной ответственности.

Гражданско-правовая ответственность наступает за неисполнение или ненадлежащее исполнение гражданско-правового обязательства; могут быть применены на усмотрение кредитора следующие меры ответственности или их сочетания:

1. возмещение убытков;

2. взыскание неустойки;

3. штраф за использование чужих денежных средств в размере действующей учетной ставки рефинансирования Центрального банка РФ.

 

Уголовная ответственность предусмотрена за следующие составы:




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-11; Просмотров: 479; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.087 сек.