Курс географии намного превосходит курсы других дисциплин по экологической направленности, числу и глубине раскрытия экологических проблем и обоснованию путей их решения. В нем представлено большое число идей, являющихся опорными в теории геоэкологии и рационального природопользования. Среди них – понятия целостности природы, взаимосвязи всех ее компонентов и процессов, природных комплексов, географической оболочки, природных ландшафтов, природных круговоротов веществ и др.
Кроме того, в курсе географии введено большое число понятий, непосредственно относящихся к теории и практике рационального природопользования, а именно антропогенные ландшафты, глобальные экологические проблемы, организация использования природных ресурсов, формы антропогенного воздействия на природные комплексы, основные принципы рационального природопользования. [ 19 с.17]
Практически во всех разделах программы по географии затрагиваются вопросы экологического плана:
-взаимодействие человечества и природы в прошлом и настоящем;
-влияние хозяйственной деятельности людей на литосферу, гидросферу, атмосферу, биосферу; меры по их охране. Деятельность человека по использованию и охране почв;
-стихийные явления в литосфере, гидросфере, атмосфере; их характеристика и правила обеспечения безопасности людей. Сохранение качества окружающей среды;
-основные типы природопользования. Источники загрязнения окружающей среды. Экологические проблемы регионов различных типов хозяйствования.
Изучение правил поведения человека в окружающей среде, мер защиты от стихийных природных и техногенных явлений. Применение географических знаний для выявления геоэкологических проблем на местности и по карте, путей сохранения и улучшения качества окружающей среды. [ 14 с.7]
Система экологических знаний, формируемых на уроках географии
Разделы программы
Вопросы экологического образования
География (5-6 класс)
Земля — планета солнечной системы
Наблюдение Земли из космоса, очаги промышленного загрязнения.
План и карта
Возможность отображения на карте районов с неблагоприятной экологической ситуацией. Прогнозирование последствий хозяйственной деятельности по картам. Карты охраны и преобразования природы.
Литосфера
Изменение человеком рельефа, ускоренная эрозия и её предотвращение. Использование полезных ископаемых. Охрана недр. Неблагоприятные последствия добычи и использования горных пород и возможности их предотвращения.
Атмосфера
Влияние хозяйственной деятельности на климат. Меры по охране атмосферы. Изменение погоды. Перенос загрязнения ветром.
Гидросфера
Изменение свойств воды в результате хозяйственной деятельности человека. Роль океанических течений в переносе загрязнений. Использование внутренних вод материков и возможные экологические последствия, их предупреждение. Меры по охране вод.
Биосфера
Взаимодействие человека и биосферы. Меры по охране биосферы. Охрана биосферы своей местности.
Географическая оболочка
Изменение природных комплексов человеком.
География. Материки и океаны (7 класс)
Главные особенности природы земного шара
Систематизация знаний 5–6 классов. Особенности экологии океанов. Деятельность человека в океане и связанные с ней экологические проблемы морского рыбного промысла, морского транспорта, морских зон рекреации, морской добычи природных ресурсов. Международное сотрудничество в деле охраны океанов.
Разнообразие природы материков и океанов
Охрана природных комплексов. Антропогенные ПТК. Прогноз изменений ПТК своей местности в результате хозяйственной деятельности человека.
Евразия. Европа и Азия. Северная Америка
Проявление экологических проблем в природных зонах. Причины возникновения и пути решения экологических проблем в странах разного уровня социально-экономического развития.
Южная Америка. Африка. Австралия
Экологические проблемы южных материков. Примеры рационального и нерационального природопользования на южных материках. Специфика взаимодействия природы и человека в условиях экваториально-тропических экосистем.
Антарктида
Международное сотрудничество в деле охраны природы.
Рельеф, геологическое строение и полезные ископаемые России.
Неблагоприятные последствия добычи и использования горных пород и возможности их предотвращения. Антропогенный рельеф.
Климат России
Влияние человека на климат. Климат и здоровье человека
Внутренние воды России
Основные загрязнители и меры по охране. Охрана вод России. Водные ресурсы и их использование.
Почвы, растения и животные России
Земельные ресурсы. Эрозия. Мелиорация и охрана почв.
Природные зоны России
Воздействие человека на зональные экосистемы и специфика их экологических проблем.
Характеристика крупных физико-географических территорий России.
Специфика хозяйственного использования различных физико-географических районов России, их экологические проблемы и пути решения.
Охрана природы и рациональное использование природных ресурсов России
Экология добычи и использования местных природных ресурсов. Обобщение экологических знаний курсов 6–8 классов.
География России (9 класс)
Население и трудовые ресурсы.
Экологическое состояние окружающей среды и население. Экологические причины миграций. Экология и здоровье человека.
Общая характеристика хозяйства.
Рекультивация и охрана недр. Основные промышленные загрязнители. Экологические проблемы России как результат нерационального природопользования. Специфика хозяйственного использования различных экономических районов России.
Взаимодействие природы и общества.
Эколого-социальные проблемы своего населенного пункта. Определение вероятных последствий хозяйственной деятельности и разработка мер по их предотвращению в природной зоне своей местности. Экология местных отраслей хозяйства, зон рекреации. Обобщение экологических курсов 8–9 классов.
География (10–11 классы)
Общая экономико-географическая характеристика мира
Географическая среда и природопользование. Экологические проблемы городов и агломераций. Экологические проблемы урбанизированных районов. Научно-технический прогресс и экологическое состояние окружающей среды. Экология отраслей мировых хозяйств. Глобальная экологическая проблема человечества.
Региональный обзор мира.
Специфика взаимодействий в системе «природа-человек-производство»в странах и регионах разного уровня социально-экономического развития.
По завершении обучения выпускники должны:
знать и понимать влияние хозяйственной деятельности людей на литосферу, гидросферу, атмосферу, биосферу; меры по их охране. Деятельность человека по использованию и охране природных ресурсов, полезных ископаемых. Основные типы природопользования. Источники загрязнения окружающей среды, правила поведения человека в окружающей среде, меры защиты от стихийных природных и техногенных явлений.
уметь обобщать картографические, статистические, геоинформационные материалы, анализировать карты административно-территориального и политико-административного деления стран, определять влияние особенностей природы на жизнь и хозяйственную деятельность людей. Давать оценку экологической ситуации в разных регионах России и мира.
использовать современные методы географических исследований и источники географической информации, довести их до уровня практического применения; всемерно использовать знания материала курса наук естественного цикла. Применять географические знания для выявления геоэкологических проблем на местности и по карте, поиска путей сохранения и улучшения качества окружающей среды. [ 18 с.12]
Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет
studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав!Последнее добавление