Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

IV.2. Объект и субъект познания, изменение их взаимодействия в ходе развития познания. Исторические типы рациональности. Познание как информационный процесс: понятие отражения




Социальная природа познания.

Совокупным субъектом познания является всё человечество: познавательный процесс невозможен без преемственности в получении знаний. Познание – это наращивание информации, оно осуществляется на базе предшествующих знаний, а также включает и совершенно новые открытия. Соотношение нового и предыдущего знания можно выразить, примерно, как 20% - новое, а 80% - уже имеющееся знание.

Огромное значение в познании имеют крупные открытия, знаменующие поворотные моменты в научной и мировоззренческой картинах мира. Тогда меняется парадигма, происходит смена познавательных и методологических установок. Человечество делает «скачок» в познании. Как правило, одному человеку это просто не под силу, такие явления происходят в масштабе всей науки, всего человечества, и носят название научно-технических революций.

Познание невозможно без наработанной системы понятий. А система понятий формируется в научном познании посредством языка, и сам язык выступает как система понятий.

Естественный язык и его формирование – результат исторического, социального развития. Первый скачок в развитии был осуществлен тогда, когда человек начал обмениваться опытом, и не только образно, путем копирования действий, а путем общения с помощью речи, сначала устной, а затем письменной. Значит, познание невозможно без обмена опытом, без передачи информации, без общения, а это процесс социальный.

Причиной познания являлась, прежде всего, жизненная необходимость, интересы и потребности людей. Они удовлетворялись посредством трудовой деятельности, которую можно осуществлять только сообща, коллективно. Практика людей всегда социальна, а она – основная цель познания. Человек, конечно, познает и ради любопытства, реализует свою любознательность, но это не главная цель познания. Познание ради познания являлось бы бесплодной задачей.

Таким образом, социальность познавательного процесса не вызывает сомнения. И человек в познании выступает как социальный субъект, а не как автономный индивид.

 

Любое отношение человека с миром можно считать познавательным процессом (правда, в расширенном понимании). Почему? Потому что образуется взаимосвязь человека и вещи, человека и процесса и т.д. В любом случае человек действует как субъект, хотя уровень интенциональности у него может быть разным. Познание –взаимообусловленный процесс между тем, кто познает (субъектом познания) и тем, что познается (объектом познания). Следовательно, познание – это субъект-объектные отношения. Роль субъекта в познании первична. Связь субъекта и объекта проявляется не только в том, что объект оказывает влияние на субъект, а и в том, что субъект сам начинает познавательный процесс, инициатива идет, прежде всего, от субъекта. Гносеология еще с Декарта и Канта подчеркивала активную роль субъекта в познании: человек не только отражает мир, но и творит его. Знание как результат познания представляет собой субъективный образ той действительности, с которой взаимодействует субъект. Гносеология Канта, подчеркивая активность субъекта, его направленность на познание, вводит в познание, как изначальную заданность, априорные (существующие в сознании субъекта до всякого опыта) формы познания, которые позволяют субъекту начать и осуществлять познание. Эти априорные формы чувственности и рассудка способствуют переводу чувственного опыта в систему понятий.

Мир познается действительно субъектно и субъективно. Субъект конструирует свою собственную картину мира, исходя из ряда данностей: уровня собственных знаний и представлений, специфики объекта, способности и готовности к восприятию (человек может осваивать и усваивать только определенные знания, на определенном уровне и в определенных формах), мировоззренческих оснований, уровня развития науки в целом на данном историческом этапе и др.

Если речь идет о научном знании, то оно является ещё и концептуальным. Значит, результаты познания, новые теории должны определенным образом вписываться в уже существующие концепции. Если знание не согласуется с основополагающими теориями, не согласуется с постулатами, определяющими данную картину мира, то такой результат говорит либо о том, что:

а) знание неверно, и должно быть отброшено;

б) либо это, действительно, новое слово в науке, тогда оно требует пересмотра имеющихся постулатов, прежних мировоззренческих установок.

Субъектом познания могут выступать разные образования: человек (отдельный индивид); коллективы, и прежде всего, научные; социальные группы; общество в целом. В конечном итоге, все совокупное человечество.

Потенциальным объектом познавательной деятельности является любая реальность (физическая или идеальная), а действительными объектами познания выступают те, на которые направлен познавательный интерес и которые непосредственно вовлечены в познавательную деятельность.

Предмет познания – конкретные свойства, характеристики, функции, проблемы данного объекта или процесса.

Объект и субъект познания, а также отношения между ними изменялись в ходе исторического процесса познания. В доклассический и классический период (до 2-ой пол. 19 в.) объектом познания выступала природа со всеми её атрибутами и человеком как её частью. Объект обладал «активностью», воздействовал на субъект, а он, в свою очередь, отражал это воздействие и выражал его в совокупности представлений, гипотез, теорий. Как мы уже отметили, с Декарта, Канта начинается пересмотр этого отношения в сторону выявления первичной и активной роли субъекта в процессе познания. Первому периоду, в основном, соответствовала корреспондентная теория истинности знания, в дальнейшем в связи с изменением роли субъекта в познании и появляются конвенциальная, прагматическая и другие разновидности теории истинности. В неклассической науке объектом познания выступает уже не сама реальность как таковая (в чистом виде), а всё чаще, моделируемая реальность (мысленный эксперимент, теоретическая модель, компьютерная конструкция и т.д.) – некий срез действительности, задаваемый субъектом. В постнеклассический период развития знания (посл. треть 20 в. и по н.в.) объектами познания преимущественно становятся познавательные комплексы, в которые субъект познания включен имманентно, т.е. сам становится его частью, отношения из разряда объект-субъектных переходят в разряд субъект-субъектных, а знание становится человекомерным. И это касается не только гуманитарного, социального знания, но и естественнонаучного и технического.

В соответствии с этими реалиями познания современная эпистемология (теория познания в науке) выделяет различные исторические типы научной рациональности. Научная рациональность – это совокупность оснований, на которые опирается система достоверного знания. Она начинает формироваться с эпохи Нового времени и первый её тип получил название классического, который длился довольно долго, почти до конца 19 века. Для данного типа рациональности, как мы уже отметили выше, характерно акцентирование на объекте познания. Все, что относится к субъекту и средствам познания, оставалось как бы за его пределами. Часто раздельно рассматривался объект и условия его существования. Примером может служить понимание материи, пространства и времени в период классического естествознания. Пространство и время рассматривались как отдельные реальности, пустые вместилища, которые ни с ней, ни между собой никак не соотносились. Господствовал механицизм, в основе которого лежал редукционизм, и абсолютный детерминизм, для которого характерны жесткая причинно-следственная связь между действием и его результатом, а также тезис о том, что при одинаковых условиях наступают одинаковые явления, что знание начальных условий дает однозначную возможность прогнозирования дальнейшего развития. Абсолютный детерминизм ни при каких условиях не допускал индетерминизма, практически отвергал наличие и роль случайности и др.

Неклассический тип научной рациональности (с конца 19 в. – периода великих открытий в естествознании и до 60-70-х гг. 20 ст.) был прежде всего направлен на преодоление узости, крайностей и механицизма предыдущего периода. Данный тип рациональности, как мы уже отметили, изменяет отношения между объектом, субъектом и средствами познания, выявляется зависимость объекта от субъекта. Получение истинного знания становится возможным только при их тесной взаимосвязи и активной роли субъекта. Формирование квантовой механики утверждает принцип относительности и вероятностного детерминизма, так как явления в микромире характеризуются тем, что ни одно из них не может быть непосредственной причиной другого. Формируется в целом теоретико-вероятностный стиль мышления. Причинность рассматривается на основе динамических закономерностей, признающих не только необходимость, но и случайность. Идет отказ от природоцентристских воззрений на явления действительности, изживаются стереотипы механистического, объективного в ньютоновском смысле, описания природы. Выявляется тесная связь и новое понимание эмпирического и теоретического уровней познания, теоретического и прикладного направлений науки. Идет процесс сочетания дифференциации знания (складываются и формируются новые виды, отрасли науки) и его интеграции (взаимосвязи и взаимопроникновения разных видов и форм знания).

Постнеклассический тип рациональности начал складываться, примерно, с 60-70-х гг. 20 века, с появлением первых признаков информационного общества. Мы выше уже, в принципе, рассмотрели его особенности и отличия от предыдущего типа. Уточним еще раз его характеристики. Прежде всего, как мы отметили, идет усложнение самого объекта и методов его познания. Для данного периода характерно сочетание объективно-теоретического и ценностного подходов, усиливается тенденция к преодолению разрыва между естественнонаучным и гуманитарным знанием, наука активно аксиологизируется. Познание протекает не только в тесной связи и новом содержании его эмпирических и теоретических форм, но и эвристическому, интуитивному знанию все больше отводится места. Все более развивается тенденция к объединению частнонаучных картин мира в общенаучную, а последней – к объединению с философской картиной мира (например, к единству: «наука + философия + религия», как прозорливо считал В.Соловьев). Характерны преобладание идей универсального эволюционизма (о котором так же шла речь выше), где развитие рассматривается как имманентный атрибут всех форм реальности, использование синергетической методологии и ряд других особенностей.

Современная наука рассматривает познание как разновидность информационного процесса. С данной точки зрения, познание есть процесс получения, наращивания, хранения и переработки информации, полученной в результате взаимодействия с бытием. Но и само бытие есть взаимодействие разных объектов. Мир не может существовать без этого взаимодействия – это постулат, а любое взаимодействие является информационным процессом, обменом информацией. Специфика и результат этого обмена зависят от сложности и структуры объектов, уровня их взаимодействия и ряда других параметров. Человеческая деятельность и познание являются высшими формами данного процесса.

В философии процессы обмена информацией анализируются через понятие отражения. Отражение есть результат взаимодействия. Оно по своим характеристикам носит ступенчатый характер. Можно выделить следующие ступени отражения, на каждом уровне которых информационный процесс будет иметь свои особенности:

1). Отражение в неживой природе, результатом которого выступают простейшие следы, отпечатки, изменения формы, неподвижный оттиск (например, фотография). Это уровень механического отражения. Оно носит случайный характер, пассивно и здесь нет ни малейшей избирательности.

2). Отражение на уровне живого простейшего организма. Это более сложный информационный процесс, так как в нем уже присутствуют первые зачатки избирательности, активности.

3). Отражение на уровне примитивной нервной системы. Это простейшие психические реакции. На этой стадии уже идет первичная конструктивная деятельность, более сложная избирательность, которая может показаться разумной (например, уже лягушка ищет лучшее болото), но деятельность эта ещё исключительно инстинктивна.

4). Отражение на уровне развитой психики, наиболее близкое к человеку. Эта стадия характеризуется достаточно сложной чувственностью, на этом уровне происходит партнерская избирательность. Это уровень дрессировки. На этой стадии, считают ученые, можно говорить о «предметном мышлении» у высших животных.

5). И тем не менее, все эти сложные формы информационной деятельности нельзя назвать познанием в подлинном смысле этого слова. Оно свойственно все-таки только человеку. Познание – это отражение на уровне сознания. С биологической точки зрения сознание является функцией мозга, который способен воспринимать информацию и перерабатывать её в мысль. Отражение на уровне сознания и познания характеризуется следующими признаками: рациональностью, целеполаганием и целенаправленностью, предвидением результатов деятельности, абстрагированием (отражением мира в понятиях и идеях), созданием предварительных идеальных моделей, избирательностью, активным творчеством, ценностным видением мира и рядом других достаточно сложных характеристик.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-18; Просмотров: 1356; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.027 сек.