Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Государственное регулирование рынка ценных бумаг и правовое обеспечение




ЛЕКЦИЯ 16

Рынок ценных бумаг является одним из наиболее регламенти­рованных рынков в мире. Сложность отношений на рынке, его мас­штабность, присущий рынку риск, интересы безопасности его уча­стников обусловливают необходимость принятия детальных стан­дартов и правил работы на рынке, а также привлечения к вопросам регулирования различных государственных органов и саморегули­руемых организаций.

Цель государственного регулирования заключается в обеспе­чении надёжности и роста рынка ценных бумаг, выработке его на­циональной модели, которая с учётом существующих в стране ус­ловий в наибольшей мере способствовала бы экономическому ро­сту.

В истории накоплен большой опыт государственного регулиро­вания рынка ценных бумаг. В мировой практике существует три основные модели его регулирования:

- путём прямого правительственного контроля (Ирландия, Нидер­ланды, Португалия);

- путём контроля с помощью финансово-банковских органов (ФРГ, Бельгия, Дания);

- через специально созданные учреждения (США, Франция, Италия, Испания, Великобритания).

Для российского рынка ценных бумаг характерна, прежде все­го, американская модель организации и регулирования. Особенно это проявляется на законодательном и организационном уровне.

В Российской Федерации к органам государственного регули­рования рынка ценных бумаг относятся:

- Федеральная комиссия по рынку ценных бумаг (ФКЦБ),

- Министерство финансов РФ,

- Центральный банк РФ,

- Комитет по управлению государственным имуществом РФ,

- Антимонопольный комитет РФ,

- Государственная инспекция по налогам и сборам,

- Министерство юстиции РФ.

- Государственный комитет по надзору за деятельностью стра­ховых организаций и др.

Задача государственного регулирования рынка ценных бумаг решается посредством:

- установления обязательных требований к деятельности эми­тентов, профессиональных участников рынка ценных бумаг и её стандартов;

- регистрации выпусков эмиссионных ценных бумаг и проспек­тов эмиссии и контроля за соблюдением эмитентами условий и обязательств, предусмотренных в них;

- лицензирования деятельности профессиональных участников рынка ценных бумаг;

- создания системы защиты прав владельцев и контроля за со­блюдением их прав эмитентами и профессиональными участника­ми рынка ценных бумаг;

- запрещения и пресечения деятельности лиц, осуществляю­щих предпринимательскую деятельность на рынке ценных бумаг без соответствующей лицензии, а также посредством установле­ния предельных объёмов эмиссии ценных бумаг органами государ­ственной власти и местного самоуправления.

Действенным средством государственного регулирования профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг являет­ся её лицензирование. Лицензия является официальным докумен­том установленного образца, который разрешает занятие указан­ным в нём видом деятельности в течение установленного лицен­зией срока, а также определяет условия осуществления этой де­ятельности. Деятельность на рынке ценных бумаг сейчас лицен­зируется тремя видами лицензий: лицензией профессионального участника рынка ценных бумаг; лицензией на осуществление дея­тельности по ведению реестра; лицензией фондовой биржи. Ли­цензии выдаются Федеральной комиссией по рынку ценных бу­маг или уполномоченными ею органами на основании генераль­ной лицензии.

Органы, выдавшие лицензии, контролируют деятельность про­фессиональных участников рынка ценных бумаг и принимают ре­шение об отзыве выданной лицензии при нарушении законодатель­ства Российской Федерации о ценных бумагах.

Кредитные организации осуществляют профессиональную де­ятельность на рынке ценных бумаг в порядке, установленном федеральным законом «О рынке ценных бумаг» для профессиональ­ных участников рынка ценных бумаг.

Для получения лицензии в Комиссию по рынку ценных бумаг представляются:

- заявление о выдаче лицензии с указанием срока, на который кона запрашивается, наименования организации и её организаци­онно-правовой формы, юридического и почтового адреса, телефона, телефакса, фамилии, имени, отчества руководителя организа­ции, номера расчётного счёта, наименования обслуживающего орга­низацию банка;

- копии учредительных документов;

- копия свидетельства о государственной регистрации юриди­ческого лица;

- баланс за последний отчётный период;

- справка налогового органа о постановке на учёт;

- документ, подтверждающий оплату рассмотрения заявления. w; Комиссия по рынку ценных бумаг принимает решения о выдаче или об отказе в выдаче лицензии, а также продлении срока дей­ствия лицензии в 30-дневный срок со дня получения заявления со всеми необходимыми документами. При дополнительной экспер­тизе решение принимается в 15-дневный срок после получения экспертного заключения, но не позднее 60 дней со дня подачи за­явления с необходимыми документами.

Основанием для отказа в выдаче лицензии является: наличие в документах недостоверной или искажённой информации; несоот­ветствие документов законодательству Российской Федерации и др.

Отказ в выдаче лицензии может быть обжалован в судебном порядке.

При ликвидации юридического лица или прекращении действия свидетельства о государственной регистрации индивидуального Предпринимателя выданная лицензия аннулируется. л В случае реорганизации, изменения наименования юридического лица, изменения паспортных данных индивидуального предпринимателя, а также при утрате лицензии лицензиат обязан в 15-дневный срок подать заявление о переоформлении лицензии. Переоформление ли­цензии производится в порядке, установленном для её получения. у Комиссия по рынку ценных бумаг и другие органы исполнитель­ной власти, которым предоставлено право выдавать лицензии могут приостановить действие лицензии в случаях:

- обнаружения недостоверных данных в документах, представ­ленных для получения лицензии;

- нарушения условий действия лицензии;

- невыполнения требований законодательства РФ, предписа­ний и распоряжений государственных органов, при приостановле­нии ими деятельности юридического лица или индивидуального

предпринимателя.

После устранения лицензиатом причин, повлекших приостанов­ление лицензии, её действие может быть возобновлено.

Одной из важнейших целей регулирования рынка ценных бу­маг является защита интересов инвесторов. Важные меры пре­дусмотрены в этой связи Федеральным законом «О защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг». В соответствии со ст. 4 данного закона запрещается рекламиро­вать и (или) предлагать неограниченному кругу лиц ценные бу­маги эмитентов, не раскрывающих информацию в объеме и по­рядке, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации о ценных бумагах для эмитентов, публично разме­щающих ценные бумаги. Условия заключаемых с инвесторами договоров, которые ограничивают права инвесторов по сравне­нию с правами, предусмотренными законодательством Россий­ской Федерации о защите прав и законных интересов инвесто­ров на рынке ценных бумаг, являются ничтожными. Нарушение профессиональным участником рынка ценных бумаг вышеназ­ванных правил является основанием для аннулирования или при­остановления действия его лицензии на осуществление профес­сиональной деятельности на рынке ценных бумаг и (или) нало­жения штрафа.

Законом «О защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг» установлены также ограничения, связанные с эмиссией и обращением ценных бумаг. На рынке ценных бумаг запрещаются публичное размещение, реклама и предложение в любой форме неограниченному кругу лиц ценных бумаг, выпуск которых не прошел государственную регистрацию; ценных бумаг, публичное размещение которых запрещено или не предусмотрено федеральными законами и иными нормативными правовыми акта­ми Российской Федерации, а также документов, удостоверяющих денежные и иные обязательства, но при этом не являющихся цен­ными бумагами в соответствии с законодательством Российской Федерации. Запрещается совершение владельцем ценных бумаг любых сделок с принадлежащими ему ценными бумагами до их полной оплаты и регистрации отчёта об итогах их выпуска.

Эмиссия облигаций и иных эмиссионных ценных бумаг неком­мерческими организациями допускается только в случаях, предус­мотренных федеральными законами и иными нормативными пра­вовыми актами Российской Федерации, при наличии обеспечения, определённого указанными нормативными актами.

Решение о размещении посредством закрытой подписки акций и ценных бумаг, конвертируемых в акции, может быть принято только общим собранием акционеров двумя третями голосов, если необ­ходимость большего числа голосов для принятия этого решения не предусмотрена уставом акционерного общества.

Акционерное общество по требованию акционеров, голосовав­ших против или не принимавших участия в голосовании при реше­нии указанного вопроса, обязано выкупить у них акции в соответ­ствии с Федеральным законом «Об акционерных обществах».

Указанные выше требования не распространяются на разме­щение посредством закрытой подписки только среди акционеров акций и ценных бумаг, конвертируемых в акции, если акционеры имеют возможность приобрести размещаемые акции и ценные бу­маги, конвертируемые в акции, пропорционально количеству при­надлежащих им акций.

Решение о размещении посредством открытой подписки акций и ценных бумаг, конвертируемых в акции, предусматривающее их оплату неденежными средствами, должно предусматривать возмож­ность их оплаты по усмотрению инвесторов также и денежными средствами.

Правовое регулирование рынка ценных бумаг осуществляется многочисленными нормативными актами. На начальном этапе ста­новления рынка ценных бумаг основным нормативным документом в этой сфере правового регулирования являлось «Положение о выпуске и обращении ценных бумаг и фондовых биржах в РСФСР», Утверждённое постановлением Правительства РФ от 28 декабря 1991 г. № 78 (в настоящее время утратило силу), которым был установлен порядок государственной регистрации ценных бумаг, Деятельности инвестиционных институтов, порядок выпуска и об­ращения ценных бумаг; определены основы деятельности фондо­вых бирж.

С принятием нового Гражданского кодекса Российской Феде­рации законодательство о ценных бумагах получило дальнейшее развитие. Гражданским кодексом РФ дано новое определение по­нятия ценной бумаги, установлены критерии классификации цен­ных бумаг, их подразделения на предъявительские, ордерные и именные; предусмотрены институт бездокументарных ценных бу­маг и порядок восстановления прав на утраченные ценные бумаги на предъявителя и др.

Среди специальных нормативно-правовых актов, регулирую­щих отношения в области эмиссии и обращения ценных бумаг, сле­дует отметить федеральные законы «О рынке ценных бумаг» от 22 апреля 1996 г. № 39-ФЗ; «О защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг» от 5 марта 1999 г., № 46-ФЗ; «Об акционерных обществах» от 26 декабря 1995 г., № 208-ФЗ; «Об особенностях эмиссии и обращения государственных и муни­ципальных ценных бумаг» от 29 июля 1998 г., № 136-ФЗ; «Об осо­бенностях правового положения акционерных обществ работников (народных предприятий)» от 19 июля 1998 г., № 115-ФЗ. Вышеназ­ванными нормативными правовыми актами регулируется широкий круг общественных отношений, возникающих при эмиссии и обра­щении ценных бумаг, создании и деятельности профессиональных участников рынка ценных бумаг и т.д.

Федеральный закон "О рынке ценных бумаг» устанавливает исходные положения эмиссии и обращения эмиссионных ценных бумаг независимо от типа эмитента, раскрывает основные поня­тия и термины, используемые в данной сфере правового регули­рования, определяет виды профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг, организацию фондовой биржевой деятель­ности и т.д.

Закон РФ «О защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг» предусматривает меры государственной и общественной защиты физических и юридических лиц, объектом инвестирования которых являются эмиссионные ценные бумаги. Данным законом определён порядок выплаты компенсаций и пре­доставления иных форм возмещения ущерба инвесторам - физи­ческим лицам, причинённого противоправными действиями эми­тентов и других участников рынка ценных бумаг. Федеральным за­коном «О защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг» установлены:

- условия предоставления профессиональными участниками рынка ценных бумаг услуг инвесторам;

- дополнительные требования к профессиональным участникам, предоставляющим услуги инвесторам на рынке ценных бумаг;

- дополнительные меры по защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг и ответственность эмитентов и иных лиц за нарушение этих прав и интересов.

Данный закон не применяется к отношениям, связанным с при­влечением денежных средств во вклады банками и иными кредит­ными организациями, страховыми компаниями и негосударствен­ными пенсионными фондами, обращением депозитных и сберега­тельных сертификатов кредитных организаций, чеков, векселей и иных ценных бумаг, не являющихся в соответствии с законодатель­ством Российской Федерации эмиссионными ценными бумагами. Не применяется он и к отношениям, связанным с обращением го­сударственных ценных бумаг Российской Федерации, государствен­ных ценных бумаг субъектов Российской Федерации и ценных бу­маг муниципальных образований.

Законом «Об акционерных обществах» определены порядок создания и правовое положение открытых и закрытых акционер­ных обществ, права и обязанности акционеров, обеспечивается защита законных интересов акционеров. Этот закон распространя­ется на все акционерные общества, созданные или создаваемые на территории Российской Федерации, за некоторыми исключени­ями, установленными в самом законе (см. п.п. 3-5 ст. 1 Закона).

Федеральный закон «Об особенностях правового положения акционерных обществ работников (народных предприятий)» регу­лирует, как видно из его названия, отношения, возникающие при создании народных предприятий, учитывает их специфику. В со­ответствии с п. 2 ст. 1 к народным предприятиям применяются правила Федерального закона «Об акционерных обществах», ус­тановленные для закрытых акционерных обществ, если иное не предусмотрено Федеральным законом «Об особенностях право­вого положения акционерных обществ работников (народных пред­приятий)».

В утверждённой указом Президента Российской Федерации концепции развития рынка ценных бумаг в России к числу основ­ных принципов государственного регулирования рынка ценных бу­маг отнесены:

- функциональное регулирование в сочетании с институциональ­ным регулированием по вопросам организации контроля и надзора за деятельностью профессиональных участников рынка;

- использование механизмов саморегулирования рынка, созда­ваемых при помощи государства и под его контролем;

- распределение полномочий по регулированию рынка между Российской Федерацией и субъектами Российской Федерации, а также различными органами исполнительной власти;

- приоритет в защите мелких инвесторов и населения, всех форм коллективных инвестиций при развитии системы регулирования рынка;

- приоритет в развитии инфраструктурных организаций;

- максимальное снижение и разделение рисков;

- поддержка конкуренции на рынке;

- предотвращение или частичное снятие конфликтов интересов на основе регулирования вопросов совмещения видов профессио­нальной деятельности.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-08; Просмотров: 893; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.032 сек.