Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Расскажите о развитии исследований времени реакции в первой половине 19 века




Стал обнаруженный им факт значительно лучшего запоминания осмысленного материала по сравнению с бессмысленными слогами. Оказалось, что осмысленный текст запоминается 9 раз быстрее. Среди других заслуг Эббингауза необходимо упомянуть разработанный им тест на заполнение пробела в предложении пропущенным словом. Этот тест остается одним из наиболее часто используемых в современной психодиагностике интеллектуального развития.

Эббингаузу принадлежит также открытие некоторых особенностей процессов запоминания и забывания, в частности им было экспериментально установлено лучшее запоминание первых и последних слогов подлежащего запоминанию ряда. Не менее важным открытием исследователя

Знаменитый немецкий психолог, Герман Эббингауз, получил философское образование в Германии, продолжив его после своего участия во Франко-Прусской войне 1870 г. в Лондоне и Париже.

1850 - 1909

Герман

Случайно купив у букиниста в Париже работу Г. Фехнера «Основы психофизики», Эббингауз решил приступить к самостоятельным исследованиям «краеугольного камня психики» - функции памяти. Исходным материалом для этих исследований послужили так называемые бессмысленные слоги — искусственные сочетания речевых элементов (двух согласных и гласных между ними), не вызывающие никаких смысловых ассоциаций. Результаты своих исследований Эббингауз опубликовал в классической работе «О памяти» в 1885 г.

С 1880 г. на протяжении почти 15 лет Эббингауз работал в Берлинском университете в должности доцента, а затем адъюнкт-профессора. В 1894 г. он становится профессором университета Бреслау (ныне Бреславль, Польша), оставаясь на этой должности до конца жизни. В 1890 г. Эббингауз основал «Журнал психологии и физиологии органов чувств», а в последние годы жизни приступил к изданию обобщающео труда «Основы психологии», второй том которого вышел уже после его смерти. Эта книга на протяжении многих лет была одним из основных учебников психологии в Германии.

Согласно этой кривой половина заученного материала забывается в первые 30 минут после прекращения процесса заучивания, но оставшиеся 30% удерживаются в памяти на протяжении многих суток.

* * *

В целом экспериментальная психология всего за несколько десятилетий своего существования добилась столь впечатляющих успехов, что на рубеже 19 и 20 веков она приобрела бесспорный статус самостоятельной позитивной научной дисциплины. В большинстве виднейших университетов мира работали психологические лаборатории, издавались психологические журналы, проводились психологические конгрессы. Однако вскоре на этих конгрессах зазвучали встревоженные голоса, указывающие на явное отставание темпов развития психологической теории от лавинообразного потока новых психологических фактов, полученных экспериментальным путем. Увлеченные экспериментальной работой создатели нового направления сравнительно немного времени уделяли теоретическому осмыслению получаемых результатов. Благодаря чему уже на Третьем международном конгрессе психологов, проходившем в Мюнхене в 1896 году, ряд его участников констатировал, что психология переживает открытый теоретический кризис. Реакцией на это состояние дел стал бурный прогресс теоретической мысли в последующую эпоху, получившей название эпохи школ психологии. Но первое слово и здесь вновь принадлежало «отцу экспериментальной психологии» Вильгельму Вундту.

Контрольные задания и вопросы

33. В чем смысл выражения «три источника экспериментальной психологии»?

35. Какой физический принцип лежит в основе теории слуха и цветового зрения Г. Гельмгольца?

36. Что нового внес в психологию Ф. Дондерс?

37. Кем и каким образом был выведен основной психофизический закон?

38. Объясните смысл понятия «энтропия» и расскажите о его происхождении.

39. В чем смысл второго начала термодинамики применительно к живым системам?

40. В чем причина подобия математических выражений законов Больцмана и Фехнера?

41. Какие методы экспериментального исследования были предложены Ф. Гальтоном?

42. Что нового привнес в психологию В. Вундт?

43. В чем заключался метод Г. Эббингауза?

Рекомендуемая литература

64. Акофф Р. Эмери Ф. О целеустремленных системах. – М.: Сов. радио, 1974.
65. Берталанфи Л. фон. История и статус общей теории систем. // Системные исследования. - М.: Наука, 1973.
66. Ганзен В.А. Системные описания в психологии. - Л.: Изд. ЛГУ, 1984.
67. Джемс В. Психология. М. 1991.
68. Ждан А.Н. История психологии: от античности до современности. – М.: Изд. Российское педагогическое агенство, 1997.
69. Жуковский В.С. Термодинамика. – М.: Энергоатомиздат, 1983.
70. Пригожин И. Перспективы исследования сложности. // Системные исследования. Методологические проблемы. - М.: Наука, 1987.
71. Шульц Д., Шульц С. История современной психологии. – СПб.: Евразия, 1998.
72. Эббингауз Г. Основы психологии.- СПб., 1911-1912.
73. Экспериментальная психология./ Под ред. П. Фресс и Ж. Пиаже./ Вып. 1-2. – М.: Прогресс, 1966.
74. Ястржембский А.С. Термодинамика и история ее развития. – М. – Л.: Энергия, 1966.
75. Boring E. History of experimental psychology. – N.Y., 1950.
76. Каменев А.С. Концепции современного естествознания. – М., 2002.

ГЛАВА 6




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-18; Просмотров: 365; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.