Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема 17: Итоговое занятие




Ответы

Ситуационные задачи

Ответы

Тестовый контроль

1. Доза никотина летальная для человека

1) 140мг/кг;

2) 1,7 мг/кг;

3) 0,5–1 мг/кг;

2. Рецепторы чувствительные к никотину

1) ацетилхолинергические;

2) серотонинергичесие;

3) дофаминергические.

3. Курение вызывает

1) увеличение обмена веществ;

2) снижение обмена веществ;

3) не влияет на обмен веществ.

4. «Продром» это

1) третья стадия алкогольной зависимости;

2) первая стадия алкогольной зависимости;

3) «нулевая» стадия алкоголизма.

5. Алкогольная зависимость – это

1) вредная привычка;

2) сложное хроническое заболевание.

6. Симпатотонические знаки абстинентного синдрома при всех формах наркоманий:

1) зрачковый рефлекс в норме, хороший аппетит, спокойный сон, низкая тревожность, хорошее настроение;

2) расширенные зрачки, диспепсические явления, гипертензивный синдром, анорексия (гипергликемия), бессонница, беспокойство, тревога или депрессия.

7. Латентный период между началом первичного психического расстройства и последующей зависимости от психоактивного вещества для большинства психических расстройств составляет

1) от 10 до 20 лет.

2) от 5 до 8 лет.

8. Никотин увеличивает в центрах удовольствия уровень

1) дофамина

2) вазапрессина

3) инсулина

1 – 3; 2 – 1; 3 – 1; 4 – 3; 5 – 2; 6 – 2; 7 – 2; 8 – 1.

 

  1. В результате хронической интоксикации алкоголем у 25 – летнего мужчины резко снизилась подвижность сперматозоидов. Будет ли он нормальным в детородном отношении?
  2. Один из способов борьбы с алкоголизмом в своё время состоял в выработке соответствующего условного рефлекса. В чём он заключался?
  3. Молодая беременная женщина не может отказаться от привычки курить. Чем это грозит её ещё не рождённому ребёнку?

1. При хроническом алкоголизме у мужчин снижается подвижность сперматозоидов. При выраженности этого процесса (осеменение зачатие невозможно).

2. Условный раздражитель – приём алкоголя. Безусловный – препарат, вызывающий рвоту. При выработке условного рефлекса приём небольшой дозы алкоголя подкрепляется введением рвотного препарата. Это сочетание повторяют до тех пор, пока вид и запах алкоголя станут вызывать рвотный рефлекс.

3. Все ядовитые вещества проникают к ребенку сквозь плаценту. Концентрация всех этих веществ в организме ребенка гораздо выше, чем у крови матери. Окружение плода становится дымовым вместо нормального прозрачного, ребенок начинает кашлять и задыхаться. Начинается спазм сосудов, и наступает кислородное голодание. Это приводит к тому, что у курящих женщин чаще остальных рождаются недоношенные дети с массой тела менее 2500 г, а также со сниженными другими параметрами (длинной тела, окружностью головы и грудной клетки). Из-за этого они потом часто болеют и медленно развиваются.

Литература

Основная:

1. Агаджанян, Н.А. Нормальная физиология: учебник для мед. вузов /Н.А. Агаджанян,В.М. Смирнов.-М.:Медицинское информационное агентство, 2007. - 520 с.:ил.

2. Митяева, А.М. Здоровый образ жизни: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений /А.М. Митяева. – М.: Издательский центр "Академия", 2008. – 144с.

Дополнительная:

  1. Будылина С.М., Смирнов В.М. Руководство к практическим занятиям по нормальной физиологии М.: Издательский центр «Академия», 2005
  2. Булич, Э.Г. Здоровье человека:биологическая основа жизнедеятельности и двигательная активность/Э.Г. Булич, И.В. Муравов.-Киев:Олимпийская литература, 2003.- 424 с.
  3. Вайнер Э.Н. Валеология: Учебник для вузов/Э.Н. Вайнер.- М.:Флинта, 2001:Наука.- 416 с.
  4. Маркина, Л.Д. Определение биологического возраста человека методом В.П. Войтенко: Учебное пособие / Л.Д. Маркина – Владивосток: Изд-во ДВГУ, 2003. – 30 с.
  5. Здоровье молодежи/М.Ю. Абросимова, В.Ю. Альбицкий, Ю.А. Галлямова, А.С. Созинов.- Казань: Медицина,2007.-219, [1]
  6. Караулова Л.К., Красноперова Н.А., Расулов М.М. Физиология: учеб. пособие-М.: Академия, 2009
  7. Петрушин, В.И. Валеология:Учеб. пособ./В.И. Петрушин, Н.В. Петрушин.-М.:Гардарики,2002.-(D: Disciplinae).
  8. Прищепа, И.М. Методические указания к лабораторным работам по валеологии: Учеб. пособ./И.М. Прищепа, Малах, О.М.; Витебский гос. ун-т им. П.М. Машерова.-Витебск:Изд-во ВГУ,2002.-40 с.

 

Иные информационные ресурсы:

1. Информационный сайт- http://medbookaide.ru/books/fold9001/book2008/content.php - Валеология. Учебник для вузов.

 

Время: 2 часа.

Учебная цель: обобщить знания по основам соматического и психического здоровья. Уметь применять полученные знания для решения конкретных задач.

В результате освоения дисциплины студент должен овладеть следующими практическими навыками:

1. пальпировать пульс и определять ЧСС;

2. определить артериальное давление методом Короткова;

3. определить ЖЁЛ методом спирометрии;

4. определить частоту дыхания;

5. проводить функциональные пробы на задержку дыхания (проба Штанге и Генче);

6. определить реакцию организма на увеличение физической нагрузки;

7. проводить динамометрию;

8. определить роль сосудов кожи в терморегуляции;

9. исследовать потоотделение по Минору;

10. определить адаптацию рецепторов кожи к действию высоких и низких температур;

11. выявлять соотношение сигнальных систем по методике Климова;

12. определить тип ВНД у человека (по психомоторной реакции – тейпинг – тест),

13. определить личностные характеристики (тестирование по Айзенку);

14. определить устойчивость и переключаемость произвольного внимания;

15. рассчитать биологический возраст по Войтенко;

16. составить паспорт здоровья.

Вопросы для самоподготовки:

1. Дайте определение валеологии как науки. Сформулируйте её предмет, цель и задачи.

2. Что такое здоровье и каковы его критерии?

3. Перечислите показатели индивидуального здоровья.

4. Назовите факторы, влияющие на здоровье.

5. Роль валеологии в формировании здорового образа жизни.

6. Онтогенез человека, его виды. Факторы, влияющие на развитие плода.

7. Критические периоды в онтогенезе.

8. Сенситивные периоды в онтогенезе, их классификация.

9. Акселерация, причины акселерации.

10. Ретардация, её причины.

11. Биологический возраст, его критерии

12. Онтогенез человека, его виды. Факторы, влияющие на развитие плода.

13. Критические периоды в онтогенезе.

14. Сенситивные периоды в онтогенезе, их классификация.

15. Акселерация, причины акселерации.

16. Ретардация, её причины.

17. Биологический возраст, его критерии.

18. Основные функции и компоненты нервной системы.

19. Дайте определение понятию рефлекс. Что является анатомической основой рефлекса?

20. Классификация рефлексов.

21. Становление рефлекторной функции в ЦНС в период внутриутробного развития и новорождённости.

22. Этапы развития двигательных навыков.

23. Значение исследования рефлекторной деятельности в диагностике здоровья

 

24. Понятие об эндокринной системе. Классификация гормонов.

25. Механизмы действия гормонов.

26. Гормоны гипофиза.

27. Гормоны периферических желёз.

28. Регуляция секреции гормонов.

29. Гормональный статус, его нарушения.

30. Болезни нарушения обмена веществ: сахарный диабет и ожирение.

31. Репродуктивное здоровье, его цель и задачи. Факторы, влияющие на репродуктивное здоровье.

32. Отличительные особенности репродуктивнойфункции человека от других физиологических функций организма. Особенности развития мужского и женского эмбриона.

33. Особенности репродуктивной функции мужчин.

34. Особенности репродуктивной функции женщин.

35. Овуляторный цикл. Маточный (менструальный) цикл.

36. Гипокинезия, её причины и последствия. Значение двигательной активности в укреплении здоровья.

37. Физические свойства скелетных мышц.

38. Физиологические свойства скелетных мышц.

39. Механизм мышечного сокращения.

40. Утомление мышц. Значение активного отдыха для снятия утомления.

41. Тренировка, её значение и правила

42. Теория рационального питание и её принципы.

43. В чём заключается энергетический баланс?

44. Что означает термин сбалансированное питание?

45. Значение правильного режим питания.

46. Оценка пищевого статуса организма

47. Альтернативные теории питания

48. Понятие об иммунной системе, иммунитете, специфических и неспецифических защитных механизмах.

49. Факторы риска нарушения иммунитета.

50. Средства и методы стимуляции иммунитета. Вакцинопрофилактика.

51. Изотермия. Механизмы физической и химической терморегуляции. Понятие о температурном оптимуме условий жизнедеятельности.

52. Валеологические основы закаливания. Принципы и средства закаливания.

53. Понятие о простудных и простудно – инфекционных заболеваниях. Профилактика простуд.

54. Понятие о психическом здоровье и его критерии.

55. Методы и приёмы оценки психического здоровья.

56. Понятие о неврозах.

57. Принципы тренировки психических возможностей.

58. Средства и методы психорегуляции и психотренинга

59. ВНД. Типы высшей нервной деятельности.

60. Инстинкты

61. Понятие о функциональной асимметрии мозга.

62. Половые психофизиологические особенности человека.

63. Психофизиологические особенности человека в онтогенезе.

64. Стадии развития личности по Эриксону.

65. Сон. Виды сна, его функции.

66. Теории сна

67. Стадии сна по данным ЭЭГ.

68. Эмоции и здоровье.

69. Память. Её свойства и процессы. Виды памяти.

70. Понятие о специфических и неспецифических механизмах адаптации.

71. Биотические и абиотические факторы адаптации.

72. Стратегии адаптивного поведения: спринтеры, стайеры, миксты (В.П. Казначеев).

73. Срочная и долговременная адаптация. Стадии долговременной адаптации.

74. Норма адаптивной реакции и цена адаптации. Критерии адаптации.

75. Генотипические и фенотипические адаптации. Сложные и перекрёстные адаптации.

76. Учение о стрессе (Г.Селье). Дистресс и эустресс, острый и хронический стресс. Стадии стресса.

77. Классификация стрессоров.

78. Резистентность. Реактивность. Уровни реактивности.

79. Стрессреализующая система, её звенья.

80. Стресслимитирующая система, её звенья.

81. Реакции тренировки, активации, переактивации.

82. Сущность метода активационной профилактики и терапии.

83. Понятие о хронофизиологии.

84. Биоритмы человека, их классификация.

85. Характеристика основных параметров биоритмов.

86. Факторы, формирующие биоритмы.

87. Управление внутренними колебательными процессами в организме

88. Понятие о десинхронозе.

89. Понятие о рациональной организации жизнедеятельности.

90. Особенности умственного труда и классификация его видов.

91. Факторы рациональной организации жизнедеятельности работника умственного труда

92. Механизмы утомления при умственной работе.

93. Средства предупреждения развития умственного утомления.

94. Планирование и организация рациональной жизнедеятельности.

95. Влияние никотина на организм человека.

96. Причины, механизм и пути формирования зависимости от алкоголя.

97. Формирование наркотической зависимости.

98. Профилактика злоупотребления психоактивными веществами.

Литература

Основная:

1. Агаджанян, Н.А., Смирнов, В.М. Нормальная физиология: учебник для мед. вузов М.:Медицинское информационное агентство, 2007. - 520 с.:ил.

2. Митяева, А.М. Здоровый образ жизни: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений /А.М. Митяева. – М.: Издательский центр "Академия", 2008. – 144с.

Дополнительная:

1. Будылина С.М., Смирнов В.М. Руководство к практическим занятиям по нормальной физиологии М.: Издательский центр «Академия», 2005

2. Вайнер Э.Н. Валеология: Учебник для вузов/Э.Н. Вайнер.- М.:Флинта, 2001:Наука.- 416 с.

3. Маркина, Л.Д. Определение биологического возраста человека методом В.П. Войтенко: Учебное пособие / Л.Д. Маркина – Владивосток: Изд-во ДВГУ, 2003. – 30 с.

4. Здоровье молодежи/М.Ю. Абросимова, В.Ю. Альбицкий, Ю.А. Галлямова, А.С. Созинов.- Казань: Медицина,2007.-219, [1]

5. Караулова Л.К., Красноперова Н.А., Расулов М.М. Физиология: учеб. пособие-М.: Академия, 2009

6. Прищепа, И.М. Методические указания к лабораторным работам по валеологии: Учеб. пособ./И.М. Прищепа, Малах, О.М.; Витебский гос. ун-т им. П.М. Машерова.-Витебск:Изд-во ВГУ,2002.-40 с.

 

Иные информационные ресурсы:

1. Информационный сайт- http://medbookaide.ru/books/fold9001/book2008/content.php - Валеология. Учебник для вузов.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-18; Просмотров: 432; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.061 сек.