Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Право окружающей среды стран — членов СНГ и других государств Центральной и Восточной Европы




XXIV. ПРАВО ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ В ЗАРУБЕЖНЫХ ГОСУДАРСТВАХ

СПЕЦИАЛЬНАЯ ЧАСТЬ

Большой интерес к ознакомлению с зарубежным законода­тельством и практикой регулирования взаимодействия общества и природы вызван не только стремлением сравнить состояние рос­сийского и зарубежного права, но важен также с точки зрения заимствования положительного опыта. Кроме того, по мере ин­тернационализации деятельности по охране окружающей среды и природопользованию идет процесс гармонизации национально­го законодательства. Особенно активен он на Европейском конти­ненте1.

В современном мире существует около 200 государств. Они имеют разный уровень экономического развития, разное состоя­ние окружающей среды, проявляют разные подходы к решению экологических проблем. Одновременно их объединяет ответствен­ность за сохранение и восстановление благоприятного состояния окружающей среды в интересах настоящего и будущих поко­лений.

Рассмотрим кратко опыт состояния права окружающей среды в некоторых государствах — ближайших соседях России и в эко­номически развитых государствах.

Как и в Российской Федерации, законодательство об окру­жающей среде в государствах — бывших республиках СССР на­ходится в стадии формирования. Ими приняты новые конститу­ции и законы в сфере взаимодействия общества и природы.

Объем регулирования экологических отношений в конститу­циях различен. Так, охрана окружающей среды и природо­пользование достаточно широко регулируются в Конституции Украины, принятой 28 июня 1996 г. Она признает право своих

См.: Малышева Н.Р. Гармонизация экологического законодательства в Ев­ропе. Киев, 1996.

XXIV. Право окружающей среды в зарубежных государствах

граждан на безопасную для жизни и здоровья окружающую среду и на возмещение вреда, причиненного нарушением этого права. Кроме того, каждому гарантируется право свободного доступа к информации о состоянии окружающей среды, о каче­стве пищевых /фодуктов и предметов быта, а также право на ее распространение (ст. 50). С правом граждан соотносится обя­занность государства обеспечивать экологическую безопасность и поддерживать экологическое равновесие на территории Ук­раины, преодолевать последствия чернобыльской катастрофы, сохранять генофонд украинского народа (ст. 16). Таким обра­зом в Конституции Украины закреплена экологическая функ­ция государства.

Конституция Республики Казахстан, принятая на референду­ме 30 августа 1995 г., содержит лишь публичное заявление о том, что государство ставит целью охрану окружающей среды, благо­приятной для жизни и здоровья человека (ст. 31). При этом эко­логические права граждан не устанавливаются.

В определенной степени совпадают подходы этих государств к регулированию отношений собственности на природные богат­ства. В ст. 6 Конституции Казахстана предусматривается право государственной собственности на недра, воды, растительный и животный мир. Земля может находиться как в государственной, так и в частной собственности. Земля, ее недра, атмосферный воздух, водные и иные природные ресурсы, находящиеся в преде­лах территории Украины, природные ресурсы континентального шельфа, внутренней (морской) экономической зоны являются объектами права собственности украинского народа, от имени которого право собственности осуществляют органы государст­венной власти и органы местного самоуправления в рамках ком­петенции, определяемой Конституцией (ст. 13). Кроме того, Кон­ституция гарантирует право собственности на землю, которое приобретается и реализуется гражданами, юридическими лица­ми и государством исключительно в соответствии с законом (ст. 14).

В государствах — членах СНГ идет активный процесс законо­творчества. В Казахстане, например, приняты: Закон «Об охране окружающей природной среды» (1991, 1997 гг.); Закон «О соци­альной защите граждан, пострадавших вследствие экологическо­го бедствия в Приаралье» (1992 г.); Земельный кодекс (1990 г.); Кодекс «О недрах и переработке минерального сырья» (1992 г.); Лесной кодекс (1993 г.); Водный кодекс (1993 г.); Закон «Об ох­ране, воспроизводстве и использовании животного мира»

1. Право окружающей среды стран — членов СНГ и других государств 593

(1993 г.), Закон «Об экологической экспертизе» (1997 г.), Закон «Об особо охраняемых природных территориях» (1997 г.).

Систему экологического законодательства Украины образуют: Закон «Об охране окружающей природной среды» (1991 г.); Зе­мельный кодекс (1990 г.); Закон «О природно-заповедном фонде Украины» (1992 г.); Закон «О плате за землю» (1992 г.); Закон «Об охране атмосферного воздуха» (1992 г.); Закон «О животном мире» (1993 г.); Лесной кодекс (1994 г.); Кодекс недрах (1994 г.); Закон «Об экологической экспертизе» (1995 г.); Водный кодекс (1995 г.).

В Республике Беларусь наряду с Законом «Об охране окру­жающей среды» действуют Кодекс «О земле», Кодекс «О не­драх», Лесной кодекс, Водный кодекс.

Польша, Венгрия, Словакия, Чехия и другие бывшие социа­листические государства Центральной и Восточной Европы имеют более развитое право окружающей среды, чем Россия и го­сударства — члены СНГ. Оно было более развитым и на этапе со­циалистического развития. Уже в 80-е гг. в Болгарии, Венгрии, Польше были приняты комплексные законы об охране окружаю­щей среды. Сейчас такие законы приняты во всех государствах этого региона. Они предусматривают всестороннее регулирование охраны окружающей среды от вредных воздействий.

Основными направлениями законодательной деятельности этих государств являются, во-первых, принятие Законов, кото­рых недостает в прежней системе экологического законодательст­ва, а во-вторых, гармонизация с европейским законодательством. В этом, в частности, проявляется их тенденция к вхождению в европейское правовое пространство.

Раньше, чем в России, в этих государствах были созданы ми­нистерства охраны окружающей среды. Взаимодействуя с други­ми государственными структурами на национальном и местном уровне, они решают проблемы окружающей среды.

В условиях перехода к рыночной экономике эта группа госу­дарств испытывает объективные трудности, связанные с дефици­том финансовых средств, необходимостью модернизации произ­водств с учетом более высоких экологических требований и т.п.

 

XXIV. Право окружающей среды в зарубежных государствах

2. Право окружающей среды в экономически развитых государствах1

2.1. Общие закономерности развития права ' окружающей среды

Особый интерес проявляется к изучению права окружающей среды США, Японии, Германии, Франции, Великобритании, дру­гих экономически развитых государств. Эти государства внесли и продолжают вносить «львиную» долю в глобальную деградацию природы. Одновременно ими накоплен большой опыт создания законодательства об окружающей среде и его реализации.

Благодаря внедрению научно-технических достижений эти государства имеют высоко развитую промышленность, сельское хозяйство, транспорт, энергетику, являющиеся мощным и основ­ным фактором негативного воздействия на состояние окружаю­щей среды. Процессы урбанизации в этих государствах всегда были очень интенсивными. В результате к концу 60-х гг. состоя­ние окружающей среды в них многими оценивалось как кризис­ное. Экологический кризис проявился прежде всего в высоких уровнях загрязнения. Тогда же пришло осознание, что загряз­нять природную среду — вред не только здоровью людей, но и тормоз в развитии экономики.

Реакцией на деградацию природы в США, Японии, Германии, Франции, Великобритании, других экономически развитых госу­дарствах явилось создание системы законодательства в области окружающей среды. Одновременно в них создавались государст­венные структуры, призванные обеспечивать соблюдение этого законодательства. Важно подчеркнуть, что законотворческий процесс по вопросам взаимодействия общества и природы весьма динамичен. По мере необходимости в принимаемые законы вно­сятся поправки и дополнения. Законы в области окружающей среды иногда принимаются как реакция на острую экологичес­кую проблему.

Существенным импульсом развития в этих государствах зако­нодательства об окружающей среде служило и служит обществен­ное экологическое движение.

Исторически развитие права окружающей среды начиналось с местного уровня. Проблемы загрязнения вод, атмосферного воздуха

Написан при содействии Нидерландского института прогрессивных исследований в области гуманитарных и социальных наук Королевской

2. Право окружающей среды в экономически развитых государствах

Нидерландской Академии искусств и наук.

решались в рамках главным образом санитарного законодательства или законодательства о здравоохранении путем принятия актов ор­ганами местного самоуправления. Правда, в некоторых государст­вах на национальном уровне принимались законы уже в XIX и на­чале XX в. Их образцами могут служить Закон Великобритании о щелочном и других видах производства (1863 г.), который преду­сматривал регулирование охраны атмосферного воздуха от загряз­нения химическими предприятиями, или Закон Франции, регули­ровавший размещение промышленных предприятий с учетом их экологической опасности (1917 г.). В нем, в частности, предписыва­лось размещать экологически опасные предприятия вне жилых зон. Такой меры нет даже в современном российском законодательстве. Первым актом законодательства об охране окружающей среды Ни­дерландов явился Закон о зловредности (Nuisance Act) (1875 г.), ко­торый и сейчас является основой природоохранительной политики региональных властей.

При характеристике общих закономерностей формирования права окружающей среды в зарубежных экономически развитых государствах следует подчеркнуть, что оно происходит в рамках исторически сформировавшихся систем права романо-герман-ской (или континентальной) и общего права. Соответственно, главным источником права в странах романо-германской право­вой системы является закон, в странах общего (англо-американ­ского) права источником правового регулирования охраны окру­жающей среды наряду с законом является прецедент, т.е. решение суда по конкретному делу. Говоря современным языком, практика решения экологических проблем в рамках общего права уходит в средневековье. Такие формы исков, как устране­ние зловредности, помех (nuisance), связанных с загрязнением воздуха или вод, или нарушение владения (trespass to land), при­менялись судами еще в средние века1.

В странах континентального права суды также играют важ­ную роль в решении проблем охраны окружающей среды, но только лишь в рамках концепции разделения властей. В США и Великобритании также действует принцип разделения властей, но роль судов там иная, более активная, чем, скажем, в континен­тальной Европе. Но и там наряду с принципом разделения влас­тей действует иной принцип — сдержек и противовесов. К приме­ру, в США это проявляется в том, что каждая из властей имеет

С. 13—160.

См.: МатвеевЮ.Г. Англо-американское деликтное право. М., 1973.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-25; Просмотров: 666; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.