КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Гигиеническая оценка индивидуального рациона питанияЛабораторная работа № 1 С1факт./ПДК1 + С2факт./ПДК2 + ….. + Сnфакт./ПДКn 1.
Радиоактивность вод обусловлена присутствием ра-диоактивных веществ, поступающих из атмосферы и вымы-ваемых из почв и горных пород. В водах присутствуют как естественные радиоактивные изотопы (40K,222Rn,226Ra,238U и др.), так и искусственные (90Sr,90Y и 137Cs), возникшие
вследствие ядерных взрывов и поступающие в грунтовые во-ды и воды открытых водоемов с атмосферными осадками. Другой основной источник попадания искусственных радио-активных веществ в водоёмы — сбросные воды предприятий по производству ядерного топлива.
Гигиеническая регламентация радиоактивности воды основана на нормировании общей альфа- и бета-активности:
общая -радиоактивность 0,1 Бк/л, общая -радиоактивность 1,0 Бк/л.
Раздел 2. ГИГИЕНА ПИТАНИЯ
Цель: изучение правил оценки рациона питания и раз-работки на этой основе рекомендаций по его оптимизации. Знать: виды организации питания;принципы рацио-нального питания; болезни неправильного питания; требова-ния к режиму питания; энергетическая ценность и нутриент-ная плотность пищи; пирамида здорового питания; рекомен-дации по питанию по группам интенсивности труда, для бе-ременных и кормящих, детей и подростков; витамины, мине-ральные вещества, пищевые волокна.
Уметь: давать гигиеническую оценку индивидуальногосуточного рациона питания в соответствии с энерготратами и принципами рационального питания.
Содержание обучения
Гигиена питания включает два основных аспекта: 1 – организацию питания в соответствии с потребно-стями организма: различают рациональное питание прак-тически здоровых людей в соответствии с их полом, возрас-том, энерготратами и другими особенностями; диетическоепитание людей,страдающих теми или иными заболевания-
ми, и лечебно-профилактическое питание лиц, подвер-
женных риску заболеваний: а) промышленных рабочих, под-верженных риску профессиональных заболеваний; б) людей, проживающих на загрязненных территориях или в биогео-химических провинциях, где существует риск заболеваний, связанных с минеральным составом почвы, воды, пищевых продуктов местного производства (например, с недостатком
или избытком фтора в воде) или с антропотехногенным за-грязнением окружающей среды;
2 – санитарно-гигиеническую экспертизу качества пи-щевых продуктов с целью оценки их пищевой и биологиче-ской ценности, выявления признаков порчи, а также профи-лактики пищевых отравлений, кишечных инфекций и гель-минтозов.
Рациональным питанием называют физиологическиполноценное питание, обеспечивающее постоянство внут-ренней среды организма и высокий уровень жизнедеятельно-
сти. Принципы рационального питания: 1) соответствие калорийности пищи энерготратам; 2) сбалансированность питания или адекватность питания пластическим функциям организма: содержание белков, жиров, углеводов, минераль-ных веществ и витаминов в количествах и соотношениях, со-ответствующих потребностям организма; 3) соответствие химической структуры пищи ферментным системам пищева-рения человека; 4) рациональный режим питания; 5) без-вредность и безопасность пищи.
Классификация болезней неправильного питания
1. Болезни голодания и общего недоедания (дистрофия, кахексия).
2. Болезни частичной недостаточности питания: а) бел-ково-энергетическая недостаточность (алиментарная карли-ковость, алиментарный маразм, анемия, квашиоркор); б) ви-таминная недостаточность (цинга, ксерофтальмия, бери-бери, рахит и пр.); в) минеральная недостаточность (эндеми-ческий зоб, кариес зубов, рахит, остеопороз и пр.).
3. Болезни избыточного питания (ожирение, подагра, атеросклероз, диабет, гипервитаминозы). 4. Непереносимость пищи (аллергия, ферментопатии) и сочетания продуктов. 5. Болезни нерационального режима питания (гастриты, язвенная болезнь желудка и 12-перстной кишки, ожирение, атеросклероз).
6. Инфекционные и паразитарные болезни, обуслов-ленные употреблением недоброкачественной пищи.
7. Пищевые отравления немикробной природы.
Пища как источник энергии. Для количественнойоценки энергетической ценности пищевых продуктов ис-пользуют аналогию между процессами пищеварения и горе-ния, в основе которых лежит химическая реакция окисления кислородом. Для установления энергетической ценности пищи достаточно сжечь ее в калориметрической бомбе и из-мерить количество выделившегося при этом тепла. В Меж-дународной системе единиц (СИ) измерение энергетической ценности пищи производится в джоулях (Дж) или применя-ют понятие «килокалория» (ккал): 1 ккал = 4,18 кДж. Источ-никами энергии являются белки, жиры, углеводы, этиловый спирт. Коэффициенты энергетической ценности (КЭЦ) бел-ков – 4, жиров – 9, углеводов – 4. Необходимая информация для расчета энергетической ценности продукта: таблицы хи-мического состава пищевых продуктов, вошедших в индиви-дуальный рацион питания (Приложение) и дневниковые за-писи о количестве пищевых продуктов, использованных в пищу за сутки. В настоящее время производители пищевых продуктов указывают на упаковке энергетическую ценность продукта и ее базовый химический состав. Эта информация также может быть использована для расчета энергетической ценности индивидуального рациона питания.
Режим питания. Важным показателем рационально-сти питания является распределение пищи по калорийности в течение суток. Наиболее благоприятно для взрослых трехра-зовое (30-35% завтрак, 45-50% обед, 25% ужин) или четы-рехразовое питание (20-25% первый завтрак, 10-15% второй завтрак, 35-40% обед и 25% ужин) и для детей – четырех - пятиразовое питание. Дети в детских дошкольных учрежде-ниях получают четырехразовое питание, но вместо 2-го зав-трака - полдник. При работе в вечернюю смену желательно есть в 8 и 12 часов, третий раз – перед работой и четвертый –
после работы. При оценке индивидуального рациона необхо-димо составить таблицу потребления продуктов с учетом распределения пищи по приемам и рассчитать калорийность каждого приема пищи в килокалориях и процентах, приняв за 100% калорийность суточного рациона. Гигиеническую оценку дают, сравнивая с наиболее благоприятным распре-делением пищи.
Нутриентная плотность пищи. Пищевые вещества
(nutrientia; нутриенты) – это органические и неорганические вещества, входящие в состав пищевых продуктов и исполь-зуемые организмом для обеспечения жизнедеятельности (белки, жиры, углеводы, витамины, минеральные вещества и др.). Питание должно быть разнообразным. Только сочетая продукты можно обеспечить организм незаменимыми нутри-ентами, соответствующими пластическим и биохимическим потребностям организма, и в определенном соотношении, обеспечивающем наиболее эффективное усвоение. Алкоголь, сахар, жиры (как высокоэнергетические продукты) дают «пустые» калории, идущие на образование жира.
Современные рекомендации Института питания АМН РФ в отношении потребления пищи сводятся к «Пирамиде здорового питания», состоящей из четырех частей (рис. 10). Согласно «Пирамиде» основу питания должны составлять крупы и хлебобулочные изделия, которые удовлетворяют большую часть потребностей организма в углеводах, в том числе обеспечивают организм витаминами группы В и пище-выми волокнами, играющими важную роль в адсорбции и выведении из организма ксенобиотиков (тяжелых металлов, радионуклидов и пр.) и избыточного холестерина. Доля про-дуктов первой ступени должна составлять примерно 40% су-точного рациона.
Вторую ступень образуют овощи и фрукты (в сумме 35%) с преобладанием овощей. Овощи и фрукты являются важным источником витаминов и минералов, простых и сложных углеводов.
Рис. 10. Пирамида здорового питания
Третью ступень образуют молочные продукты, мясо, птица, рыба, бобовые, яйца и орехи (≤ 20%), которые явля-ются основными источниками белка, но содержат много хо-лестерина, избыточное употребление которых повышает риск заболеваний сердечно-сосудистой системы. Из молоч-ных продуктов особенно полезны кефир, молоко и йогурты с пониженной жирностью. Ряженка, нежирный творог и сыр обеспечивают организм животными белками и кальцием. Мясо служит одним из основных источников полноценных белков и минеральных веществ - калий, кальций, магний, фосфор, хлористый натрий, железо и др. Рыба легче усваива-ется, белки рыбы полноценны, а жира в нежирных сортах рыбы намного меньше, чем в мясе. В рыбьем жире присутст-вует значительное количество витаминов А и D, а по содер-
жанию микроэлементов рыба (особенно морская) богаче мя-са.
На четвёртом месте – жиры, масла и продукты с высо-ким содержанием очищенного сахара. Их доля должна со-ставлять 5% от суточного рациона.
Потребность взрослых в энергии,белках,жирах иуглеводах зависит от пола, возраста, физической активности и группы интенсивности труда (методики определения по-требности приведены ниже). Суточный рацион беременных женщин(5–9мес.)
превышает нормативы соответствующей возрастной и про-фессиональной группы на 350 ккал, 30 г белков (20 г живот-ного белка), 12 г жиров, 30 г углеводов; рацион матерей,кормящих младенцев в возрасте до1мес.,превышает нормына 500 ккал, 40 (26) г белков, 15 г жиров и 40 г углеводов; кормящих младенцев в возрасте 7–12 мес. – на 450 ккал, 30 (20) г белков, 15 г жиров и 30 г углеводов.
Суточный рацион детей определяется их возрастом,а подростков –возрастом и полом(табл. 24).
Таблица 64. Потребность детей и подростков в энергии, белках, жирах и углеводах (в сутки)
Витамины относятся к незаменимым факторам питанияи играют роль катализаторов обменных процессов в орга-низме (табл. 25).
Таблица 75. Нормы потребления витаминов (в сутки)
Примечание: * - при умеренном солнечном облучении, ** - при бере-менности и лактации 2-3 мг В2, *** - при беременности и лактации 15-40 мг РР.
Минеральные вещества принято разделять на микро-имакроэлементы. Потребность человека в микроэлементах (железе, меди, цинке, кобальте, фторе) мала (тысячные доли грамма); в макроэлементах (натрии, калии, кальции, фосфо-ре, магнии) – от сотен миллиграммов до нескольких граммов
(табл. 26).
Таблица 86. Рекомендуемые физиологические нормы и допустимые уровни потребления микронутриентов с пищей
Окончание табл. 26
Хлорид натрия. Суточная потребность в условияхумеренного климата составляет 10 – 15 г, что удовлетворяет-ся поваренной солью, содержащейся в натуральных продук-тах рациона (3 – 5 г), в хлебе (3 – 5 г), солью, используемой при кулинарной обработке пищи (3 – 5 г), и минимальным количеством соли, добавляемой за столом. Потребность в со-ли возрастает при физических нагрузках и в условиях жарко-го климата.
Пищевые волокна представляют собой сложные угле-
воды. Пищевые волокна принято делить на шесть видов: целлюлозу (клетчатка), гемицеллюлозу, лигнины, пектины, слизи и камеди. Целлю-лоза представляет собой стенки растительных клеток,не расщепляется вкишечнике человека. Гемицеллюлоза – полисахарид клеточной оболочки, состоящий из разветвленных полимеров глюкозы и гексозы, способна удерживать воду и связывать катионы, преобладает в зерновых продук-тах, в большинстве овощей и фруктов ее мало. Лигнины – безуглеводные вещества клеточных оболочек, состоящие из полимеров ароматических спиртов, сообщают структурную жесткость оболочке растительной клет-ки, обволакивают целлюлозу и гемицеллюлозу, способны ингибировать переваривание оболочки кишечными микроорганизмами, поэтому наибо-лее насыщенные лигнином продукты (отруби) плохо перевариваются. Протопектины –нерастворимые комплексы пектинов с целлюлозой игемицеллюлозой, которые содержатся в незрелых плодах и овощах. Пек-тины в присутствии органических кислот и сахара образуют желе дже-мов, мармеладов, пастилы и др.; способны связывать и выводить из орга-низма холестерин, радионуклиды, тяжелые металлы (свинец, ртуть, стронций, кадмий и др.) и канцерогенные вещества; способствуют за-
живлению слизистой оболочки кишечника при ее повреждении. Пекти-новые вещества в заметных количествах (1%) находятся в сливе, сморо-дине, яблоках, свекле и пр. Слизи – сложные смеси гетерополисахаридов присутствуют в овсяной и перловой крупах, геркулесе, рисе, семенах льна и подорожника и имеют большее значение, чем камеди, применяют-ся в тех же случаях, что пектины и камеди. Камеди – сложные неструкту-рированные полисахариды, не входящие в состав клеточной оболочки (стебли и семена и тропической флоры), растворимые в воде и обладаю-щие вязкостью, способны связывать в кишечнике тяжелые металлы и хо-лестерин.
Содержание пищевых волокон в растительных про-дуктах приведено в табл. 27.
Таблица 97. Содержание пищевых волокон (ПВ) в 100 г продуктов, г
Важнейшие соотношения незаменимых нутриентов в рационе питания: 1)соотношение белков,жиров,углево-дов
Б: Ж: У = 1: 1: 4; 2) белки животного происхождения ≥ 55%, в детском рационе – ≥ 60% от общего количества белков; 3) жиры растительного происхождения ≥ 30% от обще-го количества жиров; 4) соотношения кальция и фосфора
Ca: P = 1: 1,5;5) соотношение кальция и магния Ca: Mg = 1: 0,5.
Необходимое количество компонентов пищи в индиви-дуальном рационе оценивают по таблицам.
Дата добавления: 2014-11-20; Просмотров: 3462; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |