Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Этапы экологического воспитания и формирования экологической культуры в курсе географии




Курс географии намного превосходит курсы других дисциплин по экологической направленности, числу и глубине раскрытия экологических проблем и обоснованию путей их решения. В нем представлено большое число идей, являющихся опорными в теории геоэкологии и рационального природопользования. Среди них – понятия целостности природы, взаимосвязи всех ее компонентов и процессов, природных комплексов, географической оболочки, природных ландшафтов, природных круговоротов веществ и др.

Кроме того, в курсе географии введено большое число понятий, непосредственно относящихся к теории и практике рационального природопользования, а именно антропогенные ландшафты, глобальные экологические проблемы, организация использования природных ресурсов, формы антропогенного воздействия на природные комплексы, основные принципы рационального природопользования. [ 19 с.17]

Практически во всех разделах программы по географии затрагиваются вопросы экологического плана:

-взаимодействие человечества и природы в прошлом и настоящем;

-влияние хозяйственной деятельности людей на литосферу, гидросферу, атмосферу, биосферу; меры по их охране. Деятельность человека по использованию и охране почв;

-стихийные явления в литосфере, гидросфере, атмосфере; их характеристика и правила обеспечения безопасности людей. Сохранение качества окружающей среды;

-основные типы природопользования. Источники загрязнения окружающей среды. Экологические проблемы регионов различных типов хозяйствования.

Изучение правил поведения человека в окружающей среде, мер защиты от стихийных природных и техногенных явлений. Применение географических знаний для выявления геоэкологических проблем на местности и по карте, путей сохранения и улучшения качества окружающей среды. [ 14 с.7]

 

Система экологических знаний, формируемых на уроках географии

  Разделы программы   Вопросы экологического образования
  География (5-6 класс)
Земля — планета солнечной системы Наблюдение Земли из космоса, очаги промышленного загрязнения.
План и карта Возможность отображения на карте районов с неблагоприятной экологической ситуацией. Прогнозирование последствий хозяйственной деятельности по картам. Карты охраны и преобразования природы.
Литосфера Изменение человеком рельефа, ускоренная эрозия и её предотвращение. Использование полезных ископаемых. Охрана недр. Неблагоприятные последствия добычи и использования горных пород и возможности их предотвращения.
Атмосфера Влияние хозяйственной деятельности на климат. Меры по охране атмосферы. Изменение погоды. Перенос загрязнения ветром.
Гидросфера Изменение свойств воды в результате хозяйственной деятельности человека. Роль океанических течений в переносе загрязнений. Использование внутренних вод материков и возможные экологические последствия, их предупреждение. Меры по охране вод.
Биосфера Взаимодействие человека и биосферы. Меры по охране биосферы. Охрана биосферы своей местности.
Географическая оболочка Изменение природных комплексов человеком.
  География. Материки и океаны (7 класс)
Главные особенности природы земного шара Систематизация знаний 5–6 классов. Особенности экологии океанов. Деятельность человека в океане и связанные с ней экологические проблемы морского рыбного промысла, морского транспорта, морских зон рекреации, морской добычи природных ресурсов. Международное сотрудничество в деле охраны океанов.
Разнообразие природы материков и океанов Охрана природных комплексов. Антропогенные ПТК. Прогноз изменений ПТК своей местности в результате хозяйственной деятельности человека.
Евразия. Европа и Азия. Северная Америка Проявление экологических проблем в природных зонах. Причины возникновения и пути решения экологических проблем в странах разного уровня социально-экономического развития.
Южная Америка. Африка. Австралия Экологические проблемы южных материков. Примеры рационального и нерационального природопользования на южных материках. Специфика взаимодействия природы и человека в условиях экваториально-тропических экосистем.
Антарктида Международное сотрудничество в деле охраны природы.
Земля — наш общий дом. Обобщение экологических знаний курсов 6–7 классов.
  География России (8 класс)
Рельеф, геологическое строение и полезные ископаемые России. Неблагоприятные последствия добычи и использования горных пород и возможности их предотвращения. Антропогенный рельеф.
Климат России Влияние человека на климат. Климат и здоровье человека
Внутренние воды России Основные загрязнители и меры по охране. Охрана вод России. Водные ресурсы и их использование.
Почвы, растения и животные России Земельные ресурсы. Эрозия. Мелиорация и охрана почв.
Природные зоны России Воздействие человека на зональные экосистемы и специфика их экологических проблем.
Характеристика крупных физико-географических территорий России. Специфика хозяйственного использования различных физико-географических районов России, их экологические проблемы и пути решения.
Охрана природы и рациональное использование природных ресурсов России Экология добычи и использования местных природных ресурсов. Обобщение экологических знаний курсов 6–8 классов.
  География России (9 класс)
Население и трудовые ресурсы. Экологическое состояние окружающей среды и население. Экологические причины миграций. Экология и здоровье человека.
Общая характеристика хозяйства. Рекультивация и охрана недр. Основные промышленные загрязнители. Экологические проблемы России как результат нерационального природопользования. Специфика хозяйственного использования различных экономических районов России.
Взаимодействие природы и общества. Эколого-социальные проблемы своего населенного пункта. Определение вероятных последствий хозяйственной деятельности и разработка мер по их предотвращению в природной зоне своей местности. Экология местных отраслей хозяйства, зон рекреации. Обобщение экологических курсов 8–9 классов.
  География (10–11 классы)
Общая экономико-географическая характеристика мира Географическая среда и природопользование. Экологические проблемы городов и агломераций. Экологические проблемы урбанизированных районов. Научно-технический прогресс и экологическое состояние окружающей среды. Экология отраслей мировых хозяйств. Глобальная экологическая проблема человечества.
Региональный обзор мира. Специфика взаимодействий в системе «природа-человек-производство»в странах и регионах разного уровня социально-экономического развития.

 

По завершении обучения выпускники должны:

  • знать и понимать влияние хозяйственной деятельности людей на литосферу, гидросферу, атмосферу, биосферу; меры по их охране. Деятельность человека по использованию и охране природных ресурсов, полезных ископаемых. Основные типы природопользования. Источники загрязнения окружающей среды, правила поведения человека в окружающей среде, меры защиты от стихийных природных и техногенных явлений.
  • уметь обобщать картографические, статистические, геоинформационные материалы, анализировать карты административно-территориального и политико-административного деления стран, определять влияние особенностей природы на жизнь и хозяйственную деятельность людей. Давать оценку экологической ситуации в разных регионах России и мира.

использовать современные методы географических исследований и источники географической информации, довести их до уровня практического применения; всемерно использовать знания материала курса наук естественного цикла. Применять географические знания для выявления геоэкологических проблем на местности и по карте, поиска путей сохранения и улучшения качества окружающей среды. [ 18 с.12]

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-07; Просмотров: 1331; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.