КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Виды туризмаКЛАССИФИКАЦИЯ, ВИДЫ И ФОРМЫ ТУРИЗМА
В качестве признака, позволяющего классифицировать путешествия по видам туризма, можно также использовать мотивационные факторы. При такой классификации следует исходить из основного мотива, побудившего человека отправиться в поездку. Хотя мотивы не всегда определяются однозначно, все же можно выделить шесть видов туризма в системе его управления. Туризм с целью отдыха. Данный вид заключается в кратковременном или более продолжительном отдыхе с целью физического или психологического восстановления организма. Кроме того, к этой группе относится и курортный отдых, при котором для лечения или восстановления сил используются природные свойства почвы, климата и морской воды. Туризм с целью изучения культуры. Туризм, ориентированный на познание чужой культуры, подразделяется на познавательный и паломнический. Познавательный туризм охватывает собой посещение исторических, культурных или географических достопримечательностей. Туристы, путешествующие с познавательной целью, чаще всего интересуются социальными и экономическими отношениями посещаемых ими стран. Целью паломнического туризма является посещение мест, имеющих особое религиозное значение. Общественный туризм. В качестве общественного туризма выступают поездки с целью посещения родственников, знакомых, друзей, а также клубный туризм. Клубный туризм отличается тем, что путешествующие сознательно интегрируются в группы. Объединение в группы происходит при наличии интересующей людей развлекательной или спортивной программы. Спортивный туризм. К спортивному туризму относятся поездки с целью активного участия в спортивных мероприятиях, а также поездки, которые носят пассивный характер участия в спортивных соревнованиях. Экономический туризм – поездки, совершаемые из профессионального и коммерческого интереса: посещение бирж, выставок, ярмарок и т. д. Конгрессный (политический) туризм подразделяется на дипломатический туризм, участие в конгрессах, а также туризм, связанный с политическими событиями и мероприятиями. Иногда необходимость конкретизации туризма по его формам возникает в связи с различной длительностью путешествий (продолжительные и непродолжительные путешествия). В этом случае в качестве основного критерия такой классификации выбран срок пребывания в путешествии. Если путешествия различаются по такому внешнему критерию, как длительность пребывания, то можно сказать, что эти путешествия относятся к различным формам туризма. Существует много возможностей, позволяющих выделить формы туризма по внешним критериям: по происхождению туристов; по организационной форме; по длительности пребывания в путешествии; по возрасту; по транспортным средствам; по времени года или сезону. На первый взгляд может показаться, что между формами и видами туризма нет большого различия. В обоих случаях путешествия группируются исходя из определенных точек зрения. Разница состоит в том, что виды туризма различаются по мотивации путешествующих, т. е. по внутренним факторам, а формы туризма – по внешним причинам и воздействиям, что очень важно для менеджмента. Формы туризма в зависимости от происхождения туристов. В зависимости от происхождения путешествующих туризм подразделяется на внутренний и международный. В данном случае слово «происхождение» относится не к национальности или месту рождения человека, а к его месту жительства и работы. Формы туризма в зависимости от его организации (органuзaцuoнные формы). В зависимости от форм организации различают паушальный (предоставление комплекса услуг за одну стоимость) и индивидуальный туризм. Паушальный тур – это стандартизированный, предварительно организованный комплекс туристских услуг. Индивидуальный тур имеет те особенности, что турист организует и осуществляет его самостоятельно. Подобные туры называются также одиночными, но это не означает, что нужно путешествовать в одиночку, ведь путешествовать можно и семьей, и при этом путешествие называется одиночным. Понятие «индивидуальный туризм» чаще всего противопоставляется понятию «массовый туризм». Массовый туризм первоначально означал, что в туризме участвуют многие люди. С течением времени это понятие приобрело отрицательное значение. В настоящее время с массовым туризмом ассоциируются отрицательные воздействия, прежде всего паушального туризма, из-за чего понятия индивидуальный туризм и массовый туризм больше не подходят для выделения форм туризма по количеству участников. Формы туризма в зависимости от длительности пребывания. Очень важной классификацией форм туризма является их классификация в зависимости от продолжительности пребывания. Продолжительность путешествия относится ко времени, которое затрачивается туристом в ходе поездки или пребывания в посещаемом месте или стране. Однодневные путешествия классифицируются следующим образом: менее трех часов; три-пять часов; шесть-восемь часов; девять-одиннадцать часов; двенадцать и более часов. Путешествия с ночевкой можно классифицировать следующим образом: 1-3 ночи; 4-7 ночей; 8-28 ночей; 29-91 ночь; 92-365 ночей. Продолжительные путешествия, как правило, дополняются непродолжительными поездками. К непродолжительным поездкам относятся транзитные поездки, однодневные поездки и кратковременный туризм. Транзитный туризм – это остановки туристов по пути следования к месту назначения. Однодневный туризм – это туры продолжительностью в световой день: они не предполагают остановки на ночлег. Особенно важная форма непродолжительного туризма – кратковременный туризм. Кратковременный туризм включает в себя деловой туризм и поездки на выходные дни. Независимо от того, совершаются поездки в деловых или личных целях, средняя их продолжительность составляет 2-4 дня, т. е. они включают минимально один, максимально – три ночлега. Формы туризма в зависимости от возраста путешествующих. При классификации форм туризма учитывается также возраст путешествующих. По возрастной шкале определены следующие группы туристов: дети, путешествующие со своими родителями; молодежь (туристы в возрасте 15-24 лет); относительно молодые, экономически активные люди в возрасте 25-44 лет; экономически активные люди среднего (45-64 лет) возраста (путешествуют, как правило, без детей); пенсионеры (65 лет и старше). Формы туризма в зависимости от транспортных средств. В зависимости от транспортного средства, используемого для перемещения туристов из одного места в другое, различаются следующие формы туризма: авиатуризм, автобусный, железнодорожный, автомобильный и морской. Формы туризма в зависимости от времени года. В зависимости от времени года различается зимний и летний туризм. Сезонная классификация форм туризма показывает колебания спроса на туристские услуги в течение года. Время, в которое совершается максимальное количество поездок, называется туристским сезоном, период спада путешествий – межсезоньем. Туристские сезоны в разных регионах могут не совпадать. Кроме предложенных шести критериев существуют и другие точки зрения, позволяющие классифицировать путешествия по формам. Чтобы классификация туризма была более полной, Всемирная туристская организация предлагает классифицировать туризм по следующим типам: внутренний туризм – путешествия жителей какого-либо региона по этому региону; въездной туризм – путешествия по какой-либо стране лиц, не являющихся ее жителями; выездной туризм – путешествия жителей какой-либо страны в другую страну. Эти основные типы туризма могут по-разному сочетаться, образуя категории туризма. Эти категории туризма могут относиться не только к какой-либо стране, но и к региону; термин «регион» – к какому-то району в пределах какой-либо страны, либо к группе стран. Определение «туризм в пределах страны» охватывает собой внутренний и въездной туризм; «национальный туризм» – внутренний и выездной туризм; «международный туризм» – въездной и выездной.
Классификация туризма: 1) по числу участников путешествия: индивидуальный, групповой, семейный. 2) по региону отдыха: национальный, международный. 3) по рынку: внутренний, иностранный. 4) по способу организации: неорганизованный, организованный, самодеятельный (квалификационный) 5) по цели: релаксационный (отдых), реабилитационный (санаторный), рекреационный. 6) по возрасту: детский, молодежный, среднего возраста, третьего возраста. 7) по способам передвижения: автомобильный, автобусный, водный, пешеходный, железнодорожный, верховой. 8) по роду основной деятельности: деловой, познавательный, спортивный, экологический, конгрессный. 9) по основным используемым природным ресурсам: горный, морской, лесной, речной, купально-пляжный, лечебный. 10) по характеру территории: континентальный, приморский, островной. 11) по источникам финансирования: коммерческий, социальный. 12) по способу размещения туристов: гостиничного типа, негостиничного типа. 13) по дальности поездки: ближний, дальний. 14) по продолжительности путешествия: краткосрочный, среднесрочный, долгосрочный. 15) по ритмичности туристских потоков: сезонный, круглогодичный.
Автомобильный туризм – 1) особый вид путешествия с использованием личного или арендуемого автомобиля в качестве транспортного средства; 2) специально организованное категорийное путешествие на автомобилях и мотоциклах. В составе автомобильного туризма выделяется караванинг, при котором в качестве средства размещения используется караван – автомобиль-фургон со спальными местами. Активный туризм – 1) в международном туризме – число посещений данной страны жителями других стран; 2) туризм, совершаемый для развития физических сил, в том числе и в спортивных целях; рекреационные занятия с использованием активных способов передвижения. Велосипедный туризм – специальные категорийные походы, предусматривающие прохождение маршрута на велосипеде. Внутренний туризм – временный выезд граждан конкретной страны с постоянного места жительства в пределах государственных границ этой же страны для отдыха, удовлетворения познавательных интересов, занятий спортом и в других туристских целях. Водный туризм – специальные категорийные походы, предусматривающие сплав по рекам, прохождение озер или других водоемов. Выездной туризм – путешествия лиц, постоянно проживающих в какой-либо стране, в другую страну. Въездной туризм – путешествия в пределах страны лиц, не проживающих постоянно в данной стране. Горный туризм – специальные категорийные походы, предусматривающие прохождение маршрутов пешком по горной местности, преодоление перевалов выше 3000-3500 метров, прохождение скальных участков, крутых склонов, ледников, снежников, горных рек. Групповой туризм – форма организации туристской поездки людей, объединенных возможностью совместного путешествия по конкретному маршруту или с целью получения программного обслуживания; удовлетворение коллективного интереса к объекту путешествия. Дальний туризм – поездки, требующие значительных затрат времени на проезд к месту назначения (свыше 4 часов самолетом, 4 дней автомобилем, и 4-5 дней теплоходом или поездом). Деловой туризм – временные командировки и поездки со служебными целями, включая участие в конференциях, конгрессах и т. д., без получения доходов в местах командировки. Инсентив-туризм – туризм по приглашению. Особенно распространен в крупных частных фирмах, которые таким образом поощряют своих служащих и одновременно проводят корпоративные мероприятия (конгрессы, выставки, совещания и конференции). Индивидуальный туризм – форма организации туристской деятельности человека. Более всего реализуется в рамках делового, научного, бальнеологического и оздоровительного туризма. Иностранный туризм – система путешествий и обменов, осуществляемая на основе межгосударственных договоров с учетом действующих международных норм. Краткосрочный туризм – поездка на срок до 5-7 дней. Конгрессный туризм – наиболее значительный и постоянно увеличивающий свое влияние сегмент туристского рынка, ориентированный на проведение и обслуживание конгрессов, симпозиумов, съездов, конференций, собраний и т. д. Культурный туризм – туризм в целях ознакомления и познания культурного наследия различных стран и народов. Лыжный туризм – специальные категорийные походы, предусматривающие прохождение маршрута на лыжах по равнинам, предгорьям и среднегорью. Многоэтапный туризм – посещение туристами нескольких стран во время одной поездки. Молодежный туризм – конкретный вид туристской деятельности юношества и подростков, реализуемый как в рамках государственных границ, так и на региональном и мировом уровнях. Национальный туризм – состояние и развитие туризма внутри государственных (национальных) границ. Неорганизованный туризм – спонтанные поездки туристов, организуемые самими туристами без участия организации-посредника, туристского клуба или секции. Ностальгический туризм – туристские поездки к месту рождения, юности, прошлого проживания, к местам своего происхождения. Организованный туризм – поездки по турам и маршрутам, организуемые туристскими фирмами или клубами. Пешеходный туризм – специальные категорийные походы, маршруты которых прокладываются по равнине или в предгорьях, невысоких горах, практически в любых районах. Познавательный туризм – туристские поездки, основной целью которых является удовлетворение любознательности других познавательных интересов. Поощрительный туризм – групповые туристские поездки, предоставляемые администрацией предприятий и учреждений своим сотрудникам на исключительно льготных условиях или бесплатно в качестве премии за высокие производственные показатели. Региональный туризм – туристская деятельность, характерная для конкретного региона – совокупности стран или территорий с однотипными условиями развития туризма и схожим уровнем туристской освоенности. Рекреационный туризм – поездки с целью отдыха, оздоровления и лечения, восстановления и развития физических, психических и эмоциональных сил человека. Религиозный туризм – поездки к святым местам. Самодеятельный туризм – 1) путешествия с использованием активных способов передвижения, организуемые туристами самостоятельно. Приоритетный вид туристской деятельности. Виды самодеятельного туризма – пешеходный, водный, горный, лыжный, спелеотуризм, автотуризм, велотуризм, конный туризм, мототуризм; 2) специфический вид туристской деятельности, реализуемый на добровольной самодеятельной основе. Сельский туризм – рекреационные путешествия в сельскую местность как реакция на экологическое давление в городах. Семейный туризм – форма организации поездок людей, связанных родственными узами. Спелеотуризм – специальные категорийные туристские походы, предусматривающие прохождение маршрутов по пещерам и карстовым полостям под землей. Соседний туризм – краткосрочные международные туристские поездки в приграничные районы соседней страны с передвижением обычно на автомобиле и автобусе. Социальный туризм – социальный туристский продукт, удовлетворяющий познавательные интересы, духовные или иные потребности людей, включая оздоровление, восстановление сил, за счет разных источников финансирования, в том числе из средств, выделяемых государством на социальные нужды. Специализированный туризм – туристская деятельность, призванная реализовать специфические запросы людей во время поездки, посещения объекта. Частные виды – конгрессный, научный, молодежный, профессиональный, деловой, бальнеологический, школьный, подростковый, семейный и др. Туризм военнослужащих – специализированный вид туристской деятельности, реализуемый в целях удовлетворения запросов и потребностей личного состава Вооруженных Сил. Туризм соотечественников – туристские поездки соотечественников из ближнего и дальнего зарубежья, в том числе по линии родственных связей, которые призваны сохранять родственные узы, способствовать культивированию родного языка, приобщению к своим национальным ценностям, взаимопониманию и сотрудничеству. Туризм «третьего возраста» – распространенная в зарубежной практике модель социального туризма людей, достигших пенсионного возраста. Фестивальный туризм – широкий спектр туристских поездок, которые организуются для посещения ярмарок, выставок, фестивалей, спортивных соревнований и т.д. Экологический туризм – туризм, ориентированный на прямое использование более или менее «дикой» природы как среды обитания туристов и целей путешествия на основе внедрения экологических технологий во все компоненты тура. Элитарный туризм – туризм, в который включены высшие слои в системе социальной иерархии и VIP-персоны. Этнокультурный туризм – поездки, организуемые в местах проживания малочисленных народов, не имеющих своего национального государственного или административного образования.
Дата добавления: 2014-10-17; Просмотров: 3366; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |