Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Идеи гуманизма в творчестве Мусякодзи Санэацу

Мусякодзи Санэацу (1885-1976) является идеологом группы «Сиракаба». В основе его творчества лежат гуманистические концепции. Драмы писателя «Его младшая сестра» («Соно имото», 1915), «Сон одного юноши» («Ару сэйнэн-но юмэ», 1916) проводят антивоенные идеи. В пьесе «Его младшая сестра» художник, потерявший на фронте зрение, переживает трагедию. Опорой ему служит младшая сестра, которая жертвует ради него своим личным счастьем. Герой пьесы «Сон одного юноши», ведомый Неизвестным, попадает на «митинг убитых», где жертвы войны произносят речи, предостерегая человечество от новой бойни. Перед глазами Юноши разворачиваются страшные картины войны.

Повесть «Дружба» («Юдзё», 1919) и драма «Да здравствует человек!» («Нингэн бандзай», 1922) отличаются абстрактным гуманизмом и утонченным психологизмом. В повести «Дружба» писатель Нодзима, страдает от неразделенной любви, теряет единственного друга, но несмотря на глубокие страдания, находит в творчестве духовное обновление. В пьесе-сказке «Да здравствует человек!» показано нравственное превосходство людей над «богами и ангелами».

В рассказе «Учитель Синри» («Синри сэнсэй», 1949) − в переводе слово «синри» буквально означает «истина» − пишет: «Я пока не могу полностью принять жизнь такой, какая она есть. Но я хочу научиться <…> это цель всей моей жизни». В этих строках заключается основная мысль произведения. Писатель не закрывает глаза на печальные события времени, наоборот, на протяжении всего рассказа Мусякодзи заставляет задумываться над тем, что человек способен полностью ощутить жизнь только тогда, когда он преодолевает трудности. Автор учит, что «необходимо видеть не только плохие, но и хорошие стороны в любых неприятных ситуациях, казалось бы в самых безвыходных. <…>Жизнь состоит не только из горестей и печали, в ней есть много прекрасных и счастливых моментов. Постарайтесь излучать на окружающий мир светлую энергию любви и доброты, а не темные потоки зла и ненависти, и тогда ваша жизнь наполнится огромным искрящимся счастьем».

Большинство героев рассказа «Учитель Синри» «хорошие» люди, но есть среди них немного необычные, они словно персонажи с картин Тэссая Томиока (1836–1924), на которых изображены монахи, странствующие по пещерам, лесам и горам. Сходство талантливых работ писателя и художника в том, что они при создании своих творений были движимы внутренней эстетической потребностью и надеждой на то, что произведение станет достоянием народа и принесет радость.

Люди, которых изображает Мусякодзи «оторваны» от мирской жизни, но у каждого есть свое собственное восприятие бытия, каждый старается раскрыть себя, развить то, что в нем заложено. Они уважают то, чем занимаются другие, и становится понятно, что именно уважение приводит к чувству безраздельной человеческой любви. К описанию героев рассказа подходит слово «отшельник». Живя по своим принципам, они сохраняют свободный, независимый дух. В этом произведении Мусякодзи стремится раскрыть значение «хороший человек» не в смысле добрый, простодушный, а ответственный, он желает изобразить человека, преданного своему делу, с собственным взглядом на жизнь. Несомненно, подобные люди обладают необыкновенной привлекательностью.

Необходимо отметить, что Мусякодзи значительное внимание уделял изучению сочинений древнегреческих философов. Само произведение написано простым, доступным языком, однако за обычными словами таится сокровенный смысл. Искусство писать картины тушью сходно с совершенством, с каким написан рассказ «Учитель Синри». Сложно создать шедевр, используя белый и черный цвета; каждое касание кисти, каждая черта должны нести в себе какой-то тайный, невидимый оттенок, изящество, в этом и заключается совершенство монохромной живописи. На первый взгляд рассказ кажется простым, но постепенно, шаг за шагом, автор подводит читателя к самой сути понимания «чистой души». Можно сразу заметить, насколько автор не желает подчиняться навязанному кем-то мнению. Мусякодзи пишет: «Нельзя ограничивать настоящую сущность человека, недооценивать его возможности, судить его. Наоборот, надо развивать способность точно разбираться в людях, видеть суть человека, ценить его истинные качества».Так проявляется ощущение истины, которая содержится в простоте повествования.

Все произведения Мусякодзи Санэацу проникнуты добром и состраданием к людям. Автор в своих сочинениях выступил как аналитик и рассмотрел разные аспекты бытия: он пришел к пониманию необходимости углубленного познания «внутренней жизни» человека, его духовного мира. Так в его публицистической статье «О любви» («Аи-ни цуйтэ», 1910) выражена идея высокого назначения чувств в жизни людей. В произведении писатель использует оригинальный термин тайай «безграничная любовь», показывает широкое понимание любви, под которой подразумевает в первую очередь естественную любовь к своему «я», которая помогает преодолеть противоречие между личностью и миром и познать безграничную космическую любовь.

В своей публицистической статье «О любви» Мусякодзи пишет: «Впервые почувствовав великую любовь в душе, я доверился ей и ощутил себя счастливым человеком».

Писатель считает, что любовь между мужчиной и женщиной не может быть бесконечной, если ограничиваться любовью к единственному человеку. Нужно стремиться к пониманию и достижению безграничной любви. В идеале человек равен Небу и Земле, преодолев свое маленькое «я» во имя большого «Я», он может возвыситься до космического масштаба, стать равным миру. Так для Мусякодзи Санэацу сам человек, проблемы личности становятся центром и целью всякого познания и мышления в целом. Мысль о братстве людей была безмерно дорога писателю.

Так у Мусякодзи Санэацу отношение к человеку как к некоему чуду, даже как к центру Вселенной, становится определяющим.

Для Мусякодзи эти воззрения значили многое, потому что он верил в возможность духовного развития человека. В произведениях он сотворил мир, где царит любовь, дружба и взаимопонимание. Гуманизм Мусякодзи Санэацу не исчерпывался чувством сострадания, он стремился совершенствовать человека, будить мысль, учить людей думать. Он верил, что нет более благородных целей, чем гуманистические.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Судьба женщины в творчестве Арисима Такэо | Творчество Сига Наоя
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-13; Просмотров: 525; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.