КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Сущность системы государственного регулирования социально-экономической безопасностиТЕМА 2 ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ
Современный этап развития отечественной экономики имеет высокую чувствительность к изменяющейся внешней среды, обостренное мировым кризисом. Поэтому нормативно-правовое государственное регулирование имеет особое значение в системе социально-экономических отношений. Государственное регулирование экономики как термин возник в английской терминологии (англ. government deregulation of economic) и определялся как влияние государства на деятельность хозяйственных субъектов и рыночную конъюнктуру с целью обеспечения нормальных условий для функционирования рыночного механизма, решения социальных и экологических проблем. На сегодня наиболее полную характеристику государственному регулированию предоставляет Бурменко Т. Д.: «государственное регулирование экономики - это система мер законодательного, исполнительного и контролирующего характера, осуществляемая правомочными государственными и общественными организациями с целью приспособления существующей социально-экономической системы к меняющимся условиям» [3, с. 195]. Эффективное государственное регулирование социально-экономической сферы народного хозяйства должно осуществляться на принципах системного подхода. Итак, система государственного регулирования социально-экономической безопасности состоит из целей, задач, принципов, функций и методов (рис. 2.1). Государственное регулирование должно осуществляться в целях обеспечения устойчивого сбалансированного социально-экономического развития на всех уровнях управления национальной экономикой. Исходя из поставленной цели основными задачами государственного регулирования социально-экономической безопасности [4-8] являются: ¾ обеспеченность нормативными правовыми документами; ¾ стимулирования динамичного прироста социально-экономических показателей государства; ¾ мониторинг социально-экономической безопасности и корректировки политики ее государственного регулирования; ¾ обеспечение социальных стандартов и гарантий. Рис 2.1 Структура государственного регулирования социально-экономической безопасности Принципы государственного регулирования социально-экономической безопасности [53; 59; 60; 81]. Принцип цилиориентованности определяется стремлением государственного регулирования к достижению поставленных целей обеспечения социально-экономической безопасности на всех уровнях управления. Принцип системности и комплексности предполагает комплексный подход и систематизация обеспечения социально-экономической безопасности с помощью всех имеющихся инструментов и средств. Необходимость принципа динамической адаптации обусловлена тем, что государственное регулирование должно базироваться на постоянном анализе показателей социально-экономической безопасности, создавать возможности корректировки инструментов государственного регулирования в зависимости от внутренних и внешних условий развития экономики. Государственное регулирование должно осуществляться на основе принципа законности, лишь компетентными органами в рамках установленных законом их полномочий. Развитие социально-экономических отношений может быть основан только на действующих нормативно-правовых документах. Принцип научной обоснованности предполагает необходимость соответствия методов государственного регулирования современным особенностям развития социально-экономических отношений. Принцип эффективности и устойчивого развития. Государственное регулирование должно осуществляться на основе проведенных исследований обоснованности действий, и уверенности в том, что разработанные методы регулирования являются наиболее эффективными альтернативами из всех возможностей достижения поставленных целей. Такая эффективность должна быть достигнута путем обеспечения социально-экономического роста безопасности на основе сбалансированности использования всех ресурсов. Государственное регулирование, основанное на данном принципе способствовать длительному прогрессивному развитию социально-экономических отношений и безопасности в перспективном периоде. Принцип оптимальной децентрализации предусматривает, что государственное вмешательство в развитие социально-экономических отношений и обеспечения их безопасности, где это действительно необходимо. В общей теории менеджмента, процесс управления реализуется через такие основные функции, как организация планирование, учет и контроль, мотивация [9-12]. Функции регулирования социально-экономической безопасности необходимо расширить и дополнить, а именно: планирование, организация, регламентация и нормирование, стимулирование, контроль и корректировка. Функция организации - совершенствование организационной составляющей обеспечения социально-экономической безопасности на всех ее уровнях, а также обеспечение устойчивого развития социально-экономических отношений в целом. Функция регламентирования и нормирования реализуется через определение определенных правил обеспечения социально-экономической безопасности на основе действующих нормативных документов, формирование соответствующего правового пространства. Государство должно устанавливать и нормировать социальные стандарты и гарантии для всех субъектов хозяйствования. ¾ нормативно-правовое регулирование на основе обеспечения законодательной базы - законов, постановлений, государственных классификаторов, общепринятых норм; ¾ административное - на основе обеспечения организационных основ соблюдения принятых государственных документов по регулированию социально-экономических отношений и безопасности;
Основными механизмами государственного регулирования социально-экономической безопасности выступают государственные документы. Основным законом, регулирующим социально-экономической безопасности является Закон Украины «О государственных социальных стандартах и государственных социальных гарантиях» [13]. В соответствии с действующим законодательством государственные социальные стандарты определяются как установленные законами или иными нормативными правовыми актами социальные нормы и нормативы или их комплекс, на базе которых определяются уровни основных государственных социальных гарантий.
Рис. 2.2 Классификация социальных нормативов, стандартов и гарантий, которые применяются в Украине
Государственные социальные гарантии - установленные законами минимальные размеры оплаты труда, доходов граждан, пенсионного обеспечения, социальной помощи, размеры других видов социальных выплат, обеспечивающих уровень жизни не ниже прожиточного минимума. За разработку и проведение мониторинга применения государствных социальных стандартов и нормативов в сфере доходов населения отвечают центральные органы исполнительной власти - Министерство труда и социальной политики Украины, Министерство экономики Украины, Министерство финансов Украины, Государственный комитет статистики Украины, Министерство юстиции Украины. Социальные нормативы классифицируется по характеру и по уровню удовлетворения социальных потребностей, а также по сферам применения (рис. 2.2). Обеспечения и регулирования каждого вида социальных нормативов осуществляется с помощью законов, постановлений и других нормативных документов по каждой отдельной сферой национальной экономики. Дата добавления: 2014-01-13; Просмотров: 692; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |