Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Коллективное творчество




В эпоху НТР особенно важным этапом является организация коллективного творчества. Как при индивидуальном, так и при коллективном творчестве все зависит от творческих способностей ученого, инженера и условий, при которых эти способности могли бы проявиться наиболее полно. При управлении условиями творчества ученых путем изменения и оптимизации характеристик научного коллектива в целом необходимо обеспечить наиболее полное проявление индивидуальных качеств. В этой ситуации объектом управления становится коллектив, который обладает более доступными параметрами управления, чем отдельная индивидуальность.

Для решения простых задач разработки (проектирования) достаточен коллектив инженеров из 10 чел.; решение задачи средней сложности требует не­скольких десятков инженеров. Для сложных задач проектирования необходимы тысячи и десятки тысяч инженеров различных специальностей. Например, в создании системы «Аполлон» для полета на Луну участвовали десятки тысяч инженеров разных специальностей из 300 фирм. Большая часть этих специалистов использовалась при разработке системы радиоуправления кораблем.

Один из главных творческих критериев инженера (или коллектива в целом) это умение создавать новые полезные принципы или конструкции при решении конкретных инженерных задач. К. Маркс говорил, что «...наука зависит от состояния и потребностей техники. Если у общества появляется техническая потребность, то это продвигает науку вперед больше, чем десяток университетов».

В кратком изложении организацию разработки сложных радиотехнических систем можно представить так. Разработка новой системы поручается головному НИИ. Этой разработкой системы в целом руководит Генеральный конструктор. Головной НИИ руководит разработкой подсистем, входящих в проектируемую систему, поручая эту работу коллективам отраслевых НИИ (их может быть много) во главе с главными конструкторами (ГК) подсистем. Кроме головного и отраслевых институтов к разработке привлекаются смежные организации (опытные и серийные заводы, промышленные объединения, КБ, ОКБ, учреждения Академии наук и вузы).

В процессе разработки (проектирования) осуществляется полное взаимодействие разработчиков с заказчиками. Как правило, управление процессом проектирования реализуется на основе АСУ, так как в этом процессе участвует огромное количество инженеров, ученых, техники всевозможного назначения.

В головном и отраслевых НИИ в разработке радиосистем и их подсистем (устройств) участвуют специалисты разного профиля: инженеры-системотехники, радиоинженеры-системотехники, радиоинженеры-схемотехники, инженеры-конструкторы, инженеры-технологи, инженеры-математики (или математики-прикладники); инженеры-испытатели, инженеры-экономисты и плановики. Эти специалисты включаются в штаты структурных подразделений НИИ: теоретическом, комплексном, отраслевых, конструкторском, технологическом, математического обеспечения (в том числе и вычислительных центрах и комплексах) и планово-экономическом. Обычно радиоинженеры составляют 40 – 50% от общего числа инженеров-разработчиков.

Типичная структура научного коллектива НИИ включает такие составные части: функциональная, организационная, информационная, общественно-организационная, профессионально-квалификационная и социально-психологическая. Функциональная структура определяется главным образом целевым предназначением того или иного подразделения (НИИ, сектор, отдел, лаборатория, группа и т. п.). Организационная структура научного коллектива полностью соответствует иерархии структурного подразделения. Информационная структура определяется службами сбора, обработки, хранения и выдачи информации (бюро технической информации, патентно-лицензионный отдел, библиотеки, архивы, канцелярия, машинописное бюро, копировальный отдел, типография, ЭВМ с дисплеями и терминалами, банки данных и т. п.). Общественно-организационная структура – это входящие в коллектив общественные организации. Профессионально-квалификационная структура характеризуется профилем и опытом специалистов, учеными степенями и званиями. Особенности характера сотрудников, психологическая совместимость, воспитанность, степень культуры, образование определяют социально-психологическую структуру коллектива.

Научный коллектив в процессе творчества проводит следующие исследования: фундаментальные, прикладные, опытно-конструкторские разработки, мировоззренческие, методологические.

Формы организационно-научной деятельности коллектива включают проведение: дней науки, научно-технических конференций, научных сессий, семинаров, симпозиумов, школ-семинаров, школ и др.

Оценка научной деятельности коллектива может проводиться по следующим критериям: количество опубликованных работ, их значимость, вклад в науку, количество изобретений и открытий, количество цитируемых работ (сколько других авторов ссылаются на публикации сотрудников данного коллектива), ученая степень (сколько докторов и кандидатов наук работают в коллективе), экономическая эффективность, престижность на международной арене и т. д.

Руководитель коллектива это одна из самых трудных профессий. К профессии руководителя нужно готовить заранее, начинать эту подготовку со студенческой скамьи, как это уже делается в некоторых вузах в ответ на настоятельные требования жизни. Мгновенно распознать склонности студента к руководству трудовым коллективом невозможно. Достаточно вспомнить, что великий физик А. Эйнштейн в гимназии слыл «бездарностью» в математике, а в аттестат Гегеля об окончании вуза записано, что его владелец «весьма не искусен в слове и может быть назван идиотом в философии».

Руководитель научного коллектива должен уметь:

Ø предвидеть (прогнозировать) цели исследования;

Ø убедить коллег в научной ценности выбранных им целей и обоснованности выполнить исследование качественно, эффективно и в срок;

Ø организовать исследование ‑ четко распределить обязанности между подчиненными и степень их ответственности;

Ø контролировать работу коллектива и своевременно приходить на помощь;

Ø руководитель не должен брать на себя роль «критика» (наиболее продуктивно в процессе творчества объединение «руководителя» и«критика» в одном лице);

Ø добиваться, чтобы более способные не подавляли менее способных, а побуждали их к активному творче­ству на максимуме своих возможностей.

Для организации коллективного творчества руководитель коллектива должен владеть следующими методами преодоления инерционности мышления:

Ø мозгового штурма (мозговой атаки);

Ø морфологического анализа;

Ø ассоциативными («фокальных объектов» или «гирлянд ассоциаций», «каталога»);

Ø синектики;

Ø контрольных вопросов;

Ø «эмпатии» (вживания в образ);

Ø инверсии, аналогии, фантазии.

Основные из этих методов рассматриваются в последующих подразделах настоящего раздела. В современных условиях организация проектирования радиотехнических систем основана на принципах специализации, иерархичности и автоматизации. Первые два принципа состоят в разбиении общей задачи проектирования на ряд подзадач как по вертикали (между различными иерархическими уровнями), так и по горизонтали (внутри каждого иерархического уровня). Так, для радиосистем и радиоустройств средней сложности имеют место такие иерархические уровни, как идеология данного класса систем, теории подкласса систем, подсистем, устройств, конструирования и технологии.

Задачи уровня идеологии решаются главным конструктором системы, его заместителями и главными конструкторами подсистем. Теоретические аспекты решаются в теоретических отделах НИИ радиоинженерами, математиками, физиками, экономистами и другими специалистами. Проектирование системы осуществляется в комплексном (схемотехническом) отделе соответствующими инженерами. В отраслевых отделах проектируются подсистемы различного назначения. Конструкторский и технологический отделы (бюро) решают задачи конструи­рования и разработки технологии производства необходимой радиоаппаратуры.

Приведенные здесь иерархические уровни могут делиться на ряд подуровней. Общая задача для каждого ранга уровней и подуровней разбивается на более частные, специализированные задачи. Эти задачи решаются в процессе проектирования различными группами специалистов

Принципы специализации и иерархичности должны органически сочетаться с широкими возможностями ЭВМ и средств автоматики. Автоматизация и соответствующие ей системы должны обеспечивать взаимодействие по вертикали и по горизонтали между процессами решения всех специализированных задач, а также ускорение и уменьшение стоимости их решения.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-18; Просмотров: 978; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.