КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Великое переселение народов и судьбы северного причерноморьяВеликим переселением народов называют вторжение в Европу с севера и востока племен кочевников, которое привело к крушению римской империи и образованию на ее обломках варварских королевств.
«Прелюдия к истории современного Запада» – Ле Гофф. Благодаря ему Британия стала Англией,, галлия – Францией, в Испании появилась Андалузия, названная в честь вандалов, а в Италии – Ломбардия, сохранившая имя своих поздних завоевателей – лангобардов.
Причины великого переселения народов: 1. Похолодание климата. 2. Переселенцы были лишь беженцами, вытесняемыми более жестокими соседями («гунны набросились на аланов, аланы на готов, готы на тайфанов и сарматов»). 3. Разложение Римской империи. Централизованная организация римского мира неуклонно распадалась начиная с 3 века. Торговля, которая была преимущественно внутренней (между провинциями), приходила в упадок. Сельскохозяйственная и ремесленная продукция, вывозившаяся из мест производства в остальные области римского мира (оливковое масло, рейнское стекло, галльские гончарные изделия) теряла рынки сбыта, денег становилось все меньше, обрабатываемые земли забрасывались. Начиналось зарождение средневекового Запада: разложение на самодовлеющие мирки, существующие среди пустынного пространства лесов. Города хирели, разрушаемые варварскими завоеваниями, вследствие упадка торговли под угрозой голода горожане бежали в села, где становились рабами богатых землевладельцев. Часто горожане бежали в деревню, спасаясь от вымогательств сборщиков податей. Сухопутные торговые пути приходили в упадок. С одной стороны, варвары, расселившиеся с 5 в. по Римской империи, отнюдь не были теми молодыми, но дикими народами, только что вышедшими из своих лесов и степей, какими они часто изображались. Они прошли долгий путь эволюции во время своих нередко вековых странствий, соприкасаясь с иранским миром, азиатскими культурами, восточной частью греко-римского мира. Они принесли с собой тонкую технику обработки металлов. ювелирное и кожевенное мастерство, искусство степей и его животными мотивами. Их искушала культура соседних империй, они испытывали подчас восторженные чувства перед образованностью и роскошью, и, хотя эти чувства были поверхностными и выражались неуклюже, они свидетельствовали по крайней мере о почтении. С другой стороны, это был вовсе не туризм. Вот какова была Галлия после крупного вторжения в 471 г. по описанию Орента, епископа города Оша: «Смотри, сколь внезапно смерть осенила весь мир и с какой силой ужасы войны обрушились на народы. И холмистые лесные кущи, и высокие горы, и стремительные реки, и крепости с городами, и морские преграды, и места пустынного затворничества, и ущелья, и даже пещеры – все оказалось под властью варваров. Одни погибли, став жертвой подлости и клятвопреступления, а другие были выданы на смерть своими согражданами. Немало гибло в засадах врагов, но не меньше – из-за насилия, творимого народом. Те, кто сумел устоять перед силой, пали от голода. Несчастная мать распростерлась вместе с детьми и мужем. Господин вместе со своими рабами сам оказался в рабстве. Многие стали кормом для собак; другие живьем сгорели в своих домах, охваченных пламенем. В городах, деревнях, виллах, вдоль дорог и на перекрестках, здесь и там – всюду смерть, страдание, пожарища, руины и скорбь. Лишь дым остался от Галлии, сгоревшей во всеобщем пожаре». Или, например, вот каково описание аланов Аммиана Марцеллина: «То наслаждение, которое добродушные и миролюбивые люди получают от ученого досуга, они обретают в опасностях и войне. Высшим счастьем в их глазах является смерть на поле боя, умереть от старости или несчастного случая для них позорно и является признаком трусости, обвинение в которой страшно оскорбительно. Убийство человека – это проявление геройства, которому нет и достойной хвалы. Наиболее славным трофеем являются волосы скальпированного врага; ими украшают боевых коней. У них не найдешь ни храма, ни святилища, ни даже крытой соломой ниши для алтаря. Обнаженный меч, по варварскому обычаю вонзенный в землю, становится символом Марса, и они набожно поклоняются ему как верховному владыке тех земель, по которым проходят». Но миф о варварах-разрушителях создан римскими историками.
Варварские королевства – основа современной карты Европы. Происходит культурный синтез, варвары усваивают культурное наследие разрушенной империи, заимствуют нормы римского права, принимают христианство, воспринимают церковную организацию римской церкви, письменность, язык (варварская латынь).
Славяне и великое переселение народов.
Славяне. 6-9 вв. образовалась ветвь славянских народов – восточные славяне, которые занимали обширную территорию от северо-восточных склонов Карпат на западе до Оки и среднего течения Дона на востоке, от балтийского Поморья до среднего Поднепровья. Это историческое ядро восточных славян. Складывание племенных союзов. Этап разложения родового строя, военная демократия, имущественное расслоение, движение к государственности. Выход на мировую арену – свидетельства византийских, римских историков, арабские хроники. Складывание самобытной культуры. Восточнославянская культура – основа культуры древнерусской народности. Славянские языки – самая многочисленная группа индоевропейской языковой семьи, разделены на три ветви: южные славяне (словенцы, сербы, хорваты, черногорцы, македонцы, болгары), западные славяне (чехи, словаки, поляки), и восточные славяне (русские, украинцы, белорусы). Южные славяне живут на Балканах, западные – в Западной Европе и Балтийском Поморье. Восточные славяне. Проблема этногенеза (происхождения народа) – дописьменный период, нехватка письменных источников. Дунайская теория – истоки в ПВЛ – славяне жили по Дунаю в Панонии, но из-за нападения волохов (кельтское племя) двинулись на восток. Этой теории придерживались средневековые авторы, а также историки 19 века - Соловьев, Ключевский, Погодин. Скифо-сарматская теория – славяне переселились из Передней Азии в Причерноморье, а затем под давлением скифов были вытеснены на Запад и Юго- Запад. Основана на Болгарских хрониках 13 века, но болгары не славяне, а тюрки. Прикарпатская теория – славяне расселились к северу от Карпат. Шафарик «Славянские древности». В северном Причерноморье произошло разделение индо-европейских племен, т.к. славянский язык близок к санскриту, иранские боги – Хорс и Симаргл. Но в начале XX в. Шведский ученый Альбор Нидерле доказал, что распад индо-европейской семьи произошел 2 тыцс. Лет до н.э., а также единого балто-славянского языка. Западно-двинская теория – в работах Шахматова А.А. С Зап. Двины они ушли на Вислу, а оттуда в ПВЛ, Днепровская - 1972 г. Археологи выдвинули теорию о происхождении славян от племен трипольской культуры в Ср. Поднепровье. Зеленин В.К. в начале 20 в. изучал этнологию. В 7-8 в. вост. Славяне разделились на 3 племени Южнорусские (поляне, древляне, северяне, дулебы, дреговичи) остались на исконной территории. Северорусские пошли на озеро Ильмень кривичи и полочане. Восточная группа – предки украинцев (ср. течение Дона, Тьмутаракань). Это подтверждено антропологическими данными. 4 типа черепа. Сев-зап. Тип близок к западным славянам (Одер и Висла).Среднеподнепровский близок к скифам. Южная и северная ветвь различается традициями. Этапы славянского этногенеза. 1. 2 тыс. лет до н. э. – 3 в. н. э. Распад индоевропейской языковой семьи 2 тыс. до н. э. привел к выделению балто-славянской языковой группы (близость языков). Археологические источники свидетельствуют, что праславяне – неолитические племена земледельческо-скотоводческой культуры, которые в начале 2 тыс. заселили земли от Одера до Днепра, ведущие пастушеский образ жизни, позже – земледелие. 2 тыс. – освоение производства бронзы, 1 тыс. – соприкосновение со скифами и сарматами. К праславянской культуре относят: Трипольскую культуру (5-3 в. до н. э.) у Киева, Тшенецко-Комаровскую культуру (сер. 2 тыс. до н. э.) – к северу от Карпат, Лужнецкую (12-11 в. до н. э.), культура подклошевских погребений (сер. 1 тыс. до н. э.), пшеворская и зарубинецкая культуры в Поднепровье (2 в. до н. э.). Первые письменные свидетельства относятся к этому периоду. Римские историки: Тацит, Плиний Старший и греческий географ Клавдий Птолемей – писали о венедах, обитающих между сарматами и германцами (1 и 2 в. до н. э.), на побережье Балтийского моря (называли его Венедский залив). Но многие ученые считают, что они упоминали другой народ (виты). 2. 3-5 вв. н. э. распад балто-славянской языковой общности, выделение славянского этноса (через земли славян прошли готы, которые в 230 г. основали в Скифии свое королевство). 4-5 вв. – сталкиваются с гуннами (во главе с Аттилой). Стремление к единству этноса. К 4 в. относится свидетельство готского историка Иордана о войнах славян с остготами. 376 г. н. э. двинул войско в пределы антов. Первое свидетельство о политическом строе славян, у которых были старейшины. Упоминаются как анты. Греческий автор Приск – посол при Аттиле 454-460 гг. Через Дунай его перевозили скифы, когда их уже не существовало. Он записал меню праздничного обеда (напиток мёдос). 3. 6-7 вв. держава Аттилы распалась. Славяне вышли к Дунаю, где столкнулись с тюркоязычными кочевниками-булгарами, аварами, хазарами. Вступили в борьбу с Восточной Римской империей. О них начинают писать греческие историки: Прокопий Кессарийский, «Война с готами» 6в. «Эти племена, анты и склавины, не управляются одним человеком, а издревле живут в народоправстве, так что счастье и несчастье в жизни почитается у них делом общим». Приносят жертвы Богу творцу молний. Воюют щитами и дротиками, без панциря, и (о ужас!) в штанах. Нравы у них варварские, но они не злобные. Так они были включены во всеобщую историю. Маврикий Стратег. «Племена славян и антов сходны по своему образу жизни и по любви к свободе.»У них много проса и пшеницы, сражаются отважно копьями щитами в лесах, болотах, но не имеют вождя и не могут сражаться строем. Впервые упоминается название – славяне и анты (ираноязычное слово - народ, живший на краю света). Славяне – владеющие словом, которые отделены от немцев – от немых. Маврикий Стратег, Исидор Сивильский - из основного славянства выделяют восточных. Основной итог этого периода –выделение восточного славянства. 4. 7-9 вв. Расселение восточных славян на территории Восточной Европы. От Ладоги и оз. Ильмень на Севере до Ср. Поднепровья на Юге и от Крапат на Западе до ср. Поволжья на Востоке. Формирование плем. союзов, разложение родового строя, военная демократия. Возвышение вождей, плем. верхушки, волхвов, соц. расслоение, движение к государственности. ПВЛ: «Когда волохи напали на славян дунайских и поселились среди них и притесняли их, то славяне эти пришли и сели по Висле, и прозвались ляхами, а от тех ляхов пошли поляки, другие ляхи – лютичи, иные – мазовшане, иные – поморяне. Также и эти славяне пришли и сели по Днепру и назвались полянами, а другие древлянами, потому что сели в лесах, а еще другие сели между Припятью и Двиною и назвались дреговичами (дрягва - болото), иные сели по Двине и назвались полочанами, по речке впадающей в Двину именем Полота, от нее и получили свое название полочане. Те же славяне, которые сели около озера Ильмень, прозывались своим именем – славянами, и построили город, и назвали его Новгородом. А другие сели по Десне, Сейму и Суде и назвались Северянами, и так разошелся славянский народ, а по его имени и грамота называлась славянской.»
2 пути: с севера на юг, другой – наоборот. На территорию Ладожского озера, оз. Ильмень – ильменские словене – до Среднего Поднепровья и от Карпат до Среднего Поволжья. Формировались племенные союзы, разложение родового строя, стадия военной демократии, выделение вождей и родоплеменной верхушки. 15 племенных союзов. Стержень – путь из варяг в греки.
Занятия и хозяйство. Основные отрасли – пашенное земледелие, скотоводство, охота, рыболовство, бортничество, зарождались ремесла. В основе – культура железного века. Главная отрасль хозяйства – земледелие, на юге – более интенсивно (плуг). На севере преобладала соха, борона-суховатка.. Мотыги, топоры, заступы, серпы, цепы, каменные жернова. 3 системы земледелия на юге: перелог, двуполье, трехполье. Использование пара. Перелог – сначала 1 участок вспахан, затем соседний, двуполье – каждый участок делится на 2 и используется погодно, трехполье – каждый делится на три, 2 распаханы, 1 стоит под паром. На севере: подсечно-огневая система. Участок навсегда истощался, экстенсивность. Суровые условия, слабая заселенность. Ключевский указывал на неравномерность сельскохозяйственного года у славян (май-сентябрь – интенсивная работа, остальное время – безделье, что повлияло на характер славян). Культуры: жито – зерновые. Огородные культуры. На юге жито – пшеница, ячмень, на севере – овес и рожь. Огородные – репа, чеснок, морковь. Технические культуры – лен, конопля.
Животноводство: Коневодство, свиноводство, овцеводство на юге. Ремесло было кустарным (кожевенное дело, ткачество и т. д.). Первые шаги к складыванию обмена, торговые пути – реки. Сложился путь из варяг в греки и волжский торговый путь через Хазарский каганата на Каспий. Строительство домов — в основании череп коня, петуха, быка. Вместо деревянного конька на крыше сначала был череп коня и хвост — мочало. Тип дома на юге — полуземлянка, эволюционировала в хату-мазанку. На севере — сруб. Избушки на курьих ножках — дома на пнях (захоронения финно-угров). В древнерусском зодчестве известно 50 способов соединения бревен в сруб.Сложный обряд вселения и возжигания очага. Экспорт: пушнина (куница, белка, соболь, бобер), воск, мед. На пересечении торговых путей возникали первые города: - древняя Ладога, Новгород, Изборск, Киев, Чернигов. В основном начали возникать на севере. В городах был ремесленный посад, торг, укрепления. Городище — место, где раньше было укрепление, а теперь развалины.
Город — поселение с укреплением, существующее ныне. Посад — его часть за укреплением (место, предместье, мещанин). Град — само укрепление (кром, детинец, кремль от кремлевого леса). Посадский — житель посада. Посадник -выбранный посадом. Город делился на концы, со святили щем,кладбищем, вече. Это военнизированная организация - ополчение. Вежа — башня крепости. Село, деревня, весь, вервь (не только землеустроительная веревка,но и родственная связь). Погост — крупное поселение с торгом,где останавливался князь, потом там возникла церковь и кладбище. Слобода — свобода от рода, поселение ремесленников определенной специальности, ушедших из рода. Планировка поселения - кучевая. Круговая, лучевая, линейная. Поселение красиво вписано в природу, как малая вселенная в большую. Мостовые в Новгороде с 938 г. всего их в Новгороде — 30 слоев. Мостники. Ткачество — прообраз хозяйки судеб. Древнейшие ткацкие станки — 8 век, неразъемная прялка — 3 тыс.лет. Ювелирные украшения — гривны, височные кольца, обереги подвески в виде коней, бусы. Оружейное дело — мечи в погребениях с 8 века, сабли с 10 века переняли у кочевников, ножи, топоры (оружие пехотинца), дротики-сулицы, копья, рогатина для таранного удара, кистени (гири), палицы (дубины), булава (оружия конника для ошеломления противника). Расселение славян.
Путь из варяг в греки Древний водный торговый путь из балтийского в Черное море, по которому в 9-12 вв. шла торговля Руси и Северной Европы с Византией. От балтийского моря по р. Неве, Ладожскому озеру, р. Волхов, озеру Ильмень, р. Ловать, волоком до Западной Двины, волоком до Днепра и далее в Черное море. На пути вырастали крупнейшие русские города: Новгород Великий, Киев и др. Общественный строй славян в 6-8 в. Славяне жили веками родовой общиной, военная демократия Прокопий Кессарийский, «Война с готами» 6в. «Эти племена, анты и склавины, не управляются одним человеком, а издревле живут в народоправстве, так что счастье и несчастье в жизни почитается у них делом общим Маврикий Стратег. «Племена славян и антов сходны по своему образу жизни и по любви к свободе. Их никоим образом нельзя склонить к рабству в собственной стране. Они не имеют вождя и не сражаются строем.» Но с началом балканских войн племена объединяются под властью плем. вождя, он обогащается добычей, его опора – воины, дружина, которые уходят из рода ради походов. В 6-7 веках с развитием хозяйства славяне переходят от родовой к соседской общине – индивидуальные жилища, уход из общинного дома. Соседская община – мир, вервь. - общность территории; - общинная собственность, земля угодья, пастбища; - пределы земли и покосов; - частная собственность (дом, орудия труда, скот) - натуральное хозяйство.
Огромное значение рода. Гоить — жить. Ой ты гой еси — будь здоров. Изгой — ушедший из жизни, изверг — изгнанный из рода. Патриархальное рабство у славян: «Находящихся у них в плену они не держат в рабстве, как другие племена, в течении неограниченного времени, но ограничивают срок определенным временем, предлагая им выбор — желают ли они вернуться восвояси или остаться на положении свободных или друзей». Маврикий Стратег, 6 в.
Движение к государственности:
- Обычное право «Закон русский». - политические племенные союзы — основа будущих племенных княжений. «И если какое- либо племя, род поднимается против кого-либо,то вступаются они все и тогда между ними нет розни, но выступают великодушно на врага, пока не победят». Ибн Руст, 10 в. - Предгосударственные образования: анты (плем союз 5 в) держава волынян (6 в.) Три центра - Куяба (Киев) - Славия (Новгород) - Артания
Ибн Хаукаль, арабский путешественник и географ, 10 в. Легенда о Кие, Щеке, Хориве и Лыбеди в ПВЛ — племенные князья. Культура восточных славян: - Синтез культур — финских, балтских, тюркских. 1. Языческий пантеон. 2. Мокошь (Мать и кошелек,кошт) — мать сыра земля - плодородие, женские занятия. Сварог (Стрибог) — Отец-небо. Бог вселенной. - Перун Сварожич — рыжебородый как Тор у германцев, но по мнению Владимира у него должны быть серебряная голова (туча) и золотые усы (молнии). Перемещается на колеснице,запряженной белыми и вороными крылатыми конями. Первый из братьев. Правый. К нему обращались воины перед судом. Символ — ирис, перуника по-болгарски. Дуб, тур. Оружие — топор. Ассоциировался с Ильей-пророком и Георгием (с последними из-за поединка со змеем-Велесом, укравшим скот и богиню плодородия). - Дажьдьбог — солнечный Бог. - Огонь Сварожич (Радигост) — свидетель клятв, в том числе брачных, обвести 3 раза жену вокруг очага. - Хорс - солнце - Симаргл — подземный мир,почва, крылатая собака. - Свентовит - - Ярило — весны, плотской любви, плодородия. - Род и рожаницы — плодородие (Лада — мать,осень и Леля — весна, ее дочь). М.Семенова. Мы-славяне. М.:Азбука-классика, 2010. Мир — яйцо, созданное праматерью Живой, Живаной. Земля в центре как желток. Чтобы попасть из мира живых в мир мертвых, надо переплыть океан-море, окружающее землю или прорыть колодец, в который камень будет падать 12 дней. Дождь объясняли тем, что 7 небо — дно небесного океана. «Разверзлись хляби небесные». На 7 небе остров Буян, Ирий, Вирий, где живут прародители животных. Мировое древо прорастает сквозь все миры и небеса до 7 неба (по вере германцев исполинский ясень Имрадзиль). Отец-небо и мать-земля — это супружеская пара, породившая все живое. Имя отца-небо — Сварог или Стрибог. Именно поэтому в «Слове о полку Игореве» - ветры стибожьи внуки. Сварог научил людей кузнечному делу. Мать-земля,возможно Мокошь, чье имя происходит от двух корней — мать и кошт, кошелек. Отсюда клятвы землей и обычай брать горсть земли на чужбину. Их дети — две небесных пламени и земное — солнце, молния и огонь. Даждьбог ночью плывет по морю мертвых с Запада на Восток в ладье, запряженной гусями лебедями. Ход ночного солнца отражает свастика — древнеарийский символ. Днем же он едет с востока на запад по дневному небу в мире живых на четверке коней. Тоже солнечный символ. В славянском декоративно-прикладном искусстве присутствует мотив лебеди — священного животного угро-финнов. Также широко распространен оберег в виде утки с головой коня. Что до свастики,то это символ солнца от Ирландии до Индии, в т.ч. присутсвует на древнерусских украшениях и вышивках. Но фашисткая свастика отражает ход ночного солнца — символ смерти и ночи. Здесь также уместны аналогии с буддисткой символикой — символ Шаолиня (знак маизи, единство неба и земли, инь и янь). Левосторонняя свастика — символ мягкости и сострадания. Правосторонняя символ твердости и силы. Солнечные символы:
Три брата, три огненных бога, сыновья неба и земли — Перун, Дажьдбог и Огонь Сварожич (Радигост). Заклинание перед божьим судом: «Да будет на твоем мече солнце, молния и огонь!». Черные боги: Поединок Перуна и Велеса. Велес (Волос) — скотий бог, его Владимир не поставил на холме, т. к. он враждовал с Перуном, обманом похитив воду, скот и богиню плодородия, но Перун освободился и поразил его молнией. Этот миф есть у многих народов, возможно он отражает природный катаклизм. Но Велес вовсе не злой. Его называли сосуном-смоком за любовь к коровьему молоку. Его святилища ставили в низинах, Бог почвы, подземного мира и музыки. В 1848 г. Обнаружили Збручского идола, где Велес усатый и снизу, стоит на коленях. - Морана-масленница, и у западных и у восточных славян Зима и Смерть. Незванная гостья. Опять же общеарийский символ. Мара в буддизме, Морриган в ирл. эпосе, Моргана и Мордред — кельты, Моргот. - Чернобог только у западных славян. - Упыри, волколаки. - Низшие духи: Домовой — самый добрый, потому что живет в своем мире. Чтили границу,порог. Из душ срубленных деревьев. Им приносили в жертву животных при строительстве. Менее добрые духи — дальше от дома. Овинник, дворовый, злой банник. Леший (летом стонет, зимой спит.). Ему оставляли лакомство. Добрые и поганые деревья. Добрые — дуб, береза, сосна. Злые — осина, ель, тополь. Полевик и полунница. Духи источников, рек, водяной и его жена русалка, берегини, виллы. 2. Декоративно-прикладное искусство имело символический, ритуальный смысл. Укаршение одежды и утвари,чтобы привлечь богов. Заимствование ремесленных технологий Византии, степи. 3. Устное народное творчество. Обрядовые песни, заговоры, труд. Песни, дружинные песни, эпос, былины, племенные сказания. Почитание каравая — хлеб и вода. Роды в бане. Муж стонал вместо жены. Присутствовал муж и пожилая женщина. Пуповину мальчику перерезали на стреле или топоре, девочке на веретене. Вместо пеленок — отцовская или материнская рубаха. Опускали в воду, показывали растущему месяцу и восходящему солнцу. Хранили в тайне настоящее имя и звали прозвищем, непривлекательным для болезни — Неждан, Нежелан, Некрас. Настоящее имя — в период инициации юноши или девушки. Девушка одевала поневу — клетчатую юбку с цветами рода. Значит, ее можно сватать. Инсценировка смерти и наречение нового имени. Волоса средоточие жизненной силы. Борода и коса. Свадебный обряд — переход из рода в род. Смерть и рождение. Белое платье — знак траура. Фата — знак смерти, ведь мертвые невидимы. Перенос через порог, пение печальных песен — не обидеть род невесты и его тотема. Пусть видит - не сама идет, ведут насильно. Похороны — воздать должное покойному и отогнать смерть, зло заразно. Тризна — похоронный пир. Могла быть и добровольная жертва — последняя жена. Кузнец — добрая сила, помощник Перуна, железо — защита от зла. Мельник — злой колдун, помощник Водяного. Нравственное начало в мифологической традиции восточных славян. Без него не могло бы привиться христианство. Поединок Перуна и Велеса нарушил равновесие добра и зла. Оно стало динамичным, что символизирует смена Зимы Летом, и зависит от людей. Добрые люди созданы из дерева и огня, а злые порождены змеем. Млечный путь — звездный мост в ирий. Грешники с него падают в мир мертвых. 4. С х календарь.
Дата добавления: 2014-01-13; Просмотров: 3619; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |