Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Предмет, функции и методы экономической теории




Таранова Н.С.

Рецензент

Ю.В. Никонорова

Волгодонск 2013

ЭКОНОМИКА

Ю.В. Никонорова

 

 

Методическое пособие для самостоятельной работы студентов

очной и заочной форм обучения

направлений 100100 «Сервис» и 230201 «Информационные системы и технологии» бакалавриат

 


Составитель

канд.физ.-мат.наук, доцент кафедры «Экономика и управление»

ВИС ГОУ ВПО «ЮРГУЭС»

канд.экон.наук, доцент кафедры «Экономика и управление»

ВИС ГОУ ВПО «ЮРГУЭС»

Методическое пособие разработано для студентов направлений 100100 «Сервис» и 230201 «Информационные системы и технологии» бакалавриат ВИС в соответствии с требованиями Федерального Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования. В методическом пособии изложены основы экономической теории, приведены задания на самостоятельную работу.

 

 

© Волгодонский институт сервиса (филиал) государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Южно-Российский государственный университет экономики и сервиса», 2013


Оглавление

1. Предмет, функции и методы экономической теории...............................4

2. Безграничность потребностей и ограниченность ресурсов...................7

3. Собственность...........................................................................................124. Экономические системы..................................................................................13

5. Рыночный механизм.........................................................................................14

6. Спрос и предложение.......................................................................................16

7. Рыночное равновесие.......................................................................................18

8. Рынки факторов производства........................................................................23

8.1. Рынок труда.........................................................................................23

8.2. Рынок земли.........................................................................................27

8.3. Рынок капитала....................................................................................29

9. Теория потребительского поведения..............................................................33

10. Фирма...............................................................................................................38

10.1. Издержки производства, прибыль, «Золотое правило».................38

10.2Фирма в условиях несовершенной конкуренции............................46

10.3. Последствия монополизма в экономике. Антимонопольное законодательство. Финансово-промышленные группы…………………........50

10.4. Рентабельность. Показатели рентабельности. ……………............53

11. Макроэкономические показатели..................................................................54

12. Макроэкономическая нестабильность..........................................................60

12.1 Экономические циклы................................................................61

12.2. Безработица........................................................................................63

12.3. Инфляция: сущность, причины, последствия.................................65

13. Роль государства в экономике.......................................................................68

14. Бюджетно-финансовая политика...................................................................71

15. Налоговая система и налоговая политика государства...............................73

16. Кредитно-денежная (монетарная) политика................................................76

17. Социальная политика......................................................................................80

Библиографический список.......................................................................83

Предмет экономической теории. На протяжении тысячелетий человечество накапливало опыт и знания в областипроизводства и использования благ, удовлетворяющих разнообразные потребности, опыт роста своего благосостояния. С древности мыслители рассматривали вопросы развития торговли, земледелия, ремесел, сбора налогов.

В настоящее время предмет экономикиэто распределение ограниченных средств для удовлетворения конкурирующих целей. Тогда экономическую теорию можно понимать как науку об эффективности, изучающую распределение ограниченных ресурсов для максимального удовлетворения растущих потребностей людей.

Термин «экономия», который означал «искуссво управления домашним хозяйством», ввел древнегреческий мыслитель Аристотель (IV в. до н. э.). Экономику Аристотель понимал как производство с целью потребления. А к производству для извлечения прибыли он относился отрицательно. Кстати, в средневековье осуждалось ростовщичество, в плоть до запрета его церковью. Как самостоятельная наука, экономическая теория берет начало с момента выхода в 1615 г. книги французского мыслителя Антуана де Монкретьена «Трактат политической экономии».

Меркантилизм, исторически первая экономическая школа, изучала торговлю, которую считала единственным источником богатства. Позднее классическая школа политической экономии (Франсуа Кенэ, Адам Смит, Давид Рикардо) изучала уже материальное производство как сферу, создания общественного богатства. На основе этой школы Карл Маркс создал свое учение, в котором рассматривались отношения наемных рабочих и капиталистов. Политическая экономия выступала как мировоззренческая наука, основное внимание которой было сосредоточено на выявлении сущности экономических процессов. В ней устанавливалась причинно-следственная связь в связи с историческими, социологическими, философскими аспектами жизни людей. На смену политической экономии с выходом в 1890 г. книги английского экономиста Альфреда Маршалла «Принципы экономики» приходит «экономикс» (economics) - принципиально другой подход экономической мысли. Основное внимание здесь – это изучение рационального поведения производителей и потребителей. Описание экономических процессов упрощается для того, чтобы к ним можно было применить экономико-математические методы. После выхода книги английского экономиста Джона Мейнрада Кейнса «Общая теория процента, занятости и денег» происходит пресмотр роли государства в хозяйственной жизни. Государственное регулирование считается главным средством борьбы против бед, которые принесла «Великая депрессия» 30-х годов ХХ века. Но стагфляция 70-х годов ХХ века разрушила и это экономическое учение. Современные экономисты основное внимание сейчас сосредотачивают на проблемах мирового хозяйства.

Экономическая теория делится на два раздела:

1. Микроэкономика – экономика на уровне отдельных хозяйствующих субъектов.

2. Макроэкономика – экономика на уровнехозяйства в целом.

Функции экономической теории.

1. Познавательная. Ее цель - познание экономических закономерностей.

2. Систематизация явлений хозяйственной жизни и формулирование э кономических законов ( э кономические законы - это устойчивые связи между экономическими процессами).

3. Предсказательная (прогностическая) - функция, основанная на знании экономических закономерностей.

Перечисленные функции можно отнести к позитивной экономики (цель которой описать и объяснить).

4. Практическая. Ее цель – выработка практических рекомендаций для экономической политики.

5. Идеологическая. Функция, дающая оценку существующего строя, решающая вопросы его совершенствования.

Практическая и идеологическая функции относятся к нормативной экономике (цель –изучить как должно быть, как это достигнуть, какое экономическое поведение надо обеспечить).

Методы экономической теории .

Метод – совокупность приемов исследования. Метод показывает, «как» экономическая теория изучает свой предмет. Метод позволяет привести в систему набор фактов, усвтановить между ними связи и выявить направления развития. Формально-логические методы общие для всех наук:

1. Научная абстракция – из всего спектра характеристик объекта выделяются главные, при этом абстрагируютсяот случайного, второстепенного.

2. Сочетание анализа (разложения системы на части и изучение каждой в отдельности) и синтеза (объединения проанализированных частей в единое целое с целью общего представления о явлении).

3. Сочетание индукции (перехода от единичных фактов к общим выводам) и дедукции (перехода от общих выводов к частным случаям).

4. Метод сравнения – нахождениесходства или различия явлений.

5. Метод аналогии - перенос свойств с одного явления на другое.

6. Использование гипотез - научно обоснованных предположений о причинах или связях экономических процессов и явлений.

Кроме формально-логических методов, экономисты используют диалектический подход, приемами которого являются восхождение от абстрактного к конкретному и единство исторического и логического.

Также современные экономисты широко используют методы: как экономико-математическое моделирование и экономическое экспериментирование. Экономическая модель описывает явление на языке математики. При помощи математики и происходит изучение этого явления. Э кспериментирование - это искусственное изменение экономического явления. Удачный эксперимент воплощается в хозяйственнцю жизнь.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-20; Просмотров: 1297; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.014 сек.