КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Возрастные задачи развитияВОЗРАСТНЫЕ КРИЗИСЫ ДЕТСТВА
Детство – период жизни человека от рождения до отроче‑настоящем справочнике приняты следующие градации (Мухина, 2003): • новорожденность и младенчество – 0–1 год; • раннее детство – 1–3 года; • дошкольный возраст – 3–6 лет; • младший школьный возраст – 6–9–11 лет.
Возрастные задачи можно классифицировать по‑разному. Чем конкретнее названы задачи, стоящие перед ребенком, тем легче социальному работнику, психологу, воспитателю наблюдать и формулировать навыки и умения, которыми дети (и их родители!) уже владеют, и выделять те, которым еще надо научиться. Каждой стадии развития соответствуют конкретные возрастные задачи. Их реализация является необходимым условием правильного, положительного развития. Ниже перечислены основные навыки, развивающиеся в этих этапах возрастного развития. Младенчество: развиваются основные двигательные способности и зачатки речи; появляется понимание того, что люди и предметы существуют, даже если их не видно; возникает чувство привязанности к одному или нескольким людям. Раннее детство: происходит дальнейшее развитие речи и двигательных способностей; возникает и совершенствуется разговорный язык; развивается способ изучения мира и обучения посредством игры; возникают зачатки самоконтроля. Дошкольный возраст: происходит развитие понятий женского‑мужского, правильного‑неправильного и т. д.; ребенок учится совместным играм.
Младший школьный возраст: происходит развитие навыков сотрудничества, достаточных для того, чтобы быть членом коллектива; рост самосознания; развитие широкого спектра способностей – к обучению, спортивных, артистических. Приведенные ниже возрастные задачи для детей дошкольного и младшего школьного возраста (4–12 лет) сформулированы на основе работ Achenbach (1990), Waters, Sroufe (1983), Masten, Braswell (1991), Selman (1980) и De Geus (1995) (цит. по: Шульга и др., 2001–2002). Умение считаться с другими – формировать суждения и планировать действия с учетом интересов других: • задать вопрос, договориться со сверстником о встрече, обратиться за помощью, не мешать другому (4–6 лет); • планировать свои действия с учетом интересов других, умение советоваться (6–8 лет); • иметь свое мнение, формировать суждения с учетом мнений других, поддерживать отношения (8–10 лет); • считаться с другими, адекватно реагировать на других (10–12 лет). Независимость – рост независимости по отношению к родителям (воспитателям): • умение занять себя, развитие самостоятельности (4–6 лет); • иметь собственное мнение, отстаивать свои интересы; • самостоятельно справляться со своими делами, обращаясь за помощью к взрослым в случае затруднения (8–10 лет); • самостоятельно заполнять свое свободное время, планировать свой досуг (10–12 лет). Учеба – учеба в начальной школе для приобретения умений и знаний, необходимых для функционирования в обществе: • работать на уроке совместно с другими детьми и проявлять активность (4–6 лет); • приобретать знания, умения и навыки учебы в начальной школе (6–8 лет); • старательно учиться, прикладывать силы, терпение к овладению знаниями, уметь самостоятельно учиться (10–12 лет). Дружба – установление и поддержание дружеских контактов со сверстниками: • находить друга (друзей) среди детей своего и противоположного пола (4–6 лет); • поддерживать дружеские отношения, уметь дружить, считаться с мнением другого, уметь делиться с другим, сочувствовать другому (6–8 лет); • самостоятельно разрешать конфликты, иметь постоянного «лучшего» друга (8–10 лет); • поддерживать дружбу, уметь дружить с девочками и мальчиками (10–12 лет). Домашние обязанности – способность принять на себя часть ответственности за ведение домашнего хозяйства и заботы о братьях и сестрах: • убирать свои вещи и игрушки (4–6 лет); • участвовать в домашних работах, заботиться о домашних животных, помогать младшим и другим членам семьи (6–8 лет); • выполнять постоянные обязанности по дому и отдельные поручения – ходить в магазин, мыть посуду и т. д. (8–10 лет); • выполнять более сложные и трудные работы – уборка, стирка и т. д. (10–12 лет). Пользование элементарными инфраструктурами (общественный транспорт, денежная система, средства коммуникации, средства для проведения свободного времени): • включать и выключать телевизор, магнитофон, проигрыватель (4–6 лет); • пользоваться деньгами, общественным транспортом, телефоном, знать ценность денег (6–8 лет); • самостоятельно пользоваться основными элементами инфраструктуры (8–10 лет); • обладать необходимыми навыками пользования инфраструктурой (10–12 лет). Безопасность и здоровье – умение делать выбор, обеспечивающий собственную безопасность и безопасность для здоровья: • быть осторожным на улице и при обращении с бытовыми приборами, соблюдать осторожность в контактах со взрослыми (4–8 лет); • уметь делать выбор оптимального способа поведения (8– 10 лет); • предвидеть возможные последствия своих действий и своего поведения с точки зрения опасности (10–12) лет.
Дата добавления: 2014-11-25; Просмотров: 5854; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |