КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Возникновение и образование Русского государства 421
волость, причем первое слово употреблялось нередко также и для обозначения всех отдельных русских княжеств вместе, как единого целого, в противоположность нерусским, иноземным государствам, с прибавлением к слову „земля" эпитета „русская". Но, если слово земля употреблялось для обозначения всех отдельных княжеств в совокупности, то оно обозначало нередко и отдельное княжество-государство. В значении слова „государство" являлось затем и слово „волость" (или „власть"). Волости, как отдельные государства-княжества, состояли из городов и пригородов. Волости, понимаемые в смысле территориального целого, или государства, позднее называются нередко княжениями». Останавливаясь на спорном вопросе о значении терминов «земля» и «волость», — «о том, какой из этих двух терминов чаще употреблялся в данном значении, т. е. обозначалось ли государство больше словом „земля", как думает проф. Вл.-Буданов, или словом „волость", как думает проф. Сергеевич», — Филиппов добавляет: «важны, однако, не эти трудно доказуемые утверждения, а то, что оба термина употреблялись, действительно, для обозначения понятия государства, хотя иногда так обозначались и части его». Самоквасов. Древнее русское право. М., 1903. С. 122 (тоже: Курс истории русского права. Изд. 3-е. М., 1908. С. 128). «Племенное славяно-русское государство-княжение заключало в себе три формы общежития, автономные по внутренним своим делам и связанные последовательною подчиненностью политическому центру государства по внешним делам город — городскую общину, волость — союз городских общин и землю — союз волостей. Городскую общину составлял союз лиц и семейств, живших в укрепленном поселении, владевших своим участком земли и управлявшихся своим вечем и своим князем — старейшиною — старшиною. Волость составляла группа городских общин, имевшая область, свое вече и своего князя. Власть волости помещалась в старейшем ее городе. Решения волостной власти были обязательны для всех городских общин, составлявших волость. Землю составляла группа волостей, владевших общею территориею и связанных общим подчинением власти веча и князя старейшего города земли».
№ 19. Кто такие были огнищане? (к стр. 107) Ответы на этот вопрос даются разные, нередко противоречивые один другому. За убийство огнищанина Русская Правда наказывала наивысшим штрафом в 80 гривен. Русская Правда впервые издана Шлецером в 1767 году по списку, найденному Татищевым. Карамзин. История Государства Российского. Т. II, прим. 67: «Огнищанами именовались вообще люди нарочитые, граждане первостепенные. Имя огнищан произошло в глубокой древности от слова огнище, или очаг, знаменовало граждан домовитых и, наконец, обратилось в название житьих людей». Там же: «Издатели „Правды" 422 Е. Ф. Шмурло сравнивают огнищан с нынешними однодворцами и толкуют, что сие имя принадлежало свободным людям, которые имели собственные земли в деревнях, нанимали работников, не платили податей и могли избирать добровольно всякое иное состояние. Слова, написанные единственно из головы!» Соловьев. История России. Т. I. С. 220: Огнищанин противополагался смерду; тиун огнищный означал смотрителя за огнищем, или домом княжеским, огнищанин же — «человека, который живет при огнище княжеском, домочадца княжеского, человека близкого к князю, его думца, боярина, в переводе на наши понятия, придворного человека». «Эти-то домочадцы или огнищане княжеские имели то преимущество пред остальным народонаселением, что за их голову убийца платил двойную пеню, или виру, именно 80 гривен вместо 40». И тут же, прим. 351: «У западных славян огнищанин означал отпущенника (libertus), следовательно, в обширном смысле это слово означало первоначально домочадца, но не раба, а свободного, какими именно были древние отпущенники, находившиеся в тесной связи с домом прежнего господина, и однако переставшие быть рабами».
В. Мстиславский. Огнищанин и княжь муж, или следы быта древних славянских князей в Русской Правде. Чтения. I860? IV. Это «древняя аристократия»; они стояли выше бояр, составляли своего рода привилегированную касту. Огнищанин происходит от слова огнище, хранилище или вместилище огня; огонь же был символом божества. Огнищане «были потомками древних князей славянских, владык народа, молившихся огню» (с. 14, 28, 31—35). Мрочек-Дроздовский. Исследования о Русской Правде. Дополнения ко Второму выпуску. М., 1886 (из «Чтений», 1886, кн. I). С. 117 — 135: «Огнищане — земские бояре«. Огнищанин — землевладелец-собственник, хозяин своего огнища. С течением времени этим именем стали обозначать лишь крупных землевладельцев» (с. 120, 122). См. здесь же краткие указания на толкование слова огнищанин Погодиным, Эверсом, Рейцом, Каченовским, Поповым, Беляевым, Мстиславским и Ланге. Ключевский. Подушная подать и отмена холопства в России: первоначально в Русской мысли, 1886, No 5, 7, 9, 10; перепеч. в «Опытах и Исследованиях», изд. 1-е. М., 1913. С. 365; изд. 2-е. СПб., 1918. С. 316: «Термин огнище, которому древний славянский переводчик слов Григория Богослова придал производное значение челяди, собственно означал пастбище, точнее, стоянку пастухов на пастбище. Огневщина — древнейшее русское название сельской челяди, которое вместе с огнищанином, термином, ему родственным этимологически, успело уже обветшать ко времени составления Русской Правды». — Он же. Курс русской истории. Т. I. С. 196: «В древних памятниках славяно-русской письменности слово огнище является со значением челяди; следовательно, огнищане были рабовладельцы. \ Возникновение и образование Русского государства 423 Можно думать, что так назывался до князей высший класс населения в больших торговых городах Руси, торговавший преимущественно рабами». И еще: «Привилегированный купец-огнищанин и витязь-княж муж X в. превратился в боярина, как называется на языке Русской Правды привилегированный землевладелец» (Т. I. С, 336). По договору Владимира Святого с волжскими болгарами (1006 г.), изложенному Татищевым, болгарским купцам запрещено было «ездить по русским селам и продавать товары огневтине и смердине». Смер-дина — свободные крестьяне, жившие на княжеских или государственных землях, огневтина — рабочее население частно-владельческих земель без различия челяди и наймитов» (Т. I. С. 337). — Он же. История сословий в России. М., 1913. С. 47: В обозначении привилегированного класса рабовладельцев Русскою Правдою огнищанами «надобно видеть ее воспоминание о том времени, когда такое положение создавалось условием экономическим, а не политическим, не службою князю, а рабовладением, точнее говоря, когда рабовладение служило самой характерной особенностью господствующего класса».
Сергеевич. Древности русского права. Т. I. СПб., 1890. С. 351: Тивун огнищный был, «надо думать«, домовым княжеским тивуном. «Огнище означает очаг, слово это могло употребляться для обозначения целого дома, подобно тому, как слово «дым» употреблялось для обозначения целого двора». Владимирский-Буданов. Обзор истории русского права. Изд. 5-е. Киев, 1907. С. 29: Огнищане первоначально были общим названием для старшей дружины; к ним, по положению, приравнивались княжеские тиуны, подъездные и конюшие; «впоследствии за ними утвердилось название княжих мужей] но в то же время они именовались и боярами. Это последнее название утвердилось окончательно после слияния земских бояр с дружинными». С. Ф. Платонов. Лекции по русской истории. Изд. 10-е. СПб., 1917. С. 97 — 98: «С т а р ы е ученые считали их д о м о в л а д е л ь ц а м и или землевладельцами, производя термин от слова огнище (в областных говорах оно означает очаг или пашню на изгари, т. е. на месте сожженного леса); Владимирский-Буданов говорит в своем «Обзоре ист. р. права», что старшие дружинники именовались сначала «огнищанами», но тут же прибавляет, что чешский памятник Mater verborum толкует слово огнищанин как вольноотпущенный» (libertus, cui post servitium accedit libertas); видимое противоречие автор думает скрыть тем соображением, что старшие дружинники могли происхо дить из младших, невольных слуг князя. Слово огнище в древности значило, действительно, раб, челядь; в таком смысле встречается оно в древнем, XI веке, переводе Слов Григория Богослова; поэтому Некоторые исследователи (Ключевский) в огнищанах видят рабовладельцев, иначе говоря, богатых людей в ту древнейшую пору жизни общества, когда не земля, а рабы были главным видом собственности
424 Е. Ф. Шмурло Если же обратить внимание на статьи пространной Русской Правды, которые вместо «огнищанина» краткой Русской Правды, говорят о «княжом муже» или «тиуне огнищном», то можно огнищанина счесть именно за князя мужа, в частности, за тиуна, заведывающего княжескими холопами, т. е. за лицо, предшествующее позднейшим двор-ским или дворецким. Положение последних было очень высоко при княжеских дворах, и в то же время они могли быть сами холопами. В Новгороде же, как кажется, огнищанами звали не одних дворецких, а весь княжеский двор (позднее дворяне). Так, стало быть, возможно принимать огнищан за знатных княжеских мужей; но сомнительно, чтобы огнищане были высшим классом земского общества». Дьяконов. Очерки общественного и государственного строя Древней Руси. Изд. 4-е. СПб., 1912. С. 75: «Огнище», как позднее «печище» в древности означало домашний очаг, как символ хозяйства. «Поэтому огнищанином мог называться домохозяин и домочадец. Судя по договору 1006 г. (см. выше), „огневщина" обозначала „домашнюю челядь, как необходимую принадлежность всякого крупного хозяйства"». Вот почему исторические памятники XI —XIII вв. «называют огнищанами только крупных домохозяев». Пресняков. Княжое право в Древней Руси. СПб., 1909. С. 230 — 231: «Параллелизм в употреблении нашими источниками выражений: огнищанин — княж муж, огнищане и гриди — бояре и гриди, достаточно освещает значение первого из этих слов как члена дружины. Не должно бы быть и колебаний относительно этимологии слова: этимологический (и социальный) близнец северно-германского hird-mann'a, огнищанин — член огнища, дома своего вождя. Латинский перевод этого термина был бы: familiaris, domesticus. Он мог бы применяться ко всей дружине; но с ним стал рядом заимствованный и родственный по смыслу термин — гридь. Огнищане — слово, ставшее специально означать высший, ближайший к князю слой дружинников старших. Но и это явление вторичное. В Русской Правде видим значение огнищанина как вообще княжого мужа. Едва ли будет ошибочным предположение, что оба термина, туземный и пришлый, первоначально чередовались и были равносильны». Ср. С. 265. Павлов-Сильванский. Феодализм в удельной Руси (Сочинения Т. III). СПб., 1910. С. 453 — 466: «Кроме первоначального значения слова очаг, слово огнище употреблялось также в производном условном смысле для обозначения челяди, людей, принадлежащих к чужому очагу, — к чужому хозяйству; к чужому дому». В переводе слова Григория Богослова греческое слово «раб» переведено словом «огнище»; из этого, однако, не следует, что слово «огнище» означает раба, «потому что для обозначения рабов мы имеем термины, хорошо известные из Русской Правды: челядь, холоп, раб, а в этом переводе названа огнищем челядь, подобно тому, как придворные люди назывались и называются двором». «Слово огнище — очаг имело также
Дата добавления: 2014-11-25; Просмотров: 336; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |