КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Регулирование цен на продукцию предприятий, занимающих доминирующее положение на рынке. Порядок контроля за ценамиВ соответствии с Указом Президента РФ от 28.02.95 г. государственное регулирование цен (тарифов) должно осуществляться «в основном только на продукцию естественных монополий». Помимо естественных монополий существуют хозяйствующие субъекты, которые занимаются монополистической деятельностью, под которой понимается злоупотребление хозяйствующим субъектом своим доминирующим положением. В Федеральном законе №135-ФЗ от 26 июля 2006 г. «О защите конкуренции» сформулированы некоторые признаки и количественные критерии, которые свидетельствуют о доминирующем положении. Согласно закону (статья 5) доминирующим является положение хозяйствующего субъекта или нескольких хозяйствующих субъектов на рынке определенного товара, дающее им возможность - оказывать решающее влияние на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке - устранять с этого рынка других хозяйствующих субъектов или затруднять доступ на него. Положение хозяйствующего субъекта может быть признано доминирующим лишь в том случае, если его доля на рынке определенного товара превышает 50%. Доминирующим может быть также признано положение хозяйствующего субъекта, доля которого на рынке определенного товара составляет менее 50%, если такое положение будет установлено антимонопольным органом, исходя из: 1) стабильности доли хозяйствующего субъекта на рынке; 2) относительного размера долей на рынке других конкурентов; 3) возможности доступа на этот рынок новых конкурентов и других критериев. При этом указано, что не может быть признано доминирующим положение хозяйствующего субъекта, если его доля на рынке не превышает 35%. Случаи признания доминирующим положения хозяйствующего субъекта, доля которого на товарном рынке составляет менее, чем 35%. могут устанавливаться только федеральными законами. Законом также установлено понятие коллективного доминирования, когда доминирующим признается положение каждого хозяйствующего субъекта из нескольких хозяйствующих субъектов, применительно к которому выполняются в совокупности следующие условия: - совокупная доля не более чем 3 хозяйствующих субъектов, доля каждого из которых больше долей других хозяйствующих субъектов на данном рынке, превышает 50%, или - совокупная доля не более чем 5 хозяйствующих субъектов, доля каждого из которых больше долей других хозяйствующих субъектов на данном рынке, превышает 70%. При этом настоящее положение не применяется, если доля хотя бы одного из указанных хозяйствующих субъектов менее, чем 8%. Антимонопольная норма, ограничивающая монополизм в сфере розничной торговли, содержится в Законе РФ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" (статья 14). Там говорится, что хозяйствующий субъект, который осуществляет розничную торговлю продовольственными товарами посредством организации торговой сети (за исключением сельскохозяйственного потребительского кооператива, организации потребительской кооперации) и доля которого превышает 25% процентов объема всех реализованных продовольственных товаров в денежном выражении за предыдущий финансовый год в границах субъекта Российской Федерации, в том числе в границах города федерального значения Москвы или Санкт-Петербурга, в границах муниципального района, городского округа, не вправе приобретать или арендовать в границах соответствующего административно-территориального образования дополнительную площадь торговых объектов для осуществления торговой деятельности.
Законом «О защите конкуренции» (статья 10) запрещаются следующие действия занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта: 1) установление, поддержание монопольно высокой или монопольно низкой цены товара; 2) изъятие товара из обращения, если результатом такого изъятия явилось повышение цены товара; 3) навязывание контрагенту условий договора, невыгодных для него; 4) сокращение или прекращение производства товара, если на этот товар имеется спрос или размещены заказы на его поставки при наличии его рентабельного производства. В указанном Законе (статьи 6 и 7) приводятся признаки монопольно высокой и монопольно низкой цены. Монопольно высокой является цена, которая устанавливается хозяйствующим субъектом, занимающим доминирующее положение на товарном рынке, если эта цена превышает цену, которая сформировалась в условиях конкуренции на сопоставимом товарном рынке.
Монопольно низкой является цена, которая устанавливается хозяйствующим субъектом, занимающим доминирующее положение на данном товарном рынке, если эта цена ниже цены, которая сформировалась в условиях конкуренции на сопоставимом товарном рынке.
Использование монопольных цен запрещено. В статье 11 Закона о конкуренции вводится запрет на ограничивающие конкуренцию соглашения или согласованные действия хозяйствующих субъектов. В статье 14 приводится перечень мер, относимых к недобросовестной конкуренции, которые запрещены. Глава 7 указанного Закона посвящена государственному контролю за экономической концентрацией. В статье 27 регламентируются действия по созданию и реорганизации коммерческих организаций с предварительного согласия антимонопольного органа. В ней определены верхние границы суммарной стоимости активов организации, возникшей в результате слияния коммерческих организаций. Тем самым ограничиваются размеры их концентрации. Статьей 38 Закона предусмотрено, что в случае систематического осуществления монополистической деятельности организациями, занимающими доминирующее положение, суд может принять решение о принудительном разделении таких организаций. Ответственность за нарушение антимонопольного законодательства предусмотрена Федеральным законом от 9 апреля 2007 г. №45-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс РФ об административных правонарушениях», ужесточающий наказание за нарушение антимонопольного законодательства». Федеральная Антимонопольная служба (ФАС) и ее территориальные управления рассматривают случаи злоупотребления со стороны хозяйствующего субъекта собственным доминирующим положением. В необходимых случаях по результатам рассмотрения выносятся решения о наложении санкций на нарушителей антимонопольного законодательства. Такие решения могут быть обжалованы в Арбитражном суде. Контроль за ценами осуществляют федеральные и региональные органы ценообразования. Кроме того, контроль могут осуществлять финансовые и антимонопольные органы, органы регулирования естественных монополий, государственная налоговая служба, государственные торговые инспекции.
Нарушение порядка применения цен и тарифов – это несоблюдение субъектом предпринимательской деятельности установленных цен или условий их ограничивающих, непредставление в срок по требованию органа контроля документов и иной информации, необходимой для проведения проверок.
К правам органов контроля относятся: 1) проверка всех субъектов предпринимательской деятельности в отношении соблюдения ими порядка применения цен; 2) применение финансовых санкций, наложение штрафов; 3) привлечение к административной ответственности руководителей предприятий, в которых обнаружены нарушения.
Дата добавления: 2014-10-17; Просмотров: 613; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |