Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Психологическая близость в семье




Поданным исследователей (см. Кроник, Кроник, 1989), отношения родителей к детям характеризуются постепенным возрастанием переживания психологической близости. В свою очередь, отношение детей к родителям не содержит тенденции к увеличению близости. Напротив, период общения с 12-13 до 22 лет отличается переживанием большей отдаленности от родителей. Этот период отличается и более дифференцированным отношениями к отцу и к матери: если до 7-8 летнего возраста разность в психологической близости к родителями не превышает 5 баллов, то в 16 лет она достигает 20 баллов. Периодами наибольшего отдаления от родителей являются 13 и 16-19 лет. В13 лет трудности возникают в отношениях с матерью, в 16 лет происходит отделение от отца, в 19 наблюдается минимум близости с матерью. В целом, взрослеющие дети ближе к родителям, чем родители к детям.

В отношениях супругов первые 5 лет общения отличаются тенденцией к сближению, 6-7 годы – некоторым отдалением в отношениях мужа к жене, затем последующим возрождением чувства «Мы» до прежнего уровня. Отношение жены к мужу продолжает изменяться в сторону усиления «Мы», лишь 10-11 годы чреваты отдалением. Это – усредненная картина отношений, индивидуальные линии всегда различны. У одних отношения подобны непрерывному восхождению к «Мы», у других это восхождение чередуется с временными спадами, а у кого-то отчуждение наступает почти сразу. Все зависит оттого, удалось ли совладать со стихией разрушительных сил и в результате стать ближе друг другу, или обстоятельства и личные обиды оказались сильнее чувства «Мы».

 

Несмотря на шутливое название, этот закон затрагивает серьезную проблему, которая возникает у близких людей, в частности у семейных пар. Складывающаяся в ходе подобных отношений привычка к взаимным высоким оценкам снижает чувствительность партнеров к взаимным положительным подкреплениям, зато малейшее проявление неодобрения со стороны кого-либо из них вызывает сильные эмоции другой стороны. В то же время в общении с умеренно близкими или посторонними партнерами люди сравнительно спокойно относятся к негативным оценкам (поскольку у них не сформировано ожидание позитивных оценок), зато склонны испытывать сильную симпатию даже в ответ на небольшое подкрепление. Таким образом, близкому человеку труднее, чем постороннему, вызвать положительные чувства в ответ на свои действия; в то же время у него больше шансов вызвать отрицательную реакцию партнера.

Именно потому, что статистически наиболее вероятным последствием романтической любви является разрыв, прекращение отношений (по данным исследователей, люди студенческого возраста влюбляются по 6-7 раз, следовательно, столько же или на один раз меньше их отношения тем или иным образом прекращались), задача перехода из состояния романтической любви к более устойчивым эмоциональным отношениям оказывается теснейшим образом связанной с личностными особенностями партнеров. Как отмечает Л. Гозман, развитие отношений от первого чувства симпатии до любви достаточно жестко задается нормами и традициями – особенно процесс ухаживания (Гозман, 1987). На этом этапе отношения фактически еще безличны, подлинно межличностными они могут стать лишь в процессе развития. Субъект может (в известных пределах, конечно) оставаться пассивным – ситуационные и культурные детерминанты взаимодействия, фактически без его участия, могут обеспечить благополучное развитие эмоциональных отношений в паре. Таким образом, романтическая любовь во многих парах возникает случайно. Однако после ее возникновения положение меняется: действие ситуационных факторов ослабевает, а нормативно предписанных образцов поведения не существует. Стабилизация отношений в постромантический период может быть только следствием активности их субъектов.

Итак, потребность в автономии, уникальности, неповторимости – одна из базовых потребностей личности, ее проявление в межличностных отношениях вполне нормально. Однако если стремление отличать себя от другого в паре проявляется чересчур настойчиво, то это может быть сигналом того, что в отношениях что-то не в порядке.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-10-23; Просмотров: 609; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.