Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Методики диагностики мотивационной сферы личности




Типы мотивов

Существуют следующие типы мотивов:

* достижения успеха,

* избегания неудач,

* аффилиации,

* отвергания,

* власти,

* агрессивности.

В психодиагностике мотивации выделяют три основные группы методов: прямые методы, косвенные методы (личностные опросники) и проективные методы (табл. 14). В основу прямых методов положена прямая оценка представлений человека о причинах или особенностях поведения, интересах и т. д. (когнитивная репрезентация). По этим методам можно судить скорее о «кажущихся мотивах», причинных стереотипах, ценностных ориентациях, чем о реально действующих мотивах поведения и деятельности. В опросниках предлагаются утверждения, касающиеся некоторых поведенческих характеристик, которые прямо не соответствуют мотивам, но эмпирически связаны с ними. Основная проблема измерения мотивации с помощью опросников связана со снижением объективности ответов из-за действия фактора социальной желательности или защитной мотивации.

Проективные методы построены на анализе продуктов воображения и фантазии. Они основаны на исследованиях влияния мотивации на воображение и перцепцию. Проективные методы используются для диагностики глубинных мотивационных образований, особенно неосознаваемых мотивов.

Достоинства и недостатки методик диагностики мотивационной сферы личности представлены в табл. 13.

 

 

Таблица 13

Достоинства и недостатки методик диагностики

мотивационной сферы личности

Достоинства Недостатки
Высокая надежность, характерная для большинства методик Противоречивость данных о валидности
Необходимость учитывать вклад детерминант конкретной ситуации
  Необходимость совместного использования прямых и косвенных методов психодиагностики

 

 

Таблица14

Методики диагностики мотивации

Название Аннотация
   
Прямые методы
Анкеты, интервью прямой вопрос Существующие формы (модификации) ¾ анкеты, интервью, прямой вопрос Теоретическое основание ¾ когнитивная репрезентация (прямая оценка представлений человека о причинах или особенностях поведения, интересах и т. д.) Шкалы определяются целью исследования. Диагностируются, скорее, «кажущиеся мотивы», причинные стереотипы, ценностные ориентации, поэтому эти методики используются для изучения не мотивации личности, т. е. обобщенных мотивов, процессуальной динамики мотива в конкретной социальной ситуации, а мотивов учебной, профессиональной и других видов деятельности Процедура обработки: 1) подсчет первичных баллов по каждой шкале; 2) сравнение со статистической нормой; 3) графическое отображение результатов. Количество вопросов (заданий) ¾ в зависимости от цели исследования  

 

 

Продолжение табл. 14
   
Личностные опросники
Список личност-ных предпочтений А. Эдвардса (EPPS) Существующие формы (модификации) ¾ модификация Т. В. Корнилова, Г. В. Парамей, С. Н. Ениколопова Теоретическое основание ¾ опросник А. Эдвардса, с помощью которого измеряют силу потребностей из перечня, предложенного Г. Мюрреем к тесту тематической апперцепции (ТАТ) Шкалы (15): достижение, принятие авторитетов, порядок, демонстративность, автономия, аффилиация, самопознание, принятие опеки, доминирование, подчинение, оказание опеки, толерантность к новому, стойкость в достижении целей, гетеросексуальность, агрессия Процедура обработки: 1) подсчет первичных баллов; 2) сопоставление полученных результатов с нормативными данными; 3) построение мотивационного профиля; 4) подсчет итогового индекса (итоговый индекс потребности выражает не абсолютную силу потребности, а силу этой потребности относительно других потребностей из перечня) Количество вопросов (заданий) ¾ 210 пар утверждений
Тест-опросник для измерения потребности в достижениях Орлова Ю.М. Существующие формы (модификации) ¾ нет Теоретическое основание ¾ авторская концепция Предмет диагностики: потребность в достижениях Шкалы ¾ потребность в достижениях Процедура обработки: 1)получение сырых баллов; 2)перевод сырых баллов в стены; 3)сравнение с существующими нормативами Количество вопросов (заданий) ¾ 23 утверждения
Опросник для измерения результи-рующей тенденции мотивации достиже-ния (RAM) А. Мехрабиана Существующие формы (модификации) ¾ тест-опросник мотивации достижения (ТМД), модификация М. Ш. Магомед-Эминова. Опросник имеет две формы: для мужчин (А) и для женщин (Б) Теоретическое основание ¾ теория мотивации достижения Дж. Аткинсона Шкалы: мотивы стремления к успеху и избеганию неудачи, а также результирующая тенденция мотивации достижения Процедура обработки: 1) подсчет суммарного балла по каждой шкале; 2) определение доминирующей мотивационной тенденции на основе суммарного балла Количество вопросов (заданий) ¾ для женщин ¾30, для мужчин ¾32

 

Продолжение табл. 14
   
Опросник для измерения аффилиа-тивной тенденции и чувствительности к отвержению А. Мехрабиана Существующие формы (модификации) ¾ тест-опросник мотивации аффилиации (ТМА) модификация М. Ш. Магомед-Эминова Теоретическое основание ¾ использование факторного анализа для определения внутренней структуры опросника. Исследования общих ожиданий индивида о позитивном и негативном исходе при установлении межличностного контакта Шкалы (2): СП ¾ стремление к принятию (аффилиативная тенденция) и СО ¾ страх отвержения (чувствительность к отвержению) Процедура обработки: 1) подсчет суммарных баллов по каждой шкале; 2) сопоставление индексов СП и СО; 3) определение доминирующей мотивационной тенденции Количество вопросов (заданий) ¾ 50 (первая шкала содержит 26 пунктов, а вторая ¾ 24 пункта)
   
Методика диагностики личности на мотивацию к избеганию неудач Элерса   Существующие формы (модификации) ¾ адаптация М.А. Котика Теоретическое основание ¾ теория мотивации Д. Мак-Клелланда Предмет диагностики: мотивация избегания неудач Шкалы ¾ избегание неудач Процедура обработки: подсчитывается сумма набранных бал­лов по 1 баллу за выборы, совпавшие с ключом Количество вопросов (заданий) ¾ список прилагательных, характеризующих различные личностные особенности, представленных в 30 строках, по 3 слова в каждой строке
Методика диагностики личности на мотивацию к успеху Элерса   Существующие формы (модификации) ¾ адаптация М.А. Котика Теоретическое основание ¾ теория мотивации Д. Мак-Клелланда Предмет диагностики: мотивация достижения успеха Шкалы ¾ достижения успеха Процедура обработки: подсчет баллов в соответствии с ключом Количество вопросов (заданий) ¾ 41 утверждение

 

Продолжение табл. 14
   
Проективные методы
Тест тематичес-кой апперцепции (ТАТ) Мюррея Существующие формы (модификации) ¾ ТАТ для диагностики мотивации подростка Е. Т. Соколовой, для лиц различного культурного уровня, для людей пожилого и старческого возраста. В ходе эксперимента предъявляются в определенной последовательности 20 картин, отбираемых из стандартного набора в зависимости от пола и возраста (есть картины для всех, для женщин и мужчин, мальчиков и девочек до 14 лет). ТАТ Д. МакКлелланда и Дж. Аткинсона, Х. Хекхаузена. Форма А (для подростков и взрослых со средним и выше уровнем интеллекта). Форма Б (для детей, для взрослых с низким уровнем интеллекта и образования и для больных с психотической симптоматикой). Варианты ТАТ для разных возрастных групп: САТ (CAT-S CAT-H); МРТ, SPST, SAT, GAT Варианты ТАТ для этнокультурных групп Т-ТАТ, SAPAT Варианты ТАТ для решения разных прикладных задач:VAT, TGP, TFA, FRI, SAM, EAT, SAT Теоретическое основание ¾ представления З. Фрейда о механизме проекции, а также многочисленные исследования влияния мотивации на воображение и апперцепцию. Признание в психике человека двух тенденций: первая выражается в стремлении истолковывать каждую многозначную ситуацию, с которой сталкивается индивидуум, в соответствии с прошлым опытом; вторая состоит в том, что во всяком литературном творчестве автор опирается, прежде всего, на собственные переживания и сознательно или неосознанно наделяет ими выдуманных персонажей Шкалы ¾ 4 темы: 1) то, что обследуемый реально совершает; 2) то, к чему обследуемый стремится; 3) то, что он испытывает в настоящий момент; 4) то, каким ему представляется будущее. В результате получают сведения об основных стремлениях, о потребностях обследуемого, о воздействиях, оказываемых на него, о конфликтах, возникающих с другими людьми, и способах их разрешения
    Продолжение табл. 14
   
  Процедура обработки (контент-анализ): 1) нахождение «героя», с которым обследуемый идентифицирует себя; 2) определение его важнейших характеристик; 3) сравнительная оценка сил, исходящих от «героя», и сил, исходящих из среды; 4) формальный анализ рассказов, включающий в себя расчет длительности рассказов, их стилевых особенностей и др. Количество вопросов (заданий) ¾ стимульный материал ТАТ включает стандартный набор из 31 таблицы: 30 черно-белых картин и одной пустой таблицы, на которой обследуемый может вообразить любую картину. В используемых изображениях представлены относительно неопределенные ситуации, допускающие их неоднозначную интерпретацию
Детский апперцептивный тест (САТ – Children’s Apperception Test) Л.Беллака   Существующие формы (модификации) ¾ модификации CAT-S, CAT-H. Методика предназначена для детей 3-10 лет. Теоретическое основание ¾ создан на основе ТАТ Мюррея Предмет диагностики: глубинные структуры мотивации детей Шкалы ¾ главная тема, главный герой, главная потребность, среда. Персонажи, конфликты, страхи, защиты, адекватность Супер Эго, интеграция Эго. Процедура обработки: качественный и количественный анализ (подсчет количества слов, частоты тем) Количество вопросов (заданий) ¾ 10 стандартных черно-белых таблиц-рисунков, изображавших ситуации, героями которых являлись антропоморфизированные животные
ТАТ для диагностики мотивации достижения Х.Хекхаузена (HTAT) Существующие формы (модификации) ¾ Модификация Магомед-Эминова, Б.Г. Ребзуева, адаптация Л.Н. Собчик, решетка мотива достижения Шмальта Теоретическое основание ¾ Предмет диагностики: две независимые тенденции в мотивации достижения: надежда на успех и боязнь неудачи Шкалы ¾ надежда на успех и боязнь неудачи (категории анализа частично с категориями системы Д.Мак-Клелланда) Процедура обработки: качественный анализ высказываний с точки зрения присутствия в них признаков темы достижения Количество вопросов (заданий) ¾ 6 картин

 

Продолжение табл. 14
   
ТАТ для диагностики мотивации достижения Д.Мак-Клелланда Существующие формы (модификации) ¾ нет Теоретическое основание ¾ интеракционистская парадигма, теория мотивации МакКлелланда Предмет диагностики: потребность в достижении Шкалы ¾ категории анализа: потребность достижения, позитивные и негативные целевые ожидания (антиципации), инструментальная активность, направленная на достижение цели, внутренние и внешние препятствия, внешняя поддержка, позитивные и негативные эмоциональные состояния, возникающие вследствие успеха или неудачи, тема достижения Процедура обработки: качественный анализ высказываний с точки зрения присутствия в них признаков темы достижения.За каждый из этих признаков засчитывается по одному баллу; сумма баллов определяет общую выраженность потребности в достижении Количество вопросов (заданий) ¾ четыре слайда, изображающих ситуации, связанные с тематикой достижения (2 заимствованы из ТАТ Мюррея, 2 созданы дополнительно)
Решетка мотива достижения (Leistungsmotivs Gitter) Г.Д. Шмальт 1976   Существующие формы (модификации) ¾ нет Теоретическое основание ¾ проективная методика. Близка к модификации ТАТ Х. Хекхаузена Предмет диагностики: интенсивность и экстенсивность мотива достижения Шкалы ¾ 3 мотивационных тенденции: НУ - уверенность в успехе, БН1 – активное избегание неудачи, БН2 – боязнь неудачи. Процедура обработки: объединение выбранных утверждений по каждой из картинок с целью получения матрицы ответов (решетки), столбцы которой представляют интенсивность мотива, а строки – экстенсивность 1)получение сырых баллов; 2)перевод сырых баллов в стены; 3)сравнение с существующими нормативами Количество вопросов (заданий) ¾ стимульный материал состоит из 18 картин, объединенных в тройки, относящиеся к 6 различным сферам жизнедеятельности (труд, музыка, школьное обучение, самоутверждение, оказание помощи, спорт)

 

Продолжение табл. 14
   
Мульти-Мотив- Тест (ММТ) Х. Шмальт, К. Соколовски Существующие формы (модификации) ¾ адаптирован С.А. Шапкиным Теоретическое основание ¾ концепция мотивации Хекхаузена Предмет диагностики: мотивы достижения, аффилиации, лидерства Шкалы ¾ надежда на успех, боязнь неудачи, надежда на аффилиацию, боязнь отвержения, надежда на получение контроля, страх потери контроля Процедура обработки:,. 1) качественный анализ рассказов по рисункам; 2) анализ ответов на вопросы, подсчет индексов по шкалам Количество вопросов (заданий) ¾ 14 рисунков, ряд вопросов к каждому рисунку  
Методика мотива-ционной индукции Нюттена (MIM) Существующие формы (модификации) ¾ различные варианты методик незаконченных предложений Теоретическое основание ¾ влияние временной перспективы на поведение человека. Исходная позиция: наряду с объектами, явлениями, которые человек актуально воспринимает и которые имеют знание места и времени «здесь и теперь», в сознании человека существуют еще и различные объекты, о которых он думает время от времени, но которые в не меньшей степени стимулируют его активность. Эти объекты-цели или «мотивационные объекты» несут в себе индексы времени Шкалы ¾ автором разработано 2 кода: код времени (Т –– в настоящий момент, Д –– в интервале дня, Н –– в ближайшую неделю, М –– в ближайший месяц, Г –– в течение года, Ж –– ко всему периоду жизни, С –– к старости) и код анализа содержания (тот или иной аспект личности самого субъекта; активность, связанная с саморазвитием, самореализацией; активность, связанная с учебной или профессиональной деятельностью; активность, связанная с общением; активность, связанная с познанием; активность, связанная с религией; активность, связанная с материальными ценностями; активность, связанная с отдыхом, развлечениями; активность, связанная с процедурой и ситуацией тестирования, ответы, не поддающиеся классификации) Процедура обработки осуществляется методом контент-анализа: 1) подсчет баллов по предложенным Нюттеном кодам; 2) графическое отображение полученных данных на одном графике по двум кодам. Количество вопросов (заданий) ¾ первый буклет 20 незаконченных предложений, второй ¾ 10

 

Окончание табл. 14
   
Тест юморис-тических фраз (ТЮФ), А. Г. Шмелева и В. С. Болдыревой Существующие формы (модификации) ¾ варианты в 80-ю и 45-ю карточками Теоретическое основание ¾ разработанная А.Г. Шмелевым и В.С. Болдыревой концепция, исходящая из того, что, чем боьшее количество многозначных стимулов объединяет вокруг себя однозначный стимул, тем выше мотивационная значимость соответствующей темы Шкалы (10): садизм, секс, пагубные пристрастия (пьянство), деньги, мода, карьера, семейные неурядицы, социальные неурядицы, бездарность в искусстве, человеческая глупость). Процедура обработки: 1) подсчет тестовых баллов, отражающих «напряженность» отдельных мотивационных тем; 2) графическое представление полученных результатов в виде мотивационного профиля; 3) анализ отдельных тем и их комбинаций. Количество вопросов (заданий) ¾ стимульный материал представляет собой 80 юмористических фраз (афоризмов), из которых 40 однозначно относятся к одной из 10 тем (по 4 фразы на каждую), а остальные фразы являются многозначными (испытуемые, исходя из собственной апперцепции, усматривают в них ту или иную тему из числа 10 основных)
  Идеографические техники
Психосемантическая диагностика скрытой мотивации (ПДСМ) Соломин Существующие формы (модификации) ¾ нет Теоретическое основание ¾ методический комплекс представлен модифицированными вариантами техники репертуарных решеток, семантического дифференциала и цветового теста отношений Предмет диагностики: содержание и структура потребностей, мотивов различных видов деятельности, осознанных и неосознаваемых отношений Шкалы ¾ диагностические категории определяются в зависимости от цели и задач исследования Процедура обработки: обработка осуществляется с помощью специально разработанной компьютерной программы Количество вопросов (заданий) ¾ стимульным материалом является список понятий, а также 8 цветовых карточек
 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-16; Просмотров: 4166; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.