Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Введение 3 страница. По условиям CPT и CIP продавец несет обязанность заключить за свой счет договор страхования товара от пункта поставки до места назначения в пользу




По условиям CPT и CIP продавец несет обязанность заключить за свой счет договор страхования товара от пункта поставки до места назначения в пользу покупателя.

D - включают в себя термины DAT (поставка до терминала), DAP (поставка до пункта), DDP (поставка с оплатой пошлины). Согласно этим условиям продавец должен нести все расходы и риски, необходимые для доставки товара в оговоренное место назначения. DDP возлагает на продавца максимальные обязанности.

Если в договоре указаны условия поставки, начинающиеся на букву D, это означает, что прибытие товаров в место назначения обязан обеспечить продавец. При импорте товаров следует проанализировать возможность включить в договор условия поставки DDP, так как по общему правилу иностранное лицо не всегда может быть таможенным декларантом (ст. 76,150 Таможенного кодекса Республики Беларусь; ст. 186 Таможенного кодекса Таможенного союза).

Если иное не предусмотрено договором поставки, то при поставке товаров на условиях DDP расходы по уплате НДС, иных налогов, подлежащих уплате при импорте, несет продавец.

Для всех условий поставки, кроме EXW, предусмотрены обязанности продавца получить официальные документы для вывоза (экспорта) товара и выполнить соответствующие таможенные формальности.

Продавец обязан содействовать покупателю в получении информации о товарах, необходимой для их ввоза или вывоза; упаковать и маркировать товары; известить покупателя об их отправке.

Согласно Своду обычаев и правил делового оборота рекламы на территории РФ «в рекламе не следует поощрять и призывать детей увеличивать количество приемов пищи в день или заменять основное питание легкой пищей, кондитерскими изделиями и т.д.».

Судебный прецедент – решение суда по конкретному делу в отдельных случаях de facto является источником права в силу авторитета суда и обязательности разъяснений вышестоящих инстанций для нижестоящих судов.

Хозяйственное право включает совокупность всех норм, регулирующих хозяйственные отношения и относящихся к различным отраслям. Хозяйственное право включает в себя частное хозяйственное право, уголовно-хозяйственное право, хозяйственно-конституционное право и хозяйственно-административное право.

Правовой порядок в сфере хозяйства по сравнению с другими сферами отличается большей стабильностью, устойчивостью, относительной неизменностью.

Правила деловой этики также выступают регулятором хозяйственных отношений. Возможна разработка Кодекса деловой чести (Корпоративного поведения). Честность и правдивость – фундамент предпринимательства, предпосылка здоровой прибыли и гармоничных отношений в делах.

Хозяйственное право включает совокупность всех норм, регулирующих хозяйственные отношения и относящихся к различным отраслям. Хозяйственное право включает в себя частное хозяйственное право, уголовно-хозяйственное право, хозяйственно-конституционное право и хозяйственно-административное право.

Правовой порядок в сфере хозяйства по сравнению с другими сферами отличается большей стабильностью, устойчивостью, относительной неизменностью.

 

4. Направления и формы совершенствования

хозяйственного законодательства

 

В отечественной правовой системе хозяйственное законодательство - относительно новое явление. Начало его формирования было положено принятием Закона "О предпринимательстве в Республике Беларусь". Однако к настоящему времени хозяйственный оборот регламентируется многими тысячами только республиканских нормативных правовых актов. Их количество превышает разумные пределы в сотни раз. Предприниматели и юристы не в силах даже ознакамливаться со всеми ними, а не то что исполнять. По словам У.Черчилля, "там, где существует 10 тысяч предписаний, не может быть никакого уважения к законам". ГК применяется субсидиарно к актам так называемого специального законодательства. В связи с этим очевидной представляется задача систематизации хозяйственного законодательства, приведения его в единую внутренне согласованную систему. Правовые принципы и гарантии предпринимательства с учетом его социально-экономического значения должны определяться исключительно законом. В рамках систематизации целесообразно уменьшить количество актов хозяйственного законодательства; осуществить переход к регулированию хозяйственных отношений в основном законами, а не подзаконными актами.

Особенностью хозяйственного законодательства является то, что оно имеет четкий критерий своего качества, - состояние конкретного осязаемого всеми предмета – хозяйства. Его важнейшими параметрами является уровень заработной платы и инфляции, величина валового внутреннего продукта страны, технический уровень выпускаемой продукции.

Одной из актуальных проблем совершенствования системы правового регулирования экономики является кодификация хозяйственного законодательства. Возможно проведение научной дискуссии о разработке Хозяйственного кодекса. Хозяйственный кодекс, например, с 1 января 2004 г. действует в Украине. Этот документ устанавливает правовые основы хозяйствования, которое базируется на разнообразии субъектов разных форм собственности, обеспечивает возрастание деловой активности, развитие предпринимательства и на этой основе повышение эффективности общественного производства. Межпарламентской Ассамблеей 03.12.2009 г. принят Модельный Торговый кодекс для государств-участников СНГ, имеющий рекомендательный характер. Кодификация может улучшить и качество хозяйственного законодательства, создаст более системное представление о национальной системе хозяйствования, исходя из понимания которой будет системно развиваться текущее нормотворчество. Создание такого документа позволит унифицировать его положения с соответствующими правовыми подходами в экономически развитых странах посредством применения методологии гармонизации права, позволяющей учитывать национальную специфику хозяйства в условиях глобализации мировой экономики. Отсутствие хозяйственного кодекса может свидетельствовать об отсутствии единой стратегии и системной правовой политики для данной сферы и дальнейших попытках сохранения расщепленного гражданско-административного подхода к регулированию хозяйства.

Хозяйственное законодательство отличается излишним динамизмом. Важно обеспечить стабильность хозяйственно-правового регулирования. Зарубежный опыт свидетельствует о том, что хозяйственное законодательство является еще более стабильным, нежели конституционное. Так, во Франции за последние 200 лет были приняты 16 конституций и один Торговый кодекс (1807 года). При этом одни и те же известные торговые кодексы без заметных правок действуют в монархиях и республиках, при диктатуре и демократии. В Беларуси следует на практике соблюдать предписание ст. 38 Закона о нормативных правовых актах, устанавливающего стабильность правового регулирования. Изменение нормативного правового акта ранее чем через год после его принятия (издания) допускается только в исключительных случаях на основании требований нормативного правового акта большей юридической силы, если иное не предусмотрено законами Республики Беларусь или решениями Президента Республики Беларусь.

Соответствующие законы с учетом высокой степени динамизма регулируемых экономических отношений могут носить рамочный характер. Конкретика в регулировании отношений может быть обеспечена через повышение качества хозяйственных договоров, роли судебной практики. Обоснованные судебные решения, будучи опубликованными в печати и сети Интернет, могут эффективно восполнить пробелы законодательного регулирования.

Таким образом, первым направлением совершенствования хозяйственного законодательства может быть его систематизация. Роль основного источника хозяйственных отношений должен занять закон за счет ограничения подзаконного и ведомственного нормотворчества. Следует ввести мораторий на издание наряду с законами любых правовых актов по вопросам предпринимательства, кроме случаев, когда эти акты расширяют права или иным образом улучшают правовые условия хозяйственной деятельности. Должно быть исключено регулирование хозяйственных отношений посредством «писем» и «телефонограмм».

Второе направление связано с совершенствованием содержания нормативных предписаний по традиционным институтам и урегулированием новых групп экономических отношений. Например, следует уточнить ст. 31 ГК, исключив широкую трактовку предпринимательской деятельности, включающей осуществление прав учредителя, участника, собственника имущества или руководителя юридического лица и др. Необходимо повышение качества локальных нормативных актов.

Повышению качества хозяйственного законодательства может способствовать большее включение в правотворческую деятельность представителей деловых кругов и специалистов. Целесообразно предусмотреть обязательную общественную экспертизу соответствующих законопроектов. Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 20.03.2012 № 247 утверждено Типовое положение об общественно-консультативном (экспертном) совете по развитию предпринимательства. Советам рекомендовано рассматривать проекты нормативных правовых актов, которые могут оказывать существенное влияние на условия осуществления предпринимательской деятельности.

Концепция хозяйственного права наиболее полно отражает современные социально-экономические отношения. Хозяйственное право является неотъемлемым структурным элементом экономики. Успешным в экономическом отношении государством в современную эпоху может быть только правовое государство.

Объективным критерием качества хозяйственного законодательства выступает состояние национального хозяйства. Поскольку хозяйство находится в беспрерывной количественной и качественной динамике, то и главной закономерностью хозяйственного законодательства выступает его синхронное и квалифицированное развитие.

 

 

Тема 2

ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ И КОНТРОЛЬ

ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

 

Литература

1. Годунов, В.Н. Государственное регулирование хо­зяйст­вен­­ной деяте­ль­нос­ти и его фор­мы / В.Н. Годунов // Теоретические проблемы правового регулирования хозяйст­вен­ной дея­тель­ности в усло­ви­ях рыночных отношений: тез. докл. респ. науч.-практ. конф. / Отв. ред. В.Ф. Чигир. – Минск: Тесей, 1998. – С. 8–11.

2. Ноздрачев, А.Ф. Контроль: правовые новеллы и нерешенные проблемы / А.Ф. Ноздрачев // Журнал российского права. – 2012. - № 6. – С. 18 – 28.

3. Прудников, В.М. Государственное регулирование предпринимательской деятельности: Учебное пособие / В.М. Прудников. – 2-е изд. – М.: РИОР, 2008. – 241 с.

4. Сидорчук, В.К. Полномочия местных органов власти по регулированию предпринимательской деятельности / В.К. Сидорчук // Муниципальное право. – 2011. - № 2. – С. 44 – 52.

5. Шишкин, С.Н. Государственное регулирование экономики: предпринимательско-пра­во­вой аспект / С.Н. Шишкин. – М.: Волтерс Клувер, 2010. – 246 с.

6. Шишкин, С.Н. Предпринимательско-правовые (хозяйственно-правовые) основы государственного регулирования экономики: монография / С.Н. Шишкин; Российская акад. Наук, Ин-т государства и права. - М.: Инфотропик Медиа, 2011. – 328 с.

 

Свобода насколько возможно,

власть насколько необходимо.

 

1. Понятие и методы государственного регулирования

хозяйственной деятельности

 

Во времена А.Смита государству отводилась роль "ночного сторожа", в сфере экономики действовал принцип свободной конкуренции. Советское народное хозяйство показало, что есть другая крайность - полное огосударствление экономики, централизованное руководство ею жесткими административно-командными методами. Кризис советской экономики свидетельствует о недопустимости такого вмешательства государства в экономику. Как образно выразился нобелевский лауреат по экономике В.В. Леонтьев: «Экономика – это шхуна, в паруса которой дует ветер интересов, а руль находится в руках государства». Дж. М. Кейнс в 30-е годы ХХ века писал, что сама рыночная экономика «вылечить» себя от кризиса не может. Поэтому право призвано обеспечить рациональное сочетание государственного регулирования и рыночного саморегулирования экономики.

Хозяйственная деятельность - это деятельность свободных субъектов, которые самостоятельно принимают решения об осуществлении (прекращении) хозяйственной деятельности, сферах приложения своих способностей и ресурсов. Данная деятельность основана на собственных интересах и побуждениях субъектов хозяйствования. Вместе с тем право должно обеспечивать интересы государства, которые связаны с осуществлением предпринимательской деятельности.

Принцип свободы приводит к необходимости решения первоочередных проблем:

- хозяйственная деятельность осуществляется в общественной форме во взаимоотношениях с другими свободными субъектами, которые также действуют в своих собственных интересах. Отсюда возникает проблема согласования частных интересов, предотвращения причинения вреда другим лицам;

- существует общественный (публичный) интерес, который заключается в удовлетворении запросов различных сообществ. Предприниматели также пользуются публичной инфраструктурой и общественными благами, поэтому они обязаны участвовать в их создании.

Экономические (хозяйственные) отношения, как и экономика в целом, не могут не испытывать воздействия со стороны государства. Это касается также рыночной экономики и рыночных отношений, которые обладают безусловными преимуществами, но и недостатками, которые обусловливают необходимость государственного вмешательства:

- содержатся тенденции к угасанию конкуренции, что ведет к нарушению оптимальных пропорций;

- неравномерное распределение доходов;

- отсутствие механизма обеспечения занятости населения и защиты малоимущих граждан;

- неспособность обеспечить развитие стратегических направлений науки;

- необеспечение рациональных подходов к природопользованию и охране окружающей среды;

- экономическая безопасность требует регулирования внешнеэкономической деятельности.

Решение этих проблем невозможно без ограничения свободы хозяйственной деятельности, ее социально направленного государственного регулирования. Однако невозможно подменять экономические свободы административными процедурами. В государственном управлении отражается преимущественно публичный интерес. Частный интерес должен защищаться в рамках правосудия. Система государственного регулирования, с одной стороны, должна обеспечивать соблюдение прав граждан и организаций и согласование их с общественными интересами, а с другой стороны – не препятствовать хозяйственной активности и поощрять ее.

В сфере хозяйствования государство осуществляет долгосрочную (стратегическую) и текущую (тактическую) экономическую и социальную политику, направленную на реализацию и оптимальное согласование интересов субъектов хозяйствования и потребителей.

В правовом государстве любое вторжение государства должно рассматриваться законом как вмешательство в сферу диспозитивной свободы хозяйствующих субъектов и должно осуществляться специально уполномоченными органами. Закон должен предусматривать, при каких условиях и какие исполнительные действия допускаются. Субъектам хозяйствования должна обеспечиваться абсолютная защита. В рамках хозяйственного права может быть сформирован раздел "Право управления".

Целесообразность вмешательства государства в рыночные отношения сомнений, как правило, не вызывает. Вопрос в основном состоит в пределах такого вмешательства. Как гласит ст. 13 Конституции Республики Беларусь, "государство осуществляет регулирование экономической деятельности в интересах человека и общества, обеспечивает направление и координацию государственной и частной экономической деятельности в социальных целях".

Государственное регулирование хозяйственной деятельности - это деятельность государства в лице его органов (должностных лиц), направленная на формирование определенных (несвободных) экономических решений субъектов хозяйствования для реализации экономической, научно-технической, социальной политики. Оно представляет собой совокупность закрепленных в законодательстве мер экономического, организационного и правового воздействия на экономику (стимулирование, поддержка предпринимательства), в том числе государственный контроль законности осуществления хозяйственной деятельности.

Государственное регулирование хозяйственной деятельности можно рассматривать в широком и узком смыслах. При широком понимании государственного регулирования хозяйственной деятельности оно включает как определение государством принципов и форм осуществления хозяйственной деятельности, правового положения субъектов хозяйствования, порядка заключения и исполнения договоров в хозяйственных отношениях, правомочий государственных органов в сфере экономики и т.д., так и определенные действия государственных органов. Узкий подход охватывает лишь конкретные действия государственных органов по государственному регулированию хозяйственной деятельности в рамках правового поля. Широкий взгляд на государственное регулирование хозяйственной деятельности предпочтительнее, поскольку позволяет рассматривать виды (формы) такого регулирования в комплексе, обеспечивать более оптимальное сочетание этих видов (форм), а также частноправовых и публично-правовых начал в регулировании хозяйственной деятельности.

Особенности государственного регулирования хозяйственных отношений зависят от сферы общественного производства (производство, распределение, обращение), вида хозяйственной деятельности (Общегосударственный классификатор Виды экономической деятельности утвержден постановлением Госстандарта от 30.07.2009 N 37) и рынка (внутренний или внешний), а также формы собственности субъектов (частные или публичные).

 

2. Виды государственного регулирования

хозяйственной деятельности

Государственное регулирование хозяйственной деятельности включает следующие виды (формы): регулирование условий хозяйственной деятельности; прямое управление хозяйственной деятельностью; контроль за хозяйственной деятельностью.

Государственное регулирование условий хозяйственной деятельности осуществляется Национальным собранием Республики Беларусь, Президентом Республики Беларусь, Советом Министров Республики Беларусь, другими государственными органами, органами местного самоуправления. Оно призвано обеспечить создание для субъектов хозяйственной деятельности стабильных и благоприятных условий хозяйствования. Для государственного регулирования условий хозяйственной деятельности используются, в частности, следующие пути (направления).

1. Бюджетно-финансовая политика. В законе о бюджете Республики Беларусь на очередной год и других актах законодательства определяются приоритетные направления в экономической и социальной сферах, на которые в первую очередь расходуются бюджетные средства. Через бюджетно-финансовую политику обеспечивается эффективное финансирование государственных капитальных вложений, научной, научно-технической и инновационной деятельности, государственных народно-хозяйственных программ, осуществляется государственная поддержка производителей той или иной продукции (например, сельскохозяйственной) и т.д.

2. Денежно-кредитная политика. Такая политика направлена на обеспечение экономики страны необходимой денежной массой, привлечение в банки денежных средств граждан и организаций, расширение использования кредитных ресурсов в хозяйственной деятельности.

3. Система налогов. Экономически обоснованные налоги позволяют обеспечить оптимальное сочетание интересов общества и субъектов хозяйствования, стимулировать последних к осуществлению хозяйственной деятельности, способствовать развитию экономики в целом. Неслучайно не допускается установление налогов, сборов (пошлин) и льгот по их уплате, нарушающих единое экономическое пространство Республики Беларусь, ограничивающих перемещение товаров (работ, услуг) или финансовых средств в пределах территории Республики Беларусь либо создающих иные препятствия для осуществления предпринимательской и другой деятельности, кроме запрещенной законодательством (ст. 2 Налогового кодекса Республики Беларусь (далее - НК)).

4. Проведение амортизационной политики. Целью амортизационной политики является определение для субъектов хозяйствования условий обеспечения процесса простого воспроизводства путем начисления амортизации на основные средства и нематериальные активы и накопления таких средств. В связи с этим устанавливаются нормы амортизации и порядок амортизационных отчислений. Для стимулирования определенных видов хозяйственной деятельности может применяться ускоренная амортизация.

5. Инвестиционная политика. В отличие от амортизационной инвестиционная политика состоит в привлечении новых средств инвесторов для дальнейшего развития и расширения производства (реализации) товаров, выполнения работ, оказания услуг. Государство создает благоприятные условия для инвестиционной деятельности и гарантирует стабильность прав инвестора. Инвестиции могут привлекаться также путем создания свободных экономических зон, где устанавливаются более благоприятные, чем обычные, условия осуществления предпринимательской и иной хозяйственной деятельности (ст. 1 Закона Республики Беларусь от 07.12.1998 N 213-З (ред. от 12.07.2013)"О свободных экономических зонах").

6. Предоставление финансовой помощи. В определенных случаях субъекты хозяйствования могут получить от государства финансовую помощь в виде дотаций, субсидий, бюджетных ссуд или бюджетных займов. Дотации - это денежные средства, выделяемые из республиканского или местного бюджета на невозвратной основе субъектам хозяйствования для полного или частичного покрытия убытков. Субсидии также выделяются из бюджета безвозвратно в виде помощи. Бюджетные ссуды выдаются из республиканского или местного бюджета по целевому назначению на определенный срок без взимания процентов. Напротив, при бюджетном займе с заемщика взимаются проценты за пользование бюджетными средствами. Порядок предоставления финансовой помощи регламентируется соответствующими нормативными актами.

7. Недопущение (запрещение) определенных видов хозяйственной деятельности или установление определенных ограничений на ее осуществление. Например, Закон Республики Беларусь от 20.10.1994 N 3335-XII (ред. от 15.07.2010, с изм. от 26.10.2012)"Об особо охраняемых природных территориях" предусматривает запрещение или ограничение хозяйственной деятельности в заповедниках, национальных парках, заказниках и памятниках природы. Запрещения и ограничения на хозяйственную деятельность установлены также Законом Республики Беларусь от 26.05.2012 N 385-з "О правовом режиме территорий, подвергшихся радиоактивному загрязнению в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС". Декретом Президента Республики Беларусь от 17.12.2002 N 28 (ред. от 16.04.2012 № 5) "О государственном регулировании производства, оборота и потребления табачного сырья и табачных изделий" запрещается переработка на давальческих условиях табачного сырья для производства табачных изделий, за исключением переработки, осуществляемой по решению Совета Министров Республики Беларусь.

8. Установление исключительного права (монополии) государства на осуществление отдельных видов деятельности. Возможность закрепления такого права за государством предусмотрена в ст. 13 Конституции Республики Беларусь. Так, Закон Республики Беларусь от 21.06.2002 N 110-З (ред. от 02.07.2009) "О драгоценных металлах и драгоценных камнях" закрепляет государственную монополию на опробование и клеймение ювелирных и иных изделий из драгоценных металлов и драгоценных камней, изготовленных на территории Республики Беларусь и (или) ввезенных на территорию Республики Беларусь для реализации (ст. 7). Согласно ст. 16 Закона Республики Беларусь от 25.11.2004 N 347-З "О государственном регулировании внешнеторговой деятельности" (далее - Закон "О государственном регулировании внешнеторговой деятельности") право на осуществление внешней торговли отдельными видами товаров может ограничиваться путем закрепления за государством исключительного права на внешнюю торговлю этими товарами, которое реализуется уполномоченными Президентом Республики Беларусь государственными органами, организациями, гражданами Республики Беларусь. Перечень указанных товаров определяется Президентом Республики Беларусь или по его поручению Правительством Республики Беларусь. По Указу Президента Республики Беларусь от 04.05.2007 N 209 (ред. от 21.06.2012) "О лотерейной деятельности на территории Республики Беларусь" государству принадлежит исключительное право на осуществление деятельности по учреждению и проведению лотерей.

9. Лицензирование соответствующих видов хозяйственной деятельности. В интересах национальной безопасности, общественного порядка, защиты прав и свобод, нравственности, здоровья населения, охраны окружающей среды право на осуществление отдельных видов деятельности, в том числе хозяйственной, может быть реализовано после получения в установленном порядке специальных разрешений (лицензий). Виды деятельности, подлежащие лицензированию, определены Указом Президента Республики Беларусь от 01.09.2010 N 450 (ред. от 01.07.2013) "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - Указ N 450).

10. Установление государственных норм и стандартов. С помощью данных правовых средств государство стремится обеспечить защиту жизни, здоровья и наследственности человека, имущества и охрану окружающей среды, надлежащее качество товаров, работ и услуг, проведение единой государственной политики в области технического нормирования, стандартизации и измерений, архитектурной, градостроительной и строительной деятельности и т.д.

11. Антимонопольные меры и развитие конкуренции. Посредством антимонопольных мер и содействия развитию конкуренции государство обеспечивает предупреждение, ограничение и пресечение монополистической деятельности субъектов хозяйствования, необходимые условия для добросовестной конкуренции, создание и эффективное функционирование товарных рынков, защиту прав потребителей.

12. Приватизация государственной собственности. Государство устанавливает порядок и осуществляет меры по разгосударствлению и приватизации государственной собственности, которые направлены на преодоление монополии государственной собственности, обеспечение реального многообразия форм собственности и хозяйствования, создание условий для развития предпринимательской деятельности.

13. Политика ценообразования. Для обеспечения сбалансированного развития экономики, решения социальных и других задач государство устанавливает правовые основы государственной политики в области ценообразования, определяет сферу применения регулируемого ценообразования, полномочия государственных органов, осуществляющих регулирование ценообразования и контроль за ним, а также права, обязанности и ответственность субъектов ценообразования.

14. Содействие развитию рынка ценных бумаг. Рынок ценных бумаг как неотъемлемая часть рыночной экономики нуждается в соответствующем правовом регулировании, которое должно способствовать мобилизации финансовых ресурсов, их перераспределению между различными сферами деятельности и эффективному использованию, гарантировать права инвесторов. Законодательство о рынке ценных бумаг определяет порядок выпуска и обращения ценных бумаг, профессиональной деятельности с ценными бумагами, организации и деятельности фондовой биржи.

15. Проведение внешнеэкономической и валютной политики. Внешнеэкономическая деятельность является одним из важнейших направлений в деятельности субъектов хозяйствования, и государство определяет правовые основы хозяйственной деятельности во внешнеэкономической сфере и ее государственного регулирования в целях обеспечения благоприятных условий для внешнеэкономической деятельности, защиты отечественных товаропроизводителей и экономических интересов страны. Валютное регулирование и валютный контроль направлены на обеспечение стабильности платежного баланса и национальной денежной единицы, экономической безопасности государства, поддержание устойчивого экономического роста и развитие международного сотрудничества.

16. Установление условий пользования землей и другими природными ресурсами. Природные ресурсы могут использоваться для осуществления хозяйственной деятельности, вовлекаться в хозяйственный оборот, и поэтому государство определяет их правовой режим не только в целом, но и в хозяйственном отношении. Основополагающая норма на этот счет содержится в Конституции Республики Беларусь, где в ст. 13 закрепляется исключительная собственность государства на недра, воды и леса. В собственности государства находятся и земли сельскохозяйственного назначения. Условия и порядок предоставления природных ресурсов для осуществления хозяйственной деятельности регулируются Кодексом Республики Беларусь о земле от 23 июля 2008 г. (в ред. от 22.01.2013),, Кодексом Республики Беларусь о недрах от 14 июля 2008 г. (в ред. от 02.05.2013), Водным кодексом Республики Беларусь от 15 июля 1998 г. (в ред. (в ред. от 14.07.2011), Лесным кодексом Республики Беларусь от 14 июля 2000 г. (в ред. 22.12.2011)и другими актами законодательства.

Прямое управление хозяйственной деятельностью осуществляется министерствами, другими республиканскими органами управления, государственными организациями, подчиненными Правительству Республики Беларусь, местными органами управления и самоуправления. Оно включает установление государственных заданий и заказов, выдачу плановых актов на получение (поставку) продукции (товаров), экспертизу инвестиционных проектов и иные конкретные действия по организации и осуществлению хозяйственной деятельности. Данный вид (форма) государственного регулирования хозяйственной деятельности в основном касается государственного сектора экономики.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-08; Просмотров: 337; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.043 сек.