КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Структура отделов и функции ЦНС
Вопросы к занятию Тема 7: Анатомия и физиология нервной системы
Работа 1. Структура и функции ЦНС. Ход работы: Заполните таблицу. Таблица 8
Работа 2. Определение функционального состояния нервно-мышечного аппарата по частоте мышечных движений (теппинг-тест Е.П. Ильина). Оборудование: секундомер. Ход работы: лист бумаги разделить на 6 равных частей (приложение 4). Испытуемый после команды «Начали» в течение 10 сек. в максимальном темпе ставит точки в первом квадрате. Далее дается команда, по которой испытуемый, не прерывая работы переходит на второй квадрат и т.д. Общая продолжительность теста – 60 сек. Чтобы точки не ложились друг на друга, рекомендуется ставить их по кругу. Подсчитайте количество точек в каждом квадрате, карандашом постепенно соединяя их друг с другом. Постройте график работоспособности: на оси абсцисс отмечаются десятисекундные промежутки времени, а на оси ординат – количество точек в каждом квадрате. Оценка результатов. Подсчитать количество точек в каждом квадрате и внести результаты в протокол. На основании анализа формы кривой диагностировать силу нервной системы согласно нижеописанным критериям. Полученные в результате обработки экспериментальных данных опыта варианты динамики максимального темпа могут быть условно разделены на пять типов (рис.7):
· Сильный тип: темп нарастает до максимального в первые 10-15 с. работы; в следующие 25-30 с. он может снизиться ниже исходного уровня (т.е. наблюдавшегося в первые 10 с работы). Этот тип кривой свидетельствует о наличии у испытуемого сильной нервной системы; · Стабильный тип: максимальный тип удерживается примерно на одном уровне в течение всего времени работы. Этот тип кривой свидетельствует о наличии у испытуемого нервной систему средней силы; · Слабый тип: максимальный темп снижается уже со второго 10-секундного отрезка и остается на сниженном уровне в течение всей работы. Этот тип свидетельствует о слабости нервной системы испытуемого; · Среднеслабый тип: темп работы снижается после первых 10-15 с. Этот тип расценивается как промежуточный между средней и слабой силой нервной системы – среднеслабая нервная система; · Среднесильный тип: первоначальное снижение максимального темпа сменяется затем кратковременным возрастанием темпа до исходного уровня. Вследствие способности к кратковременной мобилизации такие испытуемые относятся к группе лиц со среднесильной нервной системой.
Рис.7. Типы динамики максимального темпа движений Горизонтальная линия — линия, отмечающая уровень начального темпа работы в первые 10 сек. Сделайте вывод:_______________________________________________________________ ___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Работа 3. Выработка условного вегетативного зрачкового рефлекса у человека на звонок. Оборудование: таймер, плотный лист бумаги или накладки на глаза («очки» для сна). Ход работы. Работа проводится при хорошем освещении. Экспериментатор настраивает таймер, который должен звенеть примерно 10-12с. В этот момент он наблюдает за состоянием зрачка у испытуемого. Если расширение зрачка на сигнал не произошло, можно переходить к выработке условного рефлекса.
Экспериментатор вновь включает звонок. В это время испытуемый плотно закрывает глаза темной маской. При прекращении сигнала он открывает глаза. Экспериментатор наблюдает за размером зрачков у испытуемого (они должны расшириться). Эксперимент проводится 10 раз (повторы проводить без перерывов). На 11-й раз экспериментатор включает звонок, но испытуемый не надевает темную маску, а экспериментатор наблюдает условно рефлекторное расширение зрачка. Работа 4. Функциональная асимметрия. Оборудование: лист бумаги, ручка, коробок со спичками, небольшой мяч, ножницы с тупыми концами, иголка с ниткой и бисер. Ход работы: Функциональная асимметрия полушарий – фундаментальное свойство мозга, одна из объективных нейрофизиологических предпосылок формирования индивидуально-психических свойств личности. Различие функционирования правого и левого полушарий обусловливает неравенство функций рук, ног, правой и левой половины туловища и расположенных на них органов чувств. Показано, что у людей с разной выраженностью предпочтения руки и основных органов чувств имеются различия интеллектуальной и эмоциональной сферы. Испытуемому предлагается выполнить следующие тесты: Руки:
Оценивание тестов ведется следующим образом:
+1 – задание выполняется только правой рукой, левая только удерживает объект; –1 – задание выполняется только левой рукой, правая только удерживает объект; +0,5 – доминирование правой руки; –0,5 – доминирование левой руки; 0 – равное участие в деятельности обеих рук. После проведения обследования рассчитывается коэффициент мануальной ассиметрии (КМА): КМА=Σхn/N, где Х – оценка по n-му тесту, N-количество тестов. Нулевое значение КМА является точкой равнорукости, значение КМА ниже нуля – критерием леворукости, выше нуля – праворукости. Вывод______________________________________________________________________
Дата добавления: 2014-11-20; Просмотров: 1063; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |