Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Правовая охрана земель. Ответственность за нарушение земельного законодательства

Понятие земли. Категории земель. Право собственности на землю.

План

§ 2. Управление земельным фондом Российской Федерации.

§ 1. Понятие земли. Категории земель.

Право собственности на землю

 

Земля – один из компонентов окружающей среды, важнейший природный ресурс, на протяжении всей истории используемый людьми для удовлетворения разнообразных потребностей – ведение сельского хозяйства, размещение жилых и производственных объектов, получение доступа к другим природным объектам (недрам, лесам и т.д.).

В современный период в условиях научно - технического прогресса земля не потеряла ни одного из своих назначений. Наука и производство, достигнув успехов в освоении природы, всё же не нашли замены земле. Более того, за последние годы пришло понимание ценности земель как незаменимого элемента единого мира природы, участвующего в поддержании необходимого для выживания человека экологического баланса.

Одновременно в современных условиях возникли опасения сохранения устойчивой способности земель отвечать общественным потребностям. Существует предположение, что в дальнейшем общество не только не утратит потребности в использовании земель, но и в своём развитии создаст угрозу возникновения дефицита земельных ресурсов.

Что представляет собой земля как юридическая категория? По законодательству понятием «земля» обозначается поверхность земного шара, находящаяся в пределах государственных границ России. В этом смысле земля измеряется квадратными метрами, километрами, гектарами.

При характеристике юридической категории «земли» очевидно, что в её содержание включаются иные элементы, касающиеся, прежде всего качественного состояния земли. Применительно к охране земель от загрязнения и иных факторов деградации в ЗК РФ говорится о сохранении почв и плодородия. Почва представляет собой плодородный поверхностный слой земли, образовавшийся в результате продолжительного взаимодействия органических и неорганических природных факторов. Его толщина колеблется от нескольких миллиметров до 2 метров. В связи с этим следует подчеркнуть, что целью правовой охраны земли является не сохранение её общей площади (она в основном остаётся неизменной), а сохранение, восстановление, улучшение качественного состояния земель. Хотя так же актуальной является задача охраны земель от нецелевого использования, от самовольного захвата и др.

Юридически значимой характеристикой земли является то, что в отличие от почвы земля не может быть отделена от поверхности земного шара. Не случайно ещё со времён римского права земля считается недвижимостью.

Различия в качественных характеристиках почв – физических, химических, физико-географических, хозяйственно-экономических, исторических и даже эстетических, а также особенности почв как недвижимости служат основой для установления видов и категорий земель, предусмотренных ЗК РФ. В соответствии с основным целевым назначением все земли в РФ подразделяются на:

- земли сельскохозяйственного назначения. К ним относятся земли за чертой поселений, предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей (ст.77 ЗК). Эти цели включают ведение сельского производства, крестьянского (фермерского) хозяйства, личного подсобного хозяйства, садоводства, животноводства, оленеводства, огородничества, научно-исследовательскую, учебную деятельность, создание защитных насаждений и иные цели, связанные с сельскохозяйственным производством. Состав земель сельскохозяйственного назначения включает:

А) сельскохозяйственные угодья.

Б) земли, занятые производственными объектами и объектами сельскохозяйственной инфраструктуры.

В) земли, занятые древесно-кустарниковой растительностью, замкнутыми водоёмами.

Г) фонд перераспределения земель.

- земли поселений. Поселения – территория концентрированного проживания людей. В соответствии с ГК и ЗК поселения делятся на два вида в зависимости от функциональной и производственной специализации – городские и сельские. Они отделяются от других категорий земель чертой городских и сельских поселений. Черта городских и сельских поселений также является их административной границей.

- земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевещания, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения. Это земли, предоставленные соответствующими государственными органами и ОМСУ предприятиям, учреждениям, организациям и гражданам для развития различных отраслей промышленности и экономической деятельности, не связанной с ведением сельского хозяйства, лесного и водного хозяйства. К этой категории относятся земли, занятые промышленными предприятиями, дорогами и др. транспортными системами, инженерными коммуникациями, предприятиями и объектами обороны, объектами космоса и государственной безопасности, расположенные за чертой поселений.

- земли особо охраняемых территорий и объектов. На них расположены природные комплексы и объекты, имеющее особое природоохранное, научное, рекреационное, эстетическое и оздоровительное значение. Это – не затронутые хозяйственной деятельностью участки природы, сохранившие первозданную красоту, экосистемы, имеющие ценность в качестве среды обитания редких и исчезающих видов животных и растений, природные объекты – свидетели исторических событий, места отдыха граждан.

- земли лесного фонда. К ним относятся покрытые лесной растительностью и не покрытые ею, но предназначенные для её восстановления, например, места лесных вырубок, лесных пожаров и т.д.

- земли водного фонда. К ним относятся водные объекты, под которыми понимаются, сосредоточение вод на поверхности суши, в формах её рельефа либо в недрах, имеющие границы, объём и черты водного режима (ст.1 ВК), например, поверхностные водные объекты, внутренние моря, территориальное море, подземные водные объекты.

- земли запаса.

Отнесение земель к указанным категориям и перевод их из одной категории в другую производится в связи с изменением их целевого назначения в случаях, предусмотренных в законодательстве, уполномоченными органами в соответствии с их компетенцией при изъятии и предоставлении земель в пользование или в аренду.

Категорирование земель имеет существенное экологическое значение. Экологически значимые и особо ценные земли выделены в отдельные категории.

В соответствии со ст.9 Конституции РФ земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в РФ как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории. Земля и другие природные ресурсы могут находится в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности.

Объектом права собственности на землю является земельный участок. Земельный участок – это часть поверхности земли (в том числе почвенный слой), границы которой описаны и удостоверены в установленном порядке (ст. 6 ЗК).

Собственник земельного участка вправе по своему усмотрению совершать в отношении его любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам, не нарушающие права и охраняемые законом интересы др. лиц и не наносящие ущерба окружающей среде.

Содержание права собственности на землю составляют правомочия владения, пользования и распоряжения земельным участком.

Владение земельным участком юридически обеспеченная возможность иметь у себя земельный участок, содержать его в собственном хозяйстве, для юридических лиц это возможность числить его на своём балансе.

Пользование землёй – это возможность извлекать её полезные свойства: размещать на ней постройки и сооружения, выращивать сельскохозяйственную продукцию и т.д. В соответствии со ст. 40 ЗК собственник земельного участка вправе использовать для собственных нужд в установленном законом порядке не только поверхность земельного участка и почвенный покров, но и имеющиеся на нём общераспространённые полезные ископаемые, пресные подземные воды, а также закрытые водоёмы.

Однако собственник земельного участка не располагает абсолютной свободой в выборе способов и путей использования своего участка. Во-первых, по российскому законодательству земля должна использоваться в соответствии с её целевым назначением, определяемым принадлежностью к той или иной категории земель, и разрешённым использованием. Во – вторых, использование земель допустимо способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту. В соответствии со ст. 40 ЗК собственник земельного участка должен возводить жилые, производственные, культурно-бытовые и иные здания, строения, сооружения (если это строительство соответствует целевому назначению участка и его разрешенному использованию) с соблюдением требований градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил и нормативов.

Правомочия распоряжения состоит в возможности определять юридическую судьбу земельного участка. Собственник вправе отчуждать земельный участок (дарить, продавать, обменивать, завещать, передавать в качестве взноса в уставной капитал коммерческих организаций и т.д.) в собственность др. лицам, передавать им оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения участком, отдавать его в залог и т.д.

Право собственности на земельный участок возникает с момента государственной регистрации права собственности на земельный участок.

Право частной собственности означает принадлежность правомочий владения, пользования, распоряжения земельными участками либо долями в общей собственности отдельным конкретным физическим или юридическим лицам.

По субъектам право частной собственности делится на два вида:

- право частной собственности физических лиц.

- право частной собственности юридических лиц.

К физическим и юридическим лицам – субъектам права частной собственности на земельный участок относятся: граждане РФ, иностранные граждане, лица без гражданства, отечественные, иностранные, международные организации, совместные предприятия, общественные организации и т.д. Вместе с тем право частной собственности иностранных физических и юридических лиц существенно ограничено. Иностранные граждане не могут быть собственниками земель, предоставляемых для ведения садоводства и огородничества, фермерского хозяйства, др. земель сельскохозяйственного назначения, не могут быть собственниками земельных долей. Иностранные граждане и юридические лица, а также лица без гражданства не могут обладать на праве собственности земельным участком на приграничных территориях, а приобретают право частной собственности на землю на разрешённых для этого территориях только за плату.

Объектами права частной собственности выступают земельные участки. Собственником земельного участка может быть как одно лицо, так и несколько физических или юридических лиц.

Принадлежность правомочий владения, пользования и распоряжения конкретным земельным участком двум и более индивидуально определённым физическим и юридическим лицам, которые выступают собственниками, называется право общей собственности на земельный участок.

Общая собственность существует в виде долевой или совместной. В первом случае каждому определяется и фиксируется в соответствии с персональным регистрационным документом (свидетельством о регистрации права собственности) его доля. Во втором случае доля каждого не определяется (ст. 244 ГК).

Объектами права общей собственности выступают земельные участки, образуемые путём добровольного объединения гражданами или юридическими лицами принадлежащих им на праве частной собственности земельных участков (долей).

Право частной собственности возникает в результате различного рода сделок – купли-продажи земельных участков, приватизации, мены, дарения, наследования, ипотеки, приобретения права собственности на земельный участок, находящийся в муниципальной или государственной собственности (приватизация). Право частной собственности удостоверяется свидетельством о государственной регистрации права частной собственности, выдаваемым учреждениями юстиции. Право частной собственности возникает с момента такой регистрации.

Право муниципальной собственности на землю – правомочия владения, пользования и распоряжения земельными участками, принадлежащие муниципальному образованию. От имени муниципального образования полномочия собственника реализуют ОМСУ (ст. 125, 215 ГК). В этом качестве ОМСУ имеют право предоставлять земельные участки во владение или пользование физических и юридических лиц (ФЗ от 28 августа 1995г. №154 «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ»).

Объектами права муниципальной собственности являются земельные участки, переданные РФ или субъектами РФ в муниципальную собственность, либо на основании законов РФ и субъектов РФ, при разграничении государственной собственности на землю. Кроме того, муниципальная собственность возникает в порядке изъятия (выкупа) земельных участков для муниципальных нужд, изъятия в муниципальную собственность, конфискации земельных участков у граждан и организаций, либо в порядке признания недвижимой вещи бесхозяйной (ст.53 ЗК, 225 ГК).

В муниципальной собственности могут находится земельные участки, расположенные как на территории, т.е. в границах муниципальных образований, так и за их пределами.

Территорию муниципального образования составляют земли городских, сельских поселений, прилегающие к ним земли общего пользования, рекреационные зоны, земли необходимые для развития поселений и др. земли в границах муниципального образования, независимо от форм собственности и целевого назначения.

В отличие от государственной, муниципальная собственность не делится на виды. Она едина. Управление муниципальной земельной собственностью возложено на местные органы, в структуре которых создаются подразделения, отвечающие за содержание и регулирующие использование земель, занятых автомобильными дорогами, контроль за использованием земель, благоустройство и озеленение территорий и т.д.

Основное назначение муниципальных земель – обеспечение проживания, работы и отдыха населения. Муниципальные земли преимущественно относятся к категории земель поселений, за исключением земель, расположенных за их чертой. Основные площади муниципальной собственности относятся к землям общего пользования и используются гражданами для прохода, проезда, размещения необходимых объектов общего пользования. Другие категории земель могут закрепляться за индивидуальными землепользователями.

Допускается приватизация муниципальных земель. Условия приватизации определяются ОМСУ в порядке, установленном ЗК РФ. Не допускается приватизация земель общего пользования в поселениях (п.12 ст.85 ЗК РФ).

Средства от продажи муниципальной собственности поступают в полном объёме в местный бюджет.

Право государственной собственности означает принадлежность правомочий владения, пользования и распоряжения государству. Государство как субъект права собственности представлено не одним ведомством, а целым рядом различных органов государственной власти, между которыми распределяются правомочия собственности.

Учитывая федеративное устройство России и существование двух уровней государственной власти, предусматривается, что право государственной собственности существует в виде:

1. федеральной собственности.

2. собственности субъектов РФ (субъектной).

На каждом уровне правомочия владения, пользования и распоряжения распределены между законодательными органами, соответствующими министерствами и ведомостями и реализуются через систему государственных полномочий и функций управления.

Объектом права государственной собственности выступают индивидуально обособленные земельные участки, не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц и муниципальных образований (ст. 214 ГК). Государственной земельной собственности принадлежит ведущее место. Государственные земли наиболее обширны по площади, имеют наиболее существенную экономическую и экологическую значимость. На государственных землях размещается большинство промышленных предприятий, подавляющее большинство земель особо охраняемых территорий находится в государственной собственности.

От имени РФ и её субъектов права собственника осуществляют ОГВ в пределах их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов. Так, Федеральное агентство по управлению федеральным имуществом проводит единую государственную политику в области имущественных и земельных отношений; приватизирует, управляет и распоряжается государственным имуществом и земельными ресурсами в пределах своей компетенции; регулирует деятельность на рынке недвижимости и т.д.

В случаях и в порядке, предусмотренных федеральными законами, указами Президента РФ и постановлениями Правительства РФ, нормативными актами субъектов РФ, по их специальному поручению от их имени могут выступать государственные органы, ОМСУ, а также юридические лица и граждане (ст. 125 ГК).

РФ и её субъекты управляют и распоряжаются земельными участками, находящимися в их собственности. Непосредственно же владеют и пользуются такими участками юридические лица и граждане, которым эти участки предоставлены в пользование, пожизненное (наследуемое) владение и в аренду.

 

§ 2. Управление земельным фондом Российской Федерации

Государство осуществляет – государственное земельное управление. Государственное земельное управление представляет собой деятельность федеральных органов исполнительной власти по обеспечению исполнения федеральных законов, регулирующих земельные отношения. Оно осуществляется на всей территории РФ.

Систему государственного земельного управления образуют органы государственной исполнительной власти, объектом управленческой деятельности которых выступают земельные правоотношения, включая вопросы собственности на землю, предоставление государственных земель в пользование, организацию рационального использования и охраны земель, учёт и контроль за землепользованием. В систему государственного земельного управления могут входить также ОМСУ, в той степени, в какой им переданы (делегированы) полномочия государственного земельного управления.

Государственное земельное управление имеет вертикальные и горизонтальные параметры. Исходя из смысла Конституции РФ, государственное земельное управление входит в совместное ведение РФ и субъектов РФ. Соответственно органы государственного земельного управления расположены на двух уровнях исполнительной власти – федеральном и субъектном, образуя единую систему исполнительной власти в РФ. Государственное земельное управление может осуществляться также на третьем, местном уровне, если ОМСУ передана часть государственных, управленческих полномочий в области регулирования земельных отношений.

На каждом уровне, т.е. по горизонтали, государственное земельное управление возложено на министерства и ведомства, включая высшие органы государственной власти, между которыми распределены сферы деятельности и компетенции применительно к земельным правоотношениям.

В систему органов ГЗУ на федеральном уровне входят:

- Президент РФ. Он осуществляет общее руководство исполнительно-распорядительной деятельностью в стране применительно к земельным правоотношениям, участвует в ГЗУ, реализует свои конституционные права председательствовать на заседаниях Правительства РФ, принимать решение об отставке Правительства РФ, назначать и освобождать от должности федеральных министров, издавать указы и распоряжения, отменять постановления и распоряжения Правительства РФ в случае их противоречия Конституции РФ, федеральным законам и указам Президента РФ, а также приостанавливать действие актов органов исполнительной власти субъектов РФ, в том числе высшего должностного лица субъекта РФ, в случаях определённых нарушений (ст. 83-85, 90 Конституции РФ).

- Правительство РФ, на него возложены полномочия по организации исполнения Конституции РФ, федеральных законов, указов Президента, международных договоров РФ, в том числе регулирующих земельные отношения. Правительство РФ, в частности руководит работой федеральных министерств и ведомств, контролирует их деятельность, управляет федеральной собственностью, имеет право отменять акты федеральных органов исполнительной власти или приостанавливать их действие, рассматривает программы приватизации государственной собственности. Правительство РФ также обеспечивает единство системы исполнительной власти в РФ, направляет и контролирует деятельность её органов (ФКЗ от 17 декабря 1997г. №2 «О правительстве РФ»).

Федеральные министерства, федеральные службы и агентства.

В системе федеральных министерств и ведомств выделяются органы, осуществляющие функции ГЗУ по отношению ко всем федеральным землям, а также иным землям в соответствии с полномочиями; и органы, осуществляющие ведомственное управление по отношению к землям переданным им в пользование.

В первую группу входят:

- Министерство природных ресурсов РФ (МПР России).

- Министерство сельского хозяйства РФ (Минсельхоз России).

- Министерство здравоохранения и социального развития РФ.

- Федеральное агентство по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству.

- Федеральное агентство по управлению федеральным имуществом.

- Федеральное агентство кадастра объектов недвижимости.

Вторую группу составляют все другие федеральные министерства и ведомства, использующие для выполнения своих задач земельные участки.

Структура федеральных министерств и ведомств, осуществляющих ГЗУ, определена Указом Президента РФ от 9 марта 2004г. № 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти». Федеральное агентство по управлению федеральным имуществом осуществляет полномочия, преимущественно связанные с регулированием отношений собственности на земли, и в частности приватизация, управление и распоряжение земельными ресурсами в пределах своей компетенции, а также возложены полномочия проведения единой государственной политики в области земельных правоотношений, координация деятельности иных органов исполнительной власти и ОИВ субъектов РФ.

Федеральное агентство кадастра объектов недвижимости получил статус федерального ОИВ по государственному управлению земельными ресурсами. Ему переданы специальные функции государственного управления: ведение государственного земельного кадастра и государственного учёта расположенных на земельных участках и прочно связанных с ними объектов недвижимого имущества, землеустройство, государственная кадастровая оценка земель, мониторинг земель и государственный контроль за использованием и охраной земель.

Государственный контроль за использованием и охраной земель возложен также на МПР России, которое в результате реорганизации получило статус специально уполномоченного органа в данной области. В его компетенцию входит также координация деятельности федеральных органов исполнительной власти по вопросам ведения государственных кадастров в области природопользования и охраны окружающей среды, т.е включая государственный земельный кадастр.

Федеральная регистрационная служба осуществляет регистрацию прав на недвижимое имущество, включая земельные участки, и сделки с ними. В задачи учреждений юстиции входят: государственная регистрация прав собственников земельных участков и обладателей иных, подлежащих государственной регистрации прав, создание и ведение Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним, выдача свидетельств о государственной регистрации прав.

Минсельхоз России является федеральным ОИВ, проводящим государственную политику и осуществляющим управление в сфере агропромышленного комплекса. Министерство играет также особую роль в обеспечении охраны земель, являясь специально уполномоченным органом в области мелиорации земель и обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения. В его функции входит учас¬тие в осуществлении земельной реформы в сельской местности.

Минздрав России через свою Федеральную службу по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучию человека контролирует выполнение гигиенических требований при размещении объектов промышленности, выборе земельных участков под строительство, планировке и застройке населенных пунктов.

Федеральное агентство по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по реализации государственной политики, по оказанию государственных услуг, управления государственным имуществом в сфере строительства, градостроительства, промышленности строительных материалов и жилищно-коммунального хозяйства. Организует проведение в установленном порядке государственную экспертизу градостроительной, предпроектной и проектной документации.

Федеральные органы исполнительной власти осуществляют свои полномочия на территории субъекта РФ непосредственно или через создаваемые ими территориальные органы.

В соответствии со ст. 77 Конституции РФ субъекты РФ само¬стоятельно устанавливают систему органов государственной власти.

Государственное управление на субъектном уровне распро¬страняется на земли, находящиеся в пределах территории соот¬ветствующего субъекта РФ, а также на земли, приобретенные на территории других субъектов РФ. Государственное земельное уп¬равление в различном объеме и различного содержания осущест-вляют высшее должностное лицо субъекта РФ, высший исполнительный орган, а также министерства и ведомства субъектов РФ. Высший исполнительный орган субъекта РФ, в частности, управляет и распоряжается собственностью субъекта РФ, а также федеральной собственностью, переданной ему в управление. Система министерств и ведомств в субъектах РФ создается в соответствии с потребностями каждого субъекта, экономическими и географическими особенностями, полномочиями и компетенцией, установленными соответствующими законами субъектов РФ, договорами и соглашениями с Российской Федерацией.

На третьем, низовом уровне вертикали государственного зе¬мельного управления находится местное самоуправление. Как уже упоминалось, оно занимает это место только в тот момент и в той мере, когда соответствующие полномочия и функции государственного земельного управления им переданы. В соответствии с Конституцией РФ (ст. 132) органы местного самоуправления наделяются государственными полномочиями законом с передачей для их осуществления необходимых материальных и финансовых средств. Помимо этого, местное самоуправление имеет собственную компетенцию в области регулирования земельных отношений. Местное самоуправление осуществляется гражданами через орга¬ны местного самоуправления, которые создаются в структуре местного самоуправления для регулирования земельных отноше¬ний. К таким органам относятся специальные подразделения в виде служб, ведающих земельными вопросами местного значения, создаваемые в структуре местных администраций.

Управленческие полномочия местных органов распространяют¬ся на земельные участки в пределах муниципальных образова¬ний — городов, поселков и других поселений, а также на земель¬ные участки, находящиеся в муниципальной собственности за пределами границ муниципальных образований.

Тем не менее местное самоуправление остается важным звеном в управлении земельными отношениями. Органы местного самоуп¬равления выполняют функции управления землями, находящими¬ся в муниципальной собственности, принимают решения об изъ¬ятии земель для муниципальных нужд, изымают в установленных случаях сельскохозяйственные угодья в муниципальную собствен¬ность, осуществляют регулирование планировки и застройки тер¬риторий муниципальных образований, муниципальный контроль за использованием земель на территории муниципального образования, благоустройство и озеленение территорий муниципального образования и др.

Функции государственного земельного управления - виды деятельности государственных органов исполнительной власти, необходимые для организации исполнения земельного законода¬тельства.

Они включают:

-нормативно-правовое регулирование,

-предоставление и прекращение прав на земельные участки,

-землеустройство,

-территориальное планирование и зонирование,

-учет земель и ведение земельного кадастра,

-регистрацию прав на земельные участки,

-контроль за использованием и охраной земель, включая мони¬торинг.

Нормативно-правовое регулирование означает деятельность органов государственного земельного управления по разработке и принятию подзаконных нормативных актов. Право принимать нор¬мативные правовые акты в общем установлено Конституцией РФ, Федеральным конституционным законом «О Правительстве Российской Федерации», положениями о соответствующих ведомст¬вах, другими законами и подзаконными актами. В частности, По¬ложением о Министерстве природных ресурсов Российской Федерации в число функций министерства включено издание нормативных правовых актов по вопросам, отнесенным к его компетенции.

Предоставление и прекращение прав на земельные участки, находящиеся в государственной и муниципальной собственности, а также изъятие земель, находящихся в частной собственности, представляет собой деятельность по распределению и перераспре¬делению земель. В необходимых случаях предоставлению прав на земельный участок одному лицу предшествует вынесение решения о прекращении прав на этот участок другого лица или изъятие земельного участка для государственных нужд. Применение такой сложной процедуры необходимо главным образом при строительстве промышленных объектов, дорог, требующих изъятия земель сельскохозяйственного назначения, землепользования в городах и других поселениях. К данной функции относятся также действия государственных органов в связи с приватизацией земель и совершением иных сделок, связанных с отчуждением права собственности. Права на земельные участки подлежат государственной регистрации, которая включает действия по оформлению и выдаче документов, устанавливающих право на земельный участок, занесению сведений в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

Землеустройство — деятельность по организации территории.

Она заключается в определении и установлении границ земельных участков, определении мест размещения объектов на земельных участках. На основе обследований разрабатывается землеустроительная документация, включая схемы, планы земельных участков, картографические и иные материалы проектов землеустройства. По каждому объекту землеустройства из землеустроительной документации формируется землеустроительное дело. По результатам землеустроительных работ составляется план земельного участка.

Планы земельных участков содержат информацию о площади земельного участка, местоположении различных объектов и сооружений, инженер¬ных систем, природных объектов. В планы также заносятся сведения об ограничениях и обременениях земельного участка, включая указания на те части земельного участка, на которых действует право сервитута. Наличие планов земельных участков обязательно при купле-продаже земельных участков и совершении иных сделок.

Землеустроительные мероприятия с составлением необходи¬мых планов и проектов проводятся при установлении администра¬тивно-территориальных границ между субъектами РФ, районами и поселениями, разграничении земель различного целевого назна¬чения.

На завершающем этапе подготовленные землеустроительные материалы подлежат утверждению уполномоченными государст¬венными органами, после чего выполняются работы по перенесению землеустроительного проекта на местность с установлением специальных межевых знаков (лесоустроительных знаков), черты поселений, а также их внутренних границ (красных линий).

Землеустройство делится на:

-территориальное

-внутрихозяйственное.

Территориальное землеустройство направлено на изучение со¬стояния земель, организацию их рационального использования, оп¬ределение административно-территориальных границ и границ зе¬мельных участков, межевание объектов землеустройства. Оно про¬водится в обязательном порядке в случаях изменения их границ, при выявлении нарушенных земель, проведении мероприятий по консервации и рекультивации земель, выделении земельных долей, предоставлении и изъятии земельных участков для сельскохозяй¬ственного производства. К территориальному землеустройству от¬носятся также мероприятия по установлению и изменению границ городских и сельских поселений, зонированию территории поселе¬ний, созданию национальных парков, других особо охраняемых тер¬риторий, зон со специальным режимом землепользования, размещению предприятий, учреждений, организаций.

Внутрихозяйственное землеустройство нацелено на организа¬цию рационального землепользования в пределах уже выделенных земельных участков для сельскохозяйственного производства, а также на организацию территорий, используемых общинами ко¬ренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока. Практически оно заключается в составлении либо рассмотрении и утверждении составленных планов размещения сельско¬хозяйственных угодий, оленьих пастбищ, объектов жилой и про¬изводственной застройки, инженерно-транспортной инфраструк¬туры в пределах таких земельных участков. Внутрихозяйственное землеустройство проводится по желанию лиц, за которыми за¬креплены земельные участки.

Землеустройство проводится по решению органов государст¬венной власти РФ, субъектов РФ или местного самоуправления соответственно применительно к землям, находящимся в феде¬ральной собственности, собственности соответствующих субъектов РФ или муниципальной собственности, либо в соответствии с судебным решением. Основанием проведения землеустройства, яв¬ляются договоры о проведении землеустройства, заключаемые заинтересованными субъектами и землеустроительными органи¬зациями или гражданами.

Для соответствующего земельного участка, иного объекта зем¬леустройства готовится землеустроительное дело, которое вклю¬чает планы, проекты, материалы обследований земельных участ¬ков, оценки качества, тематические карты и атласы, которые проходят необходимые согласования, утверждения, а также го¬сударственную экспертизу в порядке, установленном Правитель¬ством РФ. При составлении карт (планов) земельных участков используются сведения государственного земельного кадастра, другие картографические материалы, полученные при съемках на местности и межевании. Карта земельного участка исполь-зуется для составления дежурной кадастровой карты. Земле¬устроительная документация передается в государственный фонд данных и является федеральной собственностью. Граждане и юридические лица, проводящие землеустройство, обязаны передать в такой фонд один экземпляр землеустроительной документации бесплатно.

Утвержденная землеустроительная документация служит основанием для отвода земельного участка в натуре с установлением межевых знаков. Заинтересованный землепользователь получает акт землеустройства, план земельного участка, другие землеустро¬ительные документы.

Подготовленная и утвержденная землеустроительная докумен¬тация используется в дальнейшем для регистрации права на данный земельный участок с получением правоустанавливающих до¬кументов. Землеустроительная документация обязательна для ис¬полнения. Использование земельных участков с нарушением зем¬леустроительных проектов влечет применение мер юридической ответственности. Предоставление земельных участков с наруше¬нием землеустроительных проектов не допускается.

Полномочия по организации и осуществлению работ по земле¬устройству возложены на Федеральное агентство кадастра объектов недвижимости. Отдельные землеустро¬ительные функции выполняются также местной администрацией, в штате которой учреждается должность инженера-землеустрои¬теля. В частности, местные органы самоуправления издают поста¬новления о проведении работ по межеванию территорий городов и других поселений, а также утверждают подготовленный проект межевания; при межевании территории внутри существующей застройки могут создавать для этого комиссии, состоящие из пред¬ставителей государственных органов, заинтересованных граждан и организаций.

Выполнение проектных и изыскательских работ в рамках зем¬леустройства осуществляется как государственными, так и негосу¬дарственными коммерческими организациями, а также физическими лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность без образования юридического лица. Для проведения геодезической и картографической деятельности организации и граждане обязаны получить лицензию. Лицензии выдаются по ходатайству заинтересованных лиц Федеральным агентством кадастра объектов недвижимости либо его территориальным органом. В остальных случаях землеустройство осуществляется без специальных разрешений. Работы по землеустройству финансируются из государственного и местного бюджетов. Разработка землеустроительных проектов, связанных с организацией земельных участков, их улучшением и охраной от негативных воздействий, проводимая по инициативе собственников, владельцев, пользователей, арендаторов, осуществляется за их счёт.

В целях рационального использования земель с учетом их естественных характеристик, экономической ценности, оптимального сочетания землепользования осуществляются такие функции государственного земельного управления, как территориальное пла¬нирование и зонирование территории. Они заключаются в подготовке генеральных планов развития населенных пунктов, выделении в пределах какой-либо территории функциональных зон (на¬пример, в национальных парках, городах). При зонировании территории для размещения садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений определяются зоны, наиболее благоприятные для развития садоводства, огородничества и дачного хозяйства (ст. 12 Федерального закона от 15 апреля 1998 г. 66-ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммер¬ческих объединениях граждан»).

В процессе учетной деятельности, включая инвентаризацию земель, осуществляются сбор и систематизация сведений о земельных участках. Полученные в порядке учетной деятельности сведения заносятся в государственный земельный кадастр.

Государственный контроль за использованием и охраной земель заключается в проверке намечаемых и реализуемых действий землепользователей, включая собственников, на предмет их соответствия требованиям законодательства. Контроль осуществляется в форме инспекционных проверок, экспертиз, выявления правонарушений и применения мер ответственности. Разновидностью контроля является мониторинг, под которым понимается деятельность по наблюдению за состоянием почв.

Понятие и назначение государственного земельного кадастра

Обеспечение рационального землепользования и охраны земель при их распределении и перераспределении, охраны интересов государства и прав собственников, владельцев, пользователей, арендаторов, развитие эффективной системы платежей требуют надлежащего учета земель. Он состоит из последовательно совершаемых и взаимосвязанных действий уполномоченных государственных органов по сбору, систематизации и обобщению информации, сведений и документов о земельных участках, а также занесении такой информации, сведений и документов в специальную информационную систему — государственный земельный кадастр.

Государственный земельный кадастр — систематизированный свод документированных, получаемых в результате государственного кадастрового учета земельных участков сведений о местоположении, кадастровой стоимости земельных участков, целевом назначении и правовом режиме земель РФ, сведений о террито¬риальных зонах, о размерах земельных участков и наличии расположенных на земельных участках и прочно связанных с ними объектов недвижимого имущества.

Взимание платы за землепользование, регулирование земельно-правовых сделок требуют тщательной количественной и качественной оценки земельных участков в рамках ведения государственного земельного кадастра.

Цели ведения государственного земельного кадастра заключаются в информационном обеспечении государственного и муниципального управления земельными ресурсами, государственного контроля за использованием и охраной земель, мероприятий, направленных на сохранение и повышение плодородия земель, государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, землеустройства, экономической оценки земель и учета стоимости земли в составе природных ресурсов установления обоснованной платы за землю, иной связанной с владением, пользованием и распоряжением земельными участка-ми деятельности.

Объектом государственного кадастрового учета выступают вес земельные участки в пределах территории РФ независимо от их целевого назначения и формы собственности. Учету подлежат земельные участки, находящиеся в частной собственности граждан и юридических лиц, пожизненном наследуемом владении, пользо¬вании, аренде. Учитываются также земли городских и сельских поселений, земли и границы субъектов РФ, муниципальных обра¬зований, территориальные зоны. Обязательным при ведении учета земель является выделение мест проживания и хозяйственной деятельности малочисленных народов и этнических групп, участ¬ков, занятых особо охраняемыми природными и историко-культурными объектами. По результатам государственного кадастро¬вого учета ведется Единый государственный реестр земель. В нем хранятся сведения не только о существующих, но и о прекратив¬ших существование земельных участках. Единый государственный реестр подлежит вечному хранению. Его уничтожение или изъятие не допускается.

Содержание государственного земельного кадастра составля¬ют сведения о землях (земельных участках) в пределах террито¬рии РФ, занесенные в соответствующие документы государствен¬ного земельного кадастра.

Учету в государственном земельном кадастре подлежит также акватория внутренних вод и территориального моря.

Документы государственного земельного кадастра подразде¬ляются на основные, вспомогательные и производные.

К основным относятся документы, содержащие сведения о земельных участках:

Единый государственный реестр земель,

кадастровые дела,

дежурные кадастровые карты (планы).

Вспомогательные документы включают разнообразную учет¬ную документацию, например книги учета документов, книги учета выданных сведений.

Результаты обобщения сведений основных документов содержатся в производных документах. Это — документы, содержащие перечни земель, находящихся в собственности РФ, собственности субъектов РФ, собственности муниципальных образований, докла¬ды о состоянии и использовании земельных ресурсов, статистичес¬кие отчеты, аналитические обзоры, производные кадастровые карты, иные справочные и аналитические документы.

Сведения о земельных участках, содержащиеся в Едином государственном реестре земель, включают указания на кадастровый номер каждого земельного участка, его местоположение, границы, площадь, категорию земель и разрешенное использование, зарегистрированные вещные права и ограничения (обременения), экономические характеристики, в том числе размеры платы за землю, качественные характеристики, в том числе показатели состояния плодородия земель (для отдельных категорий земель), наличие объектов недвижимого имущества.

Ведение государственного земельного кадастра возложено на Федеральное агентство кадастра объектов недвижимости. К проведению государственной кадастровой оценки земель могут привлекаться лица, имеющие лицензию на осуществление оце¬ночной деятельности. Субъекты РФ имеют право осуществлять сбор, обработку и хранение установленных ими дополнительных сведений государственного земельного кадастра. Органы местного самоуправления могут включать в государственный земельный кадастр самостоятельно и за счет средств местных бюджетов дополнительные сведения, не установленные РФ и субъектами РФ.

Кадастровый учет проводится по инициативе государственных органов, органов местного самоуправления либо заинтересованных граждан и юридических лиц, которые обращаются в Федеральное агентство кадастра объектов недвижимости с соответствующей заявкой. К заявке прилагаются правоустанавливающие документы и документы о межевании зе¬мельного участка. После проверки представленных документов на их основе органы Федеральное агентство кадастра объектов недвижимости составляют описание зе¬мельного участка в Едином государственном реестре земель, присваивают кадастровый номер, составляют карту земельного участка и формируют кадастровое дело. Государственный ка¬дастровый учет проводится в течение одного месяца со дня подачи заявки. За его проведение плата с заявителей не взи¬мается. По результатам заявителю выдается кадастровый план земельного участка.

Сведения государственного земельного кадастра относятся к государственным информационным ресурсам и являются государ¬ственной собственностью. Они открыты и общедоступны, за исклю¬чением сведений, отнесенных к категории ограниченного доступа. К категории ограниченного доступа относится информация, составляющая государственную тайну.

Сведения государственного земельного кадастра, носящие общедоступный характер, могут быть получены по письменному заявлению заинтересованного лица с указанием объема и характера запрашиваемых сведений. Сведения предоставляются в виде выписок из государственного земельного кадастра, и в установленных случаях — в виде копий документов. Сведения об определенном земельном участке предоставляются за плату и бесплатно. Бесплатно сведения предоставляются правообладателю, лицам, имеющим право на наследование земельного участка, а также некоторым государственным органам и судам. С иных лиц за предоставление сведений взимается плата. Отказ в выдаче сведений государственного земельного кадастра может быть об¬жалован в судебном порядке. Предусмотрена ответственность за нарушение требований ведения государственного земельного кадастра.

К государственной тайне отнесена информация об отводе земель для режимных и особо важных объектов. Эти сведения предоставляются по государственным разрешениям, полученным в установленном порядке. Одновременно не подлежат засекречиванию сведения о состоянии экологии и сельского хозяйства.

Плата за землепользование

По общему правилу, пользование земельным участком осуществляется за плату. Одновременно допускается установление исключений, которые по земельному законодательству выражены в виде льгот для отдельных категорий субъектов и по отношению к отдельным категориям земель.

Правовые основы взимания платежей сформулированы в ЗК и специально принятом по этому вопросу Законе «О плате за землю» 1991 г., а также в Налоговом Кодексе РФ.

Основным видом платежа является земельный налог. Планируется, что с принятием части III Налогового кодекса его заменит налог на недвижимость. Земельный налог взимается в подавляющем большинстве случаев землепользования. Для целей налогообложения устанавливается кадастровая стоимость земельного участка. Кадастровая стоимость устанавливается по результатам кадастровой оценки земель либо в процентном соотношении к рыночной стоимости земельного участка. За аренду земельного участка вносится арендная плата. Сумма арендной платы устанавливается договором и выплачивается арендодателю. Если арендодателем являются государство или местные органы самоуправления, плата поступает на соответствующие бюджетные счета.

Размер налога в виде стабильных платежей за единицу земельной площади устанавливается в расчете на год. Методики расчёта различаются в зависимости от категории земель. Для сельскохозяйственных земель, земель сельских поселений, земель водного фонда, а также сельскохозяйственных угодий в составе земель лесного фонда основу расчета составляют средние размеры земельного налога, устанавливаемые Законом «О плате за Землю».

Для земель поселений Законом «О плате за землю» определены средние ставки земельного налога, размер которых зависит от экономического района страны и категории населенного пункта. Предусматриваются деление территории на 11 районов и классификация населенных пунктов на 8 категорий в зависимости от численности населения. Действует принцип «чем выше числен¬ность населения, тем выше ставка земельного налога».

 

§ 3. Правовая охрана земель. Ответственность за нарушение земельного законодательства

Современное землепользование способно вызвать негативные последствия для состояния земель. Наиболее заметны процессы загрязнения земель химическими и биологическими веществами, эрозия почв, засоление, заболачивание, подтопление, иссушение и др. виды разрушения.

Для подержания и преодоления негативных экологических, экономических и иных последствий землепользования разрабатываются и осуществляются меры, в том числе правового характера, по охране земель и защите прав на землю.

Правовая охрана земель и защита прав на землю – установленные нормами права меры, направленные на предотвращение деградации, сохранение, улучшение и восстановление земель, а также защиту прав собственности и пользования граждан и организаций, включая государство, на землю.

В соответствии с Конституцией РФ (ст. 9) земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в РФ как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории.

Под деградацией земель понимается ухудшение качественного состояния земель под воздействием хозяйственной деятельности. Деградация выражается в загрязнение земель отходами производства, химическими и радиоактивными веществами, заражении карантинными вредителями и болезнями растений, зарастании сорняками, кустарниками и мелколесьем, ухудшении плодородия почв, эрозии почв, подтоплении, заболачивании, иссушении, уплотнении, образовании селей.

Основу правового регулирования охраны земель составляет принцип рационального землепользования. Обеспечить рациональное землепользование – значит организовать такое использование земель, при котором сохраняются площади сельскохозяйственных угодий и не допускается снижение их плодородия, обеспечивается надлежащее использование земель, осуществляется компактная застройка, обеспечивается целевое и своевременное использование земель. Рациональное землепользование также означает эффективное использование земельных участков, под которым понимается получение максимальной экономической пользы с единицы площади.

Меры охраны земель включают:

- определение необходимых прав и обязанностей собственников, владельцев, пользователей и арендаторов по охране и рациональному использованию земель. Они обязаны проводить мероприятия по сохранению почв и их плодородия, защищать землю от загрязнения отходами, химическими веществами, эрозии и от др. форм деградации, поддерживать достигнутый уровень мелиорации, ликвидировать последствия загрязнений, рекультивировать нарушенные земли, использовать земельные участки в соответствии с целевым назначением и разрешённым использованием, использовать и сохранять плодородный слой почвы при работах, связанных с нарушением земель. Землепользователи не имеют права внедрять новые технологии, проводить мелиорацию либо осуществлять мероприятия по осуществлению плодородия почв, если они не соответствуют экологическим, санитарно-гигиеническим и иным требованиям.

- установление полномочий государственных и муниципальных органов по обеспечению охраны земель. Это означает, что в целях охраны земель предусматривается разработка федеральных, региональных и местных программ охраны земель, включающих проведение необходимых мероприятий государственными ведомствами и организациями, ОМСУ. Так, Государственная программа повышения плодородия почв предусматривает проведение государством организационных, агротехнических, мелиоративных, культуртехнических и агротехнических работ, а также защиту почв от эрозии. В интересах оценки состояния почв, а также охраны здоровья человека и окружающей среды Правительством РФ устанавливаются нормативы предельно допустимых концентраций вредных веществ, вредных микроорганизмов и др. загрязняющих почву биологических веществ. Источником опасного загрязнения земель являются применяемые в сельском хозяйстве пестициды и агрохимикаты. Охрана земель от их негативного воздействия обеспечивается рядом мер контроля за их производством, обращением и применением, включая стандартизацию.

- установление необходимых правовых режимов для различных категорий земель, введение запретов и дозволений. Охрана и рациональное использование земель обеспечиваются мерами, направленными на распределение земель по категориям исходя из целевого назначения и установлением для каждой категории соответствующего целевому назначению режима землепользования. Для каждой категории земель характерны свои особенности правового режима, включая меры охраны. Например, предусматривается выделение различного рода охранных зон на землях промышленности и иного специального назначения, в пределах которых ограничиваются некоторые виды землепользования. Наиболее строгие меры охраны и обеспечения рационального землепользования установлены для земель сельскохозяйственного назначения. В интересах сохранения ценных площадей сельскохозяйственных угодий запрещено их изъятие для несельскохозяйственных нужд.

- поощрение благоприятной с точки зрения охраны земель деятельности. Для обеспечения охраны земель применяются финансовые рычаги. Так, в интересах повышения заинтересованности граждан и организаций в сохранение и улучшении состояния закреплённых за ними земельных участков, обеспечения их рационального использования предусматривается экономическое стимулирование охраны и использования земель в соответствии с бюджетным и налоговым законодательством. В этом случае могут применяться положения Бюджетного кодекса РФ о выделении из бюджетов грантов и материальной поддержки в случаях, предусмотренных законами, целевыми программами, решениями ОМСУ.

- установление мер юридической ответственности за земельные правонарушения, а также порядка изъятия земель за их ненадлежащее использование.

В целях охраны земель разрабатываются и реализуются специальные меры, которые включают мелиорацию и рекультивацию земель, консервацию деградированных земель.

Мелиорация дословно означает улучшение. Правовые требования по проведению мелиоративных мероприятий установлены ФЗ от 10 января 1996г. №4 ФЗ «О мелиорации земель». Мелиорация состоит в проведении мероприятий по улучшению физических и химических характеристик земель, созданию оптимального водного, воздушного, теплового и питательного режимов почв, а также других условий, необходимых для ведения сельского хозяйства. К мелиоративным мероприятиям относятся действия по орошению засушливых и осушению заболоченных и излишне ув¬лажненных земель, расчистке земель, заросших кустарником и мелколесьем, проведению лесопосадок в целях борьбы с эрозией, известкование, фосфатование и гипсование почв. Соответственно различают гидромелиорацию и агромелиорацию, культуртехническую и химическую мелиорацию земель.

Проведение мелиоративных мероприятий в необходимых случаях требует сооружения и эксплуатации мелиоративных систем — каналов, водохранилищ, систем орошения и дренажных систем, гидротехнических объектов. Их строительство и эксплуа¬тация осуществляются гражданами и организациями в соответст¬вии с государственной лицензией на соответствующие виды деятельности по результатам государственной экспертизы предпроектной и проектной документации, а также при условии положительной оценки государственной экологической экспертизы.

Рекультивация означает восстановление нарушенных земель, плодородия и других полезных свойств почв. По завершении рекультивации предполагается своевременный возврат рекультивированных земель в хозяйственный оборот. В необходимых случаях, связанных со строительством и добычей полезных ископаемых, рекультивация сочетается с обязанностью пользователя снять и использовать плодородный слой почвы. При снятии плодородный слой остается в собственности собственника земельного участка и может использоваться им только для улучшения малопродуктивных земель.

Общая обязанность землепользователей по рекультивации земель закреплена в ЗК РФ. В соответствии со ст. 13 ЗК РФ в обязанности собственников, владельцев, арендаторов и землепользователей входят рекультивация нарушенных земель, восстановление их плодородия и других полезных свойств, а также своевременное вовлечение земель в хозяйственный оборот, использование и со¬хранение плодородного слоя почвы при проведении работ, связан¬ных с нарушением земель.

Применительно к нарушению почвенного слоя при ведении горных работ обязанность по рекультивации земель предусмотре¬на ст. 22 Закона РФ от 21 февраля 1992г. «О недрах», В частности. на недропользователей возлагается обязанность по завершении работ привести участки земли и другие природные объекты, нарушенные при пользовании недрами, в состояние, пригодное для их дальнейшего использования.

Консервация деградированных земель означает временное изъятие загрязненных земель из хозяйственного оборота в целях их восстановления и проведения очистных мероприятий. Данная мера охраны введена в ответ на обострившуюся за последнее десятилетие проблему загрязнения земель опасными отходами, химическими и радиоактивными веществами.

Консервация земель проводится в целях сохранения и восста¬новления плодородия почв, улучшения природной среды и охраны здоровья человека. Решение о консервации земельного участка либо его части принимают в зависимости от категории земель и формы собственности органы государственной власти либо органы местного самоуправления по результатам обследований, проводимых МПР России, Минсельхозом России либо Минздравом.

Применительно к землям сельскохозяйственного назначения, подвергшимся радиоактивному и химическому загрязнению, консервация обязательна. В порядке консервации эти земли выводят¬ся из категории земель сельскохозяйственного назначения и пере¬водятся в земли запаса. С этого момента их использование не допускается, включая производство и реализацию сельскохозяй¬ственной продукции. Решения о переводе в категорию запаса земель сельскохозяйственного назначения, за исключением федеральных земель, принимаются органами исполнительной власти субъектов РФ.

По отношению к другим категориям земель могут быть установлены ограничения в виде особых условий использования. В этом случае земельные участки сохраняются за собственниками, пользователями, владельцами, арендаторами, если ими создаются условия для восстановления земель.

Расходы по восстановлению земель несут лица, виновные в их деградации. Они также обязаны полностью возместить потери и убытки сельскохозяйственного производства, а в случае изъятия земельного участка, находящегося в частной собственности, — возместить собственнику его стоимость.

Поскольку общество и государство заинтересованы в том, чтобы земельное право добровольно и добросовестно исполнялось, законодательством установлены меры принуждения и наказания в виде сложного механизма юридической ответственности. Юридическая ответственность за земельные правонарушения регулируется нормами земельного, уголовного, административного, трудового, гражданского права, а также нормами соответствующих процессуальных отраслей.

Юридическая ответственность – система принудительных мер, применяемых к нарушителям земельного законодательства в целях наказания виновных, пресечения и предупреждения правонарушений и восстановления нарушенных прав. Это также одна из мер охраны земель, нацеленная на поддержание порядка землепользования, защиту субъективных прав на землю.

Одним из основных свойств юридической ответственности является ее государственный принудительный характер, выражавшийся в праве государства возлагать на соответствующего субъекта обязанность нести неблагоприятные последствия. Неблагоприятные последствия личного, имущественного, организационного и иного характера называются санкциями. Санкции включают дисциплинарные взыскания в виде замечания, выговора, увольнения, административные и уголовные штрафы, прекращение или приостановление права землепользования, возложение обязанности компенсировать нанесенный ущерб и др.

Одновременно юридическая ответственность — это правоотношение, одной из сторон которого выступает государство в лице уполномоченных органов. Другим участником этих отношений являются граждане, должностные лица либо организации, состав которых уточняется применительно к видам правонарушений.

Юридическая ответственность за земельные правонарушения делится на виды по материальному признаку, который позволяет определить принадлежность того или иного вида ответственности к той или иной отрасли права. Соответственно выделяется уголовная, административная, гражданско-правовая и дисциплинарная ответственность. Прекращение прав собственности или пользования земельным участком за нарушение некоторых положений земельного законодательства не считается мерой ответственности, хотя оказывает сильное воздействие на физических и юридических лиц, допускающих правонарушения.

Юридическая ответственность наступает при наличии условий, именуемых в праве юридическими и фактическими основаниями.

Они включают:

-наличие нормы, запрещающей поведение или обязывающей предпринять то или иное действие;

-факт несоблюдения требований норм права, или правонаруше¬ние, имеющее негативные последствия либо создающее угрозу возникновения таких последствий;

-наличие вины правонарушителя;

-наличие причинной связи между негативными последствиями и

свершенным правонарушением.

Разрешение земельных споров

Спор — надлежащим образом оформленное несогласие одной стороны с действиями другой стороны, поступившее на рассмотрение органов, уполномоченных подтвердить или опровергнуть это несогласие. Иными словами, это — такое разногласие, рассмотре¬ние которого передано в административные или судебные органы. Оспариваемые действия граждан и организаций, в том числе государственных или муниципальных органов, составляют пред¬мет спора.

К земельным относятся споры, предметом которых являются земельно-правовые отноше¬ния или отношения, связанные с использованием и охраной земель.

Земельные споры разрешаются в административном или судеб¬ном порядке. В земельном законодательстве правовое регулирова¬ние разрешения земельных споров претерпело существенные изменения. В частности, для земельных споров приоритет дан судебному порядку. Предусмотрено, что все споры, связанные с отчуждением и приобретением земельных участков, а также дру¬гие земельные споры рассматриваются в судебном порядке. Зе¬мельный кодекс предусматривает возможность разрешения спора третейским судом. В спорах с государственными или муниципаль¬ными органами или их должностными лицами право на прямое обращение в суд не исключает альтернативы по желанию споря¬щей стороны обратиться с жалобой в вышестоящий административный орган или к вышестоящему должностному лицу. Так, предусмотрено право граждан и организаций в связи с наложением на них административного штрафа обжаловать решение (постановление о наложении штрафа) административной комиссии или органа госземконтроля в вышестоящий орган либо к вышестоящему должностному лицу в 10-дневный срок. Рассмотрение жалобы приостанавливает исполнение оспариваемого решения.

Судебное рассмотрение земельных споров осуществляется в порядке вынесения жалоб на действия должностных лиц государственных и муниципальных органов, в том числе связанные с принятием нормативных или ненормативных актов, либо в порядке искового судопроизводства. При рассмотрении земельных споров в судах применяются все общие процессуальные правила, никаких исключений для земельных споров не установлено. Споры в связи с отказом местной администрации предоставить земельный участок разрешаются судом. Убытки, причиненные лицу изданием нормативного или не нормативного акта, признанного судом недействительным, подлежат возмещению.

 

План

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Возмещение вреда, причиненного экологическим правонарушением | Управление государственным фондом недр. Правовая охрана недр
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-14; Просмотров: 1327; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.18 сек.