КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Ботаника -объекты её изучения, и задачи, стоящие перед ней
ПЛАН 1. Ботаника - объекты её изучения, и задачи, стоящие перед ней. 2. Основные этапы развития науки о растениях 3. Разделы ботаники. Взаимосвязь ботаники с другими науками. 4. Экология растений. Значение изучения экологии растений в настоящее время.
ЛИТЕРАТУРА: 1. Кудряшёв Леонид Васильевич, Родионова Галина Борисовна и др. «Ботаника с основами экологии» учеб.пособие для студентов пед.институтов по специальности 2121 (педагогика и методика начального обучения. – М.Просвещение, 1979.-320с 2. Генкель Павел Александрович, Кудряшов Леонид Васильевич «Ботаника»- М. Просвещение 1964г 3. Гуленкова М. А., Красникова И. А. Летняя полевая практика по ботанике. - М., 1976 4. Дорохина Л. Н., Нехлюдова А. С. Руководство к лабораторным занятиям по ботанике с основами экологии растений. - М., 1978. 5. Нехлюдова А. С., Акимов И. А. Ботаника с основами экологии растений. - М,, 1986. 6. Стаут У., Грин Н., Тейлор Д. Биология. - М., 1990. 7. Хржановский В. Г., Краевский И. М., Пономаренко с. Ф. Ботаника. - М., 1975. 8. Хржановский В. Г. Курс общей ботаники. - М., 1976
В природе нашей планеты различают неживую и живую природу. Таким образом, всё окружающее нас находится в 2-х формах – живого и неживого. Спорно лишь положение вирусов, но большинство специалистов относят их к живым организмам.
Критерии, отличающие живые системы от объектов неживой природы: 1. В состав живых организмов входят те же химические элементы, что и в объекты неживой природы, Однако соотношение различных элементов в живой и неживой природе неодинаково. Элементарный состав неживой природы наряду с О представлен Si, Fe, Mg, Al и др. В живых организмах 98% химического состава приходится на C, O, N, H, которые участвуют в образовании органических веществ: нуклеиновых кислот (ДНК, РНК), белков, жиров, углеводов, ограниченные группы малых молекул участвуют в многочисленных и разнообразных метаболизмах
2. Метаболизм (Все живые организмы способны к обмену веществ с окружающей средой, поглощая продукты для питания и выделяя продукты жизнедеятельности в неживую природу. В неживой природе тоже существует обмен веществ, но при небиологическом круговороте веществ они просто переносятся с места на место или меняют их агрегатное состояние (смыв почвы, превращение воды в пар или лёд) В круговороте органических веществ существенная роль принадлежит процессам превращения веществ (синтез и распад) 3. Единый принцип структурной организации живых организмов (Все живые организмы имеют клеточное строение. Клетка – структурная и функциональная единица. 4. Репродукция (На органическом уровне она проявляется в виде бесполого или полового размножения, при котором потомство похоже на родителей. 5. Раздражимость – свойство избирательно реагировать на внешнее воздействие. Всякое изменение окружающей организм условий является раздражением, а его реакция на внешнее раздражители, показатель его чувствительности и проявляется в раздражимости. 6. Авторегуляция – способность живых организмов поддерживать постоянство своего химического состава и интенсивное течение физиологических процессов – гомеостаз. Недостаток питательных веществ мобилизует внутренние ресурсы организма, а избыток вызывает их запасание. 7. Энергозависимость (проявляется в том, что живые организмы существуют до тех пор, пока в них поступает энергия и материя в виде пищи из окружающей среды. 8. Живые организмы ограничены от окружающей среды оболочками (клеточной мембраной, покровными тканями), что затрудняет обмен в-в между организмами и внешней средой, сводят к минимуму потери вещества и поддержи?
9. Дискретность – существование не в виде отдельных организмов или их конгломератов (пчелиные семьи, колонии кораллов и пр.) Таким образом, живые организмы резко отличаются от объектов неживой природы своей исключительной сложностью и высокой структурной и функциональной организацией. Со времён Линнея в науке господствовало мнение о существовании 2-х царств растений и животных. В последующем учёные пришли к мнению, что живую природу составляют 4 царства – ц. растений, ц. животных, ц. бактерий, ц. грибов. Все они занимают определённую область на Земле – биосферу («БИОС» - жизнь, сфера» - шар). Биосферой В.И.Вернадский (1863-1945) называл поверхностную часть планеты, пронизанную жизнью. Абсолютная масса живой природы велика. Неживая природа – это поверхностные слои суши, водные бассейны, атмосфера. Абсолютная масса неживой природы больше чем живой. В неживой природе сосредоточена жизнь, Неживая природа влияет на живую. Вместе с тем и живая природа влияет на неживую. И особенно велико влияние растений. Например, растения создают почву; есть у русского народа очень много метких и точных пословиц и поговорок, например, такие: «Леса хранят воду»; «Лес и вода – брат и сестра»; «Лес родит реки». Во всех этих поговорках заключён глубокий смысл. Учёные установили, что лес действительно является самым надёжным собирателем и хранителем воды в природе….. Начиная с середины 80-х годов XX века широко обсуждались и другие возможные системы, количество выделяемых в них царств колеблется от 3 до 10. Мы придерживаемся макросистемы, предложенной в 1973г ботаником Тахтадзяном.
Вопросами изучения растений занимается ботаника – наука о растениях. Само слово ботаника произошло от греческого слова «ботанэ», что означает в переводе росток, растение, зелень, трава. Таким образом:
Ботаника – учение о внешнем и внутреннем строении растений, о закономерностях их роста и развития, жизненных отправлениях, о классификации, эволюции и о их распространении, сообществах а также об использовании растений. Ботаника ставит задачи: 1. вооружить человека знаниями о растениях и законах развития растения в свете диалектического материализма; 2. на основе знаний законов жизни и развития растений обеспечить человеку возможность управлять развитием растений
Дата добавления: 2014-01-13; Просмотров: 2304; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |