Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Собираюсь в детский сад




 

Вот мы и подросли. Пора в детский сад. Это важное событие в жизни малыша. Прежде чем готовить ребенка к детскому саду, подготовьтесь сами, дорогие мамы и папы: познакомьтесь с жизнью детей в детском саду (чем занимаются, каков режим, како­вы требования и т. п.). Желательно предварительно познакомить­ся с воспитателем и няней группы, в которую будет ходить ваш ре­бенок, рассказать о его особенностях, привычках, интересах и т. д.

Когда малыш приходит в детский сад, он попадает в новые условия. Меняется режим, характер питания, температура поме­щения, воспитательные приемы, характер общения и т. п. Все это, как правило, приводит к изменению поведения ребенка, наруша­ется его аппетит, сон, эмоциональное состояние. Иногда может по­вышаться температура без видимых причин.

У некоторых ребят происходит потеря уже имеющихся навы­ков. Например, дома просился на горшок, а в детском саду отказы­вается. Не волнуйтесь и ни в коем случае не стыдите, не ругайте малыша. Пройдет неделя, другая, и все навыки у него восстановятся.

Родителям необходимо знать, что состояние эмоционального дискомфорта, переживаемое ребенком, может привести к сниже­нию сопротивляемости организма. Вот почему некоторые дети в период адаптации могут болеть.

Мы говорим «могут», потому что все перечисленные выше на­рушения в поведении ребенка в период адаптации, а следователь­но, и его заболевания не обязательны. Родители должны совместно с детским учреждением приложить все усилия к тому, чтобы по­мочь малышу приспособиться к новым условиям с минимальными потерями в физическом и психическом здоровье.

А чтобы это сделать, надо знать, от чего зависят длительность и характер адаптации.

Исследования педагогов, медиков (Н. М. Аксарина, Н. П. Жу­кова) показывают, что характер адаптации зависит от возраста. Наиболее трудно приспосабливаются к новым условиям дети в возрасте от 9—10 месяцев до 1 года 8 месяцев — 2 лет. В этом воз­расте начинают формироваться довольно устойчивые привычки, а возможности к их перестройке еще нет.

После двух лет приспособление к новым условиям происходит несколько быстрее, так как изменяется подвижность нервных процессов. Дети становятся более любознательными, их можно за­интересовать новой игрушкой, занятиями. Они хорошо понимают речь взрослого, их легче успокоить, у них уже есть опыт общения с разными людьми.

Однако не следует забывать, что дети одного и того же возра­ста по-разному привыкают к новым условиям. Это зависит от ин­дивидуальных особенностей их нервной системы.

Одни дети в первые дни пребывания в детском учреждении громко плачут, отказываются от пищи, не хотят играть, занимать­ся, сопровождая все бурным протестом. Но вот проходит два-три дня, и ребенок успокаивается, у него восстанавливается аппетит, сон, ои охотно общается с воспитателем и детьми.

Есть дети, которые в первые дни в детском учреждении внешне ведут себя спокойно. Они послушно садятся есть, но едят без аппе­тита, лежат с закрытыми глазами, но долго не засыпают, берут предложенную им игрушку, но не играют с ней. Когда приходят родители за таким ребенком — он с плачем бросается к ним. По­добные дети нуждаются в особой помощи воспитателя и родите­лей. Такое внешне спокойное, но подавленное эмоциональное со­стояние может длиться очень долго и привести к заболеванию. На характер адаптации оказывает влияние и то, из каких условий ребенок приходит в детский сад, что меняется в условиях его жизни. Мы говорили выше, что часто полностью изменяется ре­жим, характер питания, температура помещения. В этом случае ребенку трудно перестроиться. И, наоборот, малыш значительно легче приспособится к условиям детского учреждения, если в семье он жил по режиму, который соответствовал возрасту, ему давали разнообразную пищу (жидкую, густую), у него сформиро­ваны необходимые навыки самообслуживания и общения.

Вам уже сейчас хочется знать, как сложатся отношения вашего малыша с воспитателем, с другими детьми. А для этого понаблю­дайте за поведением ребенка в ситуациях с незнакомыми взрослы­ми, детьми.

Вы часто бываете с малышом на прогулке в парке, на детской площадке. Как ведет себя ваш ребенок, когда незнакомый взрос­лый доброжелательно спрашивает его: «Как тебя зовут? Сколько тебе лет?» Замечательно, если в ответ на улыбку взрослого малыш улыбается, отвечает на вопросы, сам пытается спросить (в этом случае вы можете помочь ему).

Если возникли трудности в общении и малыш беспокоится, не настаивайте. Предложите ему попрощаться со взрослыми и про­должить вашу прогулку дальше. Для себя возьмите это на за­метку.

Попробуйте в следующий раз вместе с ребенком познакомиться с родителями детей, которые бывают здесь. Пусть ваш малыш видит пример такого общения. Для этого вы можете использовать и встречу с соседями. Обратите внимание, как реагирует ребенок, когда рядом играют дети. Пытается включиться в игру сразу, или сначала наблюдает за ней, или крепко держит вашу руку, хмурит­ся, просит вас пойти в другое место?

Это свидетельствует о том, что у малыша есть трудности в об­щении. Причины могут быть разными: страх общения, невладение способами общения и др.

Как помочь в этом случае ребенку? Прежде всего научите его играть с вами, а затем с детьми, близкими по возрасту. Игры мо­гут быть самыми простыми (катать мяч, машинку друг к другу). Постарайтесь заинтересовать ребенка игрой.

Трудности в общении могут быть вызваны и тем, что «домаш­ние» дети не всегда умеют делиться игрушками. Не спешите обви­нять малыша в жадности. Психологи выделяют три типа поведе­ния, возникающих в ответ на просьбу взрослого поделиться. В ситуации, когда просим поделиться своими игрушками с други­ми детьми, мы говорим об одолжении, так как игрушки возвраща­ются малышу после игры. В детском саду эта просьба означает со­блюдать очередность, потому что игрушки здесь не принадлежат ребенку лично.

В третьем случае мы просим просто отдать что-то, поскольку, когда мы говорим: «Поделись конфетами», ребенок не получит их назад.

Поэтому будьте внимательны к тому, что вы требуете от малы­ша. Помогите ему, по-разному оценивая свои просьбы в той или иной ситуации. Избегайте назиданий: «Тебе надо научиться де­литься с другими! Не жадничай, поделись!»

Это все равно еще непонятно ребенку и не снимает его недо­умение, почему нужно поделиться. Покажите, как просить вещь, игрушку у другого, как поблагодарить, как подождать, когда кто-то пользуется общими предметами. Если малыш готов к этому, у него будет меньше проблем в детском саду.

Легче адаптироваться к дошкольному учреждению помогут ма­лышу знакомые предметы из семейного окружения. В первые дни посещения детского сада желательно, чтобы ребенок брал с собой любимую игрушку, которая бы помогала ему эмоционально адап­тироваться в мире чужих вещей.

Нужна ли какая-то подготовка ребенка в интеллектуальной сфере развития? Если вы воспитывали малыша по предлагаемой нами программе, помогали ему приобрести навыки в разных видах деятельности, вовремя развивали речь, то специальной подготов­ки, надеемся, не потребуется.

Готовя ребенка к детскому саду, особо следует оценить его на­выки и умения в самообслуживании. Научите его одеваться, умы­ваться, пользоваться туалетом, самостоятельно есть (см. соответст­вующие разделы программы). Отсутствие навыков самообслужи­вания у ребенка — действительно фактор риска для его здоровья. Дело здесь не только в том, что у воспитателя и у няни «на руках» много детей и они не успевают вовремя всех умыть, одеть. Отсут­ствие умений в самообслуживании может привести к дискомфорт­ному состоянию, так как привычная потребность ребенка в свое­временной помощи со стороны взрослого не будет удовлетворяться.

Вот почему мы подробно описали условия, в которых происхо­дят процессы самообслуживания в семье (одевание, раздевание, умывание и т. д.). Читая (изучая) внимательно соответствующие разделы книги, вы увидите, что эти условия обеспечивают само­стоятельность и автономность ребенка. Подробно изложены и спо­собы его действий в процессах самообслуживания, также обеспечи­вающие самостоятельность, независимость от взрослого.

Продумайте до мельчайших деталей всю одежду ребенка: легко ли расстегиваются пуговицы, петельки. Расширьте петли у нового платья, по возможности замените сложные застежки на более про­стые. Этим вы избавите своего малыша от лишних проблем в са­мообслуживании, от ненужных отрицательных переживаний в дет­ском саду.

Что еще могут сделать родители для подготовки ребенка к по­сещению дошкольного учреждения?

Желательно побывать с малышом на участке садика, показать, как дети гуляют, как им весело, чем они занимаются.

Познакомьте его с обстановкой в группе, с работниками дет­ского сада; покажите его кроватку, шкафчик для одежды, место за столом, туалетную комнату.

Это создаст положительный настрой у малыша.

Продумайте, на какое время вы будете оставлять малыша в детском саду первые дни. Вначале лучше сводить его на одну про­гулку. Такая ситуация понятна ему, потому что он уже гулял во дворе с другими детьми. Потом на час-два, затем до обеда, посте­пенно удлиняя срок его пребывания в группе.

Если вы хотите, чтобы ваш ребенок был спокоен, при расстава­нии с ним старайтесь не показывать своего волнения, беспокойст­ва. Говорите ему, что его ждут дети, воспитательница (называйте ее по имени, отчеству), игрушки в группе. Постарайтесь не остав­лять воспитателю плачущего ребенка. Зная особенности характера своего малыша, посоветуйте педагогу подойти с ним к окну и по­махать вам рукой, взять его на руки, предложить игрушку. Иногда ребенок легче расстается с папой, чем с мамой. В этом случае це­лесообразно первое время отводить малыша в детский сад папе.

Родителям важно знать, что в период адаптации ребенок может быть капризным, раздражительным. Проявите к своему малышу максимум внимания, чуткости. Компенсируйте в семье возможное недосыпание, недоедание в детском саду. Постарайтесь в этот пе­риод оградить ребенка от дополнительных стрессов, нагрузки на нервную систему (посещение гостей, магазинов, прием у себя гос­тей и т. п.). Если вы последуете всем советам, которые мы предло­жили в этой книге, вашему малышу будет легче привыкнуть к дет­скому саду.

Таблица 3.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-10-17; Просмотров: 263; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.02 сек.