КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Уплотнение насыпного грунта
Искусственное уплотнение грунтов производят для повышения устойчивости, уменьшения осадки грунтов. Плотность грунта выражается коэффициентом уплотнения, величина которого устанавливается в зависимости от назначения сооружения и свойств грунтов. Уплотнять грунт следует при оптимальной влажности. Производительность грунтоуплотняющих машин должна соответствовать производительности ОЭ и бульдозера. Толщина уплотняемого слоя должна соответствовать характеристике уплотняющих машин. Каждый последующий ход катка должен перекрывать предыдущий на 0,1-0,2 м. Если площадь достаточна для поворота катка, принимается схема движения катка по замкнутому кругу. А в стесненных условиях и по периметру (0,8 м) фундаментов уплотнение грунта производят ручными пневматическими трамбовками. Для этого грунт разравнивают слоями 0,1-0,2 м. Верхняя часть обратной засыпки может уплотняться катками. Норма времени на уплотнение грунта катками в ЕНиР 2-1 делается на 1 проходку катка. Необходимо применять уплотнение грунта за шесть проходок, поэтому норму времени умножают на 6. Затраты труда в машино-сменах и человеко-днях подсчитывают исходя из продолжительности рабочей смены в 8 часов.
3.3.5. Решая вопрос об уплотнении грунта, необходимо указать способ, каким предполагается уплотнять его (грунтоуплотняющей машиной или трамбовками), и принятую толщину уплотняемого слоя грунта. Предварительно следует ознакомиться с ЕНиР [11, параграф об уплотнении грунта].
Рисунок 11. Схема уплотнения грунта:
а — на площадке катками по замкнутому кругу: 1 - 8 — последовательность проходки катка; б – ручными или электротрамбовками в пазухах фундаментов:
1 — фундамент; 2 — слои грунта по 0,1- 0,2 м. уплотняемые ручными или электротрамбовками; 3 -участок уплотнения грунта другими механизмами; 4- ручная или электротрамбовка
В качестве комплектующих машин по выполнению комплексно-механизированного процесса земляных работ(для вывозки лишнего грунта из котлована и обеспечения совместной работы с экскаватором) необходимо выбрать автотранспортные средства, назначить марку автосамосвала и его грузоподъемность.
3.4. Выбор транспортного средства сводится к определению его марки, грузоподъемности и количества. Грузоподъемность устанавливается на основании емкости ковша и дальности возки грунта (приложение 8) или [5]. Технические характеристики автосамосвалов принимаются по приложению 9 или [9]. Количество транспортных единиц устанавливается при условии обеспечения непрерывности работы экскаватора по формуле:
, (8) где tn – продолжительность погрузки, мин; Z1 – дальность возки грунта (принимается по заданию), км; Vср – средняя скорость пробега транспортных средств в груженом и порожнем состоянии, принимается Vср = 30 – 50 км/ч; tp – продолжительность разгрузки, мин; tм – продолжительность маневрирования транспортных средств, мин, tp и tм принимаются по приложению 10, tn рассчитывается по формуле:
tn = M/nм . км, (9)
где М – количество ковшей, загружаемых в кузов автосамосвала; nм – техническое число циклов ковшей в минуту [11] км – коэффициент, зависящий от условий подачи транспортных средств в забой и емкости ковша, принимается км = 0,95. Количество ковшей загружаемых в кузов автосамосвала, устанавливается по формуле:
, Q – грузоподъемность самосвала (приложение 9), т; g – вместимость ковша экскаватора (определена выше), м3; γ - плотность грунта, принимается в соответствии с заданным грунтом [11], т/м3; Кн – коэффициент наполнения ковша, Кн = 1;
Кр – коэффициент первоначального разрыхления, принимается с учетом вида грунта [11]. Далее необходимо проверить принятое количество ковшей и сравнить с грузоподъемностью машины: 1. Объем грунта в плотном теле в ковше экскаватора: , где Vков – принятый объем ковша экскаватора, м3; Кн – коэффициент наполнения ковша (для прямой лопаты - 1-1,25; для обратной - 0,8-1; для драглайна- 0,9-1,15); Кпр – коэффициент первоначального разрыхления грунта (по ЕНиРу) 2. Определить массу грунта в ковше экскаватора: , где γ – объемная масса грунта (по ЕНиРу), т/м3. 3. Количество ковшей, загружаемых в кузов автосамосвала: , где Q – грузоподъемность автосамосвала, определяетсяпо приложению 9.
4. Объем грунта в плотном теле, загружаемый в кузов автосамосвала:
Сравнить с данными по формуле 8. Требуемое количество машин (№) округляют до ближайшего меньшего целого числа, учитывая перевыполнение сменного задания экскаватором.
3.5. Схема производства земляных работ. Вначале приводят факторы, оказывающие влияние на технологию выполнения земляных работ, затем – схемы отрывки котлована, разработки недобора грунта, обратной засыпки и разравнивания.
3.5.1. При составлении схемы отрывки котлована в числе факторов указывают: ширину котлована, объем оставляемого у котлована грунта, место его расположения.
3.5.2. По данным задания и перечисленным факторам принимается решение о схеме отрывки котлована: вид и размеры проходок, их количество, схема движения экскаватора, какой проходки (проходок) или какой части проходки грунт разрабатывается в транспорт и в отвал.
3.5.3. Котлован может отрываться одной или несколькими параллельными проходками. Следует иметь ввиду, что при отрывке котлована прямой лопатой несколькими проходками первая проходка – лобовая, все последующие – боковые.
3.5.4. При отрывке котлована за одну проходку экскаватор может передвигаться прямолинейно, по зигзагу, поперек выемки; при отрывке несколькими параллельными проходками – прямолинейно (рис.12). Определяемая по формулам ширина проходок – максимально возможная и может быть уменьшена. Экскаватор, оборудованный прямой лопатой, разрабатывает грунты выше уровня
своей стоянки. Основные виды проходок прямой лопатой: лобовая (продольная) и боковая (поперечная). В зависимости от ширины лобовой проходки подразделяют: на узкие (0,8-1,5 R), нормальные (1,5-1,8 R) и широкие (2R), где R – наибольший радиус резания. Разработка выемок лобовыми проходками затрудняет работу автотранспорта, поэтому их используют при разработке траншей. При ширине котлована более 3,5R применяются боковые проходки. Такая организация разработки грунта боковыми проходками с погрузкой в транспорт позволит наиболее полно использовать технические возможности ОЭ и повышает его выработку за счет уменьшения угла поворота стрелы при разгрузке.
3.5.5. Прямая лопата. При отрывке котлована за одну лобовую проходку начинают с определения ее ширины при прямолинейном движении экскаватора (рис.12А,13А).
Рисунок 12. Разработка грунта экскаватором прямая лопата д- продольно-торцовая разработка.
Рисунок 13А Определение ширины проходок при движении экскаватора: А, Г, Д – по прямой; Б, Ж – по зигзагу; В, Е – поперек котлована; R1 и R2 – максимальный и минимальный радиусы резания; R3 – радиус выгрузки; l П – длина передвижки; b – ширина части проходки; BЛ, BБ - ширина лобовой и боковой проходок; 1 – стоянка экскаватора; 2 – стоянка автосамосвала; а – ширина самосвала.
, (11)
где R1 – наибольший радиус резанья, м; принимается по приложению 4 или [8], [9] уменьшенным на 20-30%,м; l П – длина рабочей передвижки экскаватора, м; l П = 0,75 . l рук, м; где: l рук – длина рукояти, принимается по приложению 4,м.
Если не обеспечивается необходимая ширина котлована, то применяют движение экскаватора по зигзагу (рис.13Б), при этом ширина проходки определяется по формуле:
, (12)
где R2 – минимальный радиус резанья, (принимается по приложению 4),м.
Рисунок 13Б
Если и в этом случае необходимая ширина котлована не достигнута, переходят к движению экскаватора поперек выемки (рис.13В). Тогда ширина проходки:
, (13)
где n – число интервалов между стоянками экскаватора.
При отрывке котлована боковыми проходками первая делается лобовой, ее ширина определяется по формуле (11); все последующие – боковые (рис.12Д), их ширина:
. (14)
Рисунок 13В
Боковая проходка прямой лопаты
Рисунок 13Г
3.5.6. Драглайн и обратная лопата Экскаваторы, оборудованные обратной лопатой, разрабатывают грунт ниже уровня стоянки экскаватора. Разработка грунта выполняется лобовыми и боковыми проходками. Для разработки широких котлованов в основном применяют боковые проходки. Грунт может помещаться в отвал или транспорт. Погрузка в транспорт обратной лопатой имеет преимущества по сравнению с прямой лопатой, т. к. не требуется спуска автотранспорта в котлован. Обратная лопата при разработке грунта может передвигаться вдоль и поперек котлована, а также зигзагом. Экскаваторы – драглайны используют для разработки грунтов мягких и средних парод, в котлованах ниже уровня стоянки экскаватора. Они имеют большой радиус действия и разрабатывают котлован большой глубины. Выгрузка грунта в отвал или в транспорт. Транспорт при этом может располагаться по верху и по дну котлована. При организации подачи транспорта по подошве забоя принимаются поперечно-челночный и продольно-челночный способ погрузки грунтов. При поперечно-челночном способе набор грунта ОЭ производится поочередно с каждой стороны автотранспорта, и разгрузка ковша идет без остановки поворота стрелы при положении ковша над кузовом автомобиля, которые подаются по оси дна выемки экскаваторной проходки. При продольно-челночном способе набор грунта и его разгрузка производятся со стороны заднего борта автотранспорта. Ковш ОЭ при этом совершает только возвратно- поступательные движения, а платформа ОЭ не поворачивается, что во многом сокращает рабочий цикл ОЭ и повышает его производительность. Драглайн, как и обратная лопата, может передвигаться вдоль и поперек котлована, а также зигзагом.
Рисунок 15А. Схема работы драглайна
Ширина лобовых проходок рассчитывается в соответствии с изложенной методикой по следующим формулам. Прямолинейное движение экскаватора (рис.15, Д) с выгрузкой грунта на одну сторону:
, (15)
на две стороны:
, (16)
где R – радиус выгрузки (принимается по приложению 4),м; а – ширина транспортного средства или отвала (принимается по приложению 9),м. l П = 0,2 . l стр ,
где l стр – длина стрелы (принимается по приложению 4),м..
Рисунок 15Б. Лобовые проходки драглайна и обратной лопаты
Движение экскаватора по зигзагу (рис. 15, Ж) с выгрузкой грунта на две стороны:
. (17)
Движение экскаватора поперек выемки (рис. 15, Е) с выгрузкой грунта на две стороны:
. (18)
При отрывке котлована несколькими лобовыми проходками ширина первой проходки определяется по формуле (15) или (16), всех последующих – по формуле:
. (19)
Рисунок 15В.
Рисунок 15Г
3.5.7. Размещать транспортные средства под погрузку грунта следует таким образом, чтобы угол поворота экскаватора был по возможности минимальным – до 120о при разработке грунта в транспорт для прямых лопат, до 90о при разработке грунта в транспорт и в отвал для обратных лопат и драглайнов. 3.5.8. При отрывке котлована несколькими проходками грунт средней (средних) проходки обычно разрабатывается в транспорт, крайних – в отвал. Если котлован отрывается одной проходкой, то в транспорт можно разрабатывать грунт как средней, так и крайних частей котлована.
3.5.9. Схема разработки недобора грунта должна предусмотреть минимальные затраты машинного времени работы бульдозера (для этого дальность перемещения грунта должна быть минимальной) и возможность выбора в последующем грунта из котлована экскаватором.
3.5.10. Схема обратной засыпки и разравнивания грунта должна обеспечить также минимальные затраты машинного времени средств механизации и ручного труда. Результаты п.3.5 наносят на лист ватмана.
3.6. Техника безопасности. Излагаются конкретные мероприятия по общим требованиям к разработке котлованов с откосами и работе со средствами механизации [7].
3.7. Калькуляция затрат труда рабочих и времени работы машин. Затраты труда рабочих и времени работы машин сводятся в табл. 6.
Таблица 6 Калькуляция затрат труда и времени работы машин
Расчеты затрат труда рабочих (чел.-см.) и времени работы машин (маш.-см.) выполняются по видам и объемам работ на основании ЕНиР [11]. Калькуляция включает следующие процессы: снятие растительного слоя, разработка грунта в транспорт, разработка грунта в отвал, перемещение разработанного грунта на поверхности земли бульдозером в отвал, разработка недобора грунта бульдозером на дне котлована, доработка грунта вручную в местах устройства фундаментов, перемещение грунта для засыпки фундаментов, разравнивание и уплотнение грунта. При составлении табл. 6 следует обратить внимание на правильность определения единицы объема работ и применения норм времени и расценок, трудоемкости и машиноемкости работ. Значения граф 9 и 10 имеют вид дроби: числитель – механизированный труд, знаменатель – ручной. Продолжительность смены принимать равной 8 ч. В конце граф 7, 8, 10 подводят итоги, которые соответственно обозначают Тн, Мн, Зп. Они будут использованы для определения технико-экономических показателей земляных работ.
Дата добавления: 2014-10-31; Просмотров: 1882; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |