КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Директивное ценообразованиеДопустим, правительство обязало отрасль 1 закупать ресурсы по директивным ценам W 1 = 1/2, R 1 = 1/2, а отрасль 2 – по ценам W 2 = 1/4, R 2 = 1. Вначале убедимся, что рыночное равновесие при таких ценах невозможно. Из минимизации издержек при производстве благ 1 и 2 вытекают равенства предельных норм технической замены ресурсов отношениям цен ресурсов:
откуда легко получить два соотношения, определяющих КПК:
Из уравнений (1.28), в частности, вытекает, что равновесный совокупный спрос на ресурс L превышает в два раза совокупный спрос на ресурс К, что противоречит соотношению физических запасов ресурсов (1.4) и (1.5). Таким образом, на рынке наблюдается дефицит ресурса L и переизбыток ресурса К. Предположим, что в качестве альтернативного механизма рационирования дефицитного ресурса выступает «административный рынок»: для того, чтобы получить доступ к единице ресурса L, фирме необходимо затратить, помимо его официальной цены W, некоторую дополнительную денежную сумму t. Величина t складывается на «административном рынке» в результате прихода экономики к состоянию общего равновесия. Найдем изменения в КПК, вызванные директивным ценообразованием. Доступ к ресурсу L оказывается сопряженным с дополнительными затратами t (в расчете на единицу ресурса), что изменяет поведение фирм. Уравнения (1.26) и (1.27) превращаются в уравнения (1.29) и (1.30):
Подставив директивные значения цен ресурсов, убеждаемся, что КПК теперь задана следующими четырьмя параметрическими зависимостями:
где параметр t может принимать значения от 1/4 до 1/2. На рис.3 наглядно показано отличие КПК, представленного уравнениям (1.31)-(1.34), от КПК, описываемого уравнениями (1.8)-(1.11). Механизм рационирования, при котором доступ к дефицитному ресурсу определяется лицом, получающим лишь величину t, а не полную его рыночную цену, приводит к потерям производственной эффективности по сравнению с рыночным ценообразованием. КПК проходит через точки, где изокванты не касаются друг друга, а пересекаются.
Подставив выражения (1.31)-(1.34) в уравнения (1.1) и (1.2), находим систему уравнений, описывающих ГПВ данной экономики:
Поскольку действующий в данной экономике механизм рационирования производственных ресурсов менее эффективен, чем механизм совершенной конкуренции, полученная кривая ГПВ лежит ниже ГПВ, заданной уравнениями (1.14)-(1.15) (см. рис.4). Из уравнений (1.35)-(1.36) можно получить абсолютную величину тангенса угла наклона ГПВ, то есть «предельную норму трансформации» продукта 1 в продукт 2 (MRT 12):
Эту же величину можно получить, используя найденные при решении задачи 1.1 формулы предельных издержек производства (1.17) и (1.18) с поправкой на «административную цену» t:
Поделив правые части уравнений (1.38) и (1.39) одно на другое, получаем результат (1.37).
В равновесии должно быть выполнено равенство предельной нормы замены благ в потреблении и их предельной нормы технической замены в производстве:
Добавив равенство (1.40) к уравнениям ГПВ (1.35) и (1.36), получаем систему уравнений, описывающую общее равновесие в экономике. Решив ее, находим равновесные значения (см. рис.4): t» 0,314, Q 1» 11,47, Q 2» 19,21.
Воспользовавшись выражениями (1.31)-(1.34), находим равновесные объемы потребления ресурсов отраслями: K 1 = 10, L 1» 12,28, K 2 = 20, L 2» 17,72.
Из условий нулевой экономической прибыли находим цены потребительских товаров:
p 1 = [(1/2) K 1 + (1/2 + t) L 1]/ Q 1» 1,308. p 2 = [(1) K 2 + (1/4 + t) L 2]/ Q 2» 1,562.
Расчеты показателей системы национальных счетов сводим в таблицу:
Замечание: Конечно, в данных официальной статистики величина административной ренты обычно не представлена. Но косвенным подтверждением ее присутствия является расхождение между ВВП и национальным доходом (в России – до 25%).
Случай 2. ДИРЕКТИВНОЕ ЦЕНООБРАЗОВАНИЕ В СФЕРАХ ПРОИЗВОДСТВА И ПОТРЕБЛЕНИЯ (См. Задачу 2.2 [2]) Рассмотрим экономику, описанную в предыдущем примере. Теперь, в дополнение к директивным ценам на ресурсы W 1 = 1/2, R 1 = 1/2, W 2 = 1/4, R 2 = 1, правительство устанавливает и директивные цены на конечные блага. Для того, чтобы несколько упростить расчеты, примем: отпускные цены производителей установлены в точности равными полученным выше равновесным ценам: p 1» 1,308, p 2» 1,562; а потребительские цены P 1 = 1,0, P 2 = 1,7457, хотя и отличаются от отпускных, заданы так, чтобы выполнялось равенство: p 1 Q 1 + p 2 Q 2 = P 1 Q 1+ P 2 Q 2, где Q 1» 11,47, Q 2» 19,21 – полученные выше равновесные объемы выпуска. Иначе говоря, количество денег в данной экономике с административным ценообразованием подобрано так, чтобы не было «денежного навеса» с очевидными инфляционными последствиями. В такой ситуации также возникает дефицит и, как следствие, «административный рынок», причем не только на рынке одного из ресурсов, но также и на рынке одного из потребительских благ: для того, чтобы «достать» единицу блага, потребителю необходимо затратить, помимо официальной цены, еще и дополнительную денежную сумму s. Величина s определяется в результате прихода экономики к состоянию общего равновесия. Опишем это равновесие. Хотя в данной экономике возможны множественные равновесия, рассмотрим самое очевидное из них, при котором равновесие на стороне производства совпадает с полученным нами выше. При этом официальная потребительская цена на благо 1 оказывается заниженной, и на рынке блага 1 возникает дефицит. Репрезентативный потребитель решает следующую задачу максимизации полезности:
MAX { Q 1 Q 22} при ограничении: (P 1 + s) Q 1 + P 2 Q 2 = M,
где М — величина совокупного денежного дохода населения. Из оптимального выбора потребителя следует равенство предельной нормы замены благ отношению их полных цен:
Величина М складывается из официальных доходов продавцов продукции и из теневых доходов от продажи дефицитного блага:
Решив систему уравнений (1.41)-(1.42) для заданных в условиях задачи значений цен и объемов производства, получаем: s» 0,462, M» 50,30.
Формально рассчитанные показатели системы национальных счетов практически совпадают с показателями, полученными выше для случая, когда административное ценообразование имело место лишь на рынке ресурсов:
Но, конечно, правильнее (с точки зрения учета скрытой инфляции и перераспределения доходов) таблицу СНС было бы рассчитать с учетом «продукции», произведенной механизмом рационирования дефицитного потребительского блага:
В «ценах Случая 1»:
Дата добавления: 2014-10-31; Просмотров: 1270; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |