Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Микроэкономический подход

Системный подход

Экономика отрасли

Микроэкономика

учёт наиболее существенных переменных;создание общих моделей

учёт многочисленных дополнительных количественных и качественных переменных;

создание более конкретных моделей, опираясь на микроэкономику, с наиболее полным учётом практики (эксперимента)

Два подхода в изучении отраслевых рынков

Экономисты Гарвардской школы, профессора Э. Майсон и Д. Бейн

Разработана парадигма «Структура - поведение - результат»

Экономисты Чикагской школы, Д. Стиглер и др.

Подход с точки зрения теории ценообразования, использующий микроэкономические модели

Парадигма «Структура - поведение -результат» (первоначальный вариант)

Парадигма «Структура - поведение -результат» (уточнённый вариант)

Необходимость государственного регулирования рынка

вызвана ситуациями, когда рынок, в силу различных причин, оказывается в кризисной ситуации

Роль государственной политики в отношении отраслевых рынков определяется ответами на вопросы

Насколько серьёзным является кризис рынка?

Сколько времени необходимо рыночному механизму для самостоятельного возвращения в нормальное состояние?

Насколько эффективным будет вмешательство государства в улучшение ситуации на рынке?

Сколько времени потребуется для реализации государственной политики?

Насколько велики затраты на проведение государственного вмешательства?

Направления государственной политики

Государственное регулирование;

Антимонопольная политика;

Барьеры для входа на рынок;

Налоги и субсидии;

Инвестиционная политика;

Политика в области занятости;

Макроэкономическая политика.

Исследования поведения фирм и функционирования отраслевых рынков, в условиях, отличных от совершенной конкуренции (до выделения экономики отраслевых рынков в самостоятельную научную дисциплину)

в ХIХ веке достижения А. Курно и Ж. Бертрана в теории олигополии

в 30-х годах ХХ века разработка Э. Чемберлином модели монополистической конкуренции

Модель монополистической конкуренции

сформировала концепцию дифференциации продукта;

показала роль входа на рынок новых фирм;

связала в одном типе рынка черты совершенной конкуренции и монополии;

выявила новые возможности теоретического анализа монополистической конкуренции.

Основные проблемы теории отраслевых рынков

1) Что представляет собой рынок отдельного товара в мире дифференцированных продуктов, где пролегают его границы? Не обозначив границы рынка, невозможно оценить степень его монополизации (концентрации) и определить адекватные формы государственного вмешательства.

2) Какие факторы определяют размер фирм, или почему отдается предпочтение внутрифирменной координации, в одних случаях, а рыночной в других? Эмпирической и теоретической проверке подвергаются

экономия от масштаба и разнообразия,

вертикальная интеграция фирм,

трансакционные издержки.

3) Какой элемент рыночной структуры является ключевым? Исследованию подвергаются:

барьеры для входа и выхода,

дифференциации продукта,

концентрация покупателей и продавцов

4) Действительно ли фирмы максимизируют прибыль или они преследуют иные цели? Наряду с традиционной гипотезой исследуются предположения о:

максимизации выручки,

темпов роста,

стремление управляющих к расширению власти.

5) Каков характер практического ценообразования фирм с рыночной властью и каковы его последствия для благосостояния? Много внимания уделяется изучению положительных и отрицательных с точки зрения благосостояния последствий различных форм ценовой дискриминации, н также разнообразных условии, которые производители навязывают оптовым и розничным торговцам.

) Способны ли уже существующие фирмы предотвратить вход в отрасль новичков или вытеснить часть имеющихся фирм? Здесь внимание уделяется стратегическому взаимодействию фирм, а также различного рода барьерам, как институциональным так и неинституциональным

7) Какие факторы облегчают или затрудняют сговор и иные формы координации? Эти вопросы затрагивают способность фирм воздействовать на структуру рынка и тем самым активно воздействовать на свою прибыль и положение на рынке.

8) Насколько значительно отклонение от конкурентного идеала рынков с рыночной властью? Предлагаются различные подходы к оценке ущерба, который терпит общество от монополизма. Результаты существенно зависят от предположений, закладываемых в расчеты, и значительно расходятся - от нескольких до десятков процентов.

Выделяют два типа состязательных рынков:

рынки, где цены превышают предельные и средние издержки, в результате чего многие фирмы могут войти на рынок;

рынки, где цены упали ниже средних издержек, и многие фирмы могут оставить рынок.

Важность изучения экономики отраслевых рынков

Исследования в этой области оказывают непосредственное влияние на определение и внедрение государственной политики;

Многие аспекты данной дисциплины остаются недостаточно исследованными;

Изучение экономики отраслевых рынков могло бы оживить эмпирические исследования национальной экономики;

Перспективы преподавания микроэкономики без изучения экономики отраслевых рынков, представляющей её эмпирическую основу, существенно ограничиваются.

 

Тема 2. Методологические вопросы исследования структуры отраслевых рынков

1. Рынок и рыночные структуры

2. Концентрация продавцов на рынке и ее показатели

3. Показатели монопольной власти

Рынок - представляет собой систему отношений, в которой связи покупателей и продавцов столь свободны, что цены на один и тот же товар имеют тенденцию быстро выравниваться.

Рынок - представляет собой совокупность покупателей и продавцов, взаимодействия которых приводит в итоге к возможности обмена.

Рынок - это механизм передачи прав собственности.

Рынок - совокупность экономических условий, при которых покупатели и продавцы взаимодействуют для осуществления взаимовыгодных торговых сделок.

Рынки можно классифицировать по следующим признакам:

по объектам торговых сделок - товарные, факторов производства, денежные и т.д.;

по однородности товара - гомогенные и дифференцированные;

по условиям функционирования - закрытые и открытые, организованные и стихийные.

Типы границ рынка

Продуктовые границы - отражают способность товаров заменять друг друга в потреблении.

Временные границы - характеризуют исследуемый временной интервал, а также границы эксплуатации продаваемого товара.

Локальные границы - определяют пространственные границы рынка.

Критерии для определения границ отраслевого рынка, предложенные Дж.Робинсон

В границах одного отраслевого рынка рассматриваются

все заменители товара,

все заменители заменителей товара,

далее заменители очередных заменителей

И так до тех пор пока в цепи товаров-заменителей не обнаружится значительный разрыв.

Разграничение между понятиями «рынок» и «отрасль»

Рынок объединен удовлетворяемой потребностью

Рынок объединяет фирмы, предлагающие товары, являющиеся близкими заменителями с точки зрения покупателя (со стороны спроса).

Отрасль объединена производимыми продуктами

Отрасль объединяет фирмы, производящие продукты, являющиеся близкими заменителями с точки зрения производителя (со стороны предложения)

Структура рынка определяется

количеством и размерами фирм,

характером продукции,

легкостью входа на рынок,

доступностью информации.

Обычно в экономической литературе рассматривается четыре типа рыночных структур:

совершенная конкуренция,

монополистическая конкуренция,

олигополия,

монополия.

Более детализированная характеристика рыночных структур по Штакельбергу

Основные типы структур рынка продавца

Фундаментальные предпосылки основных моделей рынка

Характеристика основных рыночных структур

Концентрация продавцов на рынке и ее показатели

Рыночная концентрация отражает удельный вес отдельных участников рынка или отрасли

Рыночная концентрация определяется двумя основными параметрами:

численностью продавцов на рынке (или производителей в отрасли);

распределением между ними рыночных долей (долей в производстве).

Уровень концентрации тем выше, чем меньше количество фирм на рынке (или в отрасли). При одинаковом количестве фирм уровень концентрации будет тем выше, чем больше неравномерность в распределении между фирмами их долей.

Предположим для дальнейшей характеристики показателей концентрации, что:

Индекс концентрации - обратная величина к числу фирм в отрасли:

Где n - число фирм на рынке.

Коэффициент концентрации- это сумма рыночных долей крупнейших фирм, действующих на рынке:

где δi - рыночная доля i -той фирмы;

r - число фирм, для которых определяется этот показатель;

qi - объем продаж фирмы;

Q - объем рыночных продаж

Для измерения степени неравенства размеров фирм, действующих на рынке, используется показатель дисперсии рыночных долей:

Индекс Герфиндаля-Хиршмана (HHI) определяется как сумма квадратов долей всех фирм. действующих на рынке:

где δi - рыночная доля фирмы;

n - число фирм на рынке (в отрасли);

qi - объем продаж фирмы;

Q - объем рыночных продаж.

 

Индекс Джини

dxi – доля i –ой группы в общем объеме совокупности;

dyi – доля i –ой группы в общем объеме признака;

-накопленная доля i –ой группы в общем объеме признака.

Кривая Лоренца

Отражает неравномерность распределения какого-либо признака,

для случая концентрации продавцов на рынке - взаимосвязь между

долей рынка, подсчитанной нарастающим итогом (показываемой по ординате), и

процентом фирм, обеспечивающих эту долю и ранжированных от мелких до крупных (представлены по абсциссе)

Диаграмма Лоренца

 

Причины того или иного уровня рыночной концентрации

Изменение концентрации может быть результатом как изменения числа продавцов, так и изменений в распределении их рыночных долей. Следовательно факторами изменения структуры рынка – рыночной концентрации являются:

вход на рынок новых участников;

выход с рынка;

слияния и поглощения фирм;

рост объемов производства фирм.

В анализе отраслевых рынков важным является

констатация состояния и изменений структуры рынка;

констатация факторов, влияющих на структуру рынка;

выявление первопричин, влияющих на повышение или снижение концентрации продавцов на рынке или фирм в отрасли.

Показатели рыночной власти

коэффициент Бэйна (норма экономической прибыли);

коэффициент Лернера;

коэффициент Тобина (q Тобина);

коэффициент Папандреу.

Коэффициент (индекс) Бейна (B) Показывает экономическую прибыль на одну денежную единицу собственного капитала

Индекс (коэффициент) Лернера

где pm – монопольная цена;

MC – предельные издержки;

Ed – ценовая эластичность спроса.

В случае монополии значение индекса Лернера приближается к единице, а в случае совершенной конкуренции этот показатель равен нулю.

Поскольку в долгосрочном периоде в условиях равновесия предельные издержки (МС) равны средним (АС), то индекс Лернера можно определить и по формуле:

Индекс Лернера показывает также долю монопольной прибыли (Пm) от общей выручки (TR)

Вариант расчета индекса Лернера:

Коэффициент Тобина (q Тобина) связывает рыночную стоимость фирмы (измеряемой рыночной ценой ее акций) с восстановительной стоимостью ее активов:

где P- рыночная стоимость активов фирмы

(обычно определяется по курсу акций)

С - восстановительная стоимость активов

фирмы, равная сумме расходов, необходимых

для приобретения активов фирмы по текущим

ценам.

qТобина> 1 - свидетельство полученной или ожидаемой положительной экономической прибыли

Использование индекса q Тобина базируется на гипотезе эффективного финансового рынка.

Фирмы с высоким значением q Тобина обычно обладают уникальными факторами производства или выпускают уникальные товары, то есть для этих фирм характерно наличие монопольной ренты.

Фирмы с небольшими значениями q Тобина действуют в конкурентных или регулируемых отраслях.

Коэффициент монопольной власти Папандреу

Основывается на концепции перекрестной эластичности остаточного спроса на товар фирмы.

Однако сам по себе показатель перекрестной эластичности остаточного спроса не может служить показателем монопольной власти, так как его величина зависит от двух факторов, оказывающих противоположное влияние на монопольную власть:

от числа фирм на рынке

от уровня заменимости товара рассматриваемого продавца и товаров других фирм.

Увеличение числа фирм на рынке приводит к снижению их взаимозависимости и соответствующему снижению показателя перекрестной эластичности остаточного спроса.

Коэффициент Попандреу

PI=

где Qdi - объем спроса на товар фирмы, обладающей монопольной властью,

Pj - цена конкурента (конкурентов),

коэффициент ограниченности мощности конкурентов, измеряемый как отношение потенциального увеличения выпуска к росту объема спроса на их товар, вызванного понижением цены (изменяется от 0 до1).

 

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
 | Моделювання як основний метод макроекономічного
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-10-17; Просмотров: 835; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.062 сек.