Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Экологические аспекты взаимодействия природы и человека




 

Одной из сложнейших проблем современности, т.е. проблемой порожденной развитием самой человеческой цивилизации является взаимоотношение человека и природы. Суть проблемы состоит в том, что техногенная цивилизация воспринимает свое окружение как некую среду, которую оно должно поставить себе на службу, т.е. подчинить, покорить. При этом совершенно не учитывается то обстоятельство, что она имеет дело не просто с некой средой, но с самим местообитанием человека. Причем человек не создал эту среду, а приспособился к ней, сделав ее своим местообитанием. С введением термина «местообитание» вводится понятие «жизнь», т.к. «обитать» значит «жить». Т.о. говоря об окружающей среде, мы должны рассуждать не только об ее физико-химических закономерностях и свойствах, но и о биологических основаниях, ибо слово «био» есть ничто иное как «жизнь».

Жизнь современного человека так устроена, что он ищет во всем выгоду для себя. Окружающий его мир предстает как некий ресурс, что в переводе с французского означает «вспомогательное средство». Поэтому для того чтобы быть понятным, и если хотите - угодным современному человечеству, попытаемся рассмотреть окружающую среду как биологический ресурс. Под биологическим ресурсом будем подразумевать «биоту» т.е. совокупность всех организмов планеты.

Биота как биологический ресурс удовлетворяет две основные жизненные потребности человека: питание и здоровье. Это две потребности, отражают фундаментальные биологические основания жизни, без удовлетворения которых человек не может существовать как нормальный человек.

Однако, человек, не задумываясь о назначении биоты, позволил себе надругаться над ней, забыв, что он не господин, а лишь ее крохотная живая клетка.

Биота как жизнь способна противодействовать всяким внутренним и внешним воздействиям. Но способность эта не безгранична. Человек же как существо способное выходить в сферу трансцендентного, стал оказывать такое воздействие на биоту, что последняя начала не справляться с ним. Именно эту неспособность биоты обнаружил человек как угрозу собственному существованию и только тогда осознал, что он не только трансцендентное существо, но и земное.

Местообитание человека или, иначе говоря, его экосистема всегда подвергалось и подвергается тем или иным воздействием. В древности источником этих воздействий чаще всего выступала природа, в виде различных, стихийных бедствий. Со временем человек частично научился противостоять силам природы, частично смирился с ними, воспринимая их как должное. Однако всегда, на протяжении всей его истории, масштабы деятельности человека, были несоизмеримо меньше природных процессов. Человек был частью своей экосистемы, ибо его энергия соответствовала определенному трофическому уровню этой системы. Энергия человека была преимущественно продуктом пищевой энергии и частично энергией, отведенной от естественно протекающих природных процессов (ветра, течения рек и т.д.).

Таким образом, пока деятельность человека не была соизмерима с масштабом его местообитания, механизм отрицательной обратной связи не сказывался; но как только воздействие на экосистему стало носить глобальный характер, экосистема тут же “зажгла” красный свет.

Глобальность как фактор воздействия на местообитание человека выражается в следующем:

а) в сфере антропогенного воздействия оказалось вся природа Земли;

б) отрицательные последствия деятельности человека испытывают все народы планеты;

в) совокупная деятельность человека может так нарушить природное равновесие, что это подорвет естественное, биологическое основание жизни и приведет к гибели цивилизации.

Как следует из самого понятия, экосистема объединяет в одно целое биоту и абиотическую среду. Абиотическая среда есть окружающая среда. Если с этих позиций рассмотреть широко распространенную фразу «загрязнение окружающей среды» и вытекающий отсюда термин «загрязнитель», то смысл последнего станет очень расплывчатым. Ведь с точки зрения экосистемы «загрязнитель» - это всего лишь разновидность компонента абиотической среды. Что же позволяет и даже заставляет нас выделить «загрязнитель» из прочих компонентов экосистемы?

Как уже отмечалось, каждая экосистема должна обладать основополагающим ее свойством устойчивостью, которая поддерживается за счет гомеостаза т.е. обратной связи. Если гомеостаз не в состоянии поддерживать устойчивость экосистемы, то она начинает изменяться, т.е. возникает сукцессия.

Для того чтобы выяснить, как человек должен осуществлять свою гомеостатическую деятельность, разделим антропогенные компоненты абиотической среды на следующие группы:

1. компоненты, образовавшиеся в результате производственной деятельности (промышленные отходы);

2. компоненты, образовавшиеся в результате жизнедеятельности (мусор, биогены);

3. компоненты, используемые в аграрной сфере (пестициды, удобрения).

Все указанные компоненты, в том или ином виде, сопровождали человека на протяжении всей его истории. Так, например, дым и зола от костра могут быть отнесены как к первой, так и ко второй и к третьей группе. Главный вопрос состоит в том, способны ли продукты деятельности человека стать источником энергии в циклической сети экосистемы?

Как показала практика, существует целый ряд антропогенных компонентов, которые не могут быть использованы в рамках существующей экосистемы. В этом случае они становятся источником энергии для преобразования самой экосистемы, возможно даже путем его полного уничтожения. Например, сжигание топлива приводит к образованию диоксида серы и окислов азота, которые смешиваясь с водяными парами атмосферы образуют так называемые кислотные осадки, т.е. серную и азотную кислоты. Последние выпадая на воду и почву, повышают их кислотность, в результате чего погибают микроорганизмы, а также молодь обитателей водоемов. Если в воде или почве не найдутся раскислители, способные вовремя нейтрализовать действие кислоты, то могут погибнуть целые популяции.

Деятельность ТЭС, поставляющей диоксид серы, не связана непосредственно с численностью мальков ни ближних, ни дальних водоемов. Только человек может замкнуть эту цепь, ибо он управляет работой ТЭС и способен осознать все последствия гибели флоры и фауны. Однако деятельность человека находится в противоречивой ситуации: рост мощности ТЭС является для него положительной обратной связью, а гибель биоты отрицательной.

Современная ситуация сложилась таким образом, что в своей деятельности, человек больше управляется положительной обратной связью чем отрицательной. Для того чтобы снять это противоречие необходимо каким то образом увязать производственный процесс с экологией, т.е. человек должен руководствоваться эколого-экономическими показателями.

Другой путь, это увязать экосистему с экономикой, т.е. выявить в развитии устойчивости экосистемы некие экономические или, скорее всего, социально- экономические показатели (например, трудоспособность).

На сегодняшний день, уже созданы методики затратно-прибыльного анализа предприятия, с учетом экономических показателей производства. Если графически изобразить прибыль производства и расходы на экологию, то получится следующая картина Рис.1.1.

Сокращение загрязнения

 

Рис. 1.1. Зависимость прибыли производства и расходы на экологию

 

Из рисунка 1.1. видно, что прибыль превосходит затраты при умеренной степени очистки. Но когда степень очистки стремится к 100 %, кривые пересекаются и затраты начинают превосходить прибыль. В этом случае, разумнее заменить производство на то, которое позволит извлечь больше прибыли при тех же затратах. При этом, для любого производственного процесса можно рассчитать наиболее оптимальную область, позволяющую получить максимальную прибыль с учетом издержек на экологические требования.

Гомеостатическая деятельность человека предполагает не только нормативность, но и определенное поведение. Последнее не может быть строго нормированным, т.к. предполагает свободный выбор. Для того чтобы поведение человека находилась в согласии с принципами функционирования экосистемы, необходимо выработать определенное мировоззрение. Выработкой такого мировоззрения занимается экологическая этика. В первые, в рамках философского курса, экологическая этика была введена в 1971 г. в США (в университете штата Висконсин).

Экологическая этика исходит из той посылки, что традиционная метафизика и обусловленная ею мораль, в особенности христианская, как утверждает крупнейший историк и философ А. Тойнби, является источником современных экологических проблем /14/.

Для того чтобы выработать новое мировоззрение, экологическая этика должна: во-первых, пересмотреть метафизические основания нашего мышления, и во- вторых, включить природу в сферу моральной оценки.

В настоящее время в философии не выработано единого подхода к решению возникших перед ней проблем, ибо очень сложно установить общий «моральный знаменатель» между человеком и прочими живыми организмами.

Однако, несмотря на сложность проблемы, уже появились работы, так или иначе (пытающиеся) решить эти проблемы. Наиболее значимой из них является этика «Благоговения перед жизнью» написанная лауреатом Нобелевской премии мира (1952 г.) немецко-французским философом Альбертом Швейцером (1875 - 1965). Рассмотрим основные положения этой работы.

Швейцер считает, этика возникает благодаря глубокому осознанию мироутверждения, что исходит из личного жизнеутверждения; все это заложено в воле к жизни, которую человек и реализует. В процессе такой реализации познание мира превращается в его переживание, в результате чего человек начинает ощущать внутреннее единение с миром. Это чувство Швейцер и называет «благоговением перед жизнью». Из этого чувства вырастает мистика этического единения с бытием. Единящим началом, т.е. позволяющим распространять этические принципы не только на человека но и все живое вокруг является - Жизнь. Более того, Швейцер считает, что из этого понятия должно исходить и сама философия, (для Швейцера, философия должна быть насквозь этикой). Вот как он вводит в философию понятие «жизнь»: «я - жизнь, которая хочет жить, я - жизнь среди жизни, которая хочет жить». Исходя из этого понятия, Швейцер выводит понятия «добра» и «зла». Первое способствует «жизни» а второе, на оборот, препятствует. Быть нравственным, это, значит, исходить из «святости жизни».




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-08; Просмотров: 561; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.