КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Оснащение занятия. Рекомендованная литература
Рекомендованная литература Задания (задачи) для самоподготовки Вопросы для самоподготовки Исходные знания и умения Учебная цель Тема № 3 МЕТОДИКА ИСПОЛЬЗОВАНИЯ УЛЬТРАФИОЛЕТОВОГО ИЗЛУЧЕНИЯ С ЦЕЛЬЮ ПРОФИЛАКТИКИ ЗАБОЛЕВАНИЙ И САНАЦИИ ВОЗДУШНОЙ СРЕДЫ
1.1. Закрепить и дополнить знания студентов о биологическом действии и гигиеническом значении ультрафиолетовой радиации (УФР). 1.2. Овладеть методикой организации УФ облучения (УФО) людей с профилактической целью и для контроля за его проведением. 1.3. Освоить методику санации воздуха УФР и оценки ее эффективности.
2.1. Знать: 2.1.1. Основные виды биологического действия УФР. 2.1.2. Нарушения здоровья и заболевания, вызванные недодостатком и избытком УФР. 2.1.3. Виды источников УФР искусственного происхождения. Фотарии. 2.1.4. Методы измерения и оценки интенсивности УФР.
2.2. Уметь: 2.2.1. Использовать УФР для профилактики заболеваний и санации воздуха в лечебно-профилактических, детских учреждениях и на производстве. 2.2.2. Рассчитывать профилактическую дозу и выбирать режим УФ облучения. 2.2.3. Пользоваться прибором Ю. Кротовая для посева проб воздуха с целью определения микробного загрязнения и оценивать эффективность санации воздуха УФР по данным подсчета колоний на мясо-пептонном агаре (МПА) в чашке Петри до и после облучения воздуха УФР.
3.1. Основные виды и механизмы биологического действия УФР: биогенное - общестимулирующее, пигментообразующее, Д-витаминообразующее и абиогенное - бактерицидное, вирулицидное, канцерогенное и другие. 3.2. Отличительные свойства биологического действия отдельных диапазонов УФР - областей А, В, С.
3.3. Понятие эритемной, физиологической и профилактической дозы УФ облучения, количественное их выражение при различных методах определения интенсивности УФР. 3.4. Нарушения здоровья и заболевания, связанные с дефицитом УФР. 3.5. Основные симптомы “солнечного голодания” и показания для профилактического УФО.
3.6.Использование УФР для первичной и вторичной профилактики различных заболеваний. 3.7. Виды искусственных источников УФР, характеристика принципа их действия, основные технические данные. Фотарии. 3.8. Избыточное облучение человека излучением Солнца и искусственных источников УФР. “Озоновые дыры” как гигиеническая проблема. УФР как профессиональная вредность. 3.9. Методы и средства защиты от чрезмерного УФ облучения.
4.1. Определите физиологическую и профилактическую дозу УФ облучения для себя на основании определения эритемной дозы биодозиметром Горбачева, которое вы делали на предыдущем занятии. 4.2. Получение профилактической дозы УФО при использовании маячного облучателя с 10 лампами ЛЭ-30 мощностью по 30 Вт на расстоянии 0,5м обеспечивается на протяжении 2 минут. Рассчитайте, на каком расстоянии от облучателя необходимо разместить группу детей детского садика, чтобы они получили профилактическую дозу за 5 минут. 4.3. Для санации воздуха в школьном классе (площадь 50 м2, высота 3,5 м) в период эпидемии гриппа использовали облучатель с лампами БУВ-30 на протяжении 1 часа. Посев воздуха на МПА в чашке Петре до и после облучения осуществляли прибором Ю.Кротова (скорость посева 20 л/мин на протяжении 10 мин). Дайте гигиеничную оценку эффективности санации, если до санации на МПА в чашке Петри проросло 65 колоний, а после - 12.
5. Структура занятия
После проверки подготовки студентов к занятию и рассмотрения теоретических вопросов по теме студенты переходят к самостоятельной работе, которая включает:
5.1. Определение эритемной и расчет профилактической дозы УФО (приложение 3 к предыдущему занятию и приложение 1 к этому). Эитемную и профилактическую дозу УФО от искусственного источника УФР студенты определяют на основании облучения предплечья с использованием биодозиметра Горбачева на предыдущем занятии, а от Солнца и небосклона - с помощью таблиц (приложение 1). 5.2. Оценка эффективности санации воздуха УФР и бактерицидными лампами приведена в приложении 2 к этому занятию. Для определения бактерицидного эффекта УФР лаборатория (или студенты предыдущих групп) выполняют посев воздуха на МПА в чашке Петри с помощью аппарата Кротова до и после облучения помещения бактерицидными лампами. Затем чашки помещают в термостат при температуре 37°С на 24 ч. Количество колоний в чашках студенты подсчитывают на занятии, результаты оценивают согласно таблице, приведенной в приложении 2. 5.3. Решение ситуационных задач относительно профилактического УФО определенных контингентов людей (детей дошкольного и школьного возраста, людей в условиях отсутствия или недостатка солнечной радиации, больных с хроническими болезнями сердечно-сосудистой системы и других, приложение 3) и относительно санации воздуха помещений.
6.1. Основная: 6.1.1. Загальна гігієна. Пропедевтика гігієни. /Є.Г.Гончарук, Ю.І.Кундієв, В.Г.Бардов та ін./ За ред. Є.Г. Гончарука. – К.: Вища школа, 1995. – С.207-239. 6.1.2. Общая гигиена. Пропедевтика гигиены. / Е.И.Гончарук, Ю.И.Кундиев, В.Г.Бардов и др. – К.: Вища школа, 2000. – С. 31-36. 6.1.3. Габович Р.Д., Познанський С.С., Шахбазян Г.Х. Гигиена. – К.: Вища школа, 1983. – С.90-94. 6.1.4. І.І.Даценко, Р.Д.Габович. Профілактична медицина. Загальна гігієна з основами екології. – 2-ге вид.: К.: Здоров¢я, 2004. - С. 445-446. 6.1.5. Загальна гігієна. Посібник до практичних занять. /І.І.Даценко, О.Б.Денисюк, С.П.Долошицький та ін. /За ред. І.І.Даценко. –2-ге вид. – Львів: „Світ”, 2001. – С. 78-84. 6.2. Дополнительная: 6.2.1. Пивоваров Ю.П., Гоева О.Э., Величко А.А. Руководство к практическим занятиям по гигиене. - Г., Медицина, 1983. - С. 199-210.
1. Дозиметр автоматический ультрафиолетовый ДАУ-81. 2. Биодозиметр Горбачева. 3. Лампы эритемные ЛЭ-30, увиолевые ЭУВ-30, бактерицидные ЛБ-30, БУВ-30.
4. Аппарат Кротова. 5. Чашки Петри с мясо-пептонным агаром, с выполненным посевом воздуха помещения до его санации и после санации лампами ЛБ-30 или БУВ-30. 6. Таблицы определения продолжительности солнечных ванн.
Приложение 1.
Использование Солнца и искусственных источников УФР для первичной и вторичной профилактики хронических сердечно-сосудистых заболеваний с лечебной целью
Практической медициной и специальными исследованиями (В.Г.Бардов, 1990) накоплен значительный материал о положительном действии естественного (солнечного) и искусственного УФ облучения (УФО) в профилактических дозах по соответствующим схемам на развитие и течение сердечно-сосудистых заболеваний. У таких больных после профилактического курса УФО повышается тонус коры головного мозга, нормализуются процессы возбуждения и торможения, улучшается состояние вегетативной нервной системы, повышается активность ряда ферментов, увеличивается содержание гемоглобина в крови, нормализуется липидный обмен, проницаемость мембран клеток, стимулируется минеральный, особенно фосфорно-кальциевый обмен, снижается артериальное давление при гипертонии, уменьшается частота и тяжесть гипертонических кризов, становятся лучше большинство показателей функционального состояния сердечно-сосудистой системы, уменьшается количество приступов стенокардии, случаев инфаркта миокарда, мозгового инсульта. Для первичной и вторичной гелиопрофилактики перечисленных заболеваний и функциональных состояний организуются аеросолярии (солнечно-воздушные ванны) и лечебные пляжи, на которых должны быть исключены условия как перегревания, так и переохлаждения организма (защита от ветров). Для приема солнечных ванн целесообразнее использовать топчаны или шезлонги, реже пляжный песок. Продолжительность инсоляций определяется при помощи специальных таблиц, составленных с учетом солнечного климата местности (табл.1).
Таблица 1. Расчетный метод определения доз профилактического УФ облучения при проведении солнечных и небесных ванн с помощью таблиц (для 490- 510 северной широты, т.е. Северных регионов Украины).
Продолжительность облучения в минутах.
Искусственные источники УФ радиации для профилактического облучения - разных конструкций облучатели и фотарии оборудуются эритемными лампами ЛЭ-15, ЛЭ- 30 и прочие, которые не генерируют нежелательного коротковолнового УФ излучения, более короче 285 нм (рис. 3.1, 3.2).
Рис. 3.1. Маячный облучатель
Рис. 3.2. Фотарий с двухсторонними рядами эритемных ламп Перед облучением определяют эритемную дозу (биодозу), а затем, пользуясь таблицей 2, определяют расстояние и продолжительность профилактического облучения. Таблица 2.
Дата добавления: 2014-12-08; Просмотров: 527; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |