КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Количественная оценка конкурентоспособности машиностроительной продукции
Классификация продукции машиностроительной отрасли Функционирование машиностроительной отрасли и ее субъектов в рыночной экономике Классификация продукции по функциональному назначению. Классификация такого типа предполагает деление продукции на группы по признаку общности выполняемых функций. В соответствии со специализацией на производстве продукции определенного функционального назначения выделяют отдельные отрасли и комплексы промышленности. Так, предприятия топливно-энергетического комплекса специализируются на добыче и переработке топлива, производстве электроэнергии; пищевой промышленности — на производстве продуктов питания; металлургии — на производстве черных и цветных металлов и т.д. Предприятия машиностроения изготовляют: - орудия труда (производственную технику); - технику военного назначения; - технику потребительского назначения для обслуживания других областей деятельности человека (науки, управления, здравоохранения, культуры, быта). Под техникой понимается совокупность средств, создаваемых для осуществления процессов производства и обслуживания непроизводственных потребностей общества. Техника облегчает труд человека и повышает его эффективность. Средства техники используют: для воздействия на предметы труда; создания материальных и культурных благ; получения, передачи и превращения энергии; передвижения и связи; сбора, хранения, переработки и передачи информации; обслуживания быта; ведения войны. Производственная техника (орудия труда) включает в себя: рабочие и силовые машины, механизмы и оборудование; инструменты, приборы и средства вычислительной техники; аппаратуру управления машинами и технологическими процессами; транспортные средства; передающие устройства.
Под машинами понимаются устройства с согласованно работающими частями для преобразования энергии, материалов или информации. Основное назначение машин — замена производственных функций человека в целях облегчения труда и повышения его производительности. Под механизмами понимается система звеньев, преобразующих под действием приложенных сил движение одних звеньев в требуемое движение других. Механизмы могут применяться как самостоятельно, так и являться составными частями машин. Рабочие машины, механизмы и оборудование предназначаются для механического, электрического, термического и химического воздействия на предметы труда в процессе создания продукции или оказания услуг производственного характера (станки, молоты, прессы, электрические печи и т.д.). Приборы (измерительные и регулирующие) служат для регулирования производственных процессов, проведения испытаний и исследований. Силовые машины, механизмы и оборудование — это генераторы, двигатели, турбины, силовые трансформаторы, предназначенные для выработки, преобразования и распределения электроэнергии. Передаточные устройства включают в себя электрические сети, паропроводы, водопроводы, газо- и нефтепроводы и т.п., служащие для передачи энергии от машин двигателей к рабочим машинам. Транспортные средства включают в себя электро- и тепловозы, автомобили, электро- и автокары, баржи и т.п. Характеристики выпускаемых предприятиями машиностроения орудий труда определяют эффективность производства и использования ресурсов во всех отраслях национальной экономики, а также качество выпускаемой ими продукции. Продукцию машиностроения, имеющую общее функциональное назначение, можно разделить на группы однородной продукции по общности выполняемых функций и общности характера производственных процессов. Специализация на производстве однородной продукции определяет принадлежность к одной из отраслей машиностроения. Такой однородной продукцией для отраслей машиностроения служат, например, металлорежущие станки, турбины, электрические двигатели, кузнечно-прессовые машины, вагоны, электро- и тепловозы, автомобили, тракторы и комбайны, приборы и средства автоматизации, средства вычислительной техники.
Именно единство функционального назначения производимой конкретными предприятиями машиностроения продукции определяет общие требования к характеру потребляемых ими сырья, материалов и комплектующих; формам организации производства и менеджмента; особому профессиональному составу персонала предприятия. Классификация продукции по экономическому назначению и использованию. По экономическому машиностроительную технику подразделяют на две группы: - продукция потребительского назначения — предназначена для конечного потребителя; - продукция промышленного назначения — предназначена для использования при производстве других товаров. Дальнейшее разделение этих двух групп на классы позволяет сформулировать требования к продукции каждого класса со стороны пользователя, которые и необходимо учитывать машиностроительному предприятию при создании продукции. Рассмотрим наиболее важные свойства продуктов промышленного назначения. 1. Наличие спроса на продукты промышленного назначения, который зависит от спроса на товары для конечного потребителя. Так, спрос на микросхемы определяется спросом на средства вычислительной техники и т. п. 2. Увеличение цены на продукт промышленного назначения может не вызвать уменьшение закупаемого количества. Это означает неэластичность спроса. 3. На закупки конкретной продукции промышленного назначения влияет система налогообложения и возможность включения затрат на покупку этой продукции в издержки производства. Продукция промышленного назначения подразделяется на классы исходя из общности использования продукции одного класса потребителем. Для машиностроения характерен выпуск продукции следующих классов.
Крупное (стационарное) оборудование, машины и технологические комплексы из них. Для данного класса продукции часто необходимо предоставлять специализированные услуги покупателю как неотъемлемую часть продукции в виде установки оборудования, обучения персонала, ремонта и т.п., так как от этих дополнительных услуг зависит эффективность работы оборудования и, следовательно, прибыль покупателя. Продукция используется длительное время; число покупателей невелико, и они обычно работают в одной отрасли. Увеличение спроса и его неэластичный характер наблюдаются в периоды роста деловой активности в отраслях-потребителях. В периоды спада деловой активности объем продаж резко сокращается. Вспомогательное оборудование. Это оборудование кратковременного пользования (приборы, инструменты, офисное оборудование, мебель и т. п.). В нем нуждается большое число потребителей из многих отраслей, для которых не требуется сложных согласований при закупках. Число конкурентов на рынках вспомогательного оборудования, как правило, велико и спрос имеет эластичный характер. Специализированные услуги менее важны для покупателя вспомогательного оборудования, так как оно просто в использовании. Комплектующие изделия. Это продукты машиностроительного производства, которые становятся частью готового изделия, например дисководы компьютеров, колеса автомобилей, двигатели, микросхемы и т.д. Поскольку от качества комплектующих изделий зависит качество конечной продукции, они должны удовлетворять стандартам или сертификации, разрабатываемой совместно изготовителем и потребителем. Покупателю комплектующих изделий требуются повышенные гарантии надежной и точной поставки. Часто имеют место повторные закупки и длительные связи между производителем и покупателем комплектующих изделий. Обычно существует большое число поставщиков и рынок чрезвычайно конкурентен. Поставщик, как правило, работает и на рынке запасных частей. Оплата комплектующих изделий включается в состав затрат на производство конечной продукции.
Вспомогательные изделия. Их используют при техническом обслуживании производства и ремонте изношенного оборудования. Оплата включается в состав затрат на производство конечной продукции. Классификация машиностроительной продукции потребительского назначения основана на представлениях покупателя о назначении продукта и условиях его приобретения. Продукты предварительного выбора. Это технически сложные изделия, при покупке которых потребитель сравнивает один продукт с другим, конкурирующим. Различают схожие и несхожие продукты предварительного выбора. Схожие продукты предварительного выбора по своим потребительским свойствам (функциональным возможностям) для покупателя не отличаются друг от друга (например, некоторые типы телевизоров, стиральных машин и т.д.). Для таких продуктов фактором, определяющим успех деятельности фирмы, становится цена и соответственно себестоимость производства при условии обеспечения требуемых потребительских свойств и качества продукта, при этом важными для фирмы являются исследования среды функционирования, к которым относятся исследования: - общеэкономической среды, в которой функционирует фирма (темпы изменения валового внутреннего продукта, темпы инфляции, процентные ставки, уровень доходов, налогов, таможенные условия, баланс внешней торговли и т.д.); - технологической среды, характеризующие развитие технологической базы деятельности фирмы (появление новых технологий, патентов и других научно-технических достижений, обеспечивающих рост объемов производства, экономию ресурсов, снижение себестоимости, повышение качества и т.п.); - законодательной среды, характеризующие ожидаемые изменения в законодательстве, влияющие на условия деятельности фирмы; - потребительской среды, характеризующие поведение покупателя (изменение его предпочтений и требований, социального поведения, психологии и т.п.); - конкурентной среды фирмы — число конкурентов, тип конкуренции (чистая, монополия, олигополия, монополистическая конкуренция), конкретные характеристики конкурентов (их цены, качество продукции, объемы продаж, рыночные стратегии и т.п.). Учет тенденций изменения неконтролируемых параметров проводится в виде исследования конъюнктуры рынка и составления коммерческого прогноза сбыта. Конъюнктура рынка — это сложившиеся или ожидаемые экономические, технологические, законодательные и другие условия, определяющие объемы предложения, сбыта и цены продажи товара на целевом рынке фирмы. Для прогнозирования используются все приемлемые для конкретной ситуации на рынке методы, включая формализованные и интуитивные (эвристические) методы экспертных оценок. Рынок товара — это рынок с очень схожими потребностями, на котором продавцы предлагают аналогичные способы удовлетворения этих потребностей. Его можно разделить на более узкие и однородные субрынки - сегменты. Для каждого сегмента может потребоваться свой уникальный комплекс маркетинга. Знание сегмента позволяет фирме разработать лучший с точки зрения удовлетворения потребностей и обеспечения целей деятельности фирмы комплекс маркетинга. Сегментация по параметрам потребителя выделяет субрынки, различающиеся особенностями типа покупателя и его потребностями. Для рынков потребительских товаров используют следующие группы параметров потребителя: - географические (город, область, регион и т.д.); - психографические (общественный класс, образ жизни, тип личности и т.д.); - демографические (возраст, пол, профессия, доходы, образование и т.д.). Для рынков промышленных товаров: - регион; - отрасль; - организационно-правовая форма; - размеры организации, ее специализация; - тип закупаемого товара, характер закупок; - виды договоров. В качестве целевого рынка фирма может выбрать один из выделенных ею потребительских сегментов (концентрированный маркетинг) или для нескольких выбранных сегментов предлагать соответствующие комплексы маркетинга (дифференцированный маркетинг), либо несколько сегментов рассматривать как единый целевой рынок и предлагать ему единый комплекс (недифференцированный маркетинг). Обычно фирма не в состоянии реализовать все выявленные рыночные возможности, поэтому она должна увязать имеющиеся в ее распоряжении возможности со своими ресурсами, целями и тенденциями развития внешней среды. Ресурсы фирмы можно разделить на следующие виды: материалы, основные средства, трудовые, информационные и финансовые. Ограниченность ресурсов может проявиться в виде недостаточного количества и качества любого из видов ресурсов (устаревшее оборудование, технология, квалификация персонала, недостаточная гибкость производства и т.д.). Характеристики ресурсов, которыми располагает или которые может привлечь фирма, позволяют уже на первом шаге отобрать реальные среди потенциальных рыночных возможностей. Цели фирмы должны определять курс ее развития. Генеральная цель может быть сформулирована в универсальном виде — устойчивая долговременная деятельность в какой-либо сфере общественного производства. Для выполнения генеральной цели любая фирма должна обеспечить достижение целей нижестоящего уровня, которые могут быть объединены в три группы. 1. Конкретное перспективное положение, которое фирма хочет иметь в определенной сфере деятельности для удовлетворения потребностей. 2. Цели по созданию (развитию) производственной и организационной структур управления. 3. Размеры желаемой прибыли за определенный период. Дальнейшая детализация целей проводится по направлениям деятельности фирмы, подразделениям и компонентам комплекса маркетинга. На основе анализа ресурсов фирмы, тенденций развития внешней среды и целей, поставленных высшим руководством фирмы, разрабатываются критерии отбора рынков товара. Наиболее распространенными критериями выбора целевого рынка и стратегий являются: - количественные параметры сегмента (емкость сегмента, его рост, число конкурентов и их доли рынка, потребные размеры сбытовой сети, производственных мощностей и т.п.); - доступность сегмента для фирмы (возможность получить каналы распределения, сбыта, транспортирования и хранения продукции на данном сегменте); - совместимость целевого сегмента с рынком основных конкурентов (степень готовности конкурентов поступиться выбранным фирмой сегментом); - возможность эффективной работы на выбранном сегменте (наличие технологического преимущества, производственного и сбытового персонала для работы на данном сегменте); - защищенность сегмента от конкурента (характеризует возможность выстоять в конкурентной борьбе в перспективе); - прибыльность выбранного сегмента (характеризуется размером прибыли, чистого дисконтированного дохода, рентабельности, сроком возврата капитала, внутренней нормой рентабельности). Выбор производится по нескольким критериям на основе методов многокритериальной оценки рассматриваемых вариантов рыночных возможностей. Необходимость прогнозирования конъюнктуры рынка и спроса, анализа рыночных возможностей и планирования стратегии побуждает фирму иметь информацию о состоянии рынка, возможной реакции конкурентов и потребителей на комплексы маркетинга.
Экономические результаты деятельности предприятия на рынке в условиях конкуренции определяются потребительскими свойствами продукции, оценивающимися такими ее характеристиками, как технический уровень, качество и конкурентоспособность. Рассмотрим, каким образом количественно оценивается конкурентоспособность машиностроительной продукции и как эта оценка может использоваться в деятельности предприятия. Конкурентоспособность продукции — это свойство товара, определяющее возможность его сбыта на данном рынке в условиях конкуренции, что делает продукт предпочтительней для конкретной группы покупателей (сегмента) с точки зрения удовлетворения их потребностей. Конкурентоспособность продукции характеризуется такими потребительскими свойствами продукции, ради которых потребитель отдает предпочтение данной продукции перед продукцией конкурентов. Количественная оценка конкурентоспособности продукта позволяет определить возможную долю рынка данного продукта по сравнению с товарами-конкурентами и через долю рынка рассчитать объем продаж (выручку). В зависимости от вида товара различают предметную, видовую и функциональную конкуренции. Предметная конкуренция возникает между практически идентичными товарами, отличающимися лишь дизайном, оформлением, упаковкой; видовая конкуренция — между однородными товарами, различающимися параметрами потребительских свойств (мощностью, размерами, производительностью и т.д.), а функциональная — между неоднородными товарами, удовлетворяющими одинаковую потребность различными способами (например, электропечь, газовая плита и печь СВЧ). Наиболее полную оценку конкурентоспособности продукта обеспечивает функциональная конкуренция. В то же время для конкретного рынка, наполненного товарами определенного вида, вполне объективная оценка может быть получена при рассмотрении предметной и видовой конкуренции. Основная роль в оценке конкурентоспособности товара принадлежит потребителю — первичному источнику следующей информации: - о составе характеристик (параметров) продукции, которые данный сегмент покупателей рассматривает как существенные в случае принятия решения о закупке; - значимости (важности, предпочтительности) каждого из существенных параметров; - желаемых для покупателя значениях каждого из существенных параметров, позволяющих полностью удовлетворить конкретную потребность покупателя. Наиболее полная количественная оценка конкурентоспособности продукции получается при использовании коэффициента конкурентоспособности: , (1) где i = 1,..., m — виды параметров (характеристик), которые покупатель рассматривает как существенные при принятии решения о закупке; ai — коэффициент важности (значимости, предпочтительности) для покупателя i-го параметра по сравнению с остальными существенными параметрами продукции; Рij — конкретное значение i-го параметра для j-й продукции; Рiп — конкретное значение i-го параметра, позволяющее полностью удовлетворить потребность покупателя; bi = -1; bi = 1. При определении ai, должно выполняться условие åai = 1; bi = 1 — если увеличение значения параметра Рij способствует росту конкурентоспособности продукции (например, надежность изделия, его производительность и др.); bi = -1 — если увеличение значения параметра Рij приводит к снижению конкурентоспособности продукции (например, цена). Для последовательного проведения наиболее полной оценки конкурентоспособности продукции необходимо выполнить следующие операции. 1. Определить состав характеристик (параметров) продукции (i = 1,..., m), которые покупатель рассматривает как существенно влияющие на удовлетворение его потребностей и учитываемые покупателем при принятии решения о закупке. 2. Вычислить желаемое для покупателя значение каждого из параметров (Рiп). Данные для этих первых двух операций получают по результатам опроса покупателей и экспертов из числа разработчиков, сотрудников службы маркетинга и сбыта предприятия. В целом состав характеристик (параметров) продукции формируется из следующего общего перечня: а) показатели назначения — определяют основные характеристики продукции (область использования, мощность, выполняемые функции, производительность и т.п.); б) показатели надежности и долговечности (ресурс, наработка на отказ и т.п.); в) эргономические показатели — характеризуют удобство эксплуатации (применения) товара; г) эстетические показатели — характеризуют внешнее восприятие товара; д) цена потребления, включающая в себя затраты покупателя на доставку, монтаж, наладку, обучение и освоение; на эксплуатацию продукции (электроэнергия, заработная плата обслуживающего персонала, ремонт и т.д.); утилизацию после окончания использования продукции; е) цена продажи; ж) организационные факторы: - информированность покупателя о товаре и его характеристиках, определяемая уровнем рекламной кампании; - престиж фирмы, определяемый степенью ее известности на данном рынке, временем работ на нем, срывами в работе и т.п.; - условия поставки продукции (в кредит, за наличные, с предоплатой); - точность выполнения поставок, место, время продаж, условия доставки; - наличие и уровень сервисного обслуживания; гарантийный срок. Среди перечисленных параметров присутствуют как количественные (надежность, мощность и др.), так и качественные (эстетичность, престиж фирмы, условия поставки и др.). Для качественных параметров оценка проводится в процентах по отношению к желаемому покупателем значению, принимаемому за 100%. При оценке конкурентоспособности предполагается, что продукция полностью удовлетворяет стандартам и нормам, действующим на данном рынке (патентной чистоте, уровню безопасности для пользователя, экологической чистоте и т.д.). В ином случае оценка конкурентоспособности не имеет смысла. 3. Оценить значимость для потребителя каждого из параметров (ai). В качестве удобного и надежного метода экспертной оценки значимости этих параметров можно рекомендовать метод их попарного сравнения, который провидится в следующей последовательности: - принимается шкала перевода качественных оценок предпочтения одного параметра перед другим в количественные оценки. Например, для пятибалльной шкалы качественные оценки соответствуют количественным следующим образом, балл: значимость для покупателя двух сравниваемых показателей одинакова.....................................................................1 первый показатель имеет немного большую значимость, чем второй.........................................................................................2 первый показатель имеет большую значимость, чем второй......3 первый показатель имеет много большую значимость, чем второй..........................................................................................4 первый показатель имеет абсолютно большую значимость, чем второй..........................................................................................5 - по результатам опроса покупателей (экспертов) строится матрица попарных сравнений. В качестве примера рассмотрим состав показателей и их желаемые значения для условной продукции - измерительного прибора. Конкурентоспособность прибора будем оценивать по следующим показателям: Р1 - точность измерения, Р2 - диапазон измерения, Р3 - цена продажи, Р4 - престиж фирмы-изготовителя. Составляется матрица сравнений значимости параметров. Сравнивается каждый параметр строки с каждым из параметров, указанных в столбцах (рис. 1). Рассмотрим, как заполняется первая строка матрицы. Сравнение значимости параметра Р1, с показателем первого столбца (тоже Р1) следует оценить как одинаковую значимость, равную 1. Заметим, что аналогично равными 1 получаются значения всей диагонали матрицы. Сравнивая значимость показателя Р1, со значимостью Р2 (второй элемент первой строки), оцениваем их соотношение следующим образом: для пользователя данной продукции диапазон измерения (Р2) имеет много большую значимость, чем точность (Р1). Поэтому второй элемент в первой строке количественно оцениваем в 1/4. Сразу можно заполнить оценку значимости Р2 по сравнению с Р1 (первый элемент во второй строке) — он равен 4. Аналогично заполняются и остальные элементы матрицы. Затем рассчитывают суммы строк матрицы (Сiстр), отображающие суммарный балл, набранный показателем Рi и общая сумма баллов
Рис. 1. Матрица попарных сравнений Рассчитывают искомые коэффициенты значимости параметров ai = Сiстр/Со. В рассматриваемом примере a1 = 10,25/29,56 = 0,35; a2 = 0,44; a3 = 0,15; a4 = 0,06. Результаты расчетов занесены в таблицу 1. Так как коэффициенты значимости ai, были найдены с помощью экспертных оценок, необходимо оценить согласованность W. Это можно сделать, решив характеристическое уравнение А - lE= W, где А — матрица попарных сравнений; l = lmax — максимальное собственное значение матрицы А; Е — единичная матрица. Если lmax = m, где m — порядок матрицы, то экспертные оценки можно считать согласованными. В случае сильного расхождения l и m необходима корректировка экспертных оценок. 4. Определить параметры продукции, выводимой на рынок (продукт № 1) и продуктов-конкурентов (продукты № 2 и 3). 5. Рассчитать коэффициенты конкурентоспособности по формуле (1) для каждого из рассматриваемых продуктов:
Таблица 1. Расчет коэффициентов значимости
Из примера следует, что предприятие выходит на рынок с изделием, конкурентоспособность которого выше существующих на рынке. Количественная оценка конкурентоспособности продукции позволяет установить долю рынка, которую займет продукция фирмы: Д1 = К1/(К1 + К2 + К3). Объем продаж в натуральном выражении (Vп1) зависит от объема спроса (Vс) Vп1 = Vс Д1. Выручка фирмы от продаж (В1) определяется установленной ценой продукции (Ц1): В1= Ц1 Vп1. При расчете прибыли (П1) учитывают затраты на производство и реализацию продукции (31): П1 = В1 - 31. Зависимость прибыли и выручки от цены имеет максимум, определяющий коммерчески наиболее выгодную для предприятия цену продукции. Ценовая политика и конкурентоспособность продукции должны регулярно пересматриваться в зависимости от действий конкурентов (повышения технических характеристик их изделий, изменений в ценах, условиях продажи и т.п.) и действий фирм по повышению конкурентоспособности своей продукции. Таким образом, варьируя цену и/или другие характеристики продукции и соответственно изменяя ее конкурентоспособность, фирма может обеспечить желаемые цели своей деятельности: - захват конкретной доли рынка; - получение максимальной или определенной прибыли (выручки). Количественная оценка конкурентоспособности используется предприятием в случае принятия решений о целесообразности проведения разработки и серийного производства новых изделий, усовершенствования продукции, выбора целевого рынка и т.п.
Дата добавления: 2014-11-08; Просмотров: 1296; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |