Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема 11. Государственное регулирование: сущность, цели и инструменты

 

Цель: Ознакомить студентов с составной частью процесса воспроизводства в современных условиях – государственным регулированием экономики, а также с его различными задачами. Ознакомить студентов с финансово-кредитной системой.

Ознакомить с экономическим содержанием, сущностью налогов. Виды налогов. Основные принципы налогообложения, их функции и виды. Прямые и косвенные налоги. Акцизы. Роль налога на добавленную стоимость в рыночной экономике. Реформа налоговой системы в Казахстане.

План лекции: 1. Государственное регулирование экономики:

цели, функции, инструменты.

2. Сущность, структура и функции финансовой системы.

3. Налоговая система, фискальная политика.

Тезисы лекции:

Создание рынка означает переход к новым производственным отношениям, предполагающим отказ от вертикальных структур управления народным хозяйством и замену их горизонтальными структурами управления, а это означает, что рынок может регулироваться и государством, и предприятием (фирмой), и товаропроизводителем. Следовательно, и методы регулирования можно условно классифицировать в зависимости от регулирующих субъектов: на государственные и негосударственные, а в зависимости от способов воздействия на рыночное равновесие – на прямые и косвенные. Рассмотрим государственные регулирование рыночной экономики.

Мировая практика показала, что система мер и форм государственного регулирования довольно многообразна в каждой стране. Эта система имеет особенности. К числу наиболее важных инструментов государственного регулирования относятся:

1. фискальная политика;

2. кредитно- денежная политика;

3. политика регулирования цен и доходов;

4. социальная политика;

5. внешнеэкономическая политика;

6. административное регулирование;

7..краткосрочное регулирование или антикризисная, антициклическая политика;

8. долгосрочное регулирование или политика экономического роста;

9. региональное регулирование

Рассмотрим каждое из них:

1.Фискальная политика охватывает средства регулирование, связанные с государственным бюджетом (увеличение или сокращение государственных закупок, программ капитальных вложений, социальных платежей, дотации и субсидии из бюджета отдельным отраслям и предприятиям (фирмам), налоговые меры.

2.Кредитно – денежная политика. Этот метод тоже играет стимулирующую роль в решений народнохозяйственных проблем. Государство выдает целевые льготные кредиты под решение конкретных отраслевых и региональных проблем, под специальные государственные программы. Оно может создать и специальные внебюджетные фонды развития. Наиболее часто употребляются следующие виды кредитного регулирования:

а). изменение учетной ставки экономического банка(учетная или дисконтная ставка).

б). повышение обязательного минимума вклада в эмиссионном банке. Депозиты (вклады) коммерческих банков в эмиссионном банке состоят из добровольных вкладов (так называемых свободных резервов и обязательных банков).

в). «операции на открытом рынке». Государство усиленно продает или скупает облигации.

3. Политика регулирования цен и доходов. Методы фискальной и кредитной политики нередко оказываются неэффективным средством регулирования цен и доходов, поэтому государство прибегает к более прямым средствам.

4. Социальная политика, включая в себя систему индексации доходов, установление прожиточного минимума и т.п. направляется прежде всего на осуществление определенных программ помощи малоимущим слоям общества, на защиту их от разрушительных последствии инфляций.

5. Внешнеэкономическое регулирование включает в себя торговую политику государства, управление валютным курсом, квот, лицензии.

6. Административное регулирование включает различные меры контроля, применяемые в отношений некоторых специально выделяемых отраслей.

7. Краткосрочное регулирование имеет целью такое воздействие на воспроизводство, которое рассчитано на получение результатов в течение нескольких месяцев (конъюнктурная или антициклическая политика)

8. Долгосрочное регулирование представляет собой целенаправленное воздействие на воспроизводство, которое рассчитано на получение результатов в течение ряда лет. (политика экономического роста)

Помимо конкретных методов регулирования следует выделить и формы регулирования, под которыми понимается взаимосвязанная совокупность методов и рычагов, объединенная некоторой целевой установкой.

Наиболее действенной формой долгосрочного регулирования является целевая программа, которая представляет собой совокупность специальных мероприятий по решению конкретной хозяйственной задачи, либо по достижению каких – либо социально – экономических рубежей. Особенностью программы является целевой характер, ориентация на конкретные сроки и рубежи, адресность исполнения. Реализуется программа посредством использования всей системы регулирующих методов.

Различают программы обычные и чрезвычайные, если последние разрабатываются в особых критических ситуациях, то обычные составляются периодически на срок не менее пяти лет с ежегодной корректировкой и продлением еще на один год.

Эффективное регулирование требует высококачественного прогнозирования. По целевому назначению прогнозы могут быть экономическими. Это прогнозы состояния экономики в будущем (роста, спадов, кризисов, занятости населения, возможности инфляции и т. д.).

Прогнозы состояния рынка, рыночной конъюнктуры, прогнозы цен на энергоносители, прогнозы состояния рыночной конкуренции.

Прогнозы научно – технического прогресса, новых технологии, развитие науки, уровня образованности населения.

Прогнозы природопользования, состояния недр, сырья и материалов и их заменителей, состояние растительного и животного мира, экологическое состояние окружающей среды, воды, воздуха.

Социально – демографические прогнозы, уровень рождаемости, темпы естественного прироста населения, половозрастной состав населения, направление миграции населения, степень урбанизации городов и т.д.

Экономическая политика - это совокупность предпринимаемых государством мер воздействия на экономические процессы для реализации поставленных целей.

Вопросом о том, как политикам следует действовать, занимается нормативная теория экономической политики. Нормативная теория экономической политики изучает проблему необходимости, характера и границ государственного вмешательства в экономику.

Позитивная теория экономической политики тесно связана с политологией, изучает практику разработки и реализации экономической политики.

В большинстве стран мира преобладает 4 цели:

1.стабильный рост национального объема производства;

2.поддержание определенного уровня занятости;

3.стабилизация уровня цен;

4.поддержание равновесного сальдо внешнеторгового баланса.

1. Постановка цели стабильного роста национального объема производства предполагает, что ежегодно будет обеспечиваться рост выпуска продукции.

2.Поддержание определенного уровня занятости означает, что с помощью мер государственного регулирования в обществе каждый желающий может получить работу, находит ее и получает за это заработную плату.

3.Стабилизация уровня цен способствует тому, что основным фактором ценообразования является конкурентный рынок, а темп роста цен поддерживается на нормальном уровне.

4.Поддержание равновесного сальдо внешнеторгового баланса означает, что государство следит за тем, чтобы изменение объемов экспорта и импорта не носило резкий характер, так как это может негативно сказаться на количество денег обращении.

Государство не может реализовать свою внутреннюю и внешнюю политику, обеспечить выполнение своих социально-экономических программ, функций обороны и безопасности страны, не располагая финансовыми ресурсами, не используя широкие возможности воздействия на все эти явления посредством финансового механизма. Развитие в стране местного самоуправления, призванного решать задачи местного значения, также требует соответствующего финансового обеспечения, функционирования финансов муниципальных образований. Переход к рыночным отношениям требует усиления роли экономических, в том числе и финансовых, рычагов в регулировании общественного производства взамен административно-командных методов управления. Развитие этих отношений обусловлено общественным разделением труда, наличием разных форм собственности и основанных на них организационно-правовых форм хозяйственной деятельности, экономической обособленностью и равноправием их субъектов, внешнеэкономическими связями. В результате, распределение общественного продукта и национального дохода происходит в денежной форме. Конституционное и законодательное закрепление разнообразия форм собственности и развития рыночного механизма

Финансы как целостная экономическая категория, обладающая общими свойствами, имеют свою структуру, в которую входят несколько взаимосвязанных звеньев (институтов), для каждого из которых характерны свои особенности. Необходимость их выделения обусловлена многообразием потребностей общества, которые обслуживают финансы, охватывая своим воздействием всю экономику страны и социальную сферу. Совокупность входящих в состав финансов звеньев (институтов) в их взаимосвязи образует финансово-кредитную систему страны.

Финансово-кредитная система, включающая бюджет, кредит, налоги, страхование и др., а также банковские и др.учреждения, необходима для обеспечения общественного воспроизводства, рыночного кругооборота ресурсов, продуктов и доходов.

Понятие "финансовая система" является развитием более общего понятия "финансы". Финансы, как отмечалось во введении, выражают экономические общественные отношения. Однако в каждом звене финансов эти отношения проявляются по-разному, имеют свою специфику. Каждое звено финансов определенным образом влияет на процесс воспроизводства, имеет свои, присущие ему функции. Так, финансы предприятий обслуживают материальное производство. При их участии создается ВВП, распределяемый внутри предприятий и отраслей хозяйства. Через государственный бюджет мобилизуются ресурсы в основной централизованный фонд государства, и происходит перераспределение средств между отраслями хозяйства, экономическими регионами, отдельными социальными группами населения. Внебюджетные специальные фонды имеют строго целевое назначение. Так, крупнейший социальный Пенсионный фонд Р.К. мобилизует средства на выплату пенсий гражданам страны. Фонды страхования предназначены для возмещения ущерба, нанесенного стихийными бедствиями предприятиям и населению, а по личному страхованию - выплаты застрахованному лицу или его семье материального обеспечения при наступлении страхового случая.

Таким образом, каждое звено финансовой системы представляет собой определенную сферу финансовых отношений, а финансовая система в целом - совокупность различных сфер финансовых отношений, в процессе которых образуются и используются фонды денежных средств.

Другими словами, финансовая система - это система форм и методов образования, распределения и использования фондов денежных средств государства и предприятий.

Финансы – это денежные ресурсы того или иного общества, предназначенные для обеспечения воспроизводственного процесса и развития экономики.

В любом государстве в структуру денежных ресурсов входят государственные финансы, финансы хозяйственных систем, финансы предприятий (фирм), финансы населения.

1.Государственные финансы – денежные средства, предназначенные для управления общественным хозяйством, обороны, охраны законности и правопорядка, обеспечения социальных гарантий населения. (государственный бюджет, банковский и государственный кредит, фонд стабилизации экономики, пенсионный фонд, фонд занятости населения, фонды социального и медицинского страхования, валютный фонд, финансы государственных общественных организаций, финансы государственных отраслевых министерств и ведомств).

2.Финансы хозяйственных систем (государственных и негосударственных) – денежные средства объединений, трестов, ассоциаций, акционерных обществ, холдингов, концернов, компаний.

3.Финансы предприятий(государственных и негосударственных) включает в себя собственные и заемные средства, а так же денежные средства фонда науки и техники, фонда социального развития и материального поощрения, амортизационного фонда, резервные и страховые фонды.

4.Финансы населения– денежные средства, формирующиеся на основе трудовой, хозяйственной и иной деятельности (зарплата, дивиденды по акциям, проценты по банковским вкладам и паевым взносам и т.п.)., средства, хранящиеся в сберегательных и коммерческих банках, привлеченные государством в пенсионные фонды, средства страховых обществ.

Данная структура образует финансовую систему, порождающую совокупность экономических отношений, посредством которых осуществляется аккумулирование (образование), распределение и использование денежных средств как нужды расширенного воспроизводства, так и на удовлетворение других общественных потребностей.

В условиях рыночных отношений финансы выполняют 4 основных функций: распределительную, регулирующую, стимулирующую и контрольную.

Государственный бюджет – основной финансовый план государства, это баланс доходов и расходов государства. Если расходы превышают государственный доход, то возникает бюджетный дефицит.

Кредитно – банковская система – это совокупность кредитно – банковских учреждений, предоставляющих денежные средства на условиях платности и возвратности.

Ссудный рынок – это часть финансового рынка, объектом реализации на котором выступают свободные денежные средства, предоставляемое во временное пользование участникам процесса воспроизводства. Ссудный рынок перераспределяет свободные и создает новые денежные ресурсы, предоставляя их на условиях возвратности, платности и срочности.

Кредит, предоставляемый банками подразделяются на краткосрочный, среднесрочный и долгосрочный.

Существует различные формы кредита: банковский, чековый, коммерческий, потребительский, международный.

Кредит осуществляет свои функции через банки. Банковская система включает в себя центральный банк, другие организационные формы банков и специализированных учреждений, большую группу коммерческих, сберегательных, инвестиционных, ипотечных банков.

Банковская прибыль имеет собственное название – маржа.

Банковские ресурсы включают в себя собственные капиталы и вклады или депозиты, принадлежащие их клиентам.

Активные операции делятся на вексельные, подтоварные, фондовые и балансовые операции.

Новые формы операции: лизинг, факторинг и финансово – трастовые операции.

Ценные бумаги – коммерческие документы, приносящие доход их владельцу (акции, облигации).

Стратегия развития Казахстана на перспективу изложена, в программе социально – экономического развития государства на ближайшие 30лет, которой определено 7 основных приоритетов экономической политики РК до 2030 года.

Главная стратегическая цель данной программы РК добиться высокого индустриально – инновационного развития и осуществить переход из числа развивающихся стран в число процветающих индустриальных стран.

Основные пути к достижению этой цели:

1.продолжать политику формирования и, главное, стимулирования предпринимательской деятельности на всех 4-ех уровнях бизнеса: малого, среднего, крупного и самого государства во внутренней и внешней межгосударственной предпринимательской деятельности на путях открытия и внедрения научно – технических достижений во всех сферах переходной экономики.

2.Осуществить структурную отраслевую перестройку в экономике.

Важнейшим приоритетом во внешней экономической политике с учетом стратегических интересов РК является упрочнение экономического союза с Россией и с другими независимыми государствами Содружества, странами СНГ.

Финансовая система Р.К. включает следующие звенья финансовых отношений:

- государственную бюджетную систему;

- внебюджетные специальные фонды;

- государственный кредит;

- фонды страхования;

- финансы предприятий различных форм собственности.

В финансовой системе Казахстана в последние годы произошли существенные изменения в связи с новыми экономическими и политическими условиями (переход к рыночным отношениям, распад СССР, становление местного самоуправления и др.). Они коснулись как состава финансовой системы (появились новые институты), так и содержания вошедших в нее звеньев, их внутреннего строения, взаимодействия между собой.

На современном этапе в состав финансовой системы Республики Казахстан входят:

- бюджетная система, состоящая из государственных и местных бюджетов муниципальных образований;

- внебюджетные целевые государственные и муниципальные (местные) фонды;

- финансы предприятий, организаций, учреждений, отраслей народного хозяйства;

- имущественное и личное страхование;

- кредит (государственный, муниципальный и банковский).

Названные звенья финансовой системы существуют как на государственном уровне, так и на уровне субъектов республики и местного самоуправления. Все они обладают общими свойствами финансов как экономической категории, но в силу своих особенностей по-разному влияют на социально-экономические процессы, вместе с тем взаимодействуя между собою. Многозвенность финансовой системы способствует большей ее гибкости и эффективности.

Проблема налогов и налогообложения своими истоками уходит в глубь веков, но научный подход к ее решению стал проявляться только в ХVII-ХIХ вв.

По экономическому содержанию налоги – система обязательных платежей, взимаемых с населения, предприятий (фирм) и организаций в законодательном установленном порядке.

Целью налогообложения является привлечение средств предприятий (фирм) и населения на общественные нужды: производственные и социальные.

Принципы налогообложения:

-налоги должны изыматься в пользу общества, пропорционально полученным благам;

-налоги должны зависеть от размера дохода, от уровня благосостояния.

Налоги выполняют следующие функции:

- фискальную или мобилизационную функцию, при этом государство собирает налоги для финансирования бюджетных расходов;

-распределительную функцию. Государство перераспределяет средства между различными группами населения, территориями, областями, районами;

-регулирующую функцию. Государство регулирует с помощью налогов пропорции между потреблением и накоплением;

-стимулирующую функцию, создающую различные стимулы для развития производства и технического прогресса;

-ограничительную функцию. Через налоговую политику государство может сдерживать и ограничивать развитие отдельных видов производств;

-контрольно – учетную функцию, предусматривающую учет доходов предприятий и групп населения, объемов финансовых средств.

Налоги делятся на прямые и косвенные.

Прямые налоги взимаются государством непосредственно с доходов и имущества налогоплательщика. Объектами налогообложения являются прибыль, зарплата, процент и т.п. Прямые налоги взимаются со стоимости земли, дома, дачи, автомобиля. Прямые налоги делятся на прогрессивные, регрессивные, пропорциональные.

Косвенные налоги взимаются с потребителей и производителей не прямо, а косвенно посредством цен на товары и тарифы на услуги в виде надбавок к ценам и тарифам. К ним относятся акцизы, НДС, таможенные пошлины.

Илюстративный материал:

Рис 13 Структура налогов и их доля в бюджетных поступлениях

1. Поступления других видов источников

2. Налог на добавленную стоимость

3. Подоходный налог

4.Акциз

5. Фиксированные платежи

6. Налог на экспорт и импорт

7. Таможенный тариф

8. Земельный налог

9. Налог на операции с ценными бумагами

 

Литература:

1.П.Самуэльсон. Экономика. Пер.с англ. М., Прогресс, 1964 Гл.4

2. Жунусов Б.А. Комягин Б.И. Байжомартов У.С. Мамбетов У.

Общая экономическая теория Алматы 1994.,

3. Блауг М. Экономическая мысль в ретроспективе. Пер.с англ.М. Дело ЛТД, 1995 Гл.13

4. Основы экономической теории Под.ред. В.Д. Камаева. М, 1997

5. Осипова Г. Основы экономической теории. Алматы 2002.,

6. Симкина А. Общая экономическая теория Питер 2002.,

7. Под.ред. Булатова Экономика Учебник по курсу Москва 1997.1.

8.Мамедов О.Ю. Современная экономика. «Феникс» Ростов - на – Дону 2001

9.Денежное обращение и кредит. – М., Финансы и статистика 1989

10.Деньги, кредит, банки. – Алматы, 1996

11.Указ президента Республики Казахстан от 24 апреля 1995г. «Оналогах и других обязательных платежах в бюджет».

12.Налоговый кодекс РК.

13. Карагусова Г.Д. «Налоги: сущность и практика использования» Алматы, «Қаржы – Қаражат», 1994

 

Контрольные вопросы (обратная связь):

1.Что такое государственное регулирование экономики?

2.Какие экономические функции выполняет государство в рыночной экономике.

Какие функции на Ваш взгляд, наиболее важные?

3.Какие методы регулирования рынка применяет государство?

4.Граница государственного вмешательства в рыночную экономику:

что Вам известно об этом?

5.Финансы общества и их структура.

6.Бюджетный дефицит: пути его преодоления?

7.Государственный долг: причины его появления?

81.Какие функции выполняют цены?

9.Цель налогообложения?

10.Фискальная политика государства.

 

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Тема 10. Экономическое равновесие и экономический рост | Тема 12. Регулирование внешнеэкономической деятельности
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-13; Просмотров: 563; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.069 сек.