Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Совокупность сведений, циркулирующих в предпринимательской деятельности

Добровольное участие застрахованных лиц в обязательном пенсионном страховании на формирование накопительной части трудовой пенсии за счет дополнительных добровольных взносов граждан

В апреле 2008 года принят Федеральный закон №56 – ФЗ, направленный на создание принципиально новой пенсионной системы, - добровольно-накопительной с государственным финансированием. Этот механизм, предложенный президентом в последнем Послании Федеральному Собранию, в народе назвали "тысяча плюс тысяча". Сущностью его стало введение добровольного участия застрахованных лиц в обязательном пенсионном страховании на формирование накопительной части трудовой пенсии за счет дополнительных добровольных взносов граждан. За рубежом в формировании будущей пенсии участвуют сами работники, работодатели, там широко развиты корпоративные пенсионные системы, системы добровольного дополнительного пенсионного страхования. В целом работник на Западе направляет на свою будущую пенсию 40-50 процентов от заработка. А в России основная нагрузка ложится на государственную пенсионную систему, куда перечисляется всего 20 процентов от фонда оплаты труда. Закон № 56-ФЗ призван поднять негосударственное пенсионное страхование на качественно новую ступень. Не принуждать, но побуждать граждан копить на старость и выходить на пенсию позже общеустановленного срока - так коротко можно изложить смысл пенсионных нововведений, которые предложены в федеральных законах от 30 апреля 2008 года № 56-ФЗ "О дополнительных страховых взносах на накопительную часть трудовой пенсии и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений" и от 30 апреля 2008 года № 55-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О дополнительных страховых взноса на накопительную часть трудовой пенсии и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений."

Как известно, трудовая пенсия состоит из трех частей: базовой, страховой и накопительной (она формируется только для работников 1967 года рождения и моложе). К этой структуре предлагается добавить еще одну часть - добровольно-накопительную, которую смогут формировать все работающие и неработающие граждане без ограничения возраста. Дополнительные взносы будут поступать на накопительный счет гражданина в ПФР.

Заявление о добровольном вступлении в правоотношения по обязательному пенсионному страхованию в целях уплаты дополнительных страховых взносов на накопительную часть трудовой пенсии может подаваться в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации лично гражданином по месту его жительства или через своего работодателя. Заявление также может быть подано иным способом. Работодатель, получивший заявление, в срок, не превышающий трех рабочих дней со дня получения заявления, направляет его в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации по месту регистрации в качестве страхователя по обязательному пенсионному страхованию. Работодатели, среднесписочная численность работников которых за предшествующий календарный год превышает 100 человек, а также вновь созданные (в том числе путем реорганизации) организации, численность работников которых превышает указанное выше количество, представляют полученные заявления в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации в электронной форме.

Размер уплачиваемого дополнительного страхового взноса на накопительную часть трудовой пенсии определяется застрахованным лицом самостоятельно. При этом право на государственную поддержку по системе софинансирования пенсий имеют только граждане, уплатившие дополнительные страховые взносы на накопительную часть трудовой пенсии в сумме не менее 2 000 рублей. Дополнительные страховые взносы на накопительную часть трудовой пенсии включаются в состав пенсионных накоплений застрахованного лица, уплатившего дополнительные страховые взносы на накопительную часть трудовой пенсии. Дополнительные страховые взносы на накопительную часть трудовой пенсии и взносы работодателя перечисляются работодателем в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации в порядке и сроки, которые установлены Федеральным законом "Об обязательном пенсионном страховании в РФ" в отношении уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование.

Свою лепту в новую накопительную систему могут вносить и работодатели, добавляя к государственной тысяче свою, корпоративную. Но для этого нужны определенные стимулы, а их в законопроектах пока не предложено. В соответствии с нормами закона 56-ФЗ работодатель вправе принять решение об уплате взносов работодателя в пользу застрахованных лиц, уплачивающих дополнительные страховые взносы на накопительную часть трудовой пенсии. Указанное решение оформляется отдельным приказом или путем включения соответствующих положений в коллективный либо трудовой договор. Дополнительные страховые взносы на накопительную часть трудовой пенсии ежемесячно исчисляются работодателем отдельно в отношении каждого застрахованного лица. Взносы работодателя включаются в состав пенсионных накоплений застрахованных лиц, в пользу которых уплачены такие взносы. Поступающие в Пенсионный фонд Российской Федерации суммы дополнительных страховых взносов на накопительную часть трудовой пенсии и

взносов работодателя до их отражения в специальной части индивидуального лицевого счета застрахованного лица инвестируются в порядке, установленном для инвестирования страховых взносов на финансирование накопительной части трудовой пенсии в соответствии с Федеральным законом "Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в Российской Федерации".

Граждане, уплачивающие дополнительные страховые взносы на накопительную часть трудовой пенсии смогут распоряжаться своими накоплениями по тем же правилам, что установлены для обязательной накопительной системы. То есть передавать средства в управление частной или государственной управляющей компании либо передоверить этот выбор Пенсионному фонду России или одному из негосударственных пенсионных фондов. Впоследствии накопленная сумма будет выплачиваться в виде пожизненной пенсии.

В соответствии с нормами закона 56-ФЗ взносы на софинансирование формирования пенсионных накоплений включаются в состав пенсионных накоплений застрахованных лиц. При этом дополнительные страховые взносы на накопительную часть трудовой пенсии, взносы работодателя, а также доход от их инвестирования отражаются Пенсионным фондом Российской Федерации в специальной части индивидуального лицевого счета застрахованного лица и передаются управляющим компаниям и негосударственным пенсионным фондам по основаниям и в порядке, которые установлены Федеральным законом "Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в Российской Федерации" и Федеральным законом от 7 мая 1998 года N 75-ФЗ "О негосударственных пенсионных фондах." Застрахованные лица вправе выбрать инвестиционный портфель (управляющую компанию) либо перевести средства пенсионных накоплений в негосударственный пенсионный фонд в порядке, определенном Федеральным законом "Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в Российской Федерации" и Федеральным законом "О негосударственных пенсионных фондах".

Государственное софинансирование будет продолжаться в течение десяти лет. На принятие такого решения законодатели отводят пять лет - до 30 июня 2013 года. Право на получение государственной поддержки формирования пенсионных накоплений имеют застрахованные лица, вступившие в правоотношения по обязательному пенсионному страхованию в целях уплаты дополнительных страховых взносов на накопительную часть трудовой пенсии в период с 1 октября 2008 года до 1 октября 2013 года.

Государственная поддержка формирования пенсионных накоплений осуществляется в течение 10 лет начиная с года, следующего за годом уплаты застрахованными лицами дополнительных страховых взносов на накопительную часть трудовой пенсии.

Право на получение государственной поддержки формирования пенсионных накоплений предоставляется в текущем календарном году застрахованным лицам, уплатившим в предыдущем календарном году дополнительные страховые взносы на накопительную часть трудовой пенсии в сумме не менее 2 000 рублей.

Размер взноса на софинансирование формирования пенсионных накоплений застрахованных лиц определяется исходя из суммы дополнительных страховых взносов на накопительную часть трудовой пенсии, уплаченной застрахованным лицом за истекший календарный год, но не может составлять более 12 000 рублей в год.

Если люди, достигшие пенсионного возраста, решат продлить свою трудовую биографию, и не станут обращаться за назначением пенсии в ПФР и при этом будут делать отчисления в накопительную систему, то размер взноса на софинансирование формирования пенсионных накоплений застрахованных лиц, достигших общеустановленного пенсионного возраста и не обратившихся за установлением ни одной из частей трудовой пенсии, определяется исходя из увеличенной в четыре раза суммы дополнительных страховых взносов на накопительную часть трудовой пенсии, уплаченной застрахованным лицом за истекший календарный год, но не может составлять более 48 000 рублей в год. Это побудит людей добровольно выходить на заслуженный отдых позже установленного срока, поскольку в будущем они получат солидную прибавку к пенсии."

Источником государственного софинансирования пенсий станет Фонд национального благосостояния. С 2009-го по 2022 год на эти цели из него будет направлено 572,63 миллиарда рублей. Всего к 2022 году в пенсионную систему России поступят порядка 1,14 триллиона дополнительных средств.

Пенсионный фонд Российской Федерации является оператором, реализующим закон 56-ФЗ. Сам закон построен так, что он позволяет процесс реализации разделить на несколько этапов.

Первый этап начался 1 октября т.г. и идет сейчас - это прием в ПФР заявлений граждан на участие в системе софинансирования пенсий, или точнее, заявления о добровольном вступлении в правоотношения по обязательному пенсионному стра­хованию. Эти процедуры предусматривают совместные действия субъектов Федерального закона, которыми являются не только граждане Российской Федерации и территориальные органы ПФР, но и страхователи и трансферагентские центры (организации, с которыми у ПФР подписаны соглашения о взаимном удостоверении подписей). Они фигурируют в нормах закона для создания максимального удобства гражданам в реализации возможностей, предоставляемых данным Феде­ральным законом. Заявления граждане могут подавать не только непосредственно в территориальные органы ПФР, но и через работодателей, и через трансферагентские центры. При обнаружении ошибок в таких заявлениях в ПФР включаются процедуры корректировки. Каждое заявление должно быть учтено в ПФР, рассмотрено им, и заявителю должно быть направлено уведомление о результатах рассмотрения.

Система приема заявлений удобна для гражданина, но требует тщательной проверки и синхронизации.

Нормы закона, вступающие в силу с 1 января (на втором этапе реализации), определяют способы уплаты страховых взносов и их учета в ПФР. Эти процессы более сложны, чем прием заявлений, так как они связаны с многократной проверкой и обработкой информации, с реальными платежами в бюджет ПФР, с финансами и бухгалтерским учетом и в них участвуют не только граждане, работодатели и органы ПФР, но и кредитные организации. При заполнении документов страхователей (это реестры граждан, которые поручили своим страхователям удержать из их заработка дополнительные страховые взносы и перечислить их в ПФР) учитываются различные варианты, разрешенные законодательством. Отрабатываются также различные схемы получения реестров от страхователей: на бумажном носителе информации, на машинном носителе информации с электронной цифровой подписью и по каналам связи с электронной цифровой подписью. Вопрос обеспечения страхователей средствами электронной цифровой подписи был решен до начала первого этапа реализации Закона от 30.04.2008 г., то есть до пер­вого октября т.г. Страхователи, у которых свыше 100 работников, должны представлять в ПФР реестры платежей в электронной форме с электронной цифровой подписью.

Работая по принципу «новому закону - новые технологии» Пенсионный фонд Российской Федерации в процессе учений опробовал новые виды онлайновых услуг застрахованным лицам. Например, создана и опробована технология направления SMS - сообщений гражданам о факте поступления на их индивидуальные лицевые счета сведений об уплаченных ими дополнительных страховых взносах. Предполагается, что эта услуга будет предоставляться гражданам по их заявлениям бесплатно. Она будет способствовать осведомленности граждан о ходе их участия в программе софинансирования пенсий, делать это участие более осознанным и эффективным.

На третьем этапе работа над реализацией Закона от 30.04.2008 г. будет продолжена. Предстоит опробовать организационно-технологические решения третьего этапа по передаче дополнительных страховых взносов управляющим компаниям и негосударственным пенсионным фондам.

Вывод:Ученые дают неоднозначную оценку сущности и содержания указанных законов. Если проанализировать статистику, то получится, что основной груз пенсионных обязательств, около 90 процентов, несут люди с доходами 13,8 тысячи рублей. Возникает вопрос: что нужно сделать, чтобы человек, получающий около 14 тысяч рублей, отложил хотя бы тысячу на будущий период, а не потратил сегодня? Думается, без финансовой поддержки работодателя в этой конструкции никакое решение невозможно. Таким образом, для значительной части граждан с низкой средней зарплатой, особенно в бюджетной сфере, не представляется возможным откладывать на будущую пенсию. Заинтересованность выражают в основном люди с доходами в 15000-30000 рублей.

Беднякам откладывать нечего, а богачи инвестируют самостоятельно.

Наибольшие опасения связаны, естественно, с сохранностью добровольных накоплений. Перед глазами печальный пример обязательной накопительной системы. Мыслилось, что ее участники станут сами распоряжаться своими пенсионными накоплениями, передавая их в руки специально созданных институтов - управляющих компаний, либо передоверяя этот выбор Пенсионному фонду России или одному из негосударственных пенсионных фондов. Ну а управляющие компании обеспечат прирост накопительной части трудовой пенсии. И в целом выйдет неплохая прибавка к пенсии. Однако более 95 процентов граждан не собираются распоряжаться пенсионными накоплениями. Их деньги по умолчанию уходят в государственную управляющую компанию - Внешэкономбанк, где продолжают обесцениваться, ибо Внешэкономбанку разрешено инвестировать пенсионные средства только в госбумаги, доходность которых вдвое ниже инфляции (5,6 процента по итогам 2006 года). Проще говоря, накопительная пенсия будущих пенсионеров превращается в убывающую.

Эффективность добровольной пенсионной системы смогут обеспечить только совместные действия всех ее участников, и в частности работодателей. Если они обеспечат своим работникамм существенную прибавку к добровольным взносам аналогично государственной поддержке, то в целом выплата может получиться вполне достойной.

Успешное развитие предпринимательства существенно зависит от той политико-эконо-мической среды (командно-административной или рыночно-конкурентной), в которой оно осуществляет свою деятельность. Подобный взгляд в области хозяйствования следует признать в качестве основополагающего фактора. Но не менее важным фактором, постоянно сопутствующим определенной экономической среде, является криминогенная и иная, затрудняющая или сводящая на нет действия предпринимателя, обстановка. Наличие усло-вий, при которых создается реальная угроза причинения вреда (ущерба) субъектам хозяйст-вования, ставит в ряд первоочередных и долговременных задач, требующих оперативного решения, проблему обеспечения экономической безопасности.
Многие вопросы предпринимательской деятельности регулируются и обеспечиваются гражданским, административным, трудовым, авторским, уголовным и другим законодатель-ством. Вести же речь о том, что с помощью только правового регулирования и охраны можно решить все проблемы, связанные с обеспечением безопасности предпринимательства, преждевременно.
Совокупность сведений, циркулирующих в предпринимательской деятельности, в целях их уяснения, можно условно сгруппировать по направлениям:
1. Предпринимательская (коммерческая) информационная система (сведения о состоянии экономической системы, факторах, положительно или отрицательно влияющих на ту сферу хозяйствования и коммерции, в которой действует предприниматель);
2. Правовая информационная система (сведения о действующем законодательстве, регулирующем и охраняющем деятельность предпринимательских (коммерческих) структур);
3. Специально-оперативная информационная система (сведения о способах, силах и средствах обеспечения безопасности предпринимательской информации от доступа третьих лиц).

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Основные функции негосударственных пенсионных фондов | Нормы уголовного закона и безопасность государственных секретов
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-13; Просмотров: 267; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.