Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Организация научно-исследовательских работ




Стадии жизненного цикла изделий.

Жизенный цикл товара - Период времени, в течение которого товар обладает жизнеспособностью, обращается на рынке, пользуется спросом, приносит доход производителям и продавцам.

Принято считать, что жизненный цикл товара состоит из следующих этапов:

1) поступление товара в широкую продажу, выход его на рынок;

2) рост объема продаж товара вследствие наличия и увеличения спроса;

3) период зрелости, когда достигается максимальный объем продаж;

4) насыщение рынка данным товаром, снижение спроса;

5) резкий спад объема продаж, снижение прибыли.

Для фазы внедрения характерен незначительный рост объема продаж; на этой фазе предприятие часто несет убытки из-за незначительного производства и начальных больших затрат на маркетинг.

Фаза роста - признание потребителями товара и быстрый рост спроса на него. Происходит значительное увеличение продаж и прибыльности, относительные затраты на маркетинг снижаются, цены постоянны или несколько понижаются.

На фазе зрелости и насыщения наблюдается падение темпов роста продаж, прибыль относительно или абсолютно снижается, растет конкуренция, возрастают расходы на маркетинг, цены проявляют тенденцию к снижению.

На фазе спада происходит резкое снижение объема продаж и прибыли. С помощью модернизации товара, изменения цены, стимулирования сбыта возможно оживление спроса и продаж на определенное (обычно непродолжительное) время, после чего наступает еще более резкое падение спроса и товар снимается с рынка.

Фундаментальные исследования бывают теоретические и экспериментальные. Это открытие новых закономерностей и принципов, которые могут быть использованы при создании новой техники, принципиально отличающейся от существующей.

Фундаментальные научные исследования направлены на получение новых знаний об основных закономерностях строения, функционирования и развития общества, человека, окружающей природной среды.

(Закон РФ "О науке и государственной научно-технической политике" от 23.08.1996 г.)

Они позволяют на основе фундаментальных работ решать конкретные научные проблемы, обеспечить создание новых изделий и технологических процессов.

Научные исследования осуществляются в НИИ, КБ, учебных заведениях, НПО, академии наук.

Научный и научно-технический результат – это продукт научной деятельности, содержащий новые знания или решения, зафиксированный на любом информационном носителе и предназначенный для реализации.

Результатами научно-технической деятельности являются открытия и изобретения.

Основной правовой формой отношений между научной организацией и потребителями научной продукции являются договоры (контракты) на создание научной продукции.

Прикладные исследования выполняются в научных организациях отраслевого профиля.

Финансирование НИР.

Фундаментальные исследования финансируются за счет средств бюджета. Темы отбираются на конкурсной основе и создаются фонды поддержки. Фонды поддерживают научную и научно-техническую деятельность. Из этих фондов выделяются средства на конкретную тематику.

Сейчас научные организации не получают средств из федерального бюджета в полном объеме. Поэтому они зарабатывают деньги как могут.

Предприятия могут за счет себестоимости выпускаемой продукции производить отчисления на ИТД.

В прикладных исследованиях – комбинированное финансирование, сочетающее в себе поддержку государства через финансирование конкретной тематики и финансирование по договорам с предприятиями, организациями.

Открытие – это установление неизвестных ранее объективно существующих закономерностей, свойственных явлениям материального мира.

Оформляется заявка на открытие, выдается диплом на открытие.

В СССР ранее регистрировалось в среднем около 10 открытий в год.

Большинство открытий является основой для изобретательской деятельности.

Под изобретением понимается техническое решение в любой области хозяйства, культуры и т.д., обладающее новизной или существенным отличием и дающее положительный эффект.

На изобретение выдается авторское свидетельство, если изобретением пользуется государство, или патент, если автор.

Рационализаторское предложение (рацпредложение) – это решение, являющееся новым и полезным для предприятия (в рамках его).

Автору выдается свидетельство и денежное вознаграждение.

Необходимо всячески поощрять изобретательскую и рационализаторскую деятельность.

Эффективность НИС во многом определяется организационной структурой предприятия:

1) Временные трудовые коллективы (ВТК) создаются для решения конкретных научно-технических проблем. В них включаются как отдельные ученые, авторы изобретений, специалисты, так и подразделения. ВТК организуется целевое финансирование, применяется программно-целевая форма организации. Отношения строятся на неформальной основе – как правило, отсутствует иерархия. После решения проблемы ВТК могут расформировываться, а могут продолжать действовать в прежнем составе.

2) Матричная структура.

Работник лаборатории находится в подчинении начальнику лаборатории, но в то же время выполняет задания по проектам А, Б, В, подчиняясь их руководителям.

Недостаток здесь в том, что не соблюдается принцип единоначалия.

содержание И этапы НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ РАБОТ

Последовательность выполнения научно-исследовательской работы, количество этапов и их содержание зависят от направленности иссле дований, характера и сложности НИР, степени разработанности темы.

Для поисковых НИР характерны следующие этапы: разработка технического задания, выбор направления исследования, теоретиче. ские и экспериментальные исследования, обобщение и оценка результатов исследований, приемка НИР.

При выполнении прикладных НИР выбор направления исследо вания в самостоятельный этап не выделяется. При разработке тех-нического задания допускаются исключение и дополнение отдель-ных этапов, разделение или совмещение этапов, а также уточнение их содержания. Конкретные этапы для выполнения НИР устанав ливаются в техническом задании, указываются сроки их выполне ния, исполнители и конечный результат.

Каждый этап НИР должен решать конкретные задачи, необхо­димые для успешного проведения последующего этапа и уточнения содержания и направления НИР в целом.

Техническое задание является важным исходным документом, в котором указываются цель, содержание и порядок работ, намечает­ся способ реализации результатов исследования. При разработке технического задания необходимо использовать методы научного прогнозирования и анализа передовых достижений отечественной и зарубежной науки и техники, результаты патентных исследований, учитывать требования заказчика.

На этом этапе выполняется технико-экономическое обоснование работы, приводятся ожидаемые результаты, отмечаются преимуще­ства новой техники перед существующими отечественными и зару­бежными аналогами, рассчитывается ориентировочная экономиче­ская эффективность работы.

Разрабатываемая новая техника должна соответствовать по своим технико-экономическим параметрам мировому уровню на период ее производства.

Техническое задание разрабатывает исполнитель НИР и согласо­вывает с заказчиком, а в необходимых случаях - с ведущей органи­зацией по данной продукции и с разработчиком программы по ре­шению этой научно-технической проблемы.

Выбор направления исследования выполняется с целью опреде­ления направления исследования и способов решения поставленных задач. На этом этапе проводятся сбор и изучение научно-технической литературы, нормативно-технической документации, информации об аналогах и других материалов по теме. Выполняют ся работы по патентным исследованиям. Составляется отчет о па тентных исследованиях.

На этапе выбора направления исследования формируются возможные направления решения задач, поставленных в техническом задании; уточняется экономическая эффективность от внедрения новой продукции; определяются сроки освоения развернутого про-изводства и морального старения продукции; разрабатывается общая методика проведения исследований; составляются программа работ планы-графики и т.п.

Теоретические и экспериментальные исследования проводятся с целью получения необходимых теоретических обоснований пред лагаемых решений. При выполнении поисковых НИР на этом этапе выявляют необходимость проведения экспериментов для под-тверждения отдельных положений теоретических исследований или для получения конкретных значений необходимых параметров; раз-рабатываются методики экспериментальных исследований, подго­тавливаются макеты и испытательное оборудование, проводятся эксперименты, результаты экспериментов сопоставляются с теоре­тическими исследованиями.

При выполнении прикладных НИР в связи с отсутствием этапа «выбор направления исследования» некоторые его работы проводят­ся вместе с теоретическими и экспериментальными исследованиями.

Прикладные НИР часто включают этап разработки, изготовле­ния и испытания макета оборудования.

Его проводят в тех случаях, когда необходимо создать макет обо­рудования с целью исследования отдельных характеристик и режи­мов работы нового изделия. Для изготовления макета разрабатыва­ют эскизную конструкторскую документацию. После изготовления и испытания макета проводят экспериментальные работы.

Завершается этап разработкой предложений по технологии изго­товления новой техники и оформлением протокола испытаний.

Обобщение и оценка результатов исследований предполагает составление и оформление отчета, который должен содержать обоб­щение результатов работ, проведенных на всех этапах НИР, и реко­мендации по разработке новой техники.

В этот период оценивается полнота решения поставленных задач. При необходимости приводятся дополнительные исследования. Если Установлена целесообразность выполнения проектных работ, то раз­рабатываются проект технического задания на проведение ОКР и предложения по стандартизации новой техники.

Результаты научно-исследовательской работы рассматриваются На Научно-техническом совете или его секции.

Завершающим этапом является «Приемка НИР». На этом этапе НИР готовятся к рассмотрению приемочной комиссией, которая на-значается организацией-разработчиком, или организацией-заказчиком (для подготовительных работ).

Вид приемки НИР устанавливается в техническом задании и за-

висит от важности исследования и его стоимости. Комиссия принимает НИР в соответствии с подписанной ею программой. Работы оцениваются путем сопоставления результатов с требованиями, ус тановленными в техническом задании.

По результатам приемки приемочная комиссия составляет акт, ко торый утверждается специальным решением комиссии. НИР считается выполненной и принятой после утверждения решения по акту приемки организацией, назначившей комиссию, при наличии документа о положительном результате рассмотрения работы на научно-техническом совете или его секции и утвержденного отчета о НИР.

Организация научных исследований. На предприятиях в про цессе создания новой техники выполняется большой перечень науч но-исследовательских работ технического, организационно экономического и социально-психологического направления.

Основным структурным звеном предприятия, в котором прово дятся научно-исследовательские работы, являются лаборатории.

Главные специалисты предприятия (главный конструктор, глав ный технолог, главный металлург, главный энергетик, главньй метролог) иногда имеют соответствующие лаборатории. Часто лабо ратории технологического профиля объединяются в центральную заводскую лабораторию.

Исследования организационно-экономического и социального ха рактера проводятся в лабораториях экономического анализа, научно! организации труда и управления, социологических исследований.

Для каждой лаборатории разрабатывается положение, утвер ждаемое директором предприятия или его заместителем. В полозке нии излагаются цели, задачи, структура лаборатории, перечень ВЫ полняемых работ. В лабораториях должны выполняться научные и: практические разработки, которые проверяются на экспериментаЛЬ ной базе или непосредственно в производственных условиях.

Чтобы разработать принципиально новую технику, прогрессив ную технологию, передовые методы организации производства труда, необходимо изучить отечественный и зарубежный опыт, про вести информационный и патентный поиск. Для этого на предпри ятиях создана служба научно-технической информации.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-20; Просмотров: 1144; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.022 сек.