Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Реформа Никона, церковный раскол и возникновение старообрядчества




Причины церковной реформы:

– требовалось введение одинаковой церковной обрядности во всём православном мире;

– распространение книгопечатания открывало возможность унификации церковных книг;

– централизация государства требовала унификации церковных правил и обрядов, а в богослужебных книгах за века переписывания накопились значительные разночтения;

– церковная реформа диктовалась необходимостью укрепить дисциплину, порядок, нравственные устои духовенства;

– выбор в качестве образца для правки греческих источников делал Москву мировым центром православия, что отвечает концепции "Москва – третий Рим".

Суть реформы:

– единый культ богослужения;

– за образец – греческий богослужебный чин;

– установление единогласия (понятность текста);

– обрядовые изменения: троеперстное крещение, поясные поклоны (вместо земных), крестный ход навстречу солнцу, иконы греческого письма, литургия на 5 просфорах (вместо 7);

– все книги и иконы, написанные по старым образцам, подлежали уничтожению.

В 1652 г. Никон (16051681), став патриархом, начал проводить церковную реформу, но натолкнулся на яростное сопротивление сторонников древнерусского богослужебного канона – "старообрядцев". На церковных соборах 1654, 1656, 1658 гг. противники Никона были обвинены в расколе, отлучены от церкви и преданы проклятию. Вождем старообрядцев стал протопоп Аввакум (1620 или 16211681), сосланный в Пустозерск и после 14 лет сидения в яме сожженный живьем (в 1682 г.) "за великие на царский дом хулы". Сторонники Аввакума вынуждены были скрываться – уходить в скиты в труднодоступные леса Севера, в Заволжье и на Урал. Не приняли реформу Никона и монахи Соловецкого монастыря – до 1676 г. выдерживали осаду царских войск. Основная масса раскольников – крестьяне, уходившие в леса не только из-за веры, но и за волей (от помещиков).

Одновременно с проведением церковной реформы Никон стал претендовать и на высшую государственную власть ("священство выше царства"), что привело к конфликту с Алексеем Михайловичем. В 1558 г. между царем и патриархом произошел разрыв, а в 1666 г. церковный собор в Москве вынес решение о низложении Никона и ссылке того простым монахом в Ферапонтов монастырь. Но было объявлено, что реформа церкви отмене не подлежит (вопреки надеждам старообрядцев). Противоречия между раскольниками и государством лишь обострилось.

Конец XVII в. ознаменовался стрелецкими бунтами (1682 и 1698 гг.), которые были вызваны борьбой за власть между Милославскими и Нарышкиными и ухудшением положения стрельцов. В первом случае одна из придворных группировок (во главе с царевной Софьей) использовала стрелецкое выступление в своих интересах, а во втором случае власть легко подавила стрелецкий бунт (еще до возвращения Петра I из "великого посольства").

В целом, обилие народных выступлений в XVII в. свидетельствует о росте социальной напряженности, вызванном закрепощением крестьян и ухудшением положения посадского населения (увеличение налогового бремени). Российское государство, становясь абсолютной монархией, все более успешно подавляет социальные движения, поскольку мощь и ресурсы государственной власти в этот период нарастают.

Внешняя политика в царствование Михаила Федоровича Романова (16131645 гг.)

Внешнеполитический курс России на протяжении XVII в. был нацелен на решение следующих задач:

– выход к Балтийскому морю;

– обеспечение безопасности южных границ от набегов Крымского ханства;

– возвращение отторгнутых в период Смутного времени территорий;

– освоение Сибири и Дальнего Востока.

В начале царствования Михаила Романова страна оказалась в сложной внешнеполитической обстановке: Россия вела войну с Польшей и Швецией одновременно, кроме того, государство было разорено за годы смуты. Основной задачей внешней политики в этих условиях было заключение сколько-нибудь приемлемого мира. В феврале 161 7 г. заключен "вечный мир" со Швецией (Столбовский мир); шведы возвращали захваченные ими Новгород, Старую Руссу, Порохов, Ладогу, Гдов, но удерживали за собой Ивангород, Копорье, Ям, Орешек, Корелу – Россия утрачивала выход в Балтийское море. В декабре 1618 г. подписано Деулинское перемирие с Польшей: поляки получали Смоленские, Черниговские и Новгород-Северские земли, королевич Владислав не отказывался от своих притязаний на российский престол, но Россия фактически отстояла свою независимость. В результате этого перемирия состоялся обмен пленными, в Москву вернулся патриарх Филарет (отец Михаила Романова, стал его соправителем).

Смоленская война (1632–1634 гг.). В 1632 г. в Польше скончался король Сигизмунд – период бескоролевья. В Москве созвали Земский собор, вспомнили прошлые обиды и начали войну. Русское войско (во главе – боярин Михаил Борисович Шеин и окольничий Артемий Измайлов) приступило к осаде Смоленска. После подхода войск избранного польским королем Владислава Шеин бесславно отступил. В 1634 г. на реке Поляновка заключен "вечный мир": Польше возвращались все занятые русскими с начала войны города, но Владислав отказывался от претензий на московский трон.

Азовское сидение. В 1637 г. донские казаки убили турецкого посланника, ехавшего в Москву, и на свой страх и риск взяли турецкую крепость Азов. В 1641 г. турецкий флот осадил Азов, отчаянную просьбу казаков принять Азов под власть России Земский собор (1642 г.) отклонил, – казаки вынуждены вернуть Азов туркам.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-10-31; Просмотров: 511; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.