Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Методические рекомендации по изучению




ДИСЦИПЛИНЫ «ИСТОРИЯ ЭКОНОМИЧЕСКИХ УЧЕНИЙ»

В структуре курса «История экономических учений» выделены четыре раздела, которые отражают особенности эволюции мировой и отечественной экономической мысли в дорыночной, нерегулируемой и регулируемой рыночной экономике. При изучении этих разделов следует, прежде всего, дать характеристику каждой эпохе, определить социально-экономические и теоретические предпосылки формирования экономических школ и направлений, определить и обосновать предмет и методологические подходы, принципы исследования экономических явлений и процессов в рамках каждой школы.

В дорыночной эпохе исследования проводились в основном на нано - и микро - уровнях, с применением метода индукции, формальной логики, эмпирического анализа, каузального метода (впервые каузальный метод как основной признали представители позднего меркантелизма) и принципов иррационализма.

В эпоху нерегулируемой рыночной экономики формировались доминирующие методы исследования, характеризующие ту или иную экономическую школу:

- методы дедукции и логической (научной) абстракции, верификации, каузальный и исторический методы (поздний меркантелизм, английская классическая школа политической экономии, марксистская и историческая школы);

- каузальный, индивидуально-психологический или субъективистский, математический, позитивный (маржинализм, австрийская школа, лозаннская школа);

- функциональный, методы анализа и синтеза; принципы взаимодействия и релятивизма (неоклассическое направление А. Маршалла).

Главным методом ХIХ – первой половины ХХ в. был верификационизм, который опирался на метод дедукции и с помощью него пытался обосновать все многообразие экономических явлений. Верификация - это способ подтверждения доказательства и эмпирического обоснования знания.

В эпоху регулируемой рыночной экономики доминирующими стали следующие методы и принципы исследования:индукции, каузальный, психологический, математический и нормативный; принципы: эволюционизм, органицизм, полифункционализм; уровень исследования - макроэкономический (кейнсианская школа, институциональная школа, школа монетаризма).

В советскую эпоху в экономических исследованиях в основном применялись методы диалектического и исторического материализма, математический, статистический, сравнительный, исторический и каузальный методы анализа.

Во второй половине XX в. главным методом исследования экономических явлений становится фальсификационизм, который опирался на метод индукции. Согласно фальсификационизму, теория имеет гипотетико-дидактическую структуру, ее нельзя проверить на окончательную истинность, но ее можно опровергнуть (фальсифицировать). Фальсификация как метод эмпирического опровержения представляет собой процедуру установления ложности гипотезы или теории путем ее эмпирической проверки.

При составлении характеристики школы или экономического направления следует:

- дать характеристику эпохе (социальная, экономическая, политическая);

- определить теоретические предпосылки формирования школы;

- указать представителей школы, их основные работы, концепции, теории, введенными ими в научный оборот категории;

- предмет, метод и уровень исследования;

- определить вклад экономической школы в процессе развития экономической мысли;

- возможности применения концепции, подходов, принципов, разработанных в рамках конкретной школы в современной эпохе.

Требования к оформлению Рабочей тетради представлены в приложении «Макет рабочей тетради».

РАЗДЕЛ 1 ЭКОНОМИЧЕСКИЕ УЧЕНИЯ ЭПОХИ




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-10-15; Просмотров: 252; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.