КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Философия в современном мире
(вместо заключения)
Как мы уже знаем, философия — это форма духовной деятельности, направленной на постановку, анализ и решение коренных мировоззренческих вопросов, связанных с выработкой целостного взгляда на мир и на человека. К ним относятся такие проблемы, как постижение своеобразия человека и его места в универсальном целостном бытии, смысл и назначение человеческой жизнедеятельности, взаимоотношения бытия и сознания, субъекта и объекта, свободы и детерминизма и многие другие. Соответственно определяются основное содержание и структура философии, ее функции. Причем сама внутренняя структура философского знания является очень сложно организованной, одновременно целостной и внутренне дифференцированной. Существует, с одной стороны, некоторое теоретическое ядро, складывающееся из учения о бытии (онтология), теории познания (гносеология), учения о человеке (философская антропология) и учения об обществе (социальная философия). С другой стороны, вокруг этого теоретически систематизированного фундамента достаточно давно сформировался целый комплекс специализированных отраслей или ветвей философского знания: этика, эстетика, логика, философия науки, философия религии, философия права, политическая философия, философия идеологии и др. Взятая во взаимодействии всех этих структурообразующих компонентов, философия выполняет в жизни человека и общества самые разнообразные функции. К числу важнейших из них относятся: мировоззренческая, методологическая, ценностно-регулятивная и прогностическая. В ходе почти трехтысячелетнего развития философской мысли представление о предмете философии, об ее основном содержании и внутренней структуре постоянно не только уточнялось и конкретизировалось, но нередко и существенно изменялось. Последнее происходило, как правило, в периоды крутых социальных перемен. Именно такой период радикальных качественных преобразований переживает современное человечество. Поэтому закономерно возникает вопрос: как и в каком направлении изменится представление о предмете, об основном содержании и назначении философии в том новом, как его чаще всего называют, постиндустриальном, или информационном, обществе? Ответ на этот вопрос в наши дни остается открытым. Он может быть дан только в общей и предварительной форме, никак не претендующей на какую-либо категоричность и однозначность, но в то же время это достаточно ясный ответ. Речь идет о выдвижении на первый план проблем человека, языка в его обобщенном современном понимании, оснований и универсалий культуры. Все это суть разные попытки открыть в философии новые аспекты человеческого опыта, дающие возможность лучше понять как собственное содержание философии, так и ее предназначение в обществе. Думается, что эта тенденция носит устойчивый, доминирующий характер, определяя общую перспективу и конкретные направления развития философии на десятилетия вперед.
По всей видимости, под философией, как и прежде, будет пониматься специфическая форма духовной деятельности человека, ориентированной на решение коренных мировоззренческих проблем. Она по-прежнему будет опираться на исследование глубинных оснований человеческой деятельности, и прежде всего — продуктивной творческой деятельности, взятой во всем многообразии ее типов и форм, а также на исследование природы и функций языка в его современном обобщенном понимании. В частности, предстоит значительно глубже и основательнее разобраться в особенностях того специфического типа реальности, каковой является так называемая виртуальная реальность, существующая и выражаемая средствами современных электронных технологий, в том числе при помощи Всемирной электронной паутины (Интернета и его аналогов).
Наконец, выскажем предположение, что в ближайшем будущем усилится тенденция к обретению философией своего статуса как некоего свода жизненно-практической мудрости. В период своего становления и первоначальных этапов европейская философия обладала этим статусом, но затем утратила его, сконцентрировав усилия на создании очень сложных, относительно законченных систем преимущественно чисто теоретическими, логическими средствами и методами. В итоге она во многом абстрагировалась от реальных запросов и нужд конкретного живого человека. Философия, по-видимому, попытается вновь стать — конечно, с учетом всех реалий нашего времени — необходимой человеку в осмыслении и решении проблем, возникающих в ходе его повседневной жизни.
Литература и источники А.В. Апполонов, Н.В. Васильев и др. Философия. Учебник. – М.: Проспект, 2009 – 672 с. Алексеев П.В., Панин А.В., Философия. Учебник. – М.: Проспект, 2008- 592 с. Спиркин А.Г., Философия. Учебник.- М.: Гардарика, 2009 – 736 с. Гришунин С.И. Философские науки. Основные концепции и проблемы. Учебное пособие.- М.: Книжный дом «Либроком» 2009 -224 с.
СЛОВАРЬ ТЕРМИНОВ по всему курсу Абсолют — духовная первооснова и одновременно высшая, верховная ценность. Абстракт — нечто выделенное, наделенное самостоятельностью и вложенное, как общее, в предмет исследования. Агент — действующий или познающий субъект. Алгоритм — совокупность последовательных действий, направленных на решение данной задачи. Альтернатива — одно из двух, как правило противоположных, решений; один из многих вариантов. Анахронизм — пережиток старины, устарелый взгляд или обычай. Апологетика — восхваление чего-либо вместо объективного суждения, взвешенной оценки. Архетип — глубинная порождающая структура, предельное основание. Аскеза — воздержанность, отказ от жизненных, особенно материальных, благ. Атрофия — притупление какого-либо чувства, свойства; увядание какой-либо структуры.
Благо — добро как благополучие. Вкус — чувство-понимание красивого, истинного, доброго. Генезис — происхождение, возникновение. Герменевтика — традиция и способы истолкования текстов. Глобальный — имеющий дело с миром как целым. Гносеология — учение о знании, теория познания. Декаданс — кризисные, упадочные явления в искусстве конца 19 — начала 20 века. Дискурс — логически и методически последовательное рассуждение. Дихотомия — последовательное деление целого на две части с последующим выбором одной из них. Идеальный тип — теоретическая конструкция, представляющая изучаемый предмет в его логической непротиворечивости и рациональной правильности, — словом, в абстрактно чистом виде. Инвариантный — независимый от преобразований, остающийся неизменным. Индифферентность — равнодушие, безучастность. Институционализация — организационное закрепление и подтверждение той или иной активности человека. Интериоризация — “овнутрение”, перевод во внутренний план, внутренний мир человека; формирование внутренних структур человеческой психики благодаря усвоению структур внешней социальной деятельности. Интерпретация — истолкование, раскрытие смысла, содержания чего-нибудь. Интерсубъективность — доступность и открытость двум и более субъектам Интровертность — направленность личности на явления своего внутреннего, собственного мира. Интуиция — непосредственное усмотрение истины без предварительного анализа и доказательства. Инфантилизм — отсталость развития, “детскость”; сохранение в психике и поведении взрослого особенностей, присущих детскому возрасту. Классический — идущий из античности, традиционно-образцовый. Контекст — законченное в содержательном отношении многообразие, определяющее значение входящих в него элементов. Концепция — основная мысль, системно к тому же представленная. Корректность — правильность, точность. Космополитизм — “человек — гражданин мира”. Критерий — мерило оценки.
Культура — высокий уровень развития чего-нибудь. Логос — слово, закон, нечто, лежащее в основании. Маргинальность — положение вне структуры или системы, обочина общественной жизни. Ментальный — умственный, мысленный, психический, душевный. Мировоззрение — система взглядов на мир и место человека в нем. Нарциссизм — самолюбование, замкнутость на себя, свои потребности и интересы. Нирвана — блаженное состояние отрешенности от жизни. Обскурантизм — враждебное отношение к просвещению и науке. Оппортунизм — соглашательство, приспособленчество. Парадигма — образец, или схема, задающая способ видения того или иного предмета; идеальная теория, определяющая способ объяснения изучаемых явлений. Паранаучный — ненаучный, околонаучный, мнимонаучный. Парафилософия — то, что вокруг или около философии, что не входит в философию из-за сомнительности (или инаковости) своего содержания. Перманентный — постоянный, непрерывно продолжающийся. Пиетизм — набожность; строгое соблюдение каких-то правил. Постмодернизм — мировоззренческо-методологическая установка, резко рвущая с традицией (Разумом, Истиной, Целым). Постулат — положение, принимаемое без доказательства. Предикат — логическое сказуемое; то, что в суждении высказывается о предмете суждения, т. е. о субъекте. Предмет — объект (реальное положение вещей) как он видится субъекту познания (предстает в свете той или иной науки). Презумпция — предположение, признаваемое истинным, пока не доказано обратное. Престиж — авторитет, влияние, уважение, которым пользуется кто-либо. Прецедент — случай, имевший ранее место и служащий примером или оправданием для последующих случаев подобного рода. Проблема — вопрос, на который можно ответить, только прибавив что-то новое к уже имеющемуся, наличному знанию. Проспективный — устремленный или направленный в будущее. Рациональное — разумно (аналитически, логически) обоснованное, целесообразное. Реактивность — совокупность ответных действий на влияние или раздражение внешней среды. Редукция — сведение сложного к простому. Ретроспектива — обращение к прошлому. Рефлексия — самоанализ, мысль о мысли, самоотчетное рассуждение. Ригоризм — чрезмерная строгость в соблюдении каких-либо принципов. Сенсуализм — философское учение, признающее единственным источником познания ощущения. Силлогизм — умозаключение, состоящее из двух суждений (посылок), из которых следует третье суждение (вывод). Синергия — сотрудничество, содружества, эффект согласованных, солидарных действий. Софийное — мудрое, относящееся к мудрости. Социальный статус — положение человека в системе общественных отношений, определяющее его права и обязанности. Спецификация — детализация, перечисление специфических особенностей чего-либо Спонтанный — самопроизвольный, вызванный внутренними причинами. Стратификация — разделение или расчленение общества на отдельные слои или группы. Сублимация — трансформация инстинктивных форм психики в более приемлемые для индивида и общества. Субординация — система подчинения низшего высшему, младших старшим. Сущность — внутреннее и наиболее глубокое содержание предмета. Табу — запрет, налагаемый на какой-либо предмет, действие, слово. Теория — система идей, обобщающих практический опыт и отражающих закономерности природы, общества и мышления. Толерантность — терпимость, уважение другой позиции, иного мнения. Утилитаризм — узкий практицизм, стремление извлекать из всего выгоду или пользу. Феноменология — наука о смыслах, о том, что фактически дано человеку, когда он воспринимает (познает) мир. Филоидеология — любовь к идеологии, т. е. абсолютизация места и роли идеологии в жизни людей. Эволюция — постепенное и непрерывное изменение или развитие. Эвристика — то, что стимулирует активный поиск решений. Эгалитаризм — равенство, всеобщая уравнительность Экзистенциальное — относящееся к жизни, ее основаниям и целям. Экстенсивный — направленный в сторону количественного увеличения, расширения, распространения. Экстравертность — направленность личности на мир внешних объектов, на других людей, на социальное окружение. Элита — лучшие, наиболее видные представители какой-либо части общества. Эпатировать — поражать, удивлять скандальными выходками и суждениями. Эпистемологический фундаментализм — уверенность в возможности укоренить изучаемое многообразие в ту или иную стабильную и прочную основу.
Дата добавления: 2014-10-15; Просмотров: 880; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |