Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Директивное ценообразование




Допустим, правительство обязало отрасль 1 закупать ресурсы по директивным ценам

W 1 = 1/2, R 1 = 1/2,

а отрасль 2 – по ценам

W 2 = 1/4, R 2 = 1.

Вначале убедимся, что рыночное равновесие при таких ценах невозможно. Из минимизации издержек при производстве благ 1 и 2 вытекают равенства предельных норм технической замены ресурсов отношениям цен ресурсов:

 

2 K 1/ L 1 = W 1/ R 1 = 1, (1.26)
K 2/(2 L 2) = W 2/ R 2 = 1/4, (1.27)

 

откуда легко получить два соотношения, определяющих КПК:

 

K 1/ L 1 = 1/2 = K 2/ L 2. (1.28)

 

Из уравнений (1.28), в частности, вытекает, что равновесный совокупный спрос на ресурс L превышает в два раза совокупный спрос на ресурс К, что противоречит соотношению физических запасов ресурсов (1.4) и (1.5). Таким образом, на рынке наблюдается дефицит ресурса L и переизбыток ресурса К.

Предположим, что в качестве альтернативного механизма рационирования дефицитного ресурса выступает «административный рынок»: для того, чтобы получить доступ к единице ресурса L, фирме необходимо затратить, помимо его официальной цены W, некоторую дополнительную денежную сумму t. Величина t складывается на «административном рынке» в результате прихода экономики к состоянию общего равновесия.

Найдем изменения в КПК, вызванные директивным ценообразованием. Доступ к ресурсу L оказывается сопряженным с дополнительными затратами t (в расчете на единицу ресурса), что изменяет поведение фирм. Уравнения (1.26) и (1.27) превращаются в уравнения (1.29) и (1.30):

 

2 K 1/ L 1 = (W 1 + t)/ R 1 = 1, (1.29)
K 2/(2 L 2) = (W 2 + t)/ R 2 = 1/4. (1.30)

 

Подставив директивные значения цен ресурсов, убеждаемся, что КПК теперь задана следующими четырьмя параметрическими зависимостями:

 

K 1 = 30(4 t – 1)(2 t + 1)/(4 t), (1.31)
L 1 = 30(4 t – 1)/(2 t), (1.32)
K 2 = 30(4 t + 1)(1 – 2 t)/(4 t), (1.33)
L 2 = 30(1 – 2 t)/(2 t), (1.34)

 

где параметр t может принимать значения от 1/4 до 1/2. На рис.3 наглядно показано отличие КПК, представленного уравнениям (1.31)-(1.34), от КПК, описываемого уравнениями (1.8)-(1.11). Механизм рационирования, при котором доступ к дефицитному ресурсу определяется лицом, получающим лишь величину t, а не полную его рыночную цену, приводит к потерям производственной эффективности по сравнению с рыночным ценообразованием. КПК проходит через точки, где изокванты не касаются друг друга, а пересекаются.

 

Рис.3. Изменения в КПК под воздействием директивного ценообразования на рынке производственных ресурсов

 

Подставив выражения (1.31)-(1.34) в уравнения (1.1) и (1.2), находим систему уравнений, описывающих ГПВ данной экономики:

 

, (1.35)
. (1.36)  

 

Поскольку действующий в данной экономике механизм рационирования произ­водственных ресурсов менее эффективен, чем механизм совершенной конкуренции, полученная кривая ГПВ лежит ниже ГПВ, заданной уравнениями (1.14)-(1.15) (см. рис.4).

Из уравнений (1.35)-(1.36) можно получить абсолютную величину тангенса угла наклона ГПВ, то есть «предельную норму трансформации» продукта 1 в продукт 2 (MRT 12):

 

. (1.37)

 

Эту же величину можно получить, используя найденные при решении задачи 1.1 формулы предельных издержек производства (1.17) и (1.18) с поправкой на «административную цену» t:

1 = (3/2)(2 R 1)1/3(W 1 + t)2/3 = (3/2)(1/2 + t)2/3, (1.38)
2 = (3/2)(2 W 2 + t)1/3 R 22/3 = (3/2)(2 t + 1/2)1/3. (1.39)  

 

Поделив правые части уравнений (1.38) и (1.39) одно на другое, получаем результат (1.37).

 

Рис.4. Изменения в ГПВ и равновесном выпуске под воздействием директивного ценообразования на рынке производственных ресурсов

 

В равновесии должно быть выполнено равенство предельной нормы замены благ в потреблении и их предельной нормы технической замены в производстве:

 

. (1.40)

 

Добавив равенство (1.40) к уравнениям ГПВ (1.35) и (1.36), получаем систему уравнений, описывающую общее равновесие в экономике. Решив ее, находим равновесные значения (см. рис.4):

t» 0,314, Q 1» 11,47, Q 2» 19,21.

 

Воспользовавшись выражениями (1.31)-(1.34), находим равновесные объемы потребления ресурсов отраслями:

K 1 = 10, L 1» 12,28, K 2 = 20, L 2» 17,72.

 

Из условий нулевой экономической прибыли находим цены потребительских товаров:

 

p 1 = [(1/2) K 1 + (1/2 + t) L 1]/ Q 1» 1,308.

p 2 = [(1) K 2 + (1/4 + t) L 2]/ Q 2» 1,562.

 

Расчеты показателей системы национальных счетов сводим в таблицу:

 

ВВП использованный Национальный доход
Покупки блага 1 1,31∙11,47 = 15,0 Доходы труда 0,5∙12,28 + 0,25∙17,72» 10,57
Покупки блага 2 1,56∙19,21 = 30,0 Доходы капитала 0,5∙10,0 + 1,0∙20,0» 25,00
    «Административная рента» 0,314∙30» 9,43
Итого: 45,0 Итого: 45,00

 

Замечание: Конечно, в данных официальной статистики величина административной ренты обычно не представлена. Но косвенным подтверждением ее присутствия является расхождение между ВВП и национальным доходом (в России – до 25%).

 

Случай 2. ДИРЕКТИВНОЕ ЦЕНООБРАЗОВАНИЕ В СФЕРАХ ПРОИЗВОДСТВА И ПОТРЕБЛЕНИЯ (См. Задачу 2.2 [2])

Рассмотрим экономику, описанную в предыдущем примере. Теперь, в дополнение к директивным ценам на ресурсы W 1 = 1/2, R 1 = 1/2, W 2 = 1/4, R 2 = 1, правительство устанавливает и директивные цены на конечные блага. Для того, чтобы несколько упростить расчеты, примем:

отпускные цены производителей установлены в точности равными полученным выше равновесным ценам:

p 1» 1,308, p 2» 1,562;

а потребительские цены

P 1 = 1,0, P 2 = 1,7457,

хотя и отличаются от отпускных, заданы так, чтобы выполнялось равенство:

p 1 Q 1 + p 2 Q 2 = P 1 Q 1+ P 2 Q 2,

где Q 1» 11,47, Q 2» 19,21 – полученные выше равновесные объемы выпуска. Иначе говоря, количество денег в данной экономике с административным ценообразованием подобрано так, чтобы не было «денежного навеса» с очевидными инфляционными последствиями.

В такой ситуации также возникает дефицит и, как следствие, «административный рынок», причем не только на рынке одного из ресурсов, но также и на рынке одного из потребительских благ: для того, чтобы «достать» единицу блага, потребителю необходимо затратить, помимо официальной цены, еще и дополнительную денежную сумму s. Величина s определяется в результате прихода экономики к состоянию общего равновесия. Опишем это равновесие.

Хотя в данной экономике возможны множественные равновесия, рассмотрим самое очевидное из них, при котором равновесие на стороне производства совпадает с полученным нами выше. При этом официальная потребительская цена на благо 1 оказывается заниженной, и на рынке блага 1 возникает дефицит.

Репрезентативный потребитель решает следующую задачу максимизации полезности:

 

MAX { Q 1 Q 22} при ограничении: (P 1 + s) Q 1 + P 2 Q 2 = M,

 

где М — величина совокупного денежного дохода населения. Из оптимального выбора потребителя следует равенство предельной нормы замены благ отношению их полных цен:

 

. (1.41)

 

Величина М складывается из официальных доходов продавцов продукции и из теневых доходов от продажи дефицитного блага:

 

M = (p 1 + s) Q 1 + p 2 Q 2. (1.42)

 

Решив систему уравнений (1.41)-(1.42) для заданных в условиях задачи значений цен и объемов производства, получаем:

s» 0,462, M» 50,30.

 

Формально рассчитанные показатели системы национальных счетов практически совпадают с показателями, полученными выше для случая, когда административное ценообразование имело место лишь на рынке ресурсов:

 

ВВП использованный Национальный доход
Отрасль 1 1,00•11,47 = 11,47 Доходы труда 0,5•12,28 + 0,25•17,72» 10,57
Отрасль 2 1,75•19,21 = 33,53 Доходы капитала 0,5•10,0 + 1,0•20,0» 25,00
    «Адм. рента» в производстве 0,314•30» 9,43
Итого: 45,0 Итого: 45,00

 

Но, конечно, правильнее (с точки зрения учета скрытой инфляции и перераспределения доходов) таблицу СНС было бы рассчитать с учетом «продукции», произведенной механизмом рационирования дефицитного потребительского блага:

 

ВВП использованный Национальный доход
Отрасль 1 1,00∙11,47 = 11,47 Доходы труда 0,5∙12,28 + 0,25∙17,72» 10,57
Доплата за рационирование 0,46∙11,47» 5,30    
Отрасль 2 1,75∙19,21 = 33,53 Доходы капитала 0,5∙10,0 + 1,0∙20,0» 25,00
    «Адм. рента» в производстве 0,314∙30» 9,43
    «Адм. рента» в потреблении 0,46∙11,47» 5,30
Итого: 50,30 Итого: 50,30

 

В «ценах Случая 1»:

 

ВВП использованный Национальный доход
Отрасль 1 = 11,47∙(45,0/50,3) = 10,3 Доходы труда » 10,57∙(45,0/50,3) = 9,5
Доплата за рационирование » 5,30∙(45,0/50,3) = 4,7    
Отрасль 2 = 33,53∙(45,0/50,3) = 30,0 Доходы капитала » 25,00∙(45,0/50,3) = 22,4
    «Адм. рента» в производстве » 9,43∙(45,0/50,3) = 8,4
    «Адм. рента» в потреблении » 5,30∙(45,0/50,3) = 4,7
Итого: 45,0 Итого: 45,0

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-10-31; Просмотров: 1270; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.