КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Тесты для контроля и самоконтроля
Для реализации этих задач, эффективного посткризисного развития следует отказаться от прежних представлений, изменить экономическую стратегию и перейти от слов к делу. Иначе Россия может остаться на задворках истории, стать сырьевым придатком развитых стран. Вопросы для самоконтроля
1. Является ли Российская Федерация социальным правовым государством? Почему? 2. Каковы основные направления государственно-правовых и социально-экономических реформ президента РФ В.В. Путина? 3. Что такое вертикаль власти и как она была укреплена президентом Российской Федерации? 4. В чем значение приоритетных национальных проектов в повышении жизненного уровня граждан? 5. Какие проблемы в российской экономике следует решать в посткризисный период в первую очередь? 6. Каковы достижения России с социальной сфере в первое десятилетие ХХI в.? 7. Какие острые проблемы в социальной сфере остаются нерешенными? 8. Назовите внешние и внутренние причины кризиса в России 2008–2010 гг. 9. К каким положительным результатам привела реализация антикризисной программы правительства?
Заключение Основная функция отечественной истории состоит в том, чтобы быть социальной памятью общества. А задача молодого поколения – изучать исторический опыт своей страны, чтобы лучше знать жизнь своих предков, учиться на их ошибках, разбираться в сегодняшней политике. Поэтому так важно сегодня историческое образование. Сегодня оно является настоятельной потребностью обеспечения процессов, определяющих российскую действительность и направленных на политическое и экономическое реформаторство, духовное и нравственное обновление общества.
История Отечества свидетельствует, что государство и общество вынуждены осуществлять преобразования, модернизации, реформы, чтобы соответствовать новым требованиям. Опыт соседних государств показывает, что отказ от реформ, от модернизации политической системы и государственного управления может обернуться социальным взрывом, «цветной» революцией, наподобие оранжевой революции в Украине, «революции роз» в Грузии или «тюльпановой революции» в Киргизии. В этих странах государственное управление не отвечало новому времени, своевременно не модернизировалось. Поэтому оно не смогло справиться с массовым возмущением огромных слоев общества, недовольных условиями своей жизни в XXI в. Революция в отличие от реформы предполагает коренную ломку государственного строя, всей системы государственного управления. В связи с тем, что почти все революции сопровождаются большими человеческими жертвами и страданиями народа (на примере революций в России это хорошо видно), то для общественного прогресса своевременные реформы все-таки предпочтительнее. Реформы, в отличие от революции, не разрушают старое, а опираясь на лучшее, сохраняя все ценное, определенную преемственность, созидают новое, отвечающее требованиям времени. Государственные реформы только тогда можно считать успешными, когда они решают проблемы, стоящие перед обществом, способствуют социально-экономическому развитию страны, повышают качество жизни ее граждан. Кроме того, реформы должны проводиться с учетом объективных предпосылок, потребностей общества. Многие реформы, навязанные сверху, не воспринятые народом, обречены на неудачу. Если говорить о России, то вся история ее реформ свидетельствует о том, что государственно-правовые изменения, совершенствование государственного управления зачастую осуществляются с опозданием. Из-за несвоевременного поведения модернизации экономики и общественных отношений с целью решения накопившихся социально-экономических проблем реформы обернулись для нашего народа «шоковой терапией».
Одна из главных причин безуспешности российских реформ состоит в том, что вместо сознательного, целенаправленного преобразования общества, модернизации государства и институтов государственного управления в России проводились перманентные слияния-разделения министерств и ведомств, других органов государственной власти и управления. Причина низкой эффективности власти в современной России состоит в том, что подбор кадров в центральные и региональные органы государственного управления все еще оставляет желать лучшего. Практика реализации приоритетных национальных проектов, целевых программ развития экономики и социальной сферы убедительно доказывает, что знание российскими чиновниками современной науки государственного управления все еще является «очень большой редкостью». Этот факт признавался главой государства в одном из очередных посланий Федеральному собранию. Несмотря на принцип независимости ветвей власти, заложенный в действующей Конституции, до сих пор исполнительная власть вмешивается в дела законодательных и судебных органов. Российское чиновничество, как показывает исторический опыт, никогда не соблюдало принцип независимости судов. Представители исполнительной власти и в наши дни стремятся влиять на судебные решения. Поэтому многие права, прописанные в Конституции и закрепленные в других законах, не защищаются судом. Сегодня российский суд либо боится принимать решения, противоречащие указаниям «сверху», либо сам является частью вертикали власти. В результате суд в России не воспринимается местом, где следует искать справедливость, защиту от чиновничьего произвола. В цивилизованных государствах гражданин может защитить свои права в суде, надеяться на то, что его дело будет рассмотрено по закону. В России гражданин чаще обращается за защитой законных прав к президенту, председателю правительства, что свидетельствует не только о зависимости нашей судебной системы, но и говорит об отсутствии правового государства. Российское население привыкло видеть в главе государства царя-батюшку, своего спасителя и избавителя. Это обусловлено тем, что на Руси правили царствующие особы, но не законы.
В исторических условиях слабости представительных (общественных) институтов роль монарха в России всегда была очень велика. Очередной самодержец мог «перевернуть» Россию, как Пётр I, мог надолго её «подморозить», как это сделал Николай I или придать импульс модернизации, как Александр II. С приходом нового Президента Российской Федерации у многих россиян появилась надежда на то, что Россия все же станет современной страной с развитым гражданским обществом. Обществом, свободным от чиновничьего беспредела, от коррупции, от несправедливости и беззакония. Однако пока эта надежда, к сожалению, далека от реализации. Преобразования, произошедшие в России за последние годы, в том числе создание новой вертикали власти, круто и необратимо изменили облик государства, его социально-политический и экономический строй. Однако не все преобразования однозначно восприняты обществом. Лозунг «Свобода лучше несвободы» обернулся закрытием программы «Свобода слова», разгромом независимых телеканалов «НТВ» и «ТV–6», убийствами Анны Политковской, Дмитрия Холодова, избиением Михаила Бекетова, Олега Кашина и сотен других независимых журналистов, а также проектом драконовского закона о полиции. В последнее время в России участились нападения не только на журналистов, но и на адвокатов, правозащитников, других представителей гражданского общества. Стоит ли удивляться, что думающие люди не стремятся к самореализации в России, мечтают работать за границей, где созданы более комфортные условия для труда и отдыха. Не в этом ли кроется разгадка феномена, что получив образование в России, ученые уезжают из страны и работают за рубежом, как это произошло с Нобелевскими лауреатами 2010 г. россиянами К. Новоселовым и А.Геймом? Не потому ли нынешние организаторы наукограда в «Сколково», завлекая маститых ученых и удачливых бизнесменов со всего мира, обещают инноваторам отличные от остальной России условия для работы?
Автор выражает надежду, что реформы, проводимые В.В. Путиным и Д.А. Медведевым, будут доведены до логического конца, и Россия займет достойное место в ряду правовых, демократических государств Европы. «Без сомнения, мы видим масштаб предстоящей работы, – заявил руководитель страны в очередном послании Федеральному собранию. – Уверен, мы с этой работой справимся».
Литература
Архипова Т. Г., Румянцев М.Ф., Сенин А.С. История государственной службы в России XVIII–XX веков. – М., 2000. Великие реформы в России 1856–1874 гг. – М., 1992. Верт Н. История советского государства (1900–1991). – М., 1992. Волкогонов Д.А. Триумф и трагедия: Политический портрет И.В. Сталина. В 2 кн. – М., 1989. Еремян В.В. Муниципальная история России (от Киевской Руси до начала ХХ века): Учебное пособие для высшей школы. – М., 2003. Ерошкин Н.А. История государственных учреждений дореволюционной России. – М., 1983. Зверев В.В. История России с древнейших времен до наших дней: Учебное пособие. – М., 2006. Зубкова Е.Н. Общество и реформы, 1945–1964 гг. – М., 1993. Зуев М.Н. История России: Учебное пособие для вузов. – М., 2005. Зуев М.Н. История России с древнейших времен до начала XXI века: Учеб. пособие. – М., 2005. Исаев И.А. История государства и права России: Учебник. – М., 2006. История государства и права России: Учебник / В.М. Клеандрова, Р.С. Мулукаев и др.; под ред. Ю.П. Титова. – М., 2005. История государственного управления в России: Учебник / Под ред. В. Г. Игнатова. – Ростов н/Д, 2005. История государственного управления в России: Учебник / Под общ. ред. Р. Г. Пихои. – М., 2006. История России: Учебник / А.С. Орлов, В.А. Георгиев, Н. Г. Георгиева, Т.А. Сивохина.– М., 2006. Кабышев В. Г. Становление конституционного строя в России. – Саратов, 1993. Карамзин Н.М. История государства Российского. – М., 2007. Ключевский В.О. Избранные лекции «Курса русской истории». – Ростов н/Д, 2002. Комментарий к Конституции Российской Федерации. – М., 1994. Конституция (Основной Закон) Российской Федерации. Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. – М., 2006. Конституция СССР. Политико-правовой комментарий. – М., 1982. Коровин В.В. История отечественных органов безопасности. – М., 1998. Коржихина Т.П. История государственных учреждений СССР. – М., 1986. Костомаров Н.И. Русская история в жизнеописаниях ее главнейших деятелей. – М., 2007. Лузянин С. Г. Восточная политика Владимира Путина. Возвращение России на «Большой Восток» (2004–2008 гг.). – М., 2007. Мельгунов С.Х. Красный террор в России 1918–1923. – М., 1990. Мерцалов А.Н., Мерцалова Л.А. Сталинизм и война. – М., 1998. Мерцалов А.А., Моисеев В.В. К вопросам о социально-экономическом развитии России. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. – Орел, 2008. Моисеев В.В. История государственного управления в России: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. – М., 2010. Моисеев В.В. История государственно-правовых реформ в России. Учебник. – Орел, 2007. Моисеев В.В. История России. Учебник. – Орел, 2008. Моисеев В.В. Россия в глобальном кризисе. – Орел, 2009. Моисеев В.В. Социальная политика России. – Орел, 2010 Омельченко Н.А. История государственного управления в России: Учебник. – М., 2006. Отечественная история: Учебное пособие / Под ред. Р.В. Дегтяревой, С.Н. Полторака. – М., 2005. Пчелов Е.В., Чумаков В.Т. Правители России от Юрия Долгорукова до наших дней. – М.,1997. Сизиков М.И. История государства и права России с конца ХVII в. до начала ХIХ в. – М., 1998. Сокольский Ю.М. Цари и министры (популярные очерки). – СПб, 1998. Соловьев С.М. История России с древнейших времен. – М., 1988. Федоров В.А. История России. 1861–1917. – М., 1998. Цечоев В.К. История государства и права России с древнейших времен до 1861 г. – Ростов н/Д, 2000. Цечоев В.К., Орлова Н.Е. История государства и права России XIX–XX вв.: Учеб. пособие. – Ростов н/Д, 2000.
Задание № 1. В советский период отечественной истории главной социальной функцией исторического знания считалось формирование у всех членов общества… а) научного марксистского мировоззрения; б) идейного плюрализма; в) критического отношения к политическому режиму; г) уважительного отношения к традиционным религиям.
Задание № 2. Отрасль исторической науки, изучающая первобытные, древние и средневековые вещественные источники и реконструирующая по ним прошлое человеческого общества, называется… а) археология; б) историография; в) историческая хронология; г) этнография.
Задание № 3. Ретроспективный метод исторического познания заключается в…
Задание № 4. В современной исторической науке широкое распространение получил антропологический подход, который приоритетную роль отводит…
а) человеку, его внутреннему миру; б) географическому фактору; в) способу производства; г) классовой борьбе.
Задание № 5. Любеческий съезд князей 1097 г. принял решение о… а) введении уроков и погостов; б) прекращении княжеских усобиц; в) составлении первого письменного свода законов; г) принятии монотеистической религии на Руси.
Задание № 6. Главным должностным лицом в системе новгородского управления был…
а) архиепископ; б) посадник; в) тысяцкий; г) князь.
Задание № 7. Город, избежавший разорения в ходе похода хана Батыя в 1237–1238 гг., назывался… а) Рязань; б) Новгород Великий; в) Владимир; г) Киев.
Задание № 8. Москва стала церковной столицей Руси в период правления князя…
а) Данила Александровича; б) Юрия Долгорукого; в) Дмитрия Донского; г) Ивана Калиты.
Задание № 9. Земельное владение, предоставляемое на условиях несения службы, называется…
а) удел; б) вотчина; в) поместье; г) посад.
Задание № 10. Поход Ермака в 80-е гг. XVI в. положил начало присоединению к России…
а) Астраханского ханства; б) Западной Сибири; в) Казанского ханства; г) Балтийского побережья.
Задание № 11. Михаил Федорович Романов был избран царем на Земском соборе в ____ году.
а) 1613; б) 1605; в) 1584; г) 1598.
Задание № 12. В 1670–1671 гг. произошло восстание под предводительством…
а) Богдана Хмельницкого; б) Семена Дежнева; в) Ивана Болотникова; г) Степана Разина.
Задание № 13. Решающее сражение между войсками Петра Ι и Карла ΧΙΙ произошло под Полтавой в _____ году.
а) 1695; б) 1721; в) 1714; г) 1709.
Задание № 14. К мероприятиям политики «просвещенного абсолютизма» Екатерины ІІ относилось…
а) введение подушной подати; б) создание Государственного совета; в) издание Жалованной грамоты дворянству; г) создание Верховного тайного совета.
Задание № 15. «Русская правда» П.И. Пестеля содержала требование…
а) национализации; б) секуляризации монастырских земель; в) введения конституционной монархии; г) установления в России республики.
Задание № 16. В 1836 г. в журнале «Телескоп» было опубликовано первое «Философическое письмо», написанное…
а) П.Я. Чаадаевым; б) А.И. Герценом; в) А.Х. Бенкендорфом; г) А.С. Хомяковым.
Задание № 17. С крестьянской реформой 1861 г. связано понятие…
а) «подворное обложение»; б) «обязанные крестьяне»; в) «выкупные платежи»; г) «вольные хлебопашцы».
Задание № 18. Установите соответствие между фамилиями общественных деятелей и их принадлежностью к течениям общественной мысли.
1. П.И. Пестель марксист
2. К.Д. Кавелин декабрист
3. Г.В. Плеханов западник
Задание № 19. Ключевым положением марксизма является утверждение о том, что…
Задание № 20. Одной из особенностей политического устройства России в начале XX в. являлось…
Задание № 21. К военным действиям на Восточном фронте в 1914 г. относятся…
а) Галицийская битва; б) Брусиловский прорыв; в) Цусимское сражение; г) Восточно-Прусская операция.
Задание № 22. В первом составе Временного правительства, созданного в марте 1917 г., А. Ф. Керенский занимал пост…
а) военного и морского министра; б) министра иностранных дел; в) министра юстиции; г) главы правительства.
Задание № 23. Учредительное собрание было разогнано большевиками в…
а) декабре 1917 г.; б) январе 1918 г.; в) октябре 1917 г.; г) марте 1918 г.
Задание № 24. Одним из руководителей Красной Армии в годы Гражданской войны (1918–1920) был…
а) А.И. Деникин; б) М.В. Фрунзе; в) А.В. Колчак; г) М.Д. Скобелев.
Задание № 25. Одним из главных итогов форсированной индустриализации, проводимой в СССР в конце 1920-х – 1930-е гг., было…
Задание № 26. В 1934 г. СССР вступил в международную организацию, которая называлась…
а) Совет Безопасности; б) Коминтерн; в) Лига Наций; г) ООН.
Задание № 27. 8 мая 1945 г. Акт о безоговорочной капитуляции германии от имени Верховного главнокомандования подписал маршал СССР…
а) К.К. Рокоссовский; б) Г.К. Жуков; в) И.Х. Баграмян; г) А.М. Василевский.
Задание № 28. Одним из итогов социально-экономической политики в послевоенный период (1945–1953) было…
а) проведение либерализации цен; б) введение продразверстки; в) создание концессий; г) восстановление промышленного производства к 1948 г.
Задание № 29. Одной из причин недовольства населения политикой Н.С. Хрущева к началу 1960-х гг. стало…
а) отмена карточной системы; б) значительное повышение цен на продукты; в) строительство блочно-типовых домов; г) выдача паспортов колхозникам.
Задание № 30. Согласно Конституции СССР 1977 г., в стране провозглашалась…
а) монополия КПСС на власть; б) введение многопартийности; в) построение социализма; г) введение поста президента СССР.
Задание № 31. Установите правильную последовательность событий, связанных с взаимоотношениями СССР и стран социалистического лагеря. Карибский (Кубинский) кризис
Роспуск СЭВ
Урегулирование отношений с Югославией
Ввод войск стран ОВД в Чехословакию
Задание № 32. Курс, направленный на реформирование страны в_______гг., получил название «перестройка». а) 1945–1953; б) 1985–1991; в) 1953–1964; г) 1964–1982.
Тесты составлены на основе вопросов к тестам по федеральному экзамену профессионального образования (ФЭПО). Тесты ФЭПО – основной вид контроля знаний студентов в период аккредитации и лицензирования вузов.
Дата добавления: 2014-10-31; Просмотров: 1273; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |