КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Система цен в экономике, принципы дифференциации цен
Установление единой рыночной цены строго на основе равенства объема спроса и предложения в настоящий момент отошло на задний план. Интернет, корпоративные сети и другие медиаустройства связывают индивидов и компании по всему миру и, как никогда прежде, продавцов и покупателей. Новые технологии привели к устаовлению цен путем переговоров. Сайты проводимых в режиме реального времени аукционов дают возможность покупателям и продавцам легко договориться о цене на тысячи выставленных товаров — от современных компьютеров до антиквариата. Предприятия-поставщики получают возможность своевременно вносить изменения в товары и услуги и корректировать цены на них. Поскольку цена обслуживает оборот по реализации и/или приобретению товаров, то, соответственно, в цене в одинаковой мере должны быть учтены интересы производителя и потребителя продукции, отсюда уровень цены зависит от того, где, когда и при каких условиях совершается сделка (покупка-реализация). Для стоимостной оценки результатов сделки и затрат используются различные виды цен. И отечественный, и мировой опыт показывает, что используется множество видов цен, связанных с особенностями приобретаемых (предприятия приобретают сырье, полуфабрикаты, комплектующие изделия и т. д.) и продаваемых товаров. Несмотря на множество цен, действующих на рынке, все они взаимосвязаны. Стоит только внести изменения в уровень одной цены, как его изменения обнаруживаются в уровнях других цен. Например, от уровня тарифов на грузовые перевозки зависит уровень затрат в добывающей и обрабатывающей отраслях промышленности, а следовательно, цены на продукцию этих отраслей в районах потребления или использования. Уровень оптовых цен промышленной продукции влияет на затраты в сельском хозяйстве и в отраслях, производящих потреительские товары. Уровень цен сельскохозяйственной продукции (национальной или импортной) определяет тенденции изменения цен на товары пищевой, текстильной, обувной промышленности и т. д.
Это объясняется тем, что, во-первых, существует единый процесс формирования затрат на производство; во-вторых, все субъекты рынка связаны между собой; в-третьих, имеет место тесная взаимозависимость всех элементов рыночного хозяйственного механизма. В зависимости от того, какой признак взят для классификации, все виды цен можно разделить на различные группы. 1. По характеру обслуживаемого оборота различают следующие виды цен: Оптовые цены покупки и продажи. Оптовой считается цена, по которой предприятия реализуют произведенную продукцию другим предприятиям, сбытовым организациям обычно крупными партиями (оптом). К числу оптовых относятся закупочные цены, по которым сельскохозяйственные производители реализуют свою продукцию предприятиям, организациям, фирмам, промышленным предприятиям для последующей переработки. Отличие закупочной от других видов цен заключается в том, что в ее состав не включаются НДС и акцизы. НДС не включается также в стоимость приобретаемых сельским хозяйством материально-технических ресурсов. В международной торговле сделки, за редким исключением, представляют собой оптовые операции и совершаются они по оптовым ценам. Биржевая цена также считается оптовой. Розничные цены — это цены продажи индивидуальному или мелкооптовому потребителю, преимущественно населению. Отпускная цена на предприятиях общественного питания — особая форма розничной цены. Цены на услуги населению — также особый вид розничной цены. В сфере обращения действуют накидки (оптово-сбытовая, розничная).
Разница между ценой реализации товара снабженческо-сбытовой организации и оптовой ценой предприятия-поставщика представляет снабженческо-сбытовую надбавку (накидку). Разница между оптовыми ценами покупки (закупки) и продажи, между оптовой и розничной ценами представляет собой торговую наценку (скидку). 2. В зависимости от государственного воздействия, регулирования, степени конкуренции на рынке различают следующие виды цен: свободные (рыночные) и регулируемые. Свободные (рыночные) цены устанавливаются производителями продукции и услуг на основе спроса и предложения на данном рынке. К свободным ценам относятся: цена спроса, цена предложения, цена производства. Цена спроса — та, которая складывается на рынке покупателя. Цена предложения — рыночная цена, указывается в оферте (официальном предложении продавца) без скидок. Цена производства — цена, определяемая на основе издержек производства с добавлением средней прибыли на весь авансированный капитал. Регулируемые цены — это цены, устанавливаемые соответствующими органами управления, или цены, в отношении которых органы власти и управления устанавливают какие-либо ограничивающие их условия. Регулируемые цены, в свою очередь, могут быть гарантированными, рекомендуемыми, лимитными, залоговыми, пороговыми (защитными). В России с 1995 г. введены в действие гарантированные цены на сельскохозяйственную продукцию, закупаемую на государственные нужды (в федеральный и региональные фонды) в тех случаях, когда свободные рыночные цены оказываются ниже уровня гарантированных. Условием эффективного применения гарантированных цен является их обеспеченность своевременным и достаточным бюджетным финансированием. В числе регулируемых цен выделяют: Предельные цены — это такие, выше которых предприятия не могут устанавливать цену своей продукции или услуг. Фиксированные цены — это цены, устанавливаемые на определенном уровне. 3. По способу установления, фиксации различают: твердые, подвижные, скользящие цены. Эти виды цен устанавливаются в договоре, контракте. Твердые цены называют еще постоянными. Это такие цены, которые устанавливаются в момент подписания договора и не меняются в течение всего срока поставки продукции по данному договору, соглашению, контракту. Обычно в договоре делается оговорка «цена твердая, изменению не подлежит». Твердые цены применяются в:
1) сделках с немедленной поставкой; 2) сделках с поставкой в течение короткого срока; 3) в сделках, предусматривающих длительные сроки поставки. При длительных сроках поставки указанная в договоре оговорка «цена твердая, изменению не подлежит» должна присутствовать обязательно. Подвижная цена — такая цена, когда в договоре предусмотрено, что цена, фиксированная в момент заключения договора, может быть пересмотрена в дальнейшем, если к моменту исполнения договора рыночная цена изменится (повысится или понизится). В таком случае должна измениться цена, зафиксированная в договоре, о чем делается соответствующая оговорка. Эта оговорка называется «оговорка о повышении и понижении цены». Обычно в договоре оговаривается, что при отклонении рыночной цены от контрактной в размере 2-5% пересмотр зафиксированной цены не производится. При установлении подвижной цены в договоре указывается источник информации, по которому можно судить об изменении рыночной цены. Подвижные цены обычно устанавливаются на промышленные сырьевые товары; продовольственные товары, поставляемые по долгосрочным договорам. Скользящая цена — это цена, исчисляемая в момент исполнения договора путем пересмотра первоначальной договорной цены с учетом изменений в издержках производства, за период времени, необходимый для изготовления продукции (например, когда имеет место инфляция, устойчивое изменение цен на ресурсы и т. д.). Скользящие цены устанавливаются обычно на товары с длительным сроком изготовления, например сложное промышленное оборудование, суда. При подписании договора в этом случае фиксируется так называемая исходная, базисная цена, т. е. цена, применяемая в качестве базы для расчета, оговаривается ее структура, а именно: переменные расходы (расходы на сырье и материалы, зарплату), доля постоянных расходов (накладные расходы, амортизация), прибыль, а также приводится метод расчета скользящей цены, которым стороны будут пользоваться.
Следует отметить, что эти виды цен широко используются в международной торговле. В условиях оживленной конъюнктуры рынка при установлении скользящей цены в интересах покупателя (импортера) в договор (контракт) могут быть внесены некоторые ограничительные условия. Например, установлен предел в процентах к договорной цене, в рамках которого пересмотр цены не производится, определен процент возможного изменения цены (например, не свыше 10% от общей суммы затрат). Этот предел называется лимитом скольжения. В договоре или контракте может быть предусмотрено, что скольжение распространяется не на всю сумму издержек производства, а лишь на определенные их элементы (например, на металл при постройке судна) с указанием их величины в процентах от общей стоимости заказа. В договоре, контракте скольжение цены может быть предусмотрено не на весь срок действия договора (контракта), а на более короткий период (например, на первые 6 месяцев от даты заключения договора), так как в течение этого периода поставщик может закупить все необходимые материалы для выполнения заказа. На практике иногда применяют смешанный способ фиксации цены, когда часть ее фиксируется твердо при заключении договора, другая часть — в виде скользящей цены. 4. По способу получения информации об уровне цены различают публикуемые и расчетные цены. На эти виды цен ориентируются поставщики продукции и покупатели при определении уровня цены в договоре или контракте. Публикуемые цены — это цены, сообщаемые в специальных и фирменных источниках информации. К публикуемым ценам относятся: справочные и прейскурантные цены, биржевые котировки, цены аукционов, торгов. Справочные цены — это цены, публикуемые в различных печатных изданиях. Источниками справочных цен являются экономические газеты и журналы, специальные бюллетени, фирменные каталоги, прейскуранты. Справочные цены могут быть, во-первых, номинальными, т. е. не связанными с реальными коммерческими операциями. Номинальные цены применяются в качестве базы при заключении сделок. Начисление скидок, надбавок производится с номинальной цены. Номинальную цену часто называют базовой или базисной ценой, так как она применяется в качестве исходной базы при установлении цены на аналогичные изделия. В качестве базисной понимают цену товара определенного качества, спецификации, в заранее установленном географическом пункте (так называемом базисном пункте). Эти цены, как правило, завышены по сравнению с ценами реальных сделок. В ходе переговоров покупатель пытается добиться снижения первоначально назначенной продавцом цены, используя различные доводы и аргументы, тактические и психологические приемы. Поэтому размер скидок со справочных цен в процессе переговоров достигает 15-30% и даже 50%. Номинальной называют биржевую котировальную цену за товар, по которому в день котировки не было заключено сделок. Во-вторых, справочные цены могут быть ценами, отражающими прошлые сделки, операции, совершенные за истекший период (месяц, неделю). Базовые цены широко применяются в кредитной практике. Так, при исчислении процентной ставки за пользование кредитом на пополнение оборотных средств используются базовые цены. Базовыми считают цены, действовавшие на 1 число месяца, в котором получен кредит, что должно быть оговорено в соглашении. Цены фактических сделок — те, по которым фактически совершается сделка купли-продажи товара, услуги. Они также являются справочными. Однако эти цены регулярно не публикуются, а появляются в печати эпизодически. Цены предложения крупных фирм — также справочные цены, так как первоначальные цены в результате торга обычно снижаются. Прейскурантные цены — это цены на товары и услуги, зафиксированные в специальных справочниках-прейскурантах, как правило, без указания срока действия. В прейскурантах могут быть представлены базисные цены на отдельные категории товаров, отражено качество товара, способы транспортировки, скидки и условия их предоставления, условия оплаты, налоги и другие условия, от которых зависит размер фактической цены. Прейскурантные цены — это вид справочной цены. Прейскуранты и каталоги обычно предоставляются фирмами-поставщиками в ответ на запросы покупателей. В целом, справочные цены играют роль отправной точки, с которой начинается уторговывание цен при заключении сделок. Расчетная цена применяется в договорах, контрактах на нестандартное оборудование, производимое обычно по индивидуальным заказам. Цены на такое оборудование рассчитываются и обосновываются поставщиком для каждого конкретного заказа с учетом технических и коммерческих условий данного заказа, а в некоторых случаях окончательно устанавливаются лишь после выполнения заказа. На уровень расчетной цены определенное влияние оказывает то обстоятельство, что специальные машины и оборудование чаще всего выпускают фирмы, фактически господствующие в данной сравнительно узкой области. Производимое ими оборудование связано с запатентованными изобретениями, усовершенствованной технологией, наличием высококвалифицированного персонала. Сведения о ценах на специальное оборудование встречаются в печати эпизодически, и их практически невозможно использовать для сравнения при выборе уровня цены. Цены предыдущих сделок используются в случае относительной стабильности цен на машины и оборудование. Они практикуются при размещении заказов при наличии устойчивых связей между контрагентами. 5. Вид цены довольно часто определяется видом рынка, на котором она образуется. В зависимости от вида рынка различают: цены товарных аукционов, биржевые котировки, цены торгов. Цены товарных аукционов. Аукцион — это торги, специализирующиеся на сбыте определенных товаров в заранее установленное время в определенном месте. Они проводятся чаще всего один или несколько раз в год, чаще всего в традиционной для каждого аукциона форме. Общие условия продажи определяются продавцом. Цены аукционов — это цены публичной продажи по максимально предложенному уровню на предварительно осмотренную покупателем партию товаров (лот). Цены на аукционах устанавливаются в результате изменения соотношения между спросом и предложением. Особенностью аукциона является наличие в болыиин- стве случаев многих покупателей и одного или нескольких продавцов. На аукционах, в отличие, например, от бирж, продаются реальные товары со строго индивидуальными свойствами. Аукционная цена может существенно отличаться от рыночной цены (быть многократно выше ее), поскольку отражает уникальные и редкие свойства и признаки товаров, а также в значительной степени зависит от мастерства лица, проводящего аукцион. При аукционной продаже, в отличие от обычной, отсутствует ответственность продавца за качество проданного товара. Цены аукционов используются на продукцию лесного, сельского хозяйства, рыболовства, в торговле пушно-меховым товаром, чаем, драгоценными камнями, предметами старины и искусства. Биржевые котировки представляют собой цены специально организованного и, в отличие от аукционов, постоянно действующего оптового рынка массовых, качественно однородных, взаимозаменяемых товаров. Биржа играет роль посредника в процессе продвижения товаров и способствует формированию оптовых рыночных цен посредством биржевых торгов. На биржах заключаются сделки купли-продажи крупных партий товаров, которые соответствуют установленным образцам и стандартам, цены на которые устанавливаются в зависимости от реального спроса и предложения. Товарным биржам присуща регулярность торговли, ее приуроченность к строго определенному месту, условиям и срокам поставки, ведение торговли на основе встречных предложений покупателей и продавцов, осуществление договоров (контрактов) на поставку, заключение сделок с поставкой товаров как со склада, так и в будущем (фьючерсные контракты). На товарных биржах продают сельскохозяйственное непродовольственное и лесное сырье (хлопок, джут, шелк, шерсть, пиломатериалы, фанеру), цветные и драгоценные металлы, нефть и нефтепродукты, зерновые, масличные культуры, сахар, какао-бобы, живой скот и т. д. Во внешней торговле зарубежных стран в современный период на биржах распространяется более чем 50 видов сырьевых товаров, на которые приходится около 15-20% всего экспорта развитых стран. Поскольку биржевые котировки являются ценами реальных контрактов, они служат ориентиром для установления цен по товарам, реализуемым по обычным договорам, контрактам. Биржевые цены чутко реагируют на изменение конъюнктуры, подвержены влиянию спекуляции и других случайных факторов. Являясь разновидностью оптовой (отпускной) цены предприятия, цена биржевого товара (или биржевых сделок) формируется на базе биржевой котировки и надбавок или скидок с нее в зависимости от качества товаров, расстояния до места поставки, предусмотренного биржевым контрактом. Хотя объем сделок на бирже не так уж и велик в мировой торговле соответ-; твующими товарами, влияние биржи на цены мирового рынка и конкретных сделок исключительно велико. Уровни цен аукционов и биржевые котировки публикуются в специальных бюл- т тенях, выпускаемых биржевыми и аукционными комитетами в ежемесячных и ежегодных изданиях международных экономических организаций (ООН, МВФ ит. д.). Цены торгов — это цены особой формы специализированной торговли, которая основана на выдаче заказов на поставку товаров или получение подрядов на производство определенных работ по заранее объявленным в специальном документе (тендере) условиям, предполагающем привлечение к определенному сроку на принципах конкуренции предложений от нескольких производителей с целью обеспечения наиболее выгодных условий сделки для ее организаторов. Другими словами, цены торгов опосредствуют особую форму торговли, при которой несколько конкурентов предлагают заказчику свои проекты по выполнению определенных работ, из которых он впоследствии выбирает самый эффективный. Отличительной чертой такой формы торговли является наличие нескольких продавцов (оферентов) и одного покупателя (заказчика), который из этих предложений выбирает наиболее выгодное, в том числе и по цене предложения. Система внутренних торгов в России развита слабо. Что касается международных торгов, то они проводятся по технически сложной и капиталоемкой продукции машиностроения, обладающей ярко выраженными индивидуальными характеристиками (энергетическое, металлургическое машиностроение, подъемно-транспортное, дорожно-строительное, самолеты, суда и т. д.). В настоящее время цены торгов охватывают около 1 /3 всех экспортных цен на машины и оборудование. Помимо этого, на торгах оценивается строительство промышленных предприятий, мостов, железных и автомобильных дорог, трубопроводов, портовых и коммунальных сооружений, электростанций, а также лицензии и различные инженерно-консультационные услуги. Поскольку на торгах складывается высокий уровень конкуренции среди продавцов, постольку цены в этих условиях на сопоставимые виды товаров и услуг, как правило, ниже, чем цены аналогичной продукции, реализуемой по обычным коммерческим контрактам. Результаты торгов, в том числе и цены, публикуются редко, хотя о месте и сроках их проведения регулярно даются объявления в официальных (обычно правительственных) органах печати, специальных бюллетенях, экономических журналах, а также рассылаются в торговые представительства и посольства других государств (через представителей торговых палат) для распространения среди деловых кругов. 6. С учетом фактора времени различают: постоянные, сезонные, ступенчатые цены. Постоянная цена — цена, срок действия которой заранее не определен. Сезонная цена — цена, срок действия которой определен периодом времени. Сезонными могут быть закупочные и розничные цены на сельскохозяйственную продукцию, цены и расценки, используемые для определения расчетной стоимости нового строительства, реконструкции, расширения, технического перевооружения различных объектов, которые включаются в смету расходов на производство работ. Ступенчатая цена — ряд последовательно снижающихся цен на продукцию в заранее обусловленные моменты времени по предварительно определенной шкале. 7. Внутрифирменные цены. Трансфертные цены — это цены, применяемые внутри фирмы, т. е. они применяются при реализации продукции между подразделениями предприятия, фирмы, а также разных фирм, входящих в одну ассоциацию. Трансфертные цены являются разновидностью оптовой цены. Трансфертные цены получили широкое распространение в хозяйственном обороте в капиталистических странах, в том числе при обмене товарами и услугами в рамках международных монополий, а также в рамках транснациональных компаний. Развитие производственной кооперации явилось объективной основой расширения сферы применения трансфертных цен. Как правило, данные о трансфертных ценах ограничены, они составляют коммерческую тайну, а их уровень и соотношения значительно отличаются от цен при поставках продукции в качестве запчастей. Последние, по имеющимся оценкам, в 3-4 раза выше. Трансфертная цена может устанавливаться как на готовые изделия, полуфабрикаты, сырье, так и на услуги (работы), в том числе управленческие. Использование трансфертных цен может существенно влиять на конкурентоспособность фирмы. Так, путем занижения цен на сырье и материалы, поставляемые дочерними предприятиями, можно заметно повысить свою конкурентоспособность. 8. По условиям поставки и продажи различают следующие виды цен: цена- нетто — цена на месте купли-продажи; цена-брутто (фактурная цена)1 определяется с учетом условий купли-продажи (вида и размера потоварных налогов, наличия и уровня скидок, вида «франко» и условий страховки). Дифференциация цен в зависимости от того, кто: продавец или покупатель берет на себя транспортные расходы, происходит по виду «франко». Термин «франко» показывает, до какого пункта на пути продвижения товара от продавца к покупателю поставщик возмещает транспортные расходы. Например, франко-склад продавца означает, что все расходы по доставке несет покупатель, а франко-склад потребителя — все расходы оплачиваются продавцом.2 В российской практике применяется два основных вида цен франко: цена франко-станция (пристань) отправления и цена франко-станция (пристань) назначения. Цена франко-станция (пристань) отправления включает расходы по доставке продукции от предприятия-изготовителя до станции (пристани) отправления и погрузке продукции на транспортные средства. Цена франко-станция (пристань) назначения помимо вышеназванных расходов дополнительно включает расходы на перевозку продукции до станции назначения. Если на продукцию имеются прейскуранты, то вид цены франко и порядок ее применения оговариваются в общих указаниях соответствующего прейскуранта. Транспортный фактор учитывается во внешнеторговых ценах. Порядок обязанностей продавцов и покупателей в части распределения между ними транспортных и других сопутствующих расходов изложен в документе, который известен как «ИН- КОТЕРМС» — сборник Международных правил толкования торговых терминов, издаваемых Международной торговой палатой. С 1 января 2000 г. в силу вступила новая, седьмая по счету, редакция «ИНКОТЕРМС» - «ИНКОТЕРМС-2000». Типовые условия поставки продукции различны по законодательству разных стран. Часто участники договора купли-продажи не знакомы с этими различиями в торговой практике своих партнеров по сделке. Это может служить причиной возникновения недопонимания, споров, служебных разбирательств. Для решения этой проблемы, которая возникла еще в первой половине XX в., Международная торговая палата в 1936 г. опубликовала перечень международных правил, известных как «ИНКОТЕРМС» - INTERNATIONALCOMMERCIALTERMS. Затем вышли редакции 1953, 1967, 1976, 1980, 1990 и, наконец, 2000 г. «Инкотермс» является основным международным документом, содержащим толкование базисных условий поставки товаров. «Инкотермс» носит рекомендательный (необязательный) характер, т. е. применяется в контракте по договоренности сторон, при наличии ссылки на него. Во многих странах мира, прежде всего в Европе, Международные правила являются основным, базовым документом по вопросам применения и толкования базисных условий поставки. По этой причине многие традиционные российские торговые партнеры, в первую очередь из европейских стран, настаивают на необходимости применения в контрактах новой редакции «Инкотермс», т. е. редакции 2000 г. Одним из двух главных условий внешнеторгового контракта, входящих в группу обязательных условий, наряду с условиями платежа являются базисные условия поставки «Инкотермс». Они в первую очередь определяют, кто из участников сделки несет транспортные расходы, связанные с доставкой товара от продавца к покупателю. Поскольку транспортные расходы продавца (расходы по доставке товара) автоматически входят в цену товара, то от способа их распределения зависит «наполняемость» внешнеторговой цены. Транспортные расходы продавца, составляющие наряду с собственно ценой товара (отпускной ценой товара) внешнеторговую цену, весьма разнообразны и могут составлять до 40-50% цены товара (так называемая транспортная составляющая). Эти расходы могут включать: расходы по подготовке экспортного товара к отгрузке (упаковка и маркировка, контрольный отбор проб, проверка количества и качества), оплату погрузки товара на транспортные средства внутреннего перевозчика (железная дорога, автомобильный, авиационный, водный транспорт), оплату перевозки товара от пункта отправления (склад готовой продукции завода-изготовителя) до внутренних промежуточных пунктов погрузки (терминал магистрального товара в порту (транспорта), оплату расходов по погрузке (перегрузке) товара на транспортные средства покупателя, оплату перевозки товара международным транспортом, страхование товара, хранение товара в порту, перегрузку или пере- тарку товара в пункте назначения, оплату расходов по экспортной или импортной таможенной очистке груза (таможенные сборы, налоги, пошлины и иные платежи, связанные с перемещением товара через границу) и др. Таким образом, базис поставки определяет «границу» транспортных расходов продавца, за которой эти расходы начинает нести покупатель. В «Инкотермс-2000» содержится трактовка 13 базисных условий поставки расположенных последовательно друг за другом по принципу возрастания расходов и ответственности продавца по доставке товара, т. е. от его наименьших расходов и обязанностей (условие поставки «Ех Works» — с завода) до расходов и обязанностей наибольших, максимальных (условие «DDP» — поставка с оплатой пошлины, т. е. поставка полностью оплачена) (табл. 2.1). Рассмотрим содержание приведенных в табл. 2.1 базисных условий поставки.
Из табл. 2.1 видно, что всего насчитывается 13 терминов, которые сгруппированы в четыре группы (Е, Ф, С, Д) — базисные категории. Базисные условия поставки включаются в ту или иную группу по двум критериям: 1) распределение транспортных расходов; 2) рисков, которые несет продавец в зависимости от применяемого базиса поставки. Группа «Е» — отгрузка. Включает условия ЕХВ (ЕХВ — ExWorks... namedplace) — с завода (с фабрики, предприятия, со склада). Согласно данному условию поставки, продавец передает товар покупателю у себя на предприятии (на складе). Товар при этом подготовлен для отправки в транспортном состоянии (полностью готов к отгрузке). Погрузка осуществляется за счет покупателя. Именно покупатель подает транспортное средство и организует погрузку. Покупатель несет все риски за доставку до места назначения. Он же осуществляет таможенную очистку и должен получить экспортную лицензию. Таким образом, у продавца минимальные обязательства. Он не несет никаких рисков и расходов по доставке груза. При данном условии поставка может осуществляться как с использованием различных видов транспорта в их комбинации, так и какого-либо одного. Группа «Ф» (основной фрахт не оплачен) включает условия, согласно которым продавец обязан доставить товар до транспортных средств, указанных покупателем, предусмотрены три условия поставки. 1. ФКА— FCA (FreeCarrier... namedplace) (франко-перевозчик) — свободно у перевозчика в поименованном пункте. Продавец передает товар, прошедший вывозную таможенную очистку, на попечение перевозчика, указанного покупателем в обозначенном месте или пункте. При этом в соответствии с «Инкотермс-2000» у продавца есть выбор. Он может поставить товар на своем предприятии (если, например, у предприятия имеется железнодорожная колея) либо доставить за свой счет товар на терминал магистрального транспорта (железнодорожная станция, автомобильная станция, аэропорт), где уже перевозчик за счет покупателя разгружает товар, прибывший на транспортном средстве продавца. Продавец в подтверждение сдачи товара перевозчику должен представить коносамент («коносамент» от французскогоconnaissement — документ, содержащий условия договора морской перевозки груза), накладную или расписку перевозчика о приеме груза. При данном условии поставки в перевозке могут участвовать любые виды транспорта, включая смешанные перевозки. 2. ФАС — FAS (Free along side ship... named port of shipment) — свободенубортасудна. При данном условии поставки товар должен быть размещен вдоль борта судна на причале (на набережной) или на лихтерах (самоходных баржах) в обозначенном порту погрузки. Продавец должен за свой счет поставить товар в порт погрузки, в указанное покупателем место (например, на грузовой причал № 3) и расположить товар вдоль борта зафрахтованного покупателем судна (в зоне досягаемости судовых кранов). Покупатель обязан своевременно зафрахтовать судно, заблаговременно сообщить продавцу его название, время прибытия, условия погрузки и нести все расходы, падающие на товар с момента его размещения вдоль борта судна. С этого момента риск случайной гибели или повреждения товара переходит с продавца на покупателя. Обязанность по обеспечению таможенной очистки и получению экспортной лицензии лежит на продавце. Условие ФАС может применяться только при морских или внутренних водных перевозках. 3. ФОБ — FOB (Free оп Board... namedportofshipment) — свободно на борту судна в обозначенном порту отгрузки. Продавец обязан поставить за свой счет товар на борт судна, зафрахтованного покупателем в согласованном порту погрузки, в установленные сроки и вручить покупателю бортовой коносамент — водную транспортную накладную. С этого момента (перехода товара через поручни судна в порту отгрузки) покупатель должен нести все расходы и риски гибели или повреждения товара. По условиям ФОБ на продавца возлагается обязанность по очистке товара от пошлин для экспорта. Цена ФОБ обычно традиционно понимается как экспортная цена. Данное условие поставки применяется при перевозке груза водными видами транспорта (морским и речным). Группа «С» включает четыре условия поставки и означает, что основная поставка (перевозка) оплачена. 1. СФР — CFR (Cost and Freight... named port of destination) — стоимостьифрахт. По данному условию поставки продавец должен за свой счет зафрахтовать судно, оплатить стоимость фрахта до согласованного порта назначения, погрузить товар на борт судна в порту отгрузки в установленные сроки. Это означает, что в экспортную цену, уплачиваемую покупателем, входят стоимость товара и фрахт до порта назначения. Риск утраты, порчи или повреждения товара переходит с продавца на покупателя в момент перехода товара через поручни судна в порту отправления. При данной поставке на продавце лежат обязательства по экспортной очистке товара от пошлин. Применяется такая поставка при водных перевозках (морской, речной транспорт). 2. СИФ — CIF (Cost, Insurance, Freight... named port of destination) — стоимость, страхование, фрахт. Продавец несет те же обязанности, что и при поставке СФР, но должен дополнительно обеспечить страхование груза от рисков в пользу получателя, т. е. в цену товара при поставке СИФ включается стоимость товара, фрахт до порта назначения и страхование от согласованных рисков. Если покупатель специально не оговаривает страхование, оно осуществляется на минимальных условиях, т. е. груз будет автоматически страховаться на минимальных условиях — 110%. Продавец лолжен вручить покупателю страховой полис, выписанный (оформленный) на имя покупателя. Данная поставка применяется при водных перевозках. Условие поставки СИФ, так же как и ФОБ, является самым старым и наиболее широко применяемым термином, они появились еще до опубликования «Инкотермс-1936». Если цена ФОБ, как отмечалось выше, традиционно понимается как экспортная, то цена СИФ — как импортная. 3. СПТ — СРТ (CarriagePaidto... namedofdestination) — провозная плата оплачена до поименованного пункта. Данная поставка является сухопутно-воздушным эквивалентом СФР. При данной поставке продавец оплачивает доставку товара до поименованного пункта в стране назначения. Риск утраты, порчи, хищения и т. д. переходит с продавца на покупателя в момент передачи товара в распоряжение первого перевозчика в пункте отправления. Поставка СПТ может применяться при любых видах транспорта, в том числе и в смешанных сообщениях. В обязанности продавца входит очистка товара для экспорта. Расходы по выгрузке товара в пункте назначения несет покупатель. 4. СИП — CIP (Carriage and Insurance Paid to... named place of destination) — провозная плата и страхование оплачены до поименованного пункта. При данной поставке дополнительно к обязанностям, что и при поставке на условиях СПТ, продавец должен обеспечить страхование товаров от рисков во время транспортировки. Продавец заключает договор страхования и оплачивает страховую премию. Он обязан также обеспечить таможенную очистку товара для экспорта. Расходы по выгрузке товара в пункте назначения несет покупатель. При отсутствии специальных указаний от покупателя продавец будет страховать товар на минимальных условиях — 110% («свободен от частной аварии»). Риск случайной гибели или повреждения товара переходит с продавца на покупателя с момента передачи товара в распоряжение первого перевозчика (например, на складе перевозчика в пункте отправления). Данная поставка является «сухопутным, неводным» эквивалентом базиса СИФ, т. е. применима для сухопутных и воздушных поставок товара, хотя может быть применима и для водных поставок, т. е. применима для любых способов перевозки, включая смешанную. Группа «Д» означает доставку или прибытие: поставщику необходимо оплатить транспортировку и нести риски до места назначения. Эта группа включает пять условий доставки. 1. ДАФ — DAF (DeliveredatFrontier... namedplace) — поставлено на границе в поименованном пункте. Продавец обязан поставить неразгруженный товар, очищенный для экспорта, в распоряжение покупателя в согласованный в контракте срок в согласованный пункт (место) на границе. Под термином «граница» понимается любая граница, включая и границу страны назначения. В этой связи необходимо точно оговаривать пограничный переход или место на соответствующей границе (например: «пограничный переход Лужайка на российско-финской границе»). Риск случайной гибели или повреждения товара переходит с продавца на покупателя с момента передачи товара в его распоряжение в согласованном пункте поставки на границе. Данная поставка предназначена для применения при поставках товара по железной дороге или автодорожным транспортом, т. е. когда товар поставляется до сухопутной границы. 2. ДЕС — DES (Delivered Ex Ship.... namedportofdestination) — поставлено с судна в поименованном порту. Продавец обязан за свой счет в установленный в контракте срок доставить товар в согласованный порт назначения и предоставить его в распоряжение покупателя на борту судна в обычном пункте разгрузки (например, на грузовом причале) таким образом, чтобы была возможность переместить товар с судна разгрузочными средствами, соответствующими характеру товара. Расходы по выгрузке товара и по его таможенной очистке для импорта несет покупатель. Все риски по доставке товара в порт назначения несет продавец. Данная поставка используется только при морских перевозках и перевозках внутренним водным транспортом. 3. ДЕК — DEQ (DeliveredExQuayDutyPaid... namedportofdestination) — поставлено с причала с уплатой пошлины в поименованном пункте. Продавец предоставляет товар в распоряжение покупателя на причале (пристани). Он несет расходы по доставке товара в порт назначения плюс расходы по выгрузке товара и расположению его на причале (пристани). Продавец за свой счет представляет покупателю документы, необходимые для того, чтобы покупатель мог принять поставку товара и вывезти его с пристани. Импортная таможенная очистка товара и получение импортной лицензии, как и при ДЕС, осуществляется покупателем. Данное условие поставки применительно при морских перевозках и перевозках внутренним водным транспортом. 4. ДДУ — DDU (DeliveredDutyUnpaid... namedplaceofdestination) — поставлено без оплаты пошлины в поименованном пункте. Продавец оплачивает все расходы по доставке товара и все риски по утрате, хищению и пр., связанные с доставкой товаров. Все обязанности продавца считаются выполненными с момента поставки товара в поименованный пункт в стране назначения. Все расходы по уплате ввозных таможенных пошлин лежат на покупателе. Эта поставка может применяться независимо от вида транспорта. 5. ДДП — DDP (Delivered Duty Paid.... namedplaceofdestination) — поставлено с оплатой пошлины в поименованном пункте. Продавец оплачивает все расходы, все сборы по доставке товара, включая таможенные пошлины страны назначения, несет все риски по утрате, хищению и т. д. Обязательства продавца считаются выполненными с момента предоставления товара в согласованном пункте назначения. Аналогично базису поставки ДДУ покупатель оплачивает расходы по разгрузке прибывших транспортных средств, а в случае, когда поставка осуществляется не на предприятии покупателя, она считается выполненной после погрузки или перегрузки товара на транспортное средство покупателя. Как видим из представленных условий поставки, из 13 рассматриваемых в «Инкотермс» терминов только два (СИФ, СИП) включают условие обязательного страхования, все остальные условия поставки, включая ДДУ, ДДП, заключения договора страхования не требуют. Поэтому если покупатель хочет застраховать товар на других условиях поставки (от других рисков), он должен своевременно сообщить продавцу, от каких конкретных рисков товар должен быть застрахован. Что касается деления между покупателем и поставщиком товара пошлин, налогов и других официальных сборов, а также затрат на выполнение таможенных процедур, то «Инкотермс» объясняет, в каком размере эти расходы делятся между сторонами. Например, может случиться, что покупатель пожелает принять товар на складских площадях, согласно условиям ЕХВ, либо получит товар в соответствии с условиями ФАС, но желает, чтобы продавец произвел таможенную очистку товара по экспорту. В этом случае после соответствующего торгового термина следует добавить формулировку «включая таможенную очистку по экспорту». Наоборот, в условиях ДЕК или ДДП можно указать «пошлины не оплачены» или указать, какие конкретные налоги или сборы не оплачены (например, налог на добавленную стоимость). 9. Мировые цены — это цены, по которым проводятся крупные экспортные и импортные операции, достаточно полно характеризующие состояние международной торговли конкретными товарами. На практике мировые цены определяются по одним товарам (обычно — сырьевым) уровнем цен стран-экспортеров или импортеров, по другим — ценами бирж, аукционов; по готовым изделиям — обычно ценами ведущих в мире производителей, специализирующихся в изготовлении продукции данного вида. Мировыми считаются цены: 1) крупных экспортных или импортных сделок, совершаемых на ведущих по данному товару рынках; 2) сделок, носящих регулярный характер; 3) сделок, предусматривающих платежи в свободно конвертируемой валюте. Цены основных мировых товарных рынков отражают среднемировые условия производства, реализации и потребления определенного вида товара. Это предопределяет ориентацию на них при проектировании вариантов сотрудничества российских предприятий с зарубежными партнерами. Мировые цены служат в качестве базовых при формировании цен на внутренних рынках многих стран. Мировые цены отражают конъюнктуру, складывающуюся в конкретный момент в том или ином сегменте мирового товарного рынка, они зависят как от естественных колебаний спроса и предложения данного товара, так и от возможностей крупных монополистов влиять на их динамику. На практике в качестве цен мирового рынка часто выступают экспортные цены крупных компаний — производителей и экспортеров соответствующей продукции, а также цены на рынках отдельных стран — основных производителей товаров. На мировом рынке стали и проката определяющую роль в формировании цен мирового рынка играют экспортные цены стран ЕС — ФРГ, Бельгии, Франции. Для некоторых видов сырьевых товаров (меди, олова и др.) решающую роль в формировании цен мирового рынка играют биржевые котировки. По ряду товаров мировыми являются: на пшеницу — экспортные цены Канады; нефть — экспортные цены стран — членов ОПЕК; пиломатериалы — экспортные цены Швеции; каучук — цены Сингапурской биржи; цветные металлы — цены Лондонской биржи цветных металлов; пушнину — цены Лондонского и Санкт-Петербургского аукционов; чай — цены аукционов в Калькутте, Коломбо, Лондоне. Если по сырьевым товарам определение мировой цены не представляет трудностей (определяют по странам — основным поставщикам сырья), то в отношении готовых изделий для выбора цены, соответствующей мировым показателям, приходится использовать цены иногда десятков фирм, производящих аналогичную продукцию, в то время как по сырью в качестве мировой цены могут быть взяты 1-3 показателя.
Дата добавления: 2014-11-20; Просмотров: 750; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |