Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

ЭКОЛОГИЯ: Краткий курс




Радкевич В. А.

Р15 Экология: Краткий курс. [Учебник для биол. спец. пед. ин-тов].– 2-е изд., перераб. и доп.– Мн.: Выш. шк. 1983.– 320 с., ил.

В пер.: 95 к.

 

Представлен материал, касающийся экологии растений, животных и микроорганизмов. Рассматриваются основные направления современной экологии и методы экологических исследований, среда и условия существования организмов. Акцентируется внимание на структуре, динамике и энергетике биологических макросистем, на современных представлениях роли человека в природе. Вскрывается важная задача современной экологии познать законы, управляющие процессами формирования биологических макросистем – законы, которые приобретают особое значение в условиях неизбежной индустриализации и урбанизации нашей планеты. Написан в соответствии с программой курса «Экология» для студентов биологических факультетов педагогических институтов.

 

 

2001050000–096 М304(05)–83 43 – 83 ББК 28.08я73

57.026

 

 

Всеволод Анатольевич Радкевич

 

Зав. редакцией А. В. Шалковская. Редактор Л. В. Xаритонович. Мл. редактор И. А. Лукашевич. Оформление Ю. М. Тюрин а. Худож. редактор В. И. Шелк. Техн. редактор Г. Μ. Ρоманчук. Корректор В. П. Шкредова

 

ИБ № 1474

 

Сдано в набор 26.10.82. Подписано в печать 14.06.83. АΤ 16129. Формат 84х108 1/32 :- Бумага тип. № 2. Гарнитура литературная. Высокая печать. Усл. печ. л. 16.8 + 0,21 форз. Усл. кр.-отт. 17,22. Уч.-изд. л. 17,75. Тираж 7500 экз. Заказ. 3080. Цена 95 к.

Издательство «Вышэйшая школа» Государственного комитета Совета Министров БССР по делам издательств, полиграфии и книжной торговли. 220048, Минск, проспект Машерова. 11.

Минский ордена Трудового Красного Знамени полиграфкомбинатМППО им. Я. Коласа. 220048. Минск. Красная, 23.

© Издательство «Вышэйшая школа,», 1977.

© Издательство «Вышэйшая школа» 1983, с изменениями.

ПРЕДИСЛОВИЕ

Издание данного учебника вызвано необходимостью удовлетворить потребность в нем студентов педагогических институтов, а также отразить успехи, достигнутые в области экологии к настоящему времени. Кроме того, вышедшие в последние годы учебные пособия, руководства и учебники Г. А. Новикова, Т. А. Работнова, Т. К. Горышиной, Н. М. Черновой и А. М. Быловой, В. Д. Федорова и Т. Г. Гильманова и других авторов, а также переводные работы Р. Риклефса и Ф. Рамада либо посвящены частным вопросам общей экологии, либо не полностью соответствуют программе, не отражают всех ее вопросов. Учебника по общей экологии, предназначенного для педагогических вузов, у нас в стране пока еще нет.

В основе данного учебника лежит вышедшее в 1977 г. учебное пособие «Экология», значительно переработанное и перестроенное. Рассматриваемый в нем материал соответствует новой программе курса «Экология», утвержденной Управлением учебных заведений Министерства просвещения СССР в 1980 г. Новыми сведениями дополнены такие вопросы, как экология популяций, биологические ритмы, жизненные формы. Более детально охарактеризована экологическая роль биофильтраторов и организмов-индикаторов. Некоторые биологические явления объясняются с помощью математических выражений, без чего современная экология немыслима. Написана новая глава «Задачи школы в формировании экологического мышления», адресованная непосредственно будущим учителям биологии.

При подготовке учебника широко использованы современные данные отечественной и зарубежной литературы, а также многолетний опыт преподавания автором курса «Экология» в Витебском государственном педагогическом институте им. С. М. Кирова.

Учебник состоит из пяти частей. В первой рассматриваются главные направления и методы современных экологических исследований, дается характеристика экологических понятий. В последующих трех частях освещаются основные экологические закономерности на организменном, популяционном и биоценотическом уровнях. В заключительной части затрагиваются вопросы взаимоотношения человека с биосферой, охраны природы и рационального использования ее ресурсов.

Автор выражает глубокую признательность коллективам кафедр зоологии Витебского и Минского пединститутов, академику АН БССР Л. М. Сущене, профессору А. И. Воронцову и доценту Е. С. Лашкову за ценные замечания, сделанные в адрес рукописи при подготовке ее к изданию.

 

В. Радкевич

 

ЧАСТЬ I




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-06; Просмотров: 1194; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.