КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Ответы и решения
Задача № 1. Два мальчика переправляются на противоположный берег. Один остается, а другой возвращается к солдатам. Сам остается на этом берегу, а один солдат переправляется на противоположный берег. Другой мальчик перегоняет лодку обратно, забирает второго мальчика и возвращается с ним на противоположный берег. Один мальчик остается на этом берегу, другой возвращается к солдатам и отдает лодку следующему солдату, который переправляется на противоположный берег и т. п. Задача № 2. Один час (будильник не разбирает, где утро, а где вечер). Задача № 3. Потому что часовому спать нельзя. Задача № 4. Девять. Задача № 5. Одинаково (в момент встречи они находятся в одной точке). Задача № 6. 50. Задача № 7. Три (три погасли, а остальные сгорели). Задача № 8. Они были на разных берегах реки. Задача № 9. Письмо мужа бросят в почтовый ящик, ключ откоторого жена не можетнайти. Задача № 10. Рассуждения могут быть проведены, например, в такой последовательности. Если (3) верно, тогда (10) и (12) - ложь, а это невозможно по условию. Следовательно, (3) - ложь (т. е. кошелек украл не Тео). Так как (3) - ложь, то и (9) - ложь. Так как (9) - ложь, то (8) верно. Так как (8) верно, то (15) -ложь. Если (15) - ложь, то (14) верно. Следовательно, виновна Джуди. Задача № 11. Миша - сын десантника, стал моряком; Гриша - сын ракетчика, стал десантником; Игорь - сын моряка, стал ракетчиком. Задача № 12. Андрея любит Зина. Задача № 13. Щедрин - штурман; Коновалов - бортмеханик; Семенов - пилот; Самойлов - синоптик; Потапов - радист. Задача № 14. А - одессит, Б - волгоградец, В - киевлянин, Г - туляк, Д - харьковчанин, Е - москвич. А и Е - врачи, Б и Д - учителя, В и Г - инженеры. Задача № 15. Вера - 5 лет, Боря - 8 лет, Аня -13 лет, Галя -15 лет.
Задача № 16. Ольга - первая, Маша - вторая, Полина - третья, Наташа - четвертая. Задача № 17. Машинист - Сидоров, помощник машиниста - Иванов, бригадир поезда - Петров. Задача №18. Верно ли, что Вы всегда говорите правду, и эта дорога ведет к озеру? Задача № 19. О смородине. Задача № 20. Толя. Задача № 21. Физик владеет французским и итальянским языками; историк - русским и итальянским; биолог - английским и французским; математик - английским и итальянским. Задача № 22. Скорость движения до поля боя от количества солдат не зависит. Задача Ns 23. Полковник - связист, майор - артиллерист, капитан - летчик, лейтенант - десантник, старшина - минометчик, сержант - сапер, ефрейтор - танкист, рядовой - пехотинец. Задача № 24. Был забыт второй гость, и ему места не нашлось. Задача № 25. Слева стоял бог Дипломатии, в центре - бог Лжи, справа - бог Правды. Задача № 26. Основная идея решения состоит в том, что бутылки из средних отделений нужно перекладывать в угловые. После четырех краж уже ничего нельзя украсть, не нарушив условия: на каждой стороне должно быть по 21 бутылке. Таким образом, слуге удалось украсть всего 16 бутылок. Задача № 27. Евгений отдыхал в первый год в июне. Задача № 28. 4 студента (решать задачу удобнее при помощи кругов Эйлера). Задача № 29. Молоко - кувшин, квас - банка, лимонад - бутылка, вода - стакан. Задача № 30. Чернов - блондин, Белокуров - рыжий, Рыжов - брюнет. Задача № 31. Обозначим участников условно А, Б и С. А рассуждал так: «Бумажки у моих товарищей белые, значит, у меня бумажка может быть белой, а может быть и черной. Предположим, она черная. Тогда Б имеет основания достоверно заявить о цвете своей бумажки, так как он может сказать себе: «Я вижу, что у А бумажка черная, а у С - белая, значит у меня может быть или белая, или черная, но она не может быть черная, так как тогда С, зная, что черных бумажек только две, и видя, что у меня и А черные бумажки, немедленно заявил бы о цвете своей бумажки. Но С не заявил об этом немедленно, следовательно, он думает, не черная ли у него бумажка, но тогда, значит, он у меня видит белую бумажку». Но Б тоже молчит, следовательно, моя бумажка - не черная. Но если она не черная, значит - белая».
Так рассуждал А, уверенный в способности своих товарищей столь же логично мыслить. По условию все трое одновременно дали правильный ответ, значит, аналогично рассуждали и остальные два товарища. Задача № 32. Михаил - понедельник, Геннадий - вторник, Владимир - среда, Иван - четверг, Петр - пятница, Степан - суббота, Алексей - воскресенье. Задача № 33. Валерий играет на контрабасе и учится на историческом факультете. Задача № 34. Андрей - банкир, Борис - врач, Григорий - метрдотель, Дмитрий - актер, Виктор - учитель. Задача № 35. И Косоглаз, и Борода являются жителями деревни Лгуново, Курнос - чередовец, Апощек - лгуновец, Длинноух - правдовец. Задача №36
Задача № 37
Задача № 38. Леня - сын Григория Аркадьевича, катался с Алексеем Ивановичем; Андрей - сын Валентина Петровича, катался с Федором Семеновичем; Тима - сын Алексея Ивановича, катался с Валентином Петровичем; Коля - сын Федора Семеновича, катался с Григорием Аркадьевичем.
Задача № 39. Выигрышную стратегию имеет начинающий. Он первым называет число 1, а в дальнейшем, после того, как соперник назовет число k (не больше 10), называет число 11 -k(i= 1,2,...,9). Задача № 40. Мальчики стоят в очереди в следующем порядке: Олег, Юра, Володя, Миша и Саша.
СЛОВАРЬ ОСНОВНЫХ ЛОГИЧЕСКИХ ТЕРМИНОВ
АБСТРАГИРОВАНИЕ - мысленное выделение одних признаков предмета и отвлечение от других. АБСТРАКТНОЕ МЫШЛЕНИЕ – процесс рационального отражения объективного мира в понятиях, суждениях, умозаключениях, гипотезах, теориях, позволяющий проникать в сущность, в закономерные связи действительности, творчески преобразовывать ее сначала в теории, а потом на практике. АБСТРАКТНОЕ ПОНЯТИЕ - понятие, в котором мыслится не предмет, а какой-либо из признаков (свойство, отношение) предмета, взятый отдельно от самого предмета. АНАЛИЗ - мысленное расчленение предметов на их составные части, мысленное выделение в них признаков. АНАЛОГИЯ - умозаключение, в котором мысль развивается от частного знания к частному, а заключение, вытекающее из посылок, носит вероятностный характер. АНАЛОГИЯ ОТНОШЕНИЙ - умозаключение, в котором объектом уподобления выступают отношения между двумя парами предметов, а переносимым признаком - свойства этих отношений. АНАЛОГИЯ СВОЙСТВ - умозаключение, в котором объектом уподобления выступают два единичных предмета, а переносимым признаком - свойства этих предметов. БЕЗОТНОСИТЕЛЬНОЕ ПОНЯТИЕ - понятие, в котором мыслится предмет, существующий самостоятельно, вне зависимости от другого предмета. БЕССМЫСЛЕННОЕ - это языковое выражение, не отвечающее требованиям синтаксиса или семантики языка. ВЕРСИЯ - одно из нескольких возможных, отличное от других объяснение или ВОПРОС - логическая форма, включающая исходную информацию с одновременным указанием на ее недостаточность с целью получения новой информации в виде ответа.
ВОСПРИЯТИЕ – целостный образ предмета, непосредственно воздействующий на органы чувств. ГИПОТЕЗА – вероятностное предположение о причине каких-либо явлений, достоверность которого при современном состоянии производства и науки не может быть проверена и доказана, но которое объясняет данные явления, без него не объяснимые, прием познавательной деятельности. ДЕДУКТИВНОЕ УМОЗАКЛЮЧЕНИЕ – это такая форма абстрактного мышления, в которой мысль развивается от знания большей степени общности к знанию меньшей степени общности, а заключение, вытекающее из посылок, с логической необходимостью носит достоверный характер. ДЕЛЕНИЕ ПОНЯТИЯ – логическая операция, раскрывающая объем понятия. ДИЛЕММА – условно-разделительное умозаключение с двумя альтернативами. ДОКАЗАТЕЛЬСТВО – логическое рассуждение, в процессе которого обосновывается истинность или ложность какой-либо мысли с помощью других положений, проверенных наукой и конкретной практикой. ЕДИНИЧНОЕ ПОНЯТИЕ – понятие, в котором мыслится один предмет. ЕДИНИЧНОЕ СУЖДЕНИЕ – суждение, включающее утверждение или отрицание об одном предмете. ЗАКОН МЫШЛЕНИЯ – это внутренняя, существенная, устойчивая, необходимая, повторяющаяся связь между элементами мысли и самими мыслями. ИНДУКТИВНОЕ УМОЗАКЛЮЧЕНИЕ – это такая форма абстрактного мышления, в которой мысль развивается от знания меньшей степени общности к знанию большей степени общности, а заключение, вытекающее из посылок, носит преимущественно вероятностный характер. ИСТИНА - знание, которое адекватно отражает в сознании человека явления и процессы объективного мира. ИСТИННОСТЬ МЫШЛЕНИЯ - это его коренное свойство, проявляющееся в способности воспроизводить действительность такой, какова она есть, соответствовать ей по своему содержанию. КОНКРЕТНОЕ ПОНЯТИЕ - понятие, в котором мыслится предмет или совокупность предметов как нечто самостоятельно существующее. ЛОГИЧЕСКАЯ ФОРМА (или форма абстрактного мышления) - способ связи элементов мысли, ее строение, благодаря которому содержание существует и отражает действительность. МОДАЛЬНОСТЬ - это явно или неявно выраженная в суждении дополнительная информация о логическом или фактическом статусе суждения, о регулятивных, оценочных, временных и других его характеристиках. МОДУСЫ СИЛЛОГИЗМА - разновидности силлогизма, отличающиеся друг от друга качественной и количественной характеристикой входящих в него посылок и заключения. МЫШЛЕНИЕ - это высшая форма отражения объективной реальности, состоящая в целенаправленном и обобщенном познании субъектом существенных связей и отношений предметов и явлений, в творческом созидании новых идей, в прогнозировании событий и действий. НЕПОЛНАЯ ИНДУКЦИЯ - умозаключение, в котором на основе повторяемости признака у некоторых явлений определенного класса делается вывод о принадлежности этого признака всему классу явлений. НЕПРОТИВОРЕЧИВОСТЬ – свойство правильного мышления избегать в структуре мысли противоречий, которых нет в отражаемой действительности. НЕСОБИРАТЕЛЬНОЕ ПОНЯТИЕ - понятие, содержание которого можно отнести к каждому предмету данного класса, который охватывается понятием. НЕСОВМЕСТИМЫЕ ПОНЯТИЯ - понятия, объемы которых не совпадают ни в одном элементе. НЕСОВМЕСТИМЫЕ СУЖДЕНИЯ - суждения, которые одновременно не могут быть истинными. НЕСУЩЕСТВЕННЫЕ ПРИЗНАКИ - признаки, которые могут принадлежать, но могут и не принадлежать предмету и которые не выражают его сущности. НУЛЕВОЕ ПОНЯТИЕ - понятие, объем которого представляет собой класс реально несуществующих предметов и существование которых в принципе невозможно. ОБОБЩЕНИЕ - мысленное объединение отдельных предметов в некотором понятии. ОБОБЩЕНИЕ ПОНЯТИЯ - логическая операция перехода от видового понятия к родовому путем исключения из содержания данного видового понятия его видообразующего признака. ОБОСНОВАННОСТЬ - свойство правильного мышления отражать объективные причинно-следственные связи и отношения предметов и явлений окружающего мира. ОБРАЩЕНИЕ – непосредственное дедуктивное умозаключение, в котором происходит перемена мест субъекта и предиката при сохранении качества суждения. ОБЩЕЕ ПОНЯТИЕ - понятие, в котором мыслится множество предметов. ОБЩЕЕ СУЖДЕНИЕ - суждение, в котором что-либо утверждается или отрицается о каждом предмете данного класса. ОБЪЕМ ПОНЯТИЯ - совокупность предметов, которая мыслится в данном понятии. ОГРАНИЧЕНИЕ ПОНЯТИЯ - логическая операция перехода от родового понятия к видовому путем прибавления к содержанию родового понятия видообразующего признака. ОМОНИМЫ - слова, совпадающие по звучанию, но относящиеся к различным понятиям. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПОНЯТИЯ – логическая операция, которая раскрывает содержание понятия либо устанавливает значение термина. ОПРЕДЕЛЕННОСТЬ - свойство правильного мышления воспроизводить в структуре мысли качественную определенность самих предметов и явлений, их относительную устойчивость. ОТНОСИТЕЛЬНЫЕ ПОНЯТИЯ - понятия, в которых мыслятся предметы, существование одного из которых предполагает существование другого. ОТРИЦАТЕЛЬНОЕ ПОНЯТИЕ - понятие, в содержании которого указывается на отсутствие у предмета определенных свойств. ОЩУЩЕНИЕ - отражение отдельных чувственно воспринимаемых свойств. ПАРОНИМЫ - близкие по звучанию однокоренные слова, имеющие разное значение или совпадающие в нем лишь частично. ПЕРЕСЕКАЮЩИЕСЯ ПОНЯТИЯ - совместимые понятия, объемы которых частично совпадают. ПОДЧИНЕННЫЕ ПОНЯТИЯ - совместимые понятия, объем одного из которых полностью входит в объем другого, составляя его часть. ПОЛИСИЛЛОГИЗМ - сложный категорический силлогизм, который состоит из двух и более простых силлогизмов, определенным образом связанных между собой таким образом, что заключение каждого последующего силлогизма становится посылкой другого силлогизма. ПОЛНАЯ ИНДУКЦИЯ - умозаключение, в котором общее заключение делается на основе изучения всех предметов или явлений данного класса. ПОЛОЖИТЕЛЬНОЕ ПОНЯТИЕ - понятие, содержание которого составляет свойства, присущие предмету. ПОНЯТИЕ - логическая мысль о предмете, отражение предмета в его одном или нескольких существенных признаках. ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ – свойство правильного мышления воспроизводить структурой мысли те структурные связи и отношения, которые присущи самой действительности, способность следовать «логике вещей и событий». ПРАВИЛЬНОСТЬ МЫШЛЕНИЯ – это способность мышления воспроизводить в структуре мысли объективное строение действительности, соответствовать действительным отношениям предметов и явлений. ПРЕВРАЩЕНИЕ – непосредственное дедуктивное умозаключение, в котором изменяется качество посылки без изменения ее количества. ПРЕДСТАВЛЕНИЕ - это сохранившийся в сознании чувственный образ предмета, который воспринимался раньше. ПРОСТОЙ КАТЕГОРИЧЕСКИЙ СИЛЛОГИЗМ - дедуктивное умозаключение, в котором из двух истинных категорических суждений, связанных общим термином, получается третье суждение - вывод. ПРОТИВОПОЛОЖНЫЕ ПОНЯТИЯ - два понятия, которые являются видами одного и того же рода, и при этом одно из них содержит какие-то признаки, а другое эти признаки не только отрицает, но и заменяет иными, противоположными признаками. ПРОТИВОПОЛОЖНЫЕ СУЖДЕНИЯ - суждения, которые не могут быть одновременно истинными, но могут быть одновременно ложными. ПРОТИВОРЕЧАЩИЕ ПОНЯТИЯ - два понятия, которые являются видами одного и того же рода, и при этом одно понятие указывает на некоторые признаки, а другое эти признаки отрицает, исключает, не заменяя их никакими другими признаками. ПРОТИВОРЕЧАЩИЕ СУЖДЕНИЯ - суждения, которые одновременно не могут быть ни истинными, ни ложными. ПРИЗНАК ПРЕДМЕТА - это то, в чем предметы сходны друг с другом или чем они друг от друга отличаются РАЗДЕЛИТЕЛЬНЫЕ СУЖДЕНИЯ - сложные суждения, которые включают в качестве составных частей другие суждения, объединяемые логическим союзом «или». СИНОНИМЫ - слова, тождественные или очень близкие по своему значению. СИНТЕЗ - мысленное соединение в единое целое частей предмета или его признаков, полученных в процессе анализа СОБИРАТЕЛЬНОЕ ПОНЯТИЕ - понятие, в котором группа однородных предметов мыслится как единое целое. СОВМЕСТИМЫЕ ПОНЯТИЯ - понятия, объемы которых совпадают полностью или частично. СОВМЕСТИМЫЕ СУЖДЕНИЯ - суждения, которые одновременно могут быть истинными. СОДЕРЖАНИЕ ПОНЯТИЯ - совокупность существенных признаков предмета или класса однородных предметов, отраженных в этом понятии. СОЕДИНИТЕЛЬНЫЕ СУЖДЕНИЯ сложные суждения, которые включают в качестве составных частей другие суждения, объединяемые логическим союзом «и». СОПОДЧИНЕННЫЕ ПОНЯТИЯ -непересекающиеся понятия, принадлежащие общему родовому понятию. СОРИТ - сокращенный полисиллогизм в котором пропущены заключение предшествующих силлогизмов и одна из посылок последующего силлогизма. СРАВНЕНИЕ - мысленное установление сходства или различия предметов по существенным или несущественным признакам СУЖДЕНИЕ - форма мышления, в которой утверждается или отрицается связь между предметом и его признаком или отношение между предметами. СУЩЕСТВЕННЫЕ ПРИЗНАКИ - признаки, которые необходимо принадлежат предмету, выражают его внутреннюю природу его сущность. ТОЖДЕСТВЕННЫЕ (РАВНОЗНАЧНЫЕ) ПОНЯТИЯ - совместимые понятия, объемы которых полностью совпадают. УМОЗАКЛЮЧЕНИЕ - форма мышления посредством которой из одного или нескольких суждений, связанных между собой, с логической необходимостью выводится новое суждение. УСЛОВНЫЕ СУЖДЕНИЯ - сложные суждения, образованные из двух посредством логического союза «если [...], то». ФИГУРЫ СИЛЛОГИЗМА - разновидности форм силлогизма, различаемые по положению среднего термина в посылках. ФОРМАЛЬНАЯ ЛОГИКА - наука об общезначимых формах и средствах мысли, необходимых для рационального познания в любой области. ФОРМАЛЬНО-ЛОГИЧЕСКИЙ ЗАКОН - закон структурно-смысловой связи элементов мысли между собой, придающий ей определенную форму, посредством которой выражается содержание мысли. ЧАСТНОЕ СУЖДЕНИЕ - суждение, в котором что-либо утверждается или отрицается о части предметов некоторого класса. ЭКВИВАЛЕНТНЫЕ СУЖДЕНИЯ - суждения, выражающие одну и ту же мысль в различной форме. ЭНТИМЕМА - сокращенная форма простого категорического силлогизма. ЭПИХЕЙРЕМА - сокращенный силлогизм, в котором обе посылки представляют собой энтимемы. ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА
Грядовой Д. И., Малахов В. П. Логика для юриста. - М, 1998. Грядовой Д. И., Малахов В. П., Пылев С. С. Логика в юридической теории и практике. - М., 1997. Жеребкин В. Е. Логический анализ понятий права. - Киев, 1976. Иванов Е. А. Логика: Учебник. - М., 1996. Иванов Е. А. Логика: Практические задания. -М ., 1998. Карнеги Д. Как вырабатывать уверенность в себе и влиять на людей, выступая публично. - М., 1989. Кириллов В. И., Старченко А. А. Логика: Учебник для юридических вузов. - М., 1995. Кнапп В., Герлох А. Логика в правовом сознании. - М., 1987. Кондаков Н. И. Логический словарь-справочник. - М., 1975. Маковельский А. О. История логики. - М., 1967. Малахов В. П. Нормативная логика в правовом мышлении. - М., 1990. Малахов В. П. Логика построения следственных версий. - М., 1996. Наумов А. В., Новиченко А. С. Законы логики при квалификации преступлений. - М., 1978. Поварнин С. Спор. О теории и практике спора. - М., 1996. Романов В. В. Теория и практика применения законов и правил логики в деятельности органов МВД. - Уфа, 1989. Рузавин Н. В. Логика и аргументация. - М., 1997. Тер-Акопов А. А. Судебная логика. - М., 1980. Упражнения по логике / Под ред. В. И. Кириллова. - М., 1992. Чижик П. И. Логика: Структурно-логические схемы. -М ., 1996. Эйсман А. А. Логика доказывания. - М., 1971. Язык закона. - М., 1990.
Содержание ВВЕДЕНИЕ................................................................................................................................................................................................................ 2 Глава 1. ЛОГИКА КАК НАУКА............................................................................................................................................................................ 3 § 1. Мышление как объект логики....................................................................................................................................................................... 4 § 3. Соотношение языка и мышления................................................................................................................................................................. 9 § 4. Роль логики в формировании логической культуры юриста............................................................................................................. 10 § 5. Основные этапы развития логики.............................................................................................................................................................. 13
Глава 2. ПОНЯТИЕ............................................................................................................................................................................................... 17 § 1. Понятие как форма мышления.................................................................................................................................................................... 18 § 2. Соотношение понятия и слова................................................................................................................................................................. 18 § 3. Логическая структура понятия.................................................................................................................................................................. 20 § 4. Виды понятий.................................................................................................................................................................................................. 22 § 5. Логические отношения между понятиями............................................................................................................................................... 23 § 6. Логические операции с понятиями............................................................................................................................................................ 25
Глава 3. СУЖДЕНИЕ............................................................................................................................................................................................ 39 § 1. Общая характеристика суждения............................................................................................................................................................. 39 § 2. Логическая структура суждения.............................................................................................................................................................. 40 § 3. Виды простых суждений.............................................................................................................................................................................. 41 § 4. Модальность суждений: сущность и виды............................................................................................................................................. 44 § 5. Сложные суждения и их виды.................................................................................................................................................................... 45 § 6. Отношения между суждениями.................................................................................................................................................................. 46
Глава 4. ЛОГИКА ВОПРОСОВ И ОТВЕТОВ.................................................................................................................................................. 55 § 1. Сущность и логическая структура вопроса........................................................................................................................................... 55 § 2. Виды вопросов................................................................................................................................................................................................ 57 § 3. Правила постановки вопросов................................................................................................................................................................... 58 § 4. Сущность и виды ответов............................................................................................................................................................................ 59
Глава 5. ДЕДУКТИВНОЕ УМОЗАКЛЮЧЕНИЕ............................................................................................................................................. 62 § 1. Общая характеристика умозаключения.................................................................................................................................................. 62 § 2. Непосредственные дедуктивные умозаключения................................................................................................................................ 63 § 3. Опосредованные дедуктивные умозаключения.................................................................................................................................... 65
Глава 6. ИНДУКТИВНОЕ УМОЗАКЛЮЧЕНИЕ............................................................................................................................................. 82 § 1. Виды индукции............................................................................................................................................................................................... 82 § 2. Индуктивные методы установления причинно – следственной связи............................................................................................ 84
Глава 7. УМОЗАКЛЮЧЕНИЕ ПО АНАЛОГИИ................................................................................................................................................ 92 § 1. Общая характеристика аналогии.............................................................................................................................................................. 92 § 2. Виды аналогии................................................................................................................................................................................................ 94
Глава 8. ОСНОВНЫЕ ФОРМАЛЬНО-ЛОГИЧЕСКИЕ ЗАКОНЫ................................................................................................................. 97 § 1. Понятие формально- логического закона............................................................................................................................................... 97 § 2. Закон тождества............................................................................................................................................................................................. 98 § 3. Закон противоречия.................................................................................................................................................................................... 101 § 4. Закон исключенного третьего.................................................................................................................................................................. 103 § 5. Закон достаточного основания............................................................................................................................................................... 104
Глава 9. ГИПОТЕЗА............................................................................................................................................................................................ 108 § 1. Сущность и логическая структура гипотезы....................................................................................................................................... 108 § 2. Виды гипотез................................................................................................................................................................................................. 110 § 3. Этапы разработки гипотезы..................................................................................................................................................................... 111
Глава 10. ДОКАЗАТЕЛЬСТВО......................................................................................................................................................................... 117 § 1. Общая характеристика логического доказательства....................................................................................................................... 117 § 2. Логическая структура доказательства.................................................................................................................................................. 118 § 3. Виды доказательства.................................................................................................................................................................................. 121 § 4. Основные правила логического доказательства и ошибки, возможные при их нарушении................................................. 124
ЗАКЛЮЧЕНИЕ......................................................................................................................................................................................................... 130 ОТВЕТЫ И РЕШЕНИЯ........................................................................................................................................................................................... 131 СЛОВАРЬ ОСНОВНЫХ ЛОГИЧЕСКИХ ТЕРМИНОВ.................................................................................................................................. 133 ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА................................................................................................................................................................. 137
Дата добавления: 2014-10-31; Просмотров: 473; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |