Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Спрос и факторы, на него влияющие




Спрос (в английской транскрипции demand, сокращенно D) – это желание, подкрепленное способностью (возможностью) хозяйственных субъектов приобретать жизненные блага (товары, услуги). Спрос отражает, с одной стороны, потребность покупателя в некоторых товарах или услугах, а, с другой стороны, возможность оплатить покупку по приемлемым ценам.

Различают:

· индивидуальный спрос, отражающий реакцию конкретного покупателя на данный товар (услугу);

· рыночный спрос, характеризующий объем (величину) спроса на товар (услугу) всех участников рынка;

· совокупный спрос, отражающий интегрированный спрос в масштабах национальной экономики, т.е. спрос всех хозяйственных субъектов на все жизненные блага (товары и услуги).

Так как мы рассматриваем взаимодействие спроса и предложения на рынке, то предметом изучения будет являться рыночный спрос.

Рыночный спрос – явление очень сложное, изменчивое, подверженное влиянию многих различных факторов. В данном случае под факторами, воздействующими на спрос, понимаются какие-то внешние силы, явления и условия, которые оказывают влияние на состояние спроса. К основным объективным факторам, воздействующим на спрос, относят:

а) ценовой фактор:

· цена товара (услуги), сокращенно Цт;

б) неценовые факторы:

· величина доходов (Д);

· размер имущества (И);

· цены других, сопряженных товаров (ЦДТ);

· ожидаемая польза товара (ОПТ);

· количество покупателей (КП);

· потребительские вкусы (ПВ);

· качество продукции (К);

· мода (М) и т.д.

 

В общем виде зависимость спроса от перечисленных факторов выражается функциональной зависимостью, где воздействующие факторы выступают в качестве независимой переменной (аргумента), а величина спроса на товар (услугу) за период времени t (Ст/t) – в качестве зависимой переменной (функции):

Ст/t = ¦ (Цт, Д, И, ЦДТ, ОПТ, КП, ПВ, К, М…)

 

Однако зависимость спроса от ценовых и неценовых факторов проявляется по-разному.

 

Зависимость спроса от цены (ценового фактора)

Если представить себе, что все остальные факторы в какой-то период времени t будут оставаться неизменными (постоянными), то зависимость величины спроса от цены будет носить обратный (отрицательный) характер:

 

Ст/t = -¦ (Цт)

 

Приведенная формула представляет собой математическое выражение закона спроса, который гласит: на любом рынке, при прочих равных условиях, существует обратная зависимость между ценой товара (услуги) и величиной спроса, предъявляемого покупателями на этот товар (услугу). Это означает, что при увеличении цены спрос уменьшается, а при снижении цены спрос увеличивается.

Природа закона спроса определяется двумя эффектами: эффектом дохода и эффектом замещения. Согласно эффекту дохода, при увеличении цены товара (услуги) покупатель, располагая неизменной суммой денег, сможет купить меньше товаров (услуг). Согласно эффекту замещения, при увеличении цены товаров (услуг) потребители начинают замещать эти товары (услуги) другими, более дешевыми. Совокупность описанных эффектов и определяет обратный (отрицательный) характер зависимости между спросом и ценовым фактором.

Графическая зависимость величины спроса от цены товара (услуги) представляет собой кривую спроса.

Рис. 2.1. Кривая спроса

 

       
 
   
 

 


Р1

 
 

 

 


P2

 

 

 
 

 


Таким образом, при изменении ценового фактора происходит изменение только величины (количества) спроса, а сам характер спроса не изменяется. Совершенно иначе влияют на спрос неценовые факторы.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-26; Просмотров: 404; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.