КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Лекция 22
Этап Этап Этап Состав балансовой прибыли. Прибыль от реализации продукции. Прибыль от прочей реализации. Внереализационные результаты деятельности предприятий Операционные и внереализационные доходы и расходы предприятий их состав. Общая прибыль – это показатель конечного финансового результата деятельности организации. Он охватывает все доходы (убытки) по основному виду деятельности, связанному с производством и реализацией продукции, с использованием активов предприятия, а также по внереализационной деятельности. Показатель прибыли находит отражение в приложении к Балансу предприятия «Отчете о прибылях и убытках». Общая прибыль состоит из: прибыль (убыток) от реализации продукции, выполнения работ, оказания услуг; прибыль от операционных расходов и доходов (от реализации основных средств и их прочего выбытия, иного имущества предприятий, финансовых операций); прибыль от внереализационной деятельности. Прибыль от реализации продукции характеризует чистый доход, созданный на предприятии. Остальные элементы прибыли отражают в основном перераспределение ранее созданных доходов. Рассмотрим подробнее все составные части прибыли. Прибыль от реализации продукции – это финансовый результат, полученный от основной деятельности предприятия, которая может осуществляться в любых видах, зафиксированных в его уставе и не запрещенных законом. Финансовые результаты определяются отдельно раздельно по каждому виду деятельности предприятия, относящиеся к реализации продукции, выполнению работ, оказанию услуг. Он равен разнице между выручкой от реализации продукции и затратами на ее производство и реализацию.
Прибыль от операционных доходов и расходов – это финансовый результат, не связанный с основными видами деятельности. Она определяется как разница между суммой операционных доходов и операционных расходов. Прибыль от внереализационной деятельности, определяемая как разница между внереализационными доходами и расходами.
Процесс распределения прибыли можно условно разделить на 3 этапа: Уплата налогов из Прибыли: налога на недвижимость, налога на доходы, налога на прибыль. После чего образуется прибыль, остающаяся в распоряжении организации. Уплата из прибыли, остающейся в распоряжении предприятия следующих выплат: штрафных общегосударственных налогов: экологического за сверхлимитное природопользование, налога на недвижимость в части незавершенного строительства; местных налогов и сборов в размере до 4% прибыли; уплата штрафных санкций в бюджет (за несоблюдение налогового законодательства); покрытие сверхнормативного расходования средств на оплату энергоресурсов на производство продукции, командировочных, консультационных и аудиторских услуг и т.п. В результате на этом этапе формируется чистая прибыль организации. Распределение чистой прибыли. Ее распределение регулируется уставом предприятия, решением собрания акционеров и другими документами внутреннего пользования. Она подразделяется на две части: использование на увеличение имущества предприятия (накопление) (на капитальные вложения, погашение долгосрочных банковских кредитов и уплату процентов по ним, инвестиции в ценные бумаги, приобретение новых технологий); выплаты работникам и собственникам (потребление) (выплата вознаграждение по итогам года, за выслугу лет, материальной помощи, выплату дивидендов). Прибыль – это важнейший результат и показатель деятельности каждой коммерческой организации. В ее получении заинтересованы как сами организации, так и государство. Невыполнение плана прибыли затрагивает интересы и товаропроизводителей, и государства. Отсюда вытекает необходимость контроля за процессом формирования прибыли и ее использованием.
Направления контроля: · Контроль за формированием прибыли. Здесь предполагается контроль за состоянием и динамикой всех факторов, влияющих на объем прибыли: выручка, цена, себестоимость и т.п. · Контроль за правильностью определения прибыли. Предполагает полный учет всех доходов и прибылей предприятия. · Контроль за правильностью определения налогооблагаемой прибыли и своевременностью уплаты в бюджет налогов из прибыли. · Контроль за правильностью определения прибыли, остающейся в распоряжении организации, за увеличением ее объема. Предполагает работу по недопущению или сокращению штрафных общегосударственных налогов; санкций, уменьшающих объем прибыли. · Контроль за правильностью определения чистой прибыли, обоснованностью пропорций и распределения ее на накопление и потребление.
3. Планирование прибыли – это прогнозирование финансового состояния предприятия, возможность принять своевременные меры по его улучшению. Планирование прибыли – это начало работы по планированию направлений ее расходования, прогнозированию капитальных вложений, вложений в социальную сферу, материальное стимулирование производства и т.д. Методы планирования прибыли: Метод прямого счета. Используется на предприятии с небольшим ассортиментом продукции. Прибыль определяется по каждой группе изделий как разница между ценой производства и полной себестоимостью продукции: П = В –НДС – ОЦБФ -А – НДС – Пс/с
где: П – прибыль от реализации продукции; В – выручка от реализации продукции в отпускных ценах; ОЦБФ – отчисления в республиканские и местные бюджетные фонды; А – акцизы; НДС; Пс/с – полная себестоимость реализуемой продукции. С учетом входных остатков плановая прибыль будет иметь вид: П = По1 + П т.в. - По2 По1 = О1по о.ц. –О1 по с/с Птов.вып = Втов по о.ц. – В тов.по с/с По2 = О2 по о.ц. – О2 по с/с где: По1 и По2 – прибыль в остатках готовой продукции Пт.в. – прибыль в товарной продукции планируемого года
Однако данный метод не учитывает производственно-экономических параметров, и не выявляет факторов, влияющих на динамику прибыли. Аналитический метод В основе данного метода лежит определение плановой прибыли в целом по предприятию, не вникая в ассортимент производимой продукции. Такое укрупненное планирование осуществляется с использованием двух показателей. При данном методе расчет ведется по каждому фактору, влияющему на размер прибыли в отдельности, а затем выводится общий результат, что позволяет корректировать производственную программу в направлении получения наибольшей прибыли. Планирование прибыли аналитическим методом с использованием показателя затрат на один рубль товарной продукции осуществляется по сравнимой и несравнимой товарной продукции в следующей последовательности: 1. Рассчитывается прибыль от выпуска товарной продукции по формуле:
Птп = ТПоцпл * (1- Нк - З)
где Птп – прибыль от выпуска товарной продукции; ТПоцпл – товарная продукция в отпускных ценах на планируемый год; Нк – косвенные налоги и отчисления на один рубль товарной продукции; З – затраты на один рубль товарной продукции.
2. Определяется прибыль в переходящих остатках готовой продукции на начало и конец планируемого периода по следующим формулам:
Пн = ГПсн * R отч; Пк = ГПск * R пл,
где Пн – прибыль в остатках готовой продукции на начало года; Пн – прибыль в остатках готовой продукции на конец года; ГПсн, ГПск – остатки готовой продукции по себестоимости на начало и конец года; R отч; R пл – рентабельность продукции в IV квартале отчетного и планового года, %
3. Рассчитывается плановая сумма прибыли от реализации продукции по формуле:
Пр = Пн + Птп - Пк
Планирование прибыли аналитическим методом с использованием показателя базовой рентабельности осуществляется в следующей последовательности: 1. Определяется базовая рентабельность по нижеприведенной формуле: Про Rб = ----- * 100 Со
где Rб – базовая рентабельность,
Про– прибыль по товарной или реализованной продукции за отчетный год; Со – себестоимость товарной или реализованной продукции в отчетном году.
2. Рассчитывается скорректированная товарная продукция планируемого года по уровню затрат отчетного года следующим образом:
ТПпл * 100 ТПскор = ---------------, 100 - ∆С
где ТПскор – скорректированная товарная продукция; ТП пл – полная себестоимость сравнимой товарной продукции на планируемый год; ∆С – запланированный процент снижения себестоимости.
3. Рассчитывается плановая сумма прибыли по сравнимой товарной продукции, обусловленная изменением объема производства (Пр∆объем) по формуле:
ТПскор * Rб Пр∆объем= ----------------
4. Определяется плановая сумма прибыли по сравнимой товарной продукции, обусловленная изменением себестоимости (Пр∆себес), по следующей формуле:
ТПскор * ∆С Пр∆себес= ТПскор – ТП пл = ----------------
5. Рассчитывается влияние на плановую прибыль по сравнимой товарной продукции изменений в ассортименте по формулам:
ТПпл * (Rnпл – Rnотч) Пр∆ассорт = --------------------------
ТПскор * (Rопл – Rоотч) Пр∆ассорт = --------------------------
где Пр∆ассорт - влияние на плановую прибыль по сравнимой товарной продукции изменений в ассортименте; Rnпл,Rnотч – средняя рентабельность планового года при структуре ассортимента планового и отчетного года соответственно, %; Rопл,Rоотч – средняя рентабельность отчетного года при структуре ассортимента планового и отчетного года соответственно, %.
Средняя рентабельность определяется следующим образом:
∑Уi * Ri R = --------------,
где R – средняя рентабельность; Уi – удельный вес i-го вида продукции в общем объеме выпуска, %; Ri - рентабельность i-го вида продукции, %.
6. Рассчитывается влияние на прибыль изменения качества сравнимой продукции (Пр∆качеств) по формуле:
Пр∆качеств= ТПскор * (Кспл – Ксот),
где Кспл, Ксот – коэффициенты сортности в плановом и отчетном году соответственно.
Коэффициенты сортности определяются по формуле:
∑Уiс * Цi Кс = --------------, 100 *100
где Уiс – удельный вес i-го сорта продукции в общем объеме выпуска, %; Цi - соотношение цен (цена первого сорта принимается за 100%, цена второго сорта исчисляется в процентном выражении к цене первого сорта и т.д.), %
7. Рассчитывается влияние отпускных цен на прибыль по сравнимой продукции по формуле:
Дотсрочки Пр∆оц = Пдоп * (1 - ---------),
где Пр∆оц – влияние изменения отпускных цен на прибыль по сравнимой товарной продукции;
Пдоп – дополнительная прибыль, обусловленная повышением отпускных цен, р.; Дотсрочки – период с момента выписки счета по новым ценам до их оплаты, дней.
8. Суммируется прибыль на весь объем сравнимой продукции (Прсрав) следующим образом:
Прсрав = Пр∆объем + Пр∆себес+ Пр∆ассорт + Пр∆качеств + Пр∆оц
9. Рассчитывается прибыль в переходящих остатках готовой продукции на начало и на конец планируемого периода по формулам:
Пн = ГПсн * R отч; Пк = ГПск * R пл;
10. Определяется прибыль по несравнимой товарной продукции прямым методом как разница между отпускной ценой (за вычетом косвенных налогов и сборов) и полной себестоимостью. Если отпускные цены не установлены, то прибыль по несравнимой товарной продукции исчисляется следующим образом:
ТП несравн* Rн Прнесрав = ---------------------,
где Прнесрав – прибыль по несравнимой товарной продукции; ТП несравн – себестоимость несравнимой товарной продукции в планируемом году; Rн – средняя рентабельность несравнимой товарной продукции.
11. Рассчитывается плановая сумма прибыли от реализации продукции по формуле:
Пр = Пн + Прсрав – Пк + Прнесрав.
Деление затрат на постоянные и переменные позволяет производить анализ результатов деятельности в зависимости от состава затрат и объема производства Любое изменение выручки от реализации продукции более сильное изменение прибыли. Это называется действием операционного рычага. Для определения силы воздействия операционного рычага используется следующая формула:
ВМ Вр – Нк – З перем З пост Ор = ------- = ------------------------------------- = 1: (1- -------) Пр Вр – Нк – З переем – З пост ВМ
где Ор – операционный рычаг; ВМ – валовая маржа; Вр - выручка от реализации; Нк – косвенные налоги; З перемен – суммарные переменные затраты; З постоян – суммарные постоянные затраты.
Дата добавления: 2014-01-14; Просмотров: 225; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |